два типа работы логического мышления, внутренне связанные, как компоненты целостного процесса познания. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер «некоего духовного автомата» (Б. Спиноза), которому присущи определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Разум дает знания более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Разум обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику объективного мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий – основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование известными понятиями. Отличием конфликтов от природных явлений и деятельности является то, что их истинное содержание чаще скрыто, не лежит на поверхности. Мотивы участников конфликта, их цели, действия, намерения помимо внешней стороны обычно имеют и скрытые смыслы. Понимание этих скрытых смыслов – задача разума. Поэтому участники конфликтов, конфликтологи должны видеть различие моделей конфликтной ситуации, сформированных на основе рассудка и на основе разума.
РАССУДОК И РАЗУМ
РАССУДОК И РАЗУМ
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
РАССУДОК И РАЗУМ
две матрицы мультифункциональной работы дискурсивно-логического мышления; по мнению некот. ученых, рассудок, в основном, оперирует-моделирует интенцию к установлению-фиксации истины, опираясь на индивидуально-эмпирический опыт, на несколько редуцировано-консервативно-схематичное дискурсосмысление-дискурсверификацию наличной реальности, социума, поведенческих паттернов-актов других субъектов, а поэтому он феноменологическо-онтологическо-ограничен, но обеспечивает субъекту рационально-успешную адаптацию-аккомодацию к условиям социума-онтоса-бытия, хотя сам рассудок, как полагаем мы, не столь динамичен, эволюционен, активациеинтенционален в отличие от мультирефлекснвно-мультиконструктивномультидинамично-мультиэволюционного разума; сам дискурсивно-логический разум, и его полиматрицы-полимодели-мультисхемы-полнфониеконститутивыполифониетектоны-мультиконструкции, быстро схватывает различные аналогии, конгруэнтности, дисконгруэнтности, адекватизации, деадекватизации, верификационно анализируют сходство и различие объектов и предметов, корреляцию-дискорреляцию предикатов-свойств-элементов в самих объектах-предметах-моделях, дифференциально-онтологические, дифференциально-социальные, дифференциально-психические, дифференциально-логические взаимопереходы в различных моделированиях-интерпретированиях-характеристиках; дискурсивно-верификационный разум и обладает способностью, как считаем мы, дискурсанализировать-сравнивать-синтезировать-адекватизировать-аналогизировать-обобщать различные феномены бытия, индивидуально-эмпирического опыта, ментально-рефлексивные ассоциации-конструкции, а с помощью дискурсивно-логической интуиции, в когеренции с дискурсивными моделями разума, конструктивно-рефлексивно-эмпирический разум и генерирует-порождает-репродуцирует создание новых социально-значимых или же научно-ценных, тезисов-положений-понятий-программ-концепций-постулатов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.