А.Н. Леонтьев выделил ряд стадий и уровней развития психики животных: 1. Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется наличием у животных высокоразвитой чувствительности, т. е. восприимчивости к различным видам энергии, в том числе к тем, которые не имеют непосредственного биологического значения для организма и выполняют сигнальную функцию по отношению к тому, что биологически значимо для организма. Чувствительности соответствуют простейшие ощущения и связанные с ними сравнительно простые формы поведения. Среди них элементарные двигательные реакции, возникающие в ответ на соответствующие ощущения. Внутри данной стадии можно выделить два уровня психического развития. Первый уровень характеризуется недифференцированной чувствительностью к различным воздействиям, а также слабой, нецеленаправленной и не организованной активностью. На этом уровне развития находятся простейшие животные, обладающие зачатками нервной системы, многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Второй уровень стадии элементарной сенсорной психики отличается от первого тем, что здесь представлена разнообразная дифференцированная чувствительность, имеются некоторые специализированные органы чувств и намечается целенаправленная двигательная активность, причем эта активность выходит за пределы водной среды и распространяется на сушу (ползанье по суше, рытье в грунте). На втором уровне развития элементарной сенсорной психики находятся брюхоногие моллюски (улитки), высшие, кольчатые черви, некоторые другие, сравнительно просто устроенные беспозвоночные. 2. Стадия перцептивной психики характеризуется наличием П. в виде образов, в форме простых эмоциональных переживаний, а также научения, т. е. способности организма приобретать, сохранять и использовать новый жизненный опыт, распространяя его далее на решение новых задач. На этой стадии находятся все животные, кроме тех, которые существуют на стадии элементарной сенсорной психики. Фактически большинство ныне известных, живущих на Земле животных находится именно на второй стадии развития. В ней, выделяются три уровня. Первый уровень этой стадии характеризуется возникновением у животных простейших образов воспринимаемых ими предметов, т. е. объединением или интеграцией отдельных ощущений в целостные образы. Речь здесь может, повидимому, идти только об объединении в образы ощущений одинаковых модальностей, например только зрительных, слуховых или обонятельных. Животные, находящиеся на данном уровне развития, ведут активный, целенаправленный образ жизни, поиск необходимых для поддержания и развития их жизни веществ и воздействий, а также умело избегают вредных воздействий. У них достаточно развито защитное поведение. Однако, несмотря на довольно сложные формы поведения и движения (перемещения), выполняемые в различных средах обитания (вода, воздух, земля, под землей), эти формы поведения и движения представляются негибкими, т. е. имеют характер генетически запрограммированных и неизменяющихся инстинктов. На первом уровне развития перцептивной П. находятся высшие беспозвоночные животные (членистоногие и головоногие молюски), рыбы и другие низшие позвоночные, а также насекомые. Второй уровень перцептивной П. характеризуется интеграцией ощущений разных модальностей в целостные образы и, кроме того, «пониманием» связей, существующих между предметами и явлениями, к которым относятся эти образы. Помимо чисто биологической активности, связанной с удовлетворением органических потребностей, у животных этого типа отмечается и простейшая ориентировочно-исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира. Здесь кроме инстинктов имеется и развитая способность к научению. На втором уровне развития перцептивной П. находятся птицы и некоторые млекопитающие. Третий уровень перцептивной П. характеризуется складыванием у животных определенной «картины мира», которая создается на основе объединенных в целое образов предметов и явлений окружающей действительности. Этот же уровень раз вития П. также характеризуется способностью животных решать простейшие задачи, находить оптимальный выход из довольно сложных жизненных ситуаций, в том числе из тех, для которых не существует врожденных форм поведения (инстинктов) и которые не встречались в прошлом опыте животного. На этом уровне развития находятся большинство хищников и млекопитающих, за исключением высших позвоночных животных: собак, дельфинов, человекообразных обезьян. 3. Стадия (человекоподобного) интеллекта характеризуется тем, что находящиеся на ней животные демонстрируют развитые интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление, в частности, те его простейшие формы, которые наблюдаются у детей до трехлетнего возраста.
В активности животных, находящихся на этой стадии, четко выделяются две фазы: ориентировочно-исследовательская и исполнительская. Во время первой, ориентировочно-исследовательской фазы животное по-разному пытается решить возникшую задачу, а также изучает условия, в которых эта задача возникла (оно готовит новое, предстоящее решение задачи). На второй, исполнительской фазе животное реализует уже найденное решение задачи и достигает поставленной цели. Животные, обладающие интеллектом, также способны самостоятельно переносить однажды найденное решение задачи на новые условия и ситуации, хотя возможности такого переноса по сравнению с человеком у них еще весьма ограничены. Находящиеся на данной стадии развития высшие животные (человекообразные обезьяны) способны, кроме того, изготавливать и использовать в своей деятельности, связанной с удовлетворением потребностей и решением задач, элементарные орудия. Для них характерна развитая система внутривидового общения и свой собственный, достаточно сложный язык общения. Они же (человекообразные обезьяны) в определенной степени способны понимать элементарные жесты, мимику и пантомимику человека, общаться с людьми, пользуясь простейшими формами жестового языка (если их этому специально обучать). К стадии интеллекта, по Леонтьеву, относятся собаки, обезьяны, дельфины. Исследованию их психики ученые в последние несколько десятков лет уделяют наибольшее внимание, но пока что психологические возможности этих животных полностью не определены. Поэтому и уровни психического развития внутри данной стадии четко не обозначены. Это дало основание известному зоопсихологу К.Э. Фабри несколько видоизменить и дополнить концепцию Леонтьева, обратив внимание на развитие органов манипулирования и двигательной активности животных. Отвечая на вопрос о том, что представляют собой высшие достижения психического развития животных, можно констатировать следующее: 1. Животные обладают ощущениями и восприятием. 2. Они, как и человек, имеют внимание и память. 3. У животных есть элементарные формы интеллекта. 4. Животные располагают сложными инстинктивными формами врожденного приспособительного поведения. 5. Животные способны к приобретению жизненного опыта, к научению. 6. Животные, по-видимому, могут переживать элементарные эмоции, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. 7. У высших животных, вероятно, есть некоторая простейшая «картина мира». 8. Животные могут общаться между собой и с человеком. У них есть свой внутривидовой и межвидовой «язык», представляющий собой систему условных сигналов, выражающих состояния животного и его отношение к тому, что происходит с ним и вокруг него. 9. Животные живут сообществами, внутри которых наблюдается дифференцированная система отношений, чем-то напоминающая отношения, существующие в примитивных человеческих сообществах (сообществах первобытных людей).