ПСИХИКА

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХИКА
греч. psychikos - душевный) - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Психика
Психика без поведения так же не существует, как и поведение без психики, потому хотя бы, что это одно и то же. (1.1.1, 57) См. Поведение

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ПСИХИКА
животных является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ПСИХИКА

— субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ПСИХИКА
свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Психика
Способность активного отражения субъектом реальности, осуществляющая в его поведении регуляторную функцию. Основные компоненты П. – ощущение, восприятие, память, чувства и мышление.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПСИХИКА
способность человека отражать в своем сознании реальность, создавать модели этой реальности и на основе таких моделей строить и регулировать свои поведение и деятельность. (Косолапов Н.А., с.105)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Психика
(от греч.дыхание, душа) - свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения - его активность.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Психики
обозначение последователей возникшего в Германии (19 век) направления идеи, согласно которой при психическом заболевании первично поражается сама «душа», а источником повреждения являются человеческие «грехи».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Психика
свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, выражающееся в правильном отражении окружающего нас материального мира и собственной личности. П. - функция мозга; в основе психического лежит нервный процесс в форме безусловных и условных рефлексов.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

психика

свойство высокоорганизованной материи, продукт деятельности головного мозга, выражающееся в отражении объективной действительности и объективации отраженного в поведении и деятельности. П. – основная категория и предмет психологии.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХИКА
1. Древние греки представляли себе психику как душу или саму суть жизни. 2. Более традиционное значение ограничено внутренним миром человека. Хотя оба эти значения отражают своего рода дуализм, значение 2 менее проблематично и является общепринятым. 3. См. самость, психический (1 ИЛИ 3).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психика
Словообразование. Происходит от греч. psychikos - душевный.
Категория. Форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.
Специфика. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Психики
(от греч. psyche). Последователи т. н. школы психиков, самый известный представитель которых - Хайнрот. По их мнению, при психических заболеваниях страдает сама «душа», источником заболевания являются ее грехи. Это понимание сущности психических болезней возникло в Германии в XIX в. под влиянием философских школ Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Ср. Сома тики.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

психика

(от греч. psychikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субьектом обьективной реальности, включающем в себя интроектирующееся моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования п. составляет предмет психологии как науки.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХИКА
от греч. psychikos - душевный] - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией; системное свойство высокоорганизоаванной материи, основанное на высшей нервной деятельности и заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Внешнее проявление П. выступает в виде двигательной активности, реализуемой двигательными актами, психомоторной деятельностью (см. Психические явления)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Психика
(греч. psychikos душевный) — особая форма отражения человеком реальной действительности, являющаяся результатом функции головного мозга. Психические реакции — поведение человека. Психическое развитие — процесс развития познавательных функций и свойств личности. Психическое состояние — характеристика психической деятельности человека за определенный период. Психические расстройства — нарушения психики. Син. Психические болезни. Психические явления — син. Психика. Психические процессы — последовательные изменения высшей нервной деятельности, обеспечивающие взаимодействие человека с внешней средой.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Психика
(Psychica) (от греч. psyche). Букв. душа. Совокупность всех психических процессов. Форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. Обычно у человека психика отождествляется с сознанием, но это неправильно, так как существует осознанная и неосознанная душевность. Следовательно, понятие «психика» шире понятия «сознание». При отражении объективной действительности в головном мозге возникают материальные нервные процессы и идеальные стороны отражения объективной действительности находятся в диалектическом единстве - хотя, на первый взгляд, отрицают одна другую, противоречат друг другу, они в сущности не существуют по отдельности. Син. Психическая деятельность.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХИКА
ПСІХІКА / PSYCHE форма отражения, выполняющая ориентирующие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. П. человека включает в себя: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности). В зависимости от задач, стоящих перед субъектов, выделяют следующие психические функции: память, внимание, мышление, речь, воображение и др. П. развивается в филогенезе и онтогенезе. В филогенезе выделяют следующие стадии развития П.: сенсорную П., перцептивную П., интеллект, сознание. Каждой форме отражения П. соответствует определенная форма поведения: инстинктивное поведение, навыки, интеллектуальное поведение и сознательное поведение соответственно. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХИКА
свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой головного мозга, психическое отражение объективной действительности и объективизирование отраженного в поведении, а человеком — ив деятельности; основная категория и предмет психологии.
П. развилась в процессе эволюции живой материи как высшее качество на основе физиологической формы отражения, свойственной и беспозвоночным животным, и растениям. Скачком от физиологического к психическому отражению явилось возникновение простейшего субъективного в виде простейших переживаний. П. наиболее высокоразвита у человека как единство только ему присущих сознания, личности и деятельности. Проявления П.— психические явления, обязательный компонент которых субъективное.
П. человека имеет триединую структуру, определяемую взаимодействием структур сознания, личности и деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХИКА
греч. psychikos - относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное).
Син.: психическая деятельность.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПСИХИКА
от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПСИХИКА
от древнегреческого ψυχικός – «душевный, духовный» – это активное, избирательное отражение индивидом объективного мира в процессе взаимодействия с ним и, как результат, возникновение субъективного образа, используемого для регуляции деятельности и поведения. Психическое отражение, не являясь простым копированием окружающего мира, осуществляется в зависимости от потребностей субъекта и потому его результат – образ отражённых предметов, который содержит информацию о личностно значимых для него связях между ними, т.е. представлен в некой идеальной форме. Именно в связи с этим, а также в поиске специфического субстрата психики Л.Д. Столяренко определяет её следующим образом: «П.- это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях». Связь психики с мозгом, как органом ЦНС, имеющем конкретное расположение в теле человека очевидна, однако содержательную суть психики определяет не мозг, а внешний мир, воздействующий на неё посредством торсионных и других полей, т.е. факторов, имеющих волновую природу. Поэтому в возникновении психических явлений первичным источником выступает объективная (внешняя, по отношению к ней) реальность. Полевое воздействие, а под его влиянием в мозге осуществляются нейрофизиологические и психологические функции в виде трансформации полученных сигналов и восприятия субъектом отражённого предмета: во-первых, как находящегося во внешнем пространстве; вовторых, как реально существующего. Свойства психики, характерные для человека, формируются и развиваются в онтогенезе в процессе взаимодействия с окружающими и в соответствии с существующими социокультурными представлениями и ценностями.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПСИХИКА
свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой — сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки — психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния— это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПСИХИКА
системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. У животных проявление этого свойства имеет значительные ограничения (см. Зоопсихология) по сравнению с человеком, который наделен речью, сознанием, самосознанием, творческими способностями и у которого это свойство предстает в выраженной субъективности. П. – результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. П. человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуя иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам. П. – система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды) и самого субъекта. В конечном счете П. – это система субъективных моделей (образов в широком смысле слова) мира, находящегося за пределами субъекта. Наряду с индивидуальной П. есть еще возникающие у групп людей социально-психологические явления: мнения, традиции, оценки, интересы, вкусы и т. п. Психология группы характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями и т. д. Личность и группа людей находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в деятельности, в решении задач воспитания, обучения, руководства (см. Социальная психология). Изучение П. предполагает как выявление динамики ее взаимодействия с окружающими условиями, становления и развития, так и соотношения, связи ее компонентов (психических процессов, состояний и т. д.) между собой, их самоизменения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХИКА
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) совокупность субъективных явлений, характерных для человека и животных и выступающих в форме специфических внутренних переживаний (состояний и свойств), которые описываются в терминах, принятых в психологии. П., по современным научным представлениям, имеется только у человека и животных (в древние времена ее в виде души приписывали также физическим предметам, явлениям и растениям). К П., характерной для человека, относят четыре группы явлений: психические процессы (иногда для их обозначения применяют названия психологические процессы, познавательные процессы, когнитивные процессы, психические функции), психические состояния, психические свойства человека и массовидные явления психики. Психические процессы включают ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир. Психические состояния характеризуют временные, внутренние, субъективные переживания человека. К ним относятся состояния внимания, установки, напряжение или расслабление, различного рода эмоциональные переживания, которые возникают у человека при удовлетворении его потребностей (удовольствие, неудовольствие, успокоенность, тревога и другие), а также сами потребности (они называются мотивационными состояниями). Психическими свойствами (другое их наименование-индивидуальные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые индивидуальные психологические особенности человека, которые проявляются в его поведении, и отличают человека как личность от других людей. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него. Термин массовидные явления психики связывают с такими явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические, но в отличие от них касаются не отдельно взятого человека, а групп людей, мода, паника, слухи, массовое настроение, вера, общественное мнение и др. Психические явления выступают как идеальные (не материальные), т. е. они существуют лишь в виде идей (состояний, свойств) в сознании людей и в той части его П., которую называют бессознательной. Это не означает, что в реальном мире психическим явлениям ничто материальное не соответствуют. Напротив, П. тесным образом связана с работой материального органа-мозга, а также с происходящими вне его, во внешнем мире, процессами. Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что их невозможно напрямую, как физические объекты и явления, воспринимать при помощи органов чувств, изучать и оценивать только с помощью тех методов, которыми подходят для познания материальных явлений, изучаемых в естественных науках, например в физике, математике, биологии, медицине, химии, геологии, географии и других науках о природе.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХИКА
Этот термин и то, что он обозначает, является избитым результатом объединения философии и психологии. На некотором глубинном уровне мы его нежно любим и лелеем и видим в нем большой потенциал, но из-за нашей собственной несостоятельности мы непрерывно злоупотребляем им грубо прибегая к излишним домыслам. В употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции: тенденция рассматривать психику как метафизическое объяснительное явление, отдельное от механистических систем, и тенденция рассматривать его как удобную биологическую метафору, представляющую проявления се еще не понятых нейрофизиологических процессов мозга. Следующие модели употребления этого термина являются наиболее важными и распространенными, и в них можно увидеть основной конфликт. 1. Психика как множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приемами для психологических данных. За последние годы эта модель употребления термина стала доминирующей. Здесь мысленные компоненты являются гипотетическими, потому что они имеют в соответствующих теоретических рамках объяснение. Представляет интерес нежелание, даже отказ тех, кто занимает эту позицию, размышлять о нейропсихологических структурах, с которыми это могло бы соотноситься. Внимание обычно сосредоточивается на эффективности гипотетической модели сознания в объяснении, а не просто описании, наблюдения эмпирических исследований. Наиболее часто это значение используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, например функционализмом (3). 2. Психика как множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (обычно, хотя не всегда, человеческого организма). Фактически это использование представляет собой попытку избежать вышеупомянутой метафизической проблемы, но это создает проблемы второго порядка того же типа из-за путаницы с тем, как характеризовать сознание. Часто даже сторонники бихевиористского подхода таким образом "открывают для себя черных ход" в рассуждения о психике, но они неизменно заменяют сознание поведением и действиями. 3. Психика как совокупность процессов. Возможно, это следующая наиболее распространенная точка зрения. В качестве аргумента здесь выдвигается то, что некоторые процессы, обычно рассматриваемые под рубриками восприятия и познания, вместе и составляют психику. Здесь нет никаких реальных попыток дать определение, процессы только перечисляются и предпринимаются попытки их понять. Очистите значение 1 от теории и получите значение 3. 4. Психика как эквивалент мозга. Эта позиция, которая восходит к Вильяму Джемсу, в конечном счете, должна быть истинной. Основная помеха здесь заключается, конечно, в том, что мы очень немного знаем о функциях мозга. В результате, это в большей степени вопрос веры, чем истинная философская позиция. 5. Психика как внезапно появляющееся свойство. Аргументы здесь такие же, как и в эмерджентизме: когда биологическая система достигает точки достаточной сложности и организованной структуры, возникает психика (или сознание). 6. Психика как список синонимов. Например, psyche, душа, самость и т.д. Таким употреблением ничего не достигается, и здесь смешиваются различные проблемы, связанные с определениями терминов. 7. Психика как интеллект. В действительности это только разговорная модель употребления данного термина. 8. Психика как характеристика или черта. Также используется непрофессионально, как во фразах подобно: "психика художника" или "северно-европейская психика". См. материи и духа, проблема.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХИКА
(Psyche). Термин использовался Юнгом попеременно с немецким словом Seele (душа), которому, по мнению переводчика Собрания сочинений Юнга на английский язык, нет эквивалента в этом языке (Собр. соч. Г. 12. Парагр. 9л). С помощью своего основного определения П. как «целокупности всех психических процессов, сознательных и бессознательных» (Собр. соч. Т. 6. Парагр. 797), Юнг намеривался очертить зону интересов аналитической психологии, которая отличалась бы от философии, биологии, теологии и психологии, ограниченных изучением либо инстинкта, либо поведения. Отчасти тавтологический характер определения подчеркивает обособление проблемы психологичностью исследования: взаимное наложение субъективных и объективных интересов. Очень часто Юнг обращается к «личностному уравниванию», к тому влиянию, которое сама личность и роль наблюдателя оказывают на его наблюдения. Наряду со связью сознательных и бессознательных процессов Юнг подчеркнуто выделял внутри психического пространства наложение друг на друга личностных и коллективных элементов в человеке и напряжение между ними (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). П. можно также рассматривать как перспективное изображение явлений. Это характеризуется прежде всего вниманием к глубине и интенсивности и, следовательно, различением опыта и простого события (см. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ). Здесь уместно слово «душа», и именно в связи с такой глубинной перспективой Юнг использует его в ином смысле, нежели в общепринятом христианском (см. АНИМА И АНИМУС). За этим следует вопрос о множественности и изменчивости П„ о существовании относительно автономных компонентов внутри нее, и о ее тенденции действовать через воображение и ассоциативные скачки (см. АССОЦИАЦИЯ; КОМПЛЕКС; ОБРАЗ; МЕТАФОРА; ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Наконец, П. содержит признаки образца и смысла не в виде зафиксированной предустановленности, но тем не менее вполне различаемые индивидом. Заявление о плюрализме П. ведет к вопросам о ее структуре. Тенденция Юнга формулировать свою мысль в терминах противоположностей привела его к изображению П. в слишком приглаженном виде. Например, анима и анимус уравновешивают персону, эго и тень образуют пару, а эго и самость определены таким, образом, что особо подчеркивается их комплементарность. С другой стороны, размышления Юнга о П. обладают системностью и гибкостью в том смысле, что событие в одной точке в один момент вызывает изменения во всей системе. Мы видим, что существует известная напряженность в юнговских представлениях о структуре и динамике. До некоторой степени она снимается в его объяснении П., которое предполагает существование структуры для перемещения, роста, изменения и трансформации. Юнг понимает данные свойства человеческой П., как ее отличительные признаки. Степень изменения в сторону самореализации присутствует поэтому во всех психических процессах. Это положение содержит в себе проблему. Следует ли считать, что человек развивается из некоторого первоначального, бессознательного состояния целостности, все больше и больше реализуя свой потенциал? Или же он движется с большей или меньшей правильностью по направлению к цели, которая, так сказать, предназначена именно для него, — «к личности, которой ему предопределено быть» (см. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ; ЦЕЛОСТНОСТЬ)? Или же он действует анархическим образом, от кризиса к кризису, пытаясь понять, уловить смысл того, что с ним происходит? Проще всего сказать, что все три возможности оказываются переплетенными вместе. Ведь каждая имеет свое собственное влияние и реальное участие. Оценки значимости каждой из них играют решающую роль в спорах, касающихся самости и индивидуации. П„ подобно большинству естественных систем, таких, как, скажем, тело, стремится сохранить собственное равновесие. Она будет стремиться к этому, невзирая на возможные неприятные симптомы, пугающие сновидения или кажущиеся неразрешимыми жизненные проблемы. Если развитие личности оказывается односторонним, П. содержит в себе все необходимое для того, чтобы это исправить (см. КОМПЕНСАЦИЯ; МЛАДЕНЧЕСТВО И ДЕТСТВО). Здесь следует избегать излишнего оптимизма, или слепой веры; поддержка равновесия требует труда и подчас болезненного выбора (см. МОРАЛЬ; СИМВОЛ; ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ). Размышления Юнга по поводу природы П. привели к пониманию ее как вселенской силы. Психологическое занимает свое место в качестве отдельного измерения существования в дополнение к биологическому и духовному. Здесь важным оказывается взаимоотношение между этими измерениями, которые осуществляются в П. (СМ. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; РЕЛИГИЯ). Юнговские идеи о взаимоотношении тела и П. не предполагают, что она базируется на, вытекает из или связана с телом, но описывают это взаимоотношение как партнерство (см. ПСИХОИДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Подобные взаимоотношения предполагаются и с неорганическим миром (см. СИНХРОНИЯ). Концептуальное сопряжение П. и самости решаются следующим образом. Хотя самость относится к целокупности личности, она как трансцендентное понятие также обладает парадоксальной способностью соотноситься с различными личностными компонентами, напр. с эго (см. ОСЬ ЭГОСАМОСТИ). П. заключает в себе эти отношения и, можно даже сказать, составлена из динамики такого типа. Постоянное обращение Юнга к изначальной непознаваемости П. подтверждает его готовность включить в контекст П. те явления, которые зачастую рассматриваются как парапсихологические или телепатические.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ПСИХИКА
существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.
Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.
Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:
1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;
2) их ориентация в этой среде;
3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.
У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. Активность психики проявляется:
1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;
2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.
Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации "порога" психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к "гибкому" приспособлению к среде, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.
Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, "вставленная" между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.
Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:
1) самость высшая - своего рода "внутренний бог";
2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;
3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;
6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.
Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых "малых" личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психика
греч. Psyche, нем. Seele – душа) - 1. термин, обозначающий «достаточно избитый результат объединения усилий философии и психологии» в стремлении более или менее внятным образом представить внутренний мир человека. Например, «психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность в процессе взаимодействия с ней», что-то «регулировать», «проверять», «действовать», при этом «важнейшей характеристикой психики является ее активность». При этом не человек обладает психикой, нет, он сам находится в полной от нее зависимости. Вообще в употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции. Одна из них состоит в том, чтобы рассматривать психику как некое метафизическое явление, отдельное от механистических систем, то есть как некий объяснительный принцип; другая – как удобную биологическую метафору, представляющую проявления все еще не малопонятных нейрофизиологических процессов мозга. Помимо упомянутой существуют другие модели употребления термина, в которых еще более отчетливо можно увидеть этот основной конфликт. 2. Психика суть множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить «объяснительными приемами для психологических данных». Эта модель использования термина становится, как считают, доминирующей. «Мысленные процессы и действия» в данном подходе являются сугубо гипотетическими, потому что они имеют то или иное объяснение лишь в рамках соответствующих теоретических систем. Ее сторонников объединяет нежелание, даже отказ исследовать и концептуализировать нейропсихологические структуры, с которыми могли бы соотноситься некие реальные ментальные феномены. Внимание сосредоточивается при этом преимущественно на объяснительной эффективности той или иной модели сознания, а не на описании или эмпирических исследованиях того, что обозначается термином «психика». Наиболее часто это значение термина используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, в частности, функционализмом (утверждающим положение о функциональной эквивалентности психологических и нейрофизиологических процессов). 3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (чаще имеется в виду человеческий организм). Это определение является попыткой избежать упомянутую метафизическую путаницу, но оно создает проблемы «второго порядка» из-за неясности того, что понимается под сознанием, бессознательным и как их следует представлять. Данную позицию наиболее последовательно защищает психоанализ. Например: «Общая теория психоанализа, если определять ее более обобщенно, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестает быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций (Brierlie, 1951). 4. Психика есть совокупность процессов, таких, как восприятие и познание. Считается, что это вторая по распространенности точка зрения на психику. В сущности, в таком подходе нет собственно определения психики, а есть лишь лаконичный или более пространный перечень того, что рассматривается как психологическая реальность. Этот подход в сущности мало чем отличается от предыдущего. 5. Психика рассматривается как эквивалент мозга – позиция, которая восходит к У. Джемсу. Ее можно переформулировать так: изучайте мозг и вы узнаете абсолютно все о том, что есть психика или даже сущность человеческого. Это похоже на то, чтобы изучать материальные объекты Вселенной в надежде познать, наконец, в них самого Бога. Между тем все науки о космосе, как бы далеко они не продвинулись в изучении последнего, до сих пор нигде не обнаружили и следов присутствия Бога как в персонифицированном его представлении, так и в качестве источника информации, посредством которой организована Вселенная. Можно разобрать компьютер на отдельные атомы и ничего не понять в том, как он работает. Точно также изучение мозга человека ни на один шаг не продвинет понимания его души. Тем не менее сохраняется вера в то, что позиция У.Джемса «в конечном счете должна быть истинной». «Конечного счета», очевидно, не может быть в том, что является самой бесконечностью. 6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – позиция, связанная с философской концепцией эмерджентизма (лат. emergens – выбивающийся, неожиданно возникающий). Указывается, что в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности в организации ее структуры, неизбежно возникает психика (или сознания). Такой системой логично считать не только отдельного индивида, но также общество, биосферу в целом, и тогда придется говорить о социальной, планетарной или вселенской психике (сознании), упершись в конце концов в идею Бога, поверить в существование верховного разума. Данная позиция фактически является достаточно изящной реакцией избегания на ситуацию, в которой требуется решение проблемы определения психики по существу. 7. Психика есть список или набор синонимов. Например, душа, самость, сознание, psyche, mens, Seele, self и т.д. Таким формальным определением ровно ничего не достигается, кроме смешения в одну группу различных проблем, связанным с дефинициями терминов. 8. Психика суть интеллект. Это не определение термина в прямом его значении, а скорее разговорная модель употребления термина «психика». 9. Психика – это характеристика или черта. Это определение, как и предыдущее, является непрофессиональным употреблением термина в таких выражениях, как психика художника», «северно-европейская психика» и др.; 10. Психика есть особая субстанция, обладающая некоторыми материальными свойствами. Это средневековое представление психики, которую, как считалось, мозг выделяет подобно тому, как печень продуцирует желчь. И ныне иногда утверждают что психические явления, как нечто осязаемое, можно запечатлеть на ЭЭГ, зафиксировать на фотопленке, взвесить (душа, как указывают, имеет массу 5-7 г). Аналогичную позицию занимают некоторые психоаналитики; например: «Только энергия является жизнью, и она – из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии» (Блейк). Сходные сложности возникают и при попытках определить столь же сложные категории, такие, как «материя», «энергия», «информация», «время», пространство», но все это примеры того, как отсутствие четких дефиниций понятий мешает, но не является непреодолимым препятствием к научному исследованию стоящих за ними конкретных аспектов действительности. Синонимы: Психическая деятельность, Сознание.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.88 кб

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Читать PDF
198.44 кб

Психика как работа

Магомед-эминов Мадрудин Шамсудинович
В фокусе внимания статьи - обоснование психики как психической работы, опосредствующей деятельность человека, а также поиск методологических и теоретических оснований психологической помощи, не совпадающей ни со сферой психологиче
Читать PDF
2.09 мб

Проблемы определения понятия «Психика»

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматриваются различные подходы к ответу на один из центральных вопросов психологии: «Что такое психика?».
Читать PDF
204.02 кб

Психика и преодоление неопределенности

Алишев Булат Салямович
В статье рассматривается взаимодействие в системе «субъект объект». Показано, что оно происходит в условиях большей или меньшей, но постоянно присутствующей неопределенности, которая должна преодолеваться, т. к.
Читать PDF
4.61 мб

О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИЙ «СОЗНАНИЕ» и «ПСИХИКА»

Никандров В.В.
Читать PDF
365.94 кб

«Психика» или «психическое тело» человека?

Мелик-Пашаев Александр Александрович
Читать PDF
120.85 кб

Психика и сознание в логике познания (доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
В докладе констатируется, что феномен сознания до сих пор не имеет в психологии внятного объяснения: никто не знает, ни как сознание возникло, ни что оно делает.
Читать PDF
21.20 мб

Психика и деятельность. Психический механизм усвоения

Решетова Зоя Алексеевна
Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека.
Читать PDF
461.21 кб

Микробиотический фактор и психика: современные представления о транссистемных связях

Штрахова Анна Владимировна, Потороко Ирина Юрьевна, Иванова Диана Георгиева, Ченченко Дарья Валерьевна
Представлены материалы библиографического обзора публикаций последних лет, посвященные вопросам микробиоты человека (преимущественно микробиоты желудочно-кишечного тракта).
Читать PDF
184.82 кб

Политическое сознание, политическое бессознательное и политическая психика: ревизия подходов к струк

Мартьянов Денис Сергеевич
Статья посвящена концептуализации основных категорий отечественной политической науки, связанных с феноменом политического сознания. Автор выделяет основные проблемы использования термина «политическое сознание».
Читать PDF
238.71 кб

Чувствительность организма и "зачаточная форма психики"

Корниенко А. Ф.
Читать PDF
150.38 кб

Эмоции, мотивация, потребностьв филогенезе психики и мозга

Вартанов А. В., Вартанова И. И.
Читать PDF
477.11 кб

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПСИХИКИ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Пугачев В. П.
Читать PDF
770.27 кб

Информационный синтез в эволюции психики

Лукьянов А.Н.
Читать PDF
347.65 кб

Концепция интегративного развития психики

Шемет Ирина Сергеевна

Похожие термины:

  • ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА

    предполагаемое структурное или функциональное психическое образование, выступающее как минимальный, исходный элемент психического и сохраняющего основные свойства последнего. На разных этапа
  • ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: СИСТЕМА

    составные части психического аппарата человека, части динамической модели психики. Согласно З. Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем: бессознательного, предсознатель
  • ПСИХИКА: ПОНИМАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ

    динамическое понимание психики) - один из основных принципов и методов психоаналитического исследования, ориентированный на понимание ее как постоянно движущейся системы, действующей под постоя
  • ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА

    ПО Леонтьеву) - это стадия, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного св
  • Психика гипофизарная

    Недостаточность функций гипофиза и обусловленная этим полигландулярная недостаточность ведут к развитию выраженного астенического синдрома, апатии, депрессии, адинамии. Больные обычно вялы, со
  • Психика и особенности строения мозга

    Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором пси
  • ПСИХИКА: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

    согласно ей, у человека возникает особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Автор - Л. С. Выготский. По крайней мере два ее фундаментальных пол
  • психика коллектива

    система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, к этим явлениям обычно относят а/ коллективные ценности, взгляды, интересы, убеждения; б/ коллективное
  • Модульная психика

    идея о том, что психика состоит из большого количества специализированных механизмов, выработанных в ходе эволюции для решения некоторых постоянно встречающихся проблем.
  • ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХИКА

    Objective Psyche; Objektiv Psyche) - понятие, употребляемое:1) для обозначения объективного существования психики как источника знания, понимания и воображения;2) чтобы показать, что определенные психические соде
  • общественная психика

    "нижняя" сфера общественного сознания, связанная с непосредственным отражением общественного бытия. В о.п. проявляется в первую очередь психика класса, нации. Основными ее видами являются: полити
  • ЖИВОТНОЕ: ПСИХИКА: ОСОБЕННОСТЬ

    имеются в виду отличия психики животных от психики человека. Обычно считается, что основа всех форм поведения животных - инстинкты, точнее, инстинктивные действия - генетически фиксированные, насл
  • ПСИХИКА ПЕРЦЕПТИВНАЯ

    по Леонтьеву) - это стадия, которая «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствам
  • социальная психика

    психические явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия людей.
  • ПСИХИКА: СТРУКТУРА

    в структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. З. Фрейд сравнил сознание с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его мо
  • Психика животных

    греч. psychikos — душевный] — внутренний мир животного, охватывающий весь комплекс предполагаемых субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и
  • Долороза психика

    (Dolorosa psychica). Редко используемое в современной психиатрической литературе и практике понятие. См. Анестезия, психическая болезненная.
  • ПСИХИКА ЭЛЕМЕНТАРНАЯ

    понятие, используемое в тех случаях, когда все психические явления делят на простые и сложные и среди простых выделяют простейшие. К ним относят, например, отдельные ощущения, связанные с воздейст
  • ПСИХИКА ГИПОТЕЗА О ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИИ

    П. не существовала вечно, а когда-то возникла во Вселенной и после появления жизни на Земле. Правда, этой точки зрения придерживаются сейчас в основном материалистически настроенные ученые. Те же,
  • ПСИХИКА У ЖИВОТНЫХ

    А.Н. Леонтьев выделил ряд стадий и уровней развития психики животных: 1. Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется наличием у животных высокоразвитой чувствительности, т. е. восприимч