РАССУДОК
РАССУДОК
наличие у человека здравого смысла, его способность к рассуждениям, разумному решению возникающих жизненных проблем. См. разум, смысл здравый.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РАССУДОК
— функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
РАССУДОК
философское понятие, противопоставляемое разуму как более примитивная форма познания. В современной системе психологических понятий это Синоним наглядно-действенного мышления. Р. лежит в основе простейших суждений, а обобщаясь с опытом,— и интуиции.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Рассудок
фр. reason) – 1. в философии – соотносительные понятия. У Э.Канта рассудок – способность образования понятий, суждений, правил, а разум – способность образования метафизических идей. Согласно Г.Гегелю, рассудок есть низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания; 2. способность оперировать готовым знанием (разум в таком контексте есть моральный аспект рассудка, то есть способность использовать знания с добрыми намерениями и целями, с пользой для себя и окружающих людей и общества в целом).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
РАССУДОК
рассудок и разум) - в философско-психологической традиции - два типа работы логического мышления.
Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему автомато-подобный характер, коему присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, особенно при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка - в негибкости и категоричности, в неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. Когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной.
Разум дает знания более глубокие и обобщенные. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Он способен анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли - и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий - основное отличие разума от рассудка. Разум конструктивен, рефлексивен (-> рефлексия), ориентирован на социальные цели высшего уровня.
В реальной работе логической мысли рассудок и разум внутренне связаны как компоненты целостного процесса познания.
Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему автомато-подобный характер, коему присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, особенно при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка - в негибкости и категоричности, в неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. Когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной.
Разум дает знания более глубокие и обобщенные. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Он способен анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли - и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий - основное отличие разума от рассудка. Разум конструктивен, рефлексивен (-> рефлексия), ориентирован на социальные цели высшего уровня.
В реальной работе логической мысли рассудок и разум внутренне связаны как компоненты целостного процесса познания.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998