ОЩУЩЕНИЕ
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
простейший психический познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании человека отдельных сторон и качеств предметов и явлений действительности. Ощущение субъективный образ объективного мира, начальный источник всех знаний.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Виды. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Психологическими характеристиками ощущений являются: 1. абсолютный порог чувствительности или лимен (лат. limen – порог, дверь, вход, начало, дом); 2. физиологический порог чувствительности; 3. структурная сложность, любое ощущение образуют рецепторный и эмоциональный компоненты; 4. явления адаптации и габитуации; 5. влияние на психический тонус и 6. чувствительность к различению.
Патология в сфере ощущений проявляется (см.): 1. снижением порога чувствительности (гиперестезией); 2. ослаблением или выпадением чувствительности (гипестезией, анестезией); 3. нарушениями идентификации субмодальных ощущений или интрамодальных отношений (дизестезией); 4. появлением мнимых телесных ощущений (сенестопатией); 5. кросс-модальными чувствительными феноменами (синестезией); 6. фантомными ощущениями (фантомной болью и иными патологическими ощущениями в ампутированной части тела), 7. сенестезиями (различными двигательными нарушениями, не имеющими органической основы) и 8. нарушениями способности осознавать ощущения (явления гипопатии или болезненной психической анестезии, явления гиперпатии или болезненной психической гиперестезии, отчуждение ощущений, чувство их сделанности, удвоение феноменов чувствительности - см. Нарушения самоосознавания). Подробности в тексте.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
"Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют "la fonction du reel" (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть', оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует" (АП, с. 18).
"Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах" (ПТ, пар. 775).
"Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией" (там же, пар. 776).
"Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <...> Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей" (там же, пар. 777).
"Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения - не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением - преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов - природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.
Центральная закономерность ощущений - существование порога восприятия.
В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.
Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация - например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии.
Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.
Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:
1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные - зрительные, слуховые; b) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);
3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию.
Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя - яротопатическая и более молодая - эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.
Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости - как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных "кирпичиков" психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит "уподобление" динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное "уподобление" есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.
Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) эк-стероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интеро-цептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог X. Хэд (1918) выделивший более древнюю прото-патическую чувствительность и более молодую эпикритическую.
О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как "продукта развития всей всемирной истории" (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией.
Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения.
Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.)
Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001