МИФ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МИФ
элемент искаженной картины мира, в котором одно-два качества информации становятся доминирующими в ущерб другим качествам.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

МИФ
выдумка, вымысел, ненаучное представление (особенно у древних народов) о явлениях природы, о человеке, о происхождении мира, о богах, о легендарных героях и т.п.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Миф
греч. mythos - сказание, предание) - 1. древнее представленние какого-то исторического события, имеющее важное значение для данной культуры; 2. у К.Юнга - компонент коллективного бессознательного, который подлежит анализу; 3. выдумка, вымысел.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МИФ
возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения, воплощаемая в сказаниях и повествованиях.
Согласно З. Фрейду, миф - тот шаг, посредством коего отдельный индивид выходит из массовой психологии. Первым мифом был психологический, героический; пояснительный миф о природе, видимо, возник много позже.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МИФ
наивная форма научного объяснения мира, принимаемая совершенно серьезно, в отличие от сказки, к–рая изначально воспринимается как недействительное. По мере интеллектуального роста ребенка мифологемы отмирают, а сказка живет всегда. Сказки объективируют чувства ребенка, в этом их сходство со сновидениями. Мифы имеют познавательную функцию понимания действительности, они создают сферу гипотетического мышления.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

МИФ
1. В переводе с греческого означает рассказ илиречь, история, имеющая неизвестное происхождение или в происхождение которой невозможно проверить, но которое является частью традиций культуры или группы. Обычно миф содержит некоторый объяснительный компонент, якобы связывающий исторические события, особенно важные для данной культуры. В Юнгинианской теории мифы стали одним из объектов анализа коллективного бессознательного. 2. Ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространенное убеждение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МИФ
история, рассказ неизвестного происхождения или сведения, полученные из не поддающихся проверке источников. М.-это выдумка, вымысел, ненаучное представление о явлениях природы, человеке, происхождении мира, богах и легендарных героях и т. п. Часть содержащихся в М. объяснений некоторых событий касается, например, истории соответствующей социальной общности (группы, нации, государства и т. п.). М. являются частью традиционной культуры людей, принадлежащих к той или иной социальной общности. В теории К. Юнга М. стали предметом специального анализа как носители и выразители архетипов, которые, по Юнгу, представляют собой основу коллективного бессознательного. См. архетип, коллективное бессознательное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мифы
myths) М. - это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, - естественно, с привлечением сверхъестественных сил, предков и героев. Для психологии М. оказываются полезными в качестве источника материалов, обогащающих наше понимание челов. поведения. Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полностью объясняла бы весь спектр М. или даже один М. З. Фрейд говорил, что М., подобно сновидениям, являются королевской дорогой к бессознательному. К. Юнг утверждал, что М. репрезентируют врожденное коллективное бессознательное с универсальными символами и архетипами, а не личное бессознательное. См. также Литература и психология Р. Заслоу

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

МИФЫ

En.: Myths
Мифы являются попытками объяснить трудные для понимания феномены pvistrauss, 1958). Миф, как правило, обращается к историям или феноменам, которые постичь проще. Нам необходимы образы, для того чтобы мыслить.
Появление гипноза в мире науки потребовало обращения к образам, метафорам и мифам, с которыми прочно связаны имена великих предшественников. Некоторые мифы являются помехами, вводя в обиход небезобидные понятия; например миф об одержимости или о подчинении хозяину. «Мифы - активные элементы гипноза» (Godin, 1991).
Образы же, напротив, хорошо вписываются в техническую мифологию нашей эпохи; их преимущество состоит в том, что они не делают акцент на власти терапевта: «Ваш мозг работает как компьютер. Вы можете научиться брать в скобки некоторые аспекты вашего «Я», в частности, вы отключаетесь о того, что вас окружает в настоящий момент. Теперь ваша энергия полностью используется для внутренней работы... Ваш мозг может начать поиск воспоминаний, о которых вы не подозреваете... Он способен включать программы поиска решений, не передавая этого на экран вашего сознания, и т. д.»

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Миф
(греч. mytos — сказание) — появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально–вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. М. есть символ той ситуации, которая сложилась на горячей границе между человеческим миром и остальной вселенной. (М. Лифшиц). В первобытном и традиционном обществах М., повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
В числе особенностей М.: произвольное (алогичное) соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм, увеличение зооморфных элементов в архаических пластах культуры.
Сопоставление мифологических образов — архаических и более поздних — свидетельствует о том, что М. периодически подвергается трансформации и распаду. Попытки вскрыть характер и причины этих изменений составляют одну из главных тем в трудах таких мыслителей, как ДЖ.Вико и Ф. Шеллинг, О. Шпенглер и А. Тойнби. Макс Вебер развивал идею исторической рационализации картины мира, которая, по его мысли, неизбежно приводит к их «разволшебствлению». При этом распад мифологической структуры всегда означал появление нового М..
Анализ первичного материала позволяет рассматривать М. как фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее его целостность — целостность индивидуума, коллектива — через целостность мировосприятия. Эта структура, своеобычная для каждой культуры, определяет многие важные параметры функционирования социума: нарушение меры мифологического чревато, с одной стороны, стагнацией, с другой — распадом. Эпоха, цивилизация, личность живут в пространстве своего М.; идеология, религия, которые выступают как специализированные области локализации М. — институты, выполняющие стабилизирующую и генерирующую функцию. При этом в переходные периоды, когда традиционные структуры оказываются разрушенными, индивидуальное сознание само создает подобные структуры. Индивидуальное духовное пространство, индивидуальное представление, мифологическое отдельного человека находятся под воздействием коллективных стереотипов, но полностью им не адекватны.
Можно критически относиться к тем или иным положениям отдельных теорий, рассматривающих мифологическую ментальность с точки зрения всеобщих элементарных представлений (Elem entargedanken А. Бастиана), подсознательных сексуальных мотиваций З. Фрейда, бессознательного автоматизма Ф. Боаса, прелогизма Л. Леви–Брюля, коллективных представлений социологической школы, сенсомоторной основы интеллекта А. Валлона и Ж. Пиаже, конкретизирующих положения ритуалистической школы, категорий архетипов коллективной памяти М. Элиаде, коллективно–бессознательных ментальных структур К. Леви–Стросса, архетипов К. Г. Юнга, пререфлективного сознания М. Мерло–Понти и др. — тем более что некоторые существенные стороны концепций имеют чисто гипотетический характер. Однако при этом невозможно отрицать то, что содержится едва ли не во всех теориях М., — указание на первостепенную роль подсознания в первобытной ментальности, особенно в таких ее проявлениях, как мифология, искусство, в которых бессознательное становится фактором социализации и — при известных обстоятельствах — объектом рационализации. (Фанталов А. Н.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

МИФ
(Myth; Mythos). Исследования содержаний сновидений, а также изучение галлюцинаций психотиков привели Юнга к заключению, что существует множество психических взаимосвязей, параллели которым следует искать в мифологии. Исключая предшествующие ассоциации со стороны своих пациентов или какие-либо «забытые знания» о таких ассоциациях, Юнг оказался перед психическим компонентом, независимым от сознательных влияний. Постепенно он пришел к выводу, что предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психики. Он предположил существование коллективного бессознательного или хранилища архетипических структур, опыта и тем. М. представляют собой истории архетипических столкновений. Так же как волшебная сказка аналогична работе личного комплекса, М. оказывается метафорой для действий архетипа per se. Подобно своим предшественникам, современный человек продолжает оставаться мифотворцем, он вновь и вновь разыгрывает драмы столетней давности, основанные на архетипических темах, и, благодаря способности к сознанию, может освободиться от их принудительных объятий. В ряде М. самые первые боги и богини представляют собой основное формирование, которое раскрывается или дифференцируется в рассказах потомков. Мифические сказки являются иллюстрацией того, что происходит, когда архетип захватывает бразды правления, а человек утрачивает сознательный контроль. Напротив, индивидуальность заключается в конфронтации и диалоге с такими судьбоносными силами, в признании их первородной мощи, но не в повиновении им. Современная психология, считал Юнг, должна иметь дело с продуктами бессознательной фантазии, включая мифологические мотивы, служащие заявлениями психики о себе. Мы не изобретаем М.; мы переживаем их. «Мифы — это подлинные откровения досознательной психики, непроизвольные заявления о психических событиях» (Собр. соч. Т. 9L Парагр. 261), к примеру, писал Юнг, М. не представляли, а скорее были психической жизнью первобытных. Когда такие мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, они передают жизненный смысл. Не следует считать, что они просто соответствуют определенным коллективным элементам, аналитик должен сознавать, что худо или бедно, но эти элементы реактивируются в душе сегодняшнего человека. Не только поведение бессознательного имеет сходство с действием М., но и мы сами участвуем в «живущем и прожитом мифе». В М. отражается патология, тогда как сознание имеет возможность расширить или углубить мифические темы. Следовательно, представление Юнга о мифологии прямо противоположно тому, которого придерживался Фрейд, и имеет отношение к регрессии. Регрессию, которая всегда предполагает архетипическое поведение, можно рассматривать не только как попытку избежать реальности, но также как поиск новых мифологем, с помощью которых можно реконструировать реальность. И опять, Юнг понимал, что аналитики упускают мифологические мотивы, трактуют их неправильно, когда видят в них только этикетки для определенных образцов психического поведения, вместо того чтобы считать их символами, динамически активирующими и делающими реальным открытие новых возможностей (см. ИНЦЕСТ; СИМВОЛ). Существует, конечно, и опасность буквального восприятия М. М. аналогичен определенным аспектам личного опыта, но его нельзя рассматривать как заменитель без соответствующей инфляции. Он обеспечивает метаморфическую перспективу, но не является толкованием или предзнаменованием, которое будет выполнено. Это не-личностный образ, который обеспечивает психическое пространство для индивидуального выражения. См. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

МИФ
древнее повествование о жизнедеятельности богов и героев, сотворении мира, происхождении людей и животных, возникновении обычаев и обрядов.
   Становление психоанализа сопровождалось обращением З. Фрейда к мифу об Эдипе. В частности, в письме В. Флиссу (1858–1928), написанном 15 октября 1897 г., он высказал несколько соображений по поводу греческой легенды об Эдипе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он подчеркнул, что «миф об Эдипе возник из древнейшего материала сновидения, который имеет своим содержанием тягостное расстройство отношений к родителям благодаря первым движениям полового чувства». Говоря о том, что родители играют преобладающую роль в детской душевной жизни всех психоневротиков, основатель психоанализа исходил из положения, согласно которому психоневротики со своими дружелюбными и враждебными желаниями по отношению к своим родителям воплощают картину преувеличения, интенсивно и отчетливо наблюдаемую у большинства детей. В подтверждение этой истины древность завещала нам «чрезвычайно убедительный миф, глубокое и всеобъемлющее значение которого становится понятным лишь при помощи установления общеобязательности вышеуказанных черт детской психологии».
   В дальнейшей своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд неоднократно апеллировал как к мифу об Эдипе, так и другим мифам, иллюстрирующим различные психоаналитические идеи и способствующим лучшему пониманию природы психических заболеваний. Его обращение к мифам нашло свое отражение, в частности, в таких работах, как «Мифологическая параллель пластического навязчивого представления» (1916), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «О добывании огня» (1932). Как подчеркивал основатель психоанализа в работе «О добывании огня», в мифе богам позволено удовлетворять все желания, от которых человек должен отказаться, например, желание инцеста.
   По мере становления и развития психоанализа многие исследователи последовали примеру З. Фрейда и сосредоточили свои усилия на исследовании древних мифов. Так, О. Ранк (1884–1939) в своей работе «Миф о рождении героя. Опыт психологического толкования мифов» (1908) заметил, что в вопросе о происхождении мифов деятельности фантазии следует отвести первое место, а также дал характеристику мифа как параноидного образования и подчеркнул, что рассмотренные им мифы о герое «во многих своих сущностных чертах совпадают с маниакальными идеями определенного круга душевнобольных людей, страдающих манией преследования и манией величия, так называемых параноиков».
   К. Абрахам (1877–1925) опубликовал работу «Сновидение и миф. Очерк коллективной психологии» (1909), в которой дал анализ мифа о Прометее, провел аналогию между между мифом и сновидением и выдвинул утверждение, гласящее, что «миф есть отрывок пережитой духовной жизни детства народа» и что «каждый народ окружал начало своего существования мифом, удивительно напоминающим бредовые идеи о происхождении у душевнобольных».
   В труде О. Ранка и Г. Закса (1881–1947) «Психоаналитическое исследование мифов и сказок» (1913) отмечалось, что психоанализ не только предлагает определенный метод толкования мифа, но и обосновывает необходимость объяснения его при помощи того значения, которое имеет бессознательное при создании мифов. По их мнению, психоанализ заменяет поверхностное сравнение генетическим исследованием, позволяющим «рассматривать мифы как измененные остатки желаний-фантазий целых народов». Миф – не индивидуальный продукт, как сновидение, но и не такой устойчивый, окончательно сложившийся, как произведение искусства. «Создание мифа – это процесс, который никогда не заканчивается и приспосабливается последующими поколениями к их религиозному, культурному, этическому уровню, или, говоря языком психологии, к данной стадии вытеснения».
   Последующие психоаналитики также уделяли значительное внимание изучению мифов и использованию их материала в своей интерпретационной деятельности в процессе аналитической терапии. В современном психоанализе в центре рассмотрения и переосмысления находятся прежде всего такие мифологические построения, как миф об Эдипе и Нарциссе.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001