Психика и особенности строения мозга

Предыдущий термин:
Психика животных

Следующий термин:
психика коллектива

Содержание:

Найдено 1 определение:

Психика и особенности строения мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло. Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно. Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить. Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения". Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях. Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак). Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоции, мотивация, потребностьв филогенезе психики и мозга

Вартанов А.В., Вартанова И.И.
Скачать PDF

Естественно-системные основания строения психики

Беломестнова Нина Васильевна
В статье рассматривается модель строения психики в эволюционнобиологических основаниях. Обосновывается необходимость построения естественной, а не искусственной модели психики. В прямой связи с такой моделью стоит и проблема классификации психических явлений. Для аргументации используется материал нейропсихологии, психофизиологии, психологии развития, патопсихологии, физиологии сенсорных систем, физиологии активности и т.д. Указывается методологическое значение получения естественной модели психики.
Скачать PDF

Особенности ритмической активности головного мозга при актуализации модально-специфических видов пам

Заиченко Александра Анатольевна, Картавенко Михаил Валерьевич
Статья посвящена исследованию в области психофизиологии памяти. В работе представлены результаты исследования электрической активности головного мозга при участии модально-специфических видов памяти при помощи метода электроэнцефалографии. Исследование заключалось в изучении процесса образования и формирования энграмм (следов памяти) в коре головного мозга на основании анализа основных характеристик альфаритма.
Скачать PDF

Особенности биоэлектрической активности мозга у детей с расстройствами аутистического спектра

Лущекина Е.А., Подрезная Е.Д., Стрелец В.Б.
В работе представлен сравнительный анализ спектральной мощности альфа-, бетаи гамма ритмов у детей 5-7 лет в норме и при раннем детском аутизме в состоянии покоя и при когнитивной нагрузке (счет). Показано, что, когнитивная нагрузка наиболее существенно увеличивает спектральную мощность альфа3 диапазона. У здоровых детей при когнитивной нагрузке по сравнению с фоном спектральная мощность быстрых ритмов существенно увеличивается в левом полушарии. У больных ранним детским аутизмом обнаружено преимущественно правостороннее преобладание спектральной мощности альфа диапазона как в фоне, так и при когнитивной нагрузке. При раннем детском аутизме спектральная мощность гамма ритма в фоне имеет более высокие значения, чем в норме, и не изменяется при когнитивной нагрузке.
Скачать PDF

Особенности агрессии у подростков с различным профилем латеральной организацией головного мозга

Баз Людмила Леонардовна, Матюхина Ирина Викторовна
В данной работе предлагается анализ особенностей агрессивного поведения подростков с позиций нейропсихологии индивидуальных различий. Сопоставляется степень проявления агрессии с типами профилей латеральной организации головного мозга. Описываются результаты эмпирического исследования. Выявлено, что по мере накопления левополушарных признаков, сильнее проявляется вербальная агрессия, чем больше степень левополушарности, тем более свойственно подростку проявление вербальной агрессии. У правополушарных подростков такой связи нет. Результаты работы будут способствовать углублению изучения проблемы агрессивности и разработке рекомендаций по коррекции агрессивного поведения с учетом нейропсихологического статуса ребенка.
Скачать PDF

Особенности строения картины мира девиантных подростков (на примере детей-сирот и подростков с крими

Кравцова Татьяна Маратовна
Описаны результаты изучения картины мира подростков с девиантным поведением через корреляцию понятий «ригидность» и «жизнестойкость».
Скачать PDF

Особенности ритмической активности головного мозга при разных синестетических переживаниях

Заиченко Александра Анатольевна
Представлены результаты исследования ритмической активности головного мозга в процессе актуализации синестетических механизмов целостного восприятия информации в сознании. Исследование заключалось в изучении электрофизиологических показателей механизма синестезии и синестетического оценивания в коре головного мозга при помощи метода электроэнцефалографии, с дополнительным использованием качественных психосемантических методов.
Скачать PDF

Электроэнцефалографические особенности биоэлектрических процессов мозга при визуализации

Корюкалов Ю.И.
Представлены результаты исследований по оценке изменений амплитудно-частотного спектра ЭЭГ, пространственного распределения альфа-ритма и взаимодействия зрительной и соматосенсорной зон коры больших полушарий во время визуализации.
Скачать PDF

Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека

Антропова Людмила Кондратьевна, Андронникова Ольга Олеговна, Куликов Вячеслав Юрьевич, Козлова Лариса Анатольевна
В статье представлены данные о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга, которые способствуют пониманию организации сложных психических процессов и индивидуально-психологических различий.
Скачать PDF

Особенности фоновой электрической активности мозга юношей и девушек с разными индивидуальными особен

Саакян Оксана Сааковна
В данной статье изучаются мощностные особенности фоновой ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности, успеваемости и профилем латеральной организации (ПЛО). Показано влияние факторов пола, уровня креативности и ПЛО на мощностные характеристики ЭЭГ. Выявлена большая активность левой париетальной, правой центральной и затылочной зон мозга в состоянии покоя у юношей и девушек с высоким уровнем креативности; темпоральной и париетальной зон мозга левого полушария у юношей и девушек со средним и низким уровнем креативности. Показано, что в состоянии покоя функциональная межполушарная асимметрия фоновой активности мозга представлена доминированием левого париетального, средне-фронтального и центрального отделов мозга у юношей и девушек с правым ПЛО.
Скачать PDF

Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности

Хватова М.В.
Khvatova M.V. Lateral organisation of teenagers' brain in different terms by teaching and their individual features. The real article is directed for consideration of question about intercommunication of individual teenagers' features with lateral'noy organisation of brain in the aspect of efficiency organisation in educational process in the modern varios terms by teaching.
Скачать PDF

Об особенностях электрической активности мозга близнецов в условиях актуализации мотивации достижени

Чистякова Виктория Владимировна
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: