Мифология современная это что такое Мифология современная: определение — Психология.НЭС
Мифология официальная МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Мифология современная

Найдено 1 определение:

Мифология современная

феномен, характерный для массовой психологии XX в. описан К.Г. Юнгом, показавшим архетипическую природу мифа о "летающих тарелках". М. с. имеет опору в коллективном бессознательном, которое порождает доверие к ложным интерпретациям действительных фактов, сообщениям мифоманов, относящихся к психопатам параноидного круга, описаниям галлюцинаторных состояний, выдаваемых за рассказы очевидцев. Мифогенная природа средств массовой информации сказывается в распространении сообщений о контактах с инопланетными цивилизациями, существовании регионов, фатально опасных для мореплавания ("бермудский треугольник") или представляющих поле взаимодействия с эзотерическими силами (Шамбала и т.п.). Оживление внимания к иррациональной проблематике является по своему социальному существу защитной психологической реакцией на рост влияния естественных наук на образование, экономику, военную технику. М. с. противостоит официальной мифологии, претендуя на известную независимость взглядов. Глобальное распространение М. с. составляет характерный психологический симптом духовного неблагополучия, инфляции ратифицированных религией ценностей, социальной нестабильности. А.А. Брудный
Оцените определение:

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Найдено рефератов по теме Мифология современная — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Мифологические компоненты личностных смыслов любви в юношеском возрасте

Богдановская Ирина Марковна
Представлены результаты исследования современных мифов о любви в юноше ском возрасте. Проведена реконструкция системы личностных смыслов, репрезенти рующих субъективную картину любовных взаимоотношений. Подтверждена гипотеза о том, что в структуре личностных смыслов любви обнаруживаются компоненты тра диционной и социальной мифологии, отражающие глубинные мотивы взаимоотношений, в разной степени осознанные установки по отношению к объекту любви, определенную схему, сюжет или сценарий, определяющий поведение по отношению к партнеру.
Скачать PDF

Мотивационная семантика в структуре архетипного сознания (на примере исследования мифологии «Превращ

Борко Татьяна Иосифовна.
Рассматриваются мотивационные и семантические аспекты феномена возникновения в архаическом сознании мифологемы уподобления зверю. Описаны репрезентации семантики «превращения» в зверя шаманами, полученные на основании реконструкции сюжетов о животном-тотеме, обрядовой практики инициаций и шаманского ритуального облачения.
Скачать PDF

Некоторые аспекты проявления мифологического в советской ментальности

Высоцкая Александра Леонидовна
В статье дается попытка сопоставить архаическую и советскую ментальность. Представлен сравнительный анализ механизма формирования мифологической ментальности советского общества с системной точки зрения и рассматривается ритуально-коммуникативная практика как средство трансляции общественных ценностей.
Скачать PDF

Этническое самосознание личности: мифологический дискурс

Дугарова Туяна Цыреновна
В статье рассматриваются особенности этнического самосознания бурят. Автор особо выделяет роль мифологического дискурса в развитии этнического сознания. В условиях нестабильности общества способом обеспечения устойчивых отношений с миром оказывается активизация мифа, архетипических структур сознания, когда рациональные представления о собственной идентичности и о причинах происходящих в обществе изменений замещаются представлениями, тяготеющими к архаической картине мира. Традиционные родоплеменные отношения "мы − они", сохранившиеся до настоящего времени в бурятском обществе, позволяют автору говорить о проблемах родоплеменного капсулирования у бурят.
Скачать PDF

Влияние личностных особенностей на отношение к мифологическим персонажам

Перевозкина Юлия Михайловна
Представлены эмпирические данные, раскрывающие основные закономерности восприятия мифологических персонажей в зависимости от личностных особенностей. Предполагается, что при восприятии мифологических персонажей, субъект проецирует свои личностные свойства на воспринимаемый объект и идентифицируется с ним.
Скачать PDF

Мифологическая логика как специфическая форма рациональности

Целыковский Алексей Андреевич
Основной задачей данной статьи является поиск элементов рациональности в структуре мифа. С целью обоснования корректности и приемлемости понятия «мифологическая рациональность» рассматриваются некоторые теории мифотворчества, наиболее ярко демонстрирующие наличие в мифе элементов рациональности. К числу подобных теорий относится, прежде всего, структурализм. Кроме того, рассматривается психологическая интерпретация мифа. В результате проведенного исследования можно говорить о том, что для мифа как способа осмысления реальности характерно наличие специфической формы рациональности
Скачать PDF

Юнг: символизм, мифология, индивидуация

Ванеян С.С.
В статье приведены ключевые положения учения Юнга: символизм, мифология, индивидуация с подробными дефинициями и примерами. Даны отличия ряда положений юнгианства от фрейдизма с подробными дефинициями и примерами.
Скачать PDF

Мифологическое сознание и рефлексивно-критическое мышление в оценке субъективного качества жизни

Шаповал Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются полярные когнитивные практики конструирования современной личностью субъективного качества жизни: рефлексивно-критическое и мифологическое мышление. Основой этих процессов определяется личностно-смысловая интерпретация действительности с разным потенциалом и эффективностью в оценке человеком качества своей жизни. Представлены объективные достоинства и риски рефлексивно-критического мышления и опасность мифологического сознания для субъективного качества жизни.
Скачать PDF

Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама

Абакумова Ирина Владимировна, Гримсолтанова Разет Эльбрусовна, Мирошниченко Александр Владимирович
В статье раскрывается актуальность религии и мифа, их фундаментальные функции и функции в экзистенциальных вопросах личности. Главным образом описываются роль и место религии и мифа в экзистенциальных вопросах молодежи постконфликтного региона юга России. Изучено влияние чрезмерной мифологизации религиозных контентов на ценностно-смысловую сферу юношей и девушек студенческого возраста, поскольку избыточная мифологизация может порождать экзистенциальные страхи и выполнять функцию деструктивной трансформации и деформации личности. Также в данной статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению психологических особенностей мифологических страхов в Чеченской Республике у представителей молодежи с разными ценностно-смысловыми установками. Описаны различия в акцентуациях характера, темперамента, локуса контроля и уровня тревожности испытуемых юношеского возраста, испытывающих высокий уровень переживания мифологических страхов, и испытуемых юношеского возраста, не испытывающих высокий уровень переживания таких страхов. Для определения уровня переживания мифологических страхов (страха одержимостью джинном), гендерной классификации и распределения подгрупп по степени выраженности мифологических страхов, нами была использована авторская анкета из 24 вопросов, состоящая из 5 шкал. Для выявления индивидуальных особенностей всех испытуемых и различий в индивидуальной сфере тех, кто испытывает высокий и средний уровень переживания мифологических страхов независимо от половой принадлежности, нами были использованы: методика Г. Айзенка по определению темперамента; тест выявления локуса контроля по Дж. Роттеру; опросник Г. Шмишека по оценке акцентуаций характера; анализ уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова). Все полученные результаты описываются в статье и приводятся в таблицах.
Скачать PDF

МИР И ТЕЛО: ИНВЕРСИЯ МЕТАФОРО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

Верещагина Наталья Викторовна, Комаров Сергей Владимирович
Статья посвящена исследованию роли тела в мифологических моделях освоения действительности. Человеческое тело является одним из инструментов постижения реальности. Формирование идей, возникающих в условиях познания окружающего мира, обусловлено взаимодействием тела с пространством, оно может также выступать в качестве объяснительной модели, «набрасываемой» на мир и его объекты. Однако данность тела для человека отнюдь не очевидна, т.к. его обнаружение, как правило, происходит тогда, когда имеет место сбой в работе тела (болезни, слабость, усталость, возбуждение и т. п.). Открытие тела как особого объекта действительности имеет сходные механизмы в процессе онто-и филогенеза, однако особенностью филогенеза является то, что тело становится конструктивным элементом самого метафоро-мифологического механизма. Выдвигается гипотеза о том, что в рамках мифологического освоения действительности происходит инверсия роли телесности: на ранних стадиях развития культуры тело служит основанием мифологизации мира, на поздних мир основанием мифологизации тела. Показано, как на ранних стадиях развития общества образы телесности служат первоначальными метафорами мифологического понимания мира, хотя само тело не подвергается мифологизации. В эпоху Возрождения и Нового времени происходит оборачивание этой метафоро-мифологической схемы, и образы обычных предметов мира (зданий, механизмов и технических устройств) приводят к возникновению современных мифических представлений о самом теле.
Скачать PDF

КУЛЬТУРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕНТАЛИТЕТА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Маркина Нина Витальевна, Менщикова Ирина Александровна
Обозначены подходы к изучению осознаваемых и неосознаваемых аспектов трансформации менталитета педагогов. Выявлено сходство культурно-мифологической структуры менталитета педагогов и студентов-будущих учителей. Дифференцированы типы менталитета педагогов на основе идентификации образа «Я» и образа социальной роли «Креативщик».
Скачать PDF