СТРУКТУРА (STRUCTURE) это что такое СТРУКТУРА (STRUCTURE): определение — Психология.НЭС
СТРОУКС Структура внимания

СТРУКТУРА

Найдено 12 определений термина СТРУКТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРУКТУРА

объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязи друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что "в структурах число и особенности подструктур зависят от свойства объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их".

Оцените определение:

Источник: С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование. АСТ, Восток-Запад, 2006 г.348

СТРУКТУРА

лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СТРУКТУРА

совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы {-> принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, - например, при изменениях состава элементов.

Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (-> перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в гештальт-психологии.

В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно:

1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы психические;

2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных;

3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими отношениями.

Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры, причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СТРУКТУРА (STRUCTURE)

Сочетание устойчивых проявлений (мотивационных, защитных, контролирующих) психики человека, абстрагируемых от особенностей поведения и анализа интрапсихического содержания. Структура основывается на влиянии конституциональных данностей и факторов внешней среды, проявляющихся в разных фазах развития индивида. Структурные свойства формируются посредством идентификации в ранних отношениях, процессов научения, разрешения адаптивных конфликтов и т.д.

В зависимости от степени комплексности детерминации поведения теоретики по-разному определяли структуру как способы психической организации (в противоположность функциям), кок стабильные функции, как набор функций в едином целом, как упорядоченные паттерны стимулов, служащих адаптации, кок организацию целей и мотивов, как соотношение элементов в противоположность элементам как таковым и кок иерархию регуляторов поведения.

Предлагаемые определения структуры отличаются различными уровнями комплексности и зависят от теоретических взглядов авторов на проблему поведения человека. Так, например, в модели разрядки напряжения структура рассматривается в качестве системы каналов и ограничений; в модели влечения и защиты структура отождествляется с самой защитой; в трехкомпонентной модели в виде структуры выступают мотивации, в адаптивной модели - устойчивые функции; в рамках концепции объектных отношений структура представлена как продукт процессов идентификации; в теории научения - как паттерны поведения, приобретенного в процессе научения.

Структуру в широком понимании следует отличать от узкого определения структуры в рамках структурной теории, где предпринимается попытка описать состояния, возникающие после разрешения эдипово комплекса. Теоретики, занимающиеся вопросами развития, в качестве ранней точки отсчета, возвещающей о появлении устойчивого процесса интернализации, формирующего в течение всего жизненного цикла поведение индивида, ввели понятие сепарации-индивидуации.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

СТРУКТУРА

1. Организованная, оформленная, относительно устойчивая конфигурация. Этот термин, конечно, один из наиболее свободно используемых во всей психологии, и он употребляется относительно чисто физических (структура стимула), биологических (мозговая структура), психических (структура памяти), социальных (структура группы), абстрактных (лингвистическая структура) и т.д. структур. Обычно этот термин используется всякий раз, когда автор хочет передать представление о том, что характеризуемое явление рассматривается как целое, имеющее присущую ему организацию, и что эта организация фактически один из наиболее значимых его аспектов. Часто термин структура используется так, как будто автор имеет в виду, что он является антонимом терминов функция, процесс или даже поведение. Трудность здесь заключается в том, что в большинстве случаев функциональные, поведенческие процессы сами имеют структуру, в которой они также организованы, оформлены и относительно устойчивы. Приблизительными синонимами являются конфигурация, Гештальт, организация, система; см. каждую из этих статей. 2. Любая сложная система, которая рассматривается с точки зрения целого, например структура науки. Этот способ употребления отражает представление о том, что структура существует только тогда, когда рассматривается множество.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Структура

это устойчивость, инвариантность; внутренняя организация; совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношении, элементов, компонентов, определяющих качество данной системы. Система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры и приводит к потере системой ее системных качеств, т. е. к необратимому разрушению самой системы.

Источник: Современная психология труда: глоссарий

СТРУКТУРА (STRUCTURE)

в модели эго-состояний) классификация поведения, чувств и переживаний человека с помощью эго-состояний.

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

СТРУКТУРА

STRUCTURE)

Термин, применяемый для описания медленно изменяющейся и развивающейся, относительно устойчивой системы, какими являются, например, Эго или Суперэго в структурной теории.

Источник: Психоаналитические теории развития. Глоссарий

СТРУКТУРА

от лат. structura – строение, расположение, порядок) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как совокупность элементов, ее составляющих, обеспечивающая целостность системы, ее тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Существуют и др., более сложные подходы к пониманию С. Однако на нынешнем этапе развития отечественной конфликтологии их применение к анализу конфликтов, скорее всего, будут преждевременным. С. характеризует статическую составляющую системы. Все тела, объекты системы обладают С. Психологические явления и психика в целом также имеют свою С. Благодаря многообразию структурных уровней материи каждая материальная система является полиструктурной. С. системы более устойчива к изменениям, чем ее отдельные свойства. Однако когда количественные изменения системы выходят за границы меры и приводят к качественным переменам, последние всегда связаны с изменением С. Свойства всей системы не м. б. сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. В то же время, свойства элементов в рамках С. обычно отличаются от свойств элементов в случае их существования в виде обособленных объектов. Установлено, что гармоническое сочетание принципов связи, подчинения и автономности элементов в С. в конечном счете способствует наиболее эффективному развитию и функционированию любых сложноорганизованных систем (Г. И. Рузавин, 2001). С. является объектом системно-структурного анализа исследуемого явления.

Источник: Словарь конфликтолога

СТРУКТУРА

от лат. struktura] - взаиморасположение и связь составных частей чего-л.; строение чего-л. (см., напр., Структура движения)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Структура

лат. structura) – 1. свободное значение – определенная конфигурация составных частей чего-либо (предмета, органа, группы, высказывания, выразительного акта и др.). Приблизительные синонимы: Гештальт, система, организация; 2. любая сложная система, которая рассматривается как некое единое целое. Например, «структура образа», «структура науки», структура интеллекта ( в частности, по Айзенку, Гарднеру, Стернбергу, Спирмену, Торренсу).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Структура

построение, строй; строение какого-либо сложного целого; принцип и законы объединения отдельных элементов в единое целое; соотношение частей с целым и между собой. (12.1, 168) Сущность этого закона (закона структуры) заключается в том, что все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав. Такое целое, которое определяет свойства и значение своих частей, психологи называют структурой. (9.1, 39) Объяснение запоминанию «раз и навсегда» некоторые психологи находят в законе структуры. Обезьяна открывает структуру, которой подчинена данная ситуация, и, открывши эту структуру, она уже правильно находит место и значение каждой отдельной части в подобной ситуации даже при измененных обстоятельствах (9.1, 52) структура как целое оказывается широко независимой от изменения ее отдельных частей. (32.1, 20) Если явления А, В, С однажды или много раз действовали как члены одной структуры и если одно из них выступает именно в качестве такого члена, – оно имеет тенденцию более или менее воспроизвести и всю остальную структуру. (32.1, 25) См. Восприятие, Поведение

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Найдено рефератов по теме СТРУКТУРА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структура, функции, критерии и уровни развития толерантности в межличностном взаимодействии военносл

Маркарян Арутюн Ардашевич
В данной статье рассмотрены проблемы педагогики самосовершенствования, исследованы следующие понятия: структура, функции, критерии, показатели и уровни развития толерантности военнослужащих в межличностном взаимодействии.
Скачать PDF

Структура педагогической поддержки совладающего поведения подростков в школах Литвы

Останина Надежда Владимировна
В статье представлены результаты работы по апробации модели психолого-педагогической поддержки как ресурса образовательной среды. Реализация ее направлена на развитие конструктивных способов преодоления подростками трудностей школьной жизни (совладающего поведения). Раскрываются цели и задачи развивающей, формирующей и воспитывающей стратегий психолого-педагогической поддержки, обеспечивающих формирование конструктивного копинг-поведения подростков в трудных школьных ситуациях. Рассмотрена структура деятельности психологической службы школы как ключевой фигуры реализации модели психолого-педагогической поддержки школьников в образовательном учреждении.
Скачать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Скачать PDF

Структура и состояние психологического контракта субъектов труда с различным типом имплицитного согл

Ребрилова Елена Сергеевна
В статье представлены результаты исследования психологического контракта в организации. Дана оценка его компонентов и общего состояния в зависимости от типа имплицитного соглашения, отражающего реальную схему отношений субъектов труда в современных российских компаниях.
Скачать PDF

Социально-психологический феномен "притеснение" и структура ценностей девочек старшего подро

Кораблева Н.В.
В статье рассматривается мало изученный в отечественной науке социально-психологический феномен «притеснение». Автор приводит результаты эмпирического исследования среди девочек старшего подросткового возраста. Анализируется структура ценностей девочек, в разной степени вовлеченных в ситуации притеснения.
Скачать PDF

Интегративная структура совместной деятельности психолого-педагогической кафедры вуза и психологичес

Володько Наталия Валерьевна
Рассматривается интегративный подход к организации совместной деятельности выпускающей психологопедагогической кафедры вуза и психологического центра, обеспечивающий развитие особой профессиональной компетенции психологов образования. Определены особенности профессионального общения преподавателей на интегративном уровне. Автором выделены психологические аспекты и уровни развития единого интегрированного профессионального пространства кафедры и психологического центра.
Скачать PDF

Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде

Лаптева Вера Юрьевна
Рассматривается проблема психологического насилия в школе в аспекте защищенности подростков от деструктивных воздействий социальной среды. Оценка эмпирических данных позволила рассмотреть структурные особенности защищенности в зависимости от параметров психологического насилия в образовательной среде, а также изучить специфику личностных защитных механизмов у подростков при воздействии психологического насилия.
Скачать PDF

Визуальная культура личности: генезис, структура и функции

Виноградов Павел Николаевич
Обосновывается актуальность исследования визуальной культуры личности как психического явления, регулирующего отражение окружающей визуальной среды, создание новых визуальных образов и преобразование визуальной действительности. Обсуждаются теоретические и методологические проблемы исследования этого явления. Демонстрируется связь социального опыта человечества и личной визуальной культуры. Рассматривается структура и функции визуальной среды. Визуальная культура личности характеризуется как интегративное психологическое образование, направленное на взаимодействие с визуальной окружающей средой, включающее психофизиологический, психологический и социально-психологический компоненты. Она обеспечивает адаптацию, присвоение (смысловое постижение) и преобразование визуального информационного потока.
Скачать PDF

Психологическая структура экстремальных ситуаций спортсменов

Султанов Тимур Николаевич
В работе представлены результаты исследования психологической структуры экстремальных ситуаций спортсменов различных специализаций.
Скачать PDF

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М.Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии. Основные выводы: личностная рефлексия это сложный психологический феномен, состоящий из когнитивного, аффективного, оценочно-регулятивного компонентов структурные компоненты личностной рефлексии взаимосвязаны и равнопорядковы по степени значимости.
Скачать PDF

Структура личностных ценностей

Карпушина Людмила Валентиновна, Капцов Александр Васильевич
Рассмотрены результаты исследования структуры личностных ценностей в зависимости от пола, возраста и места обучения. Показано, что эти факторы влияют на состав и соотношение латентных переменных
Скачать PDF

Структура личностного смысла представлений о себе как об отце мужчин с разным семейным статусом

Манеров Р.В.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования структуры личностного смысла представлений об отце мужчин с разным семейным статусом. Анализируется факторная структура представлений о себе как об отце, обусловленность личным опытом содержания имплицитных теорий отца как совокупности представлении о нем.
Скачать PDF