ПСИХИКА: ПОНИМАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ ПСИХИКА: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПСИХИКА: СТРУКТУРА

Найдено 1 определение:

ПСИХИКА: СТРУКТУРА

в структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. З. Фрейд сравнил сознание с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его можно изобразить в виде острова, погруженного в море неосознаваемого. Внизу следует поместить механизмы неосознаваемые сознательных действий: это - технические исполнители, "чернорабочие" сознания, многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессами сознания можно поместить побудители неосознаваемые сознательных действий. Они того же ранга, что и осознаваемые побудители, но качественно отличаются тем, что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами порываются в сознание в особой символической форме. Наконец, процессы надсознательные находятся над "островом": они развертываются в форме длительной и напряженной работы сознания, результат коей -.некий интегральный итог - возвращается в сознание как новая творческая идея, новые отношения, чувство или жизненная установка, - и меняет дальнейшее течение сознания.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Скачать PDF

Психика как работа

Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович
В фокусе внимания статьи - обоснование психики как психической работы, опосредствующей деятельность человека, а также поиск методологических и теоретических оснований психологической помощи, не совпадающей ни со сферой психологической практики, ни с прикладной теорией. Психологическая помощь понимается с точки зрения феномена заботы - душевной работы, работы личности. Проблема рассматривается через призму взглядов отечественных и зарубежных психологов и философов (А. Бергсона, Л.С. Выготского, Э. Гуссерля, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М. Хайдеггера и мн. др.). Автор предлагает идею двойного перехода («психологии в жизнь» и «жизни в психологию») и двойного горизонта тематизации и понимания - «имманентно психологического» и «трансцендентно психологического» (метапсихического), а также развивает взгляды относительно темпоральной работы личности, что важно для продуктивного рассмотрения психологии психологической помощи как структуры, включающей методологию, теорию, психотехнологию, обучение, практику, образ жизни.
Скачать PDF

Проблемы определения понятия «Психика»

Корниенко Александр Федорович
В статье рассматриваются различные подходы к ответу на один из центральных вопросов психологии: «Что такое психика?». Показано, что признание психики как нематериального и нефизиологического образования, равно как и сведение ее к процессам физиологическим, следует рассматривать как тупиковые направления исследований в психологии. Обращается внимание на целесообразность определения психики как особого свойства мозга, обеспечивающего отражение не объективной действительности, существующей в настоящем или существовавшей в прошлом, а ее ближайшего будущего, которого еще нет и не было. Приводится схема, иллюстрирующая суть идеи, положенной в основу данного определения психики. Предлагается модель функционирования «сложных» нейрофизиологических процессов, обладающих свойством, называемым психикой
Скачать PDF

Психика и преодоление неопределенности

Алишев Булат Салямович
В статье рассматривается взаимодействие в системе «субъект объект». Показано, что оно происходит в условиях большей или меньшей, но постоянно присутствующей неопределенности, которая должна преодолеваться, т. к. иначе становится невозможным само существование субъекта. Психика и сознание трактуются как эволюционно складывающиеся механизмы («инструменты») преодоления неопределенности. Рассматривается в общем виде с психологических позиций сам процесс ее преодоления. Обосновывается, что обладающий сознанием человек сталкивается с неопределенностью не только внешнего, объективного мира, но и своего внутреннего, субъективного, которая тоже преодолевается благодаря формированию личности.
Скачать PDF

О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИЙ «СОЗНАНИЕ» и «ПСИХИКА»

Никандров В.В.
A comparative analysis of the concepts «consciousness» and «psyche» is given in this article to show such aspectsasi: structural, functional, genetic and time-spatial. Similarities and differences are marked too. Consciousness is interpreted as the highest integrator and the highest of state of psyche development.
Скачать PDF

Психика и сознание в логике познания (доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
В докладе констатируется, что феномен сознания до сих пор не имеет в психологии внятного объяснения: никто не знает, ни как сознание возникло, ни что оно делает. Рассматриваются различные версии объяснения, предлагаемые в истории психологии, и обсуждается, почему они в принципе не могли привести к успеху. Показывается, что отказ от объяснения (в бихевиоризме) выхолащивает психологию, лишая ее возможности построить хорошую теорию. В качестве альтернативы высказывается позиция радикального когнитивизма: психика и сознание должны объясняться логикой познания. Описывается, при опоре на эту логику, почему психика и сознание являются необходимыми инструментами познания. Выражается надежда, что именно на таком пути психология сможет, наконец, стать логичной наукой.
Скачать PDF

ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПСИХИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСВОЕНИЯ

Решетова Зоя Алексеевна
Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека. Усвоение рассматривается как особая деятельность, играющая определенную роль при формировании психики человека в конкретной культурно-исторической обстановке и опосредствованная деятельностью ее формирующей. В работе отражено авторское понимание значения идей, развиваемых психологической теорией деятельности, для установления законов становления и развития психики человека. Дается трактовка диалектических связей мозговых процессов, психики и предметной деятельности, их порождающих. С позиций деятельностной теории вскрываются причины психологических затруднений учащихся и низкой результативности процесса обучения при господстве репродуктивного метода или использования метода проб и ошибок. Предлагается новое понимание известных дидактических принципов научности, доступности, предметности, связи обучения с жизнью и других. Показаны возможности психологической теории применительно к организации и управлению учебной деятельностью учащегося, повышению активности и сознательности учения, обеспечению роста ее внутренней мотивации. Особое внимание в работе уделено проблеме развития интеллектуальных и творческих возможностей. Автор отстаивает позицию, согласно которой творческие возможности учащегося связанны со способом его обучения. При этом разработчики и педагоги должны приложить усилия для формирования у них системной ориентировки в предмете, прежде всего, в овладении методом системного анализа. Будучи усвоенным, метод системного анализа превращается в общее интеллектуально-развивающее орудие, посредством которого организуется деятельность по решению любых учебных задач с разным содержанием и типом сложности. В обобщающей части работы делается заключение о том, что организация процесса усвоения учащихся как деятельности в ее социальной, сознательно-преобразовательной и смыслообразующей структурах, объяснение им условий его осуществления и значения для формирования их сознания и организации жизни открывают им возможности к самодвижению к вершине человеческого развития становлению развивающейся личности.
Скачать PDF

Личностные особенности студенток с различной структурой самоотношения

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты пилотажного исследования сравнительного анализа личностных особенностей четырех групп студенток, сформированных по доминирующему эмоциональному компоненту самоотношения
Скачать PDF

Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарн

Буравцова Наталия Владимировна
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов педагогов и психологов, специфика психологического пространства личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Скачать PDF

Медико-психологические аспекты бытового употребления алкоголя сотрудниками силовых структур

Антонова Наталья Александровна
В статье рассматриваются психологические аспекты бытового употребления алкоголя сотрудниками силовых структур, выявленные на материале исследования, проведенного в Санкт-Петербурге, а именно: преваленс, социальные исходы алкоголизации (негативные и позитивные), «медицинское» использование алкоголя.
Скачать PDF

Отношение к телу в структуре самоотношений

Леви Татьяна Самуиловна
В статье рассматривается специфика объектного и субъектного отношений к своему телу и их связь с психологическим здоровьем человека. Обосновывается необходимость развития субъектного отношения к своему телу. The specificity is considered of object and subject attitudes to the proper body and their relation to the psychological health. It has been proved the necessity of development of the subject attitude to the proper body.
Скачать PDF

Своеобразие структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от определенного типа мир

Арскиева Залия Абасовна
в статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма/пессимизма; исследование выполнено в русле теории интегральной индивидуальности (системный подход); представлены особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов/пессимистов; предложена модель коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мироощущением.
Скачать PDF