ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА

Найдено 3 определения термина ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА

единицы анализа психики) - структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Это понятие употребляется в психологии в трех взаимосвязанных смыслах:

1) как универсальная составляющая различных процессов психических;

2) как генетический (онтогенетический) источник процессов психических;

3) как универсальное понятие при описании процессов психических.

Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но проявляющие свойства, в исходном целом не обнаруживаемые. Выделяемые в ходе анализа единицы не следует абсолютизировать, ибо их характер определяется конкретными задачами исследования. Так, в биологии выделение в качестве единиц анализа живой клетки или биологического вида позволило решить принципиально различные теоретические и прикладные задачи.

В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа психики: они должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены свойства целого; способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксономического ряда, и пр.

На разных этапах развития психологии в функции единиц анализа психики выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура - фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально-подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и пр.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ

структурные и функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее неразложимых (в рамках решаемой задачи) частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Это понятие употребляется в психологии в трех взаимосвязанных смыслах: 1) как универсальная составляющая различных психических процессов; 2) как генетический источник этих процессов; 3) как универсальное понятие при их описании. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но проявляющие свойства, в исходном целом не обнаиует абсолютизировать, т. к. их характер определяется конкретными задачами исследования. Поэтому постановка вопроса о поиске универсальных Е. а. п., не зависящих от характера решаемой задачи, лишена оснований. В психологии сформулирована система требований к Е. а. п.: они должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксомонического (соподчиненного) ряда и др.. На разных этапах развития психики в функции Е. а. п. выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура—фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие, операция; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

единица анализа психики

предполагаемое структурное или функциональное психическое образование, выступающее как минимальный, исходный элемент психического и сохраняющего основные свойства последнего. На разных этапах развития психологии, в разных психологических школах в качестве е.а.п. выступали: ощущение, восприятие, представление, идея; рефлекс, реакция, поведенческий акт; соотношение фигуры и фона; проба и проверка; ситуация; схема; действие; операция (обратимое действие); функция; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Событие как единица анализа психологического времени

Кравченко Людмила Валерьевна
Обсуждаются проблемы исследования времени в психологии личности. Анализируются подходы к изучению содержания и структурных составляющих временных категорий.
Читать PDF

Проблема выделения единиц анализа мировоззрения личности в психологии

Сухова Елена Ивановна, Зубенко Наталья Юрьевна
В статье рассмотрена структурная характеристика понятия «мировоззрение личности» с позиции выделения единиц анализа в психологической науке.
Читать PDF

Логико-семантический анализ и развитие представлений Л. С. Выготского о «Единицах» и «Элементах» пси

Беспалов Борис Иванович
На основании анализа представлений Л.С. Выготского о «единицах» и «элементах» психологических систем в статье выделено пять их признаков.
Читать PDF

Единицы анализа в педагогических измерениях

Романенко Владимир Николаевич, Никитина Галина Васильевна, Корец Вадим Васильевич
В работе дан краткий анализ методик педагогических исследований и методов измерений качественных показателей. Подчеркнуты основные отличия методов обработки результатов, полученных в экспериментах.
Читать PDF

Единицы анализа в педагогических измерениях

Романенко Владимир Николаевич, Никитина Галина Васильевна, Корец Вадим Васильевич
В работе дан краткий анализ методик педагогических исследований и методов измерений качественных показателей. Подчеркнуты основные отличия методов обработки результатов, полученных в экспериментах.
Читать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности
Читать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.
Читать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап пе
Читать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Читать PDF

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А.В., Банщикова Т.Н.
Читать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Читать PDF

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!