ИНТЕЛЛЕКТ

Найдено 39 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТЕЛЛЕКТ

- устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Интеллект
Интеллектом я называю определенно направленное мышление (см. мышление).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ИНТЕЛЛЕКТ (МКБ 290; 291; 294; 310; 315; 317)
общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

Интеллект
основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ИНТЕЛЛЕКТ
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

ИНТЕЛЛЕКТ
лат. intellectus - разумение, понимание) - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Интеллект
совокупность врожденных или Приобретенных при жизни общих умственных Способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Интеллект
это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ИНТЕЛЛЕКТ
Первоначально этот термин относился исключительно к рациональным мыслительным функциям человеческой психики; сегодня это родовой термин, охватывающий познавательные процессы в целом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТЕЛЛЕКТ
ум, общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Интеллект
способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Интеллект
(лат. intellectus) — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. В проблеме интеллекта человека еще много неясных и спорных вопросов. Интеллектуальная оценка ситуации влияет на эмоциональные переживания.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Интеллект
(intelligence) — определяется по-разному различными психологами. Большинство определений включают способность к абстрактному мышлению, способность к обучению через опыт, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

ИНТЕЛЛЕКТ
есть свойство личности, выражающееся в способности глубоко и точно отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании опыта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

интеллект
в теории Пиаже интеллект является сложным понятием, но вообще можно сказать, что мыслительное усилие всегда направлено на создание оптимальных условий для выживания организма в сложившихся обстоятельствах. Интеллект всегда связан с адаптацией организма к окружающей среде.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Интеллект (разумение, понимание, постижение)
Относительно устойчивая структура способностей индивида к мышлению, к рациональному познанию. Определяется, по современным представлениям, сложным комплексом наследственных, врожденных и приобретенных факторов. В становлении И. особое значение имеют ранние возрастные этапы развития, особенно первые 3–5 лет жизни.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ИНТЕЛЛЕКТ
лат. intellectus - понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Интеллект
лат. intellectus – познание, рассудок) – наиболее сложная функция мозга, отражающая возможности конкретного и абстрактного мышления, способности к суждению и познанию. В основе интеллекта лежат врожденные и приобретенные факторы: способность к обучению, стремление к познанию, внимание, понимание, память, ассоциативное и логическое мышление, речь, приобретенный опыт.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Интеллект
от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) высший способ решения практических и познавательных проблем. Отличие И. от других форм поведения (инстинкта и навыка) состоит в том, что решение задачи происходит на основе инсайта (озарения). Психология изучает возникновение и развитие И. у животных и человека, выявляет специфику человеческого И., его формы и структуру.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

интеллект

(от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИНТЕЛЛЕКТ
1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. intellects — понимание, рассудок) — психологическое понятие часто понимается как способность мышления, рационального познания. Сейчас, когда кибернетики широко пользуются термином «искусственный И.», наиболее удачно такое определение: это отражающая система различных уровней сложности ее природной или технической организации, находящаяся между отражаемыми стимулами и отраженными реакциями, система процессов улавливания, запоминания и установления связей между информациями, необходимыми для решения задач. У ЭВМ - это механизм, у низших животных — генетические программы, у высших — условные рефлексы, у человека — познание как атрибут сознания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Интеллект
Несмотря на ранние попытки определить интеллект в терминах так называемого общего фактора, в большинстве современных определений подчеркивается способность эффективного функционирования в окружающей среде, что подразумевает адаптивную природу интеллекта. Понятие интеллекта в психологии неизбежно сочетается с понятием коэффициента умственного развития (КУР), который вычисляется по результатам тестов на умственное развитие. Поскольку в этих тестах адаптивное поведение измеряется в специфическом культурном контексте, они почти всегда несут на себе отпечаток культурных предпочтений; иными словами, трудно измерить степень адаптивности и эффективности поведения за рамками данной культуры.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИНТЕЛЛЕКТ
(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Понятие И. является культурно-историческим и несет в себе многочисленные напластования, предшествовавшие его современному употреблению; в этом и сложность его определений, к–рых достаточно много (свыше семидесяти). В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем, с системой процессов улавливания, запоминания и установления связей между сведениями, знаниями, необходимыми для решения задач и пр. Содержательное определение самого И. и инструментов его измерения зависит от характера соответствующей общественно значимой активности индивида (учение, производство, политика и т.д.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Интеллект
(Intellectus) (от лат. intellects - понимание, знание, разум). Букв. рассудок, разум, ум. Степень развития мышления, которая позволяет отделять существенные признаки предметов и закономерности явлений. Интеллект - человеческое качество. Но поскольку у высших животных существует возможность некоторой элементарно-конкретной мыслительной деятельности, то следует принять существование зачатков интеллекта у некоторых из них, в особенности у человекообразных обезьян. Интеллект не постоянная величина и определяется не только наследственными, анатомическими и физиологическими особенностями, а развивается по ходу индивидуальной жизни человека при помощи образования, воспитания и труда. См. Дебильность; Имбецильность; Идиотия; Олигофрения, Деменция.
Интеллект - диагностика интеллекта - см. Диагностика интеллекта.
И., искусственный. Кибернетическая модель интеллектуальной деятельности человека.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНТЕЛЛЕКТ
1. В общем случае-устойчивая совокупность общих умственных способностей человека, определяющих его возможности в выполнении различных видов деятельности. 2. В широком смысле слова, преимущественно представленном в когнитивной психологии, способность человека осмысленно приобретать, воспроизводить и использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами. 3. В специальном, узком смысле слова под И. понимается достаточно высокий уровень развития умственных способностей человека, поддающихся точной оценке при помощи тестов интеллекта. См. интеллект академический, интеллект вербальный, интеллект взрослый, интеллект групповой, интеллект идеальный, интеллект искусственный, интеллект коммуникативный, интеллект кристаллизованный, интеллект невербальный, интеллект общий, интеллект пограничный, интеллект психометрический, интеллект социальный, сенсомоторный, мышление, психология когнитивная, тесты интеллекта.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

интеллект

(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Уделяется большое внимание исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимость от эмоционально-волевых особенностей личности. Исходя из диалектико-материалистической методологии, отечественные психологи признают зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Интеллект
лат. intellectus - познание, понимание) – 1. познавательные функции в их единстве и, следовательно, каждой из них в их некоем новом качестве, подчиненном деятельности целостной когнитивной структуры. Например, интеллект может быть высоким при плохой памяти или посредственным при формально достаточно развитом мышлении. В структуру интеллекта в таком его понимании включаются не только познавательные процессы, но также или даже в первую очередь личностные качества индивида (любознательность, пытливость, стремление к новому и т.п.); 2. сумма познавательных способностей индивида, образованная путем их аддитивного, арифметического сложения; 3. показатель умственного развития, измеряемый соответствующими методами тестирования. В отечественной психологии и психопатологии методология исследования интеллекта в силу ее чрезвычайной сложности в мультикультуральном пространстве, каковым является Россия, к сожалению некоторых исследователей, разработана слабо; 4. творческие способности индивида, его креативный потенциал. Следует заметить, что столь разные подходы к определению интеллекта привели, в итоге, к тому, что это понятие используется, в основном, в условном смысле.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Интеллект
от лат. intellectus - понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0,5 до 0,8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Интеллект
(лат intellectus — ум, рассудок, разум) — система когнитивных процессов, которые имеют индивидуальную выражен ность. Характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. И. — высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью (Ж. Пиаже); набор когнитивных операций (Ч. Спирмен, Л. Терстоун и др.); универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Ю. Айзенк); способность мозга мобилизовать и с максимальной эффективностью использовать на эвристическом уровне массив информации — исследуется в психологии в различных аспектах.
Существует ряд принципиально различных подходов к изучению И:.
– феноменологический (М. Вертгеймер, В. Кёллер),
– структурно–генетический (Ж. Пиаже),
– факторно–аналитический (Ч. Спирмен, Л. Терстоун,
Д. Векслер),
– социо–культурный (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. Леви– Брюль),
– процессуально–деятельностный (С. Л. Рубинштейн,
А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров),
– функционально–уровневый (Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский),
– структурно–динамический (Д. В. Ушаков) и др.
(Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИНТЕЛЛЕКТ
от латинского intellectus – «ощущение, восприятие; разумение, понимание; понятие», рассудок» – интегральное свойство, способность к успешному решению проблем при помощи эффективной и устойчивой структурно-функциональной организации умственных способностей человека. Считается, что И. выступает основой ряда других способностей и процессов, особенно познавательных, таких как ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление. И., являясь критерием общей умственной способности, используется как понятие, применяемое для обобщения поведенческих характеристик и служит для эффективного приспособления к творческому решению и достижению поставленных целей. Сочетание высокого уровня интеллекта, мобилизационных способностей и умения, несмотря на существующие помехи, осуществлять самоуправление своим поведением, считается важной совокупностью данных для достижения поставленной цели в экстремальных условиях деятельности. Хотя для принятия единственно правильного решения в короткий отрезок времени необходима воля, причём еще во времена средневековья решался спорный вопрос: интеллект подчинен воле или наоборот воля интеллекту? В настоящее время доминирует представление о том, что актуализация как интеллекта, так и воли «зависят от соответствующих обстоятельств, однако он как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического» (Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко).

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ИНТЕЛЛЕКТ
Бет рассказывает своей сестре о своем новом парне. Она говорит: «Он высокий, с темными волосами и очень умный». Все мы знаем, что значит высокий, что такое темные волосы — но что такое «умный»? С научной точки зрения говорят об «интеллекте». На протяжении всего двадцатого века психологи сталкивались с проблемой «интеллекта». Это слово используется по-разному разными людьми, и в настоящее время в психологии не существует общепринятого определения интеллекта.
Английский психолог Чарлз Спирман предположил, что интеллект — это качество, лежащее в основе любой деятельности. Так что если человек выполняет что-то хорошо, то он будет демонстрировать хорошие показатели во всем. Американский психолог Луис Терстон, напротив, считал, что интеллект скорее состоит из ряда способностей, более или менее независимых друг от друга. Иными словами, человек может хорошо выполнять одну задачу и не справляться с дру- 47 гой. Более недавняя теория, сходная с теорией Терстона, была разработана Говардом Гарднером, который утверждает, что существует шесть типов интеллекта. Первые три — математический, пространственный и вербальный интеллект. Эти способности проверяются посредством многих общепринятых тестов. Другие три типа интеллекта, о которых говорил Гарднер, более противоречивы. Это музыкальный, личностный (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей) и телесно-кинестетический интеллект (способность выполнять сложные движения тела или манипулировать сложными объектами — например, танцевать и делать ювелирные украшения).
Неясно, как лучше воспринимать интеллект — как комбинацию отдельных способностей или как единое качество; вполне возможно, истина находится посредине. На практике интеллект принято измерять при помощи различных специальных тестов.
См. также статьи «Количественный и качественным методы анализа», «Коэффициент умственного развития», «Личность», «Надежность и валидность», «Психологические тесты».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ИНТЕЛЛЕКТ
(от лат. понимание, познание) – в широком смысле – умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле – ум, мышление. В структуре И. человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. Понятия И., «интеллектуальные особенности личности» близки более часто употребляемым понятиям «способности», «общие и специальные способности». К общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом. Имеется большое количество разнообразных определений. В наиболее общих чертах можно представить три их вида: 1) И. как способность к об учению; 2) И. как способность к абстрактному мышлению и 3) И. как способность к адаптации и решению задач. Определение И. как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Психологическая диагностика И. определяется необходимостью измерения индивидуальных количественных и качественных особенностей личности, а также различий между людьми, связанных с эффективностью выполнения тех или иных задач. С помощью интеллектуальных тестов (Векслера, Равена и др.) можно измерить уровень сформированности некоторых интеллектуальных качеств. Векслер, создавший в 1939 году первую шкалу И. для взрослых, считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е. успешно меряться силами с окружающим миром. Создатель первого интеллектуального теста Бине однажды пошутил, сказав: «Интеллект?.. Да это же просто то, что оценивает мой тест!». В этой шутке оказалось слишком много правды. Тест Бине был разработан с целью определить шансы ребенка на успешное обучение в школе и валидность его была оценена путем установления корреляции, с одной стороны, и школьными оценками и отзывами учителей – с другой. Валидность теста была ограничена этими рамками.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИНТЕЛЛЕКТ
от лат. intellectus — понимание, познание) — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. И. является одной из важнейших составляющих в структуре общих способностей человека. В последнее время все более распространенной является точка зрения о том, что И. играет важнейшую роль в различных сферах профессиональной деятельности (в т. ч. и трудовой), являясь одним из факторов ее успешности. При этом интеллектуальная активность выделяется в такую категорию, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Согласно Ч. Спирмену И. характеризуется тем, что он: 1) не зависит от прочих личностных черт человека; 2) не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивацию достижений, тревожность и т. п.); 3) выступает как общий фактор умственной энергии. По мнению А. Терстоуна, в И. проявляются следующие способности человека: 1) счетные способности, т. е. умение оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальная (словесная) гибкость, т. е. легкость, с которой еловек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Эти факторы И., или первичные умственные потенции, как показывают психологические исследования, тесно коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора. Г. Айзенк интерпретировал его как скорость переработки информации нервной системой (умственный темп). На следующем уровне в структуре И., по мнению Ф. Вернона, находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). В соответствии с этим различают вербальный и невербальный (практический) И. Иногда проводят и более детальную классификацию способностей, определяющих И. человека. Так Г. Гарднер выделяет 7 категорий И., а Дж. Гилфорд— 120. При этом он исходит из того, для каких умственных операций эти виды И. нужны (пять видов способностей), к каким результатам они приводят (шесть видов) и каково их содержание (четыре вида): итого 5x6x4 = 120 факторов И. Для измерения уровня И. разработаны специальные тесты И. (см. Психодиагностика интеллекта), его количественная оценка производится с помощью специального коэффициента интеллекта. В последнее время в связи с успехами в развитии кибернетики, вычислительной техники, теории систем и др. наук наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Это привело к созданию и развитию сравнительно нового научного направления, известного под названием искусственный И.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Интеллект
Первой и наиболее значительной чертой отличия между реакцией обезьяны и условным рефлексом является способ их происхождения Условный рефлекс обычно устанавливается постепенно и медленно. Совсем иначе проистекает возникновение реакций у обезьяны. Нас поражает в опытах Келера именно это запоминание «раз и навсегда», которое обнаруживает обезьяна... Второй новой чертой, подымающей интеллект над условной реакцией и отличающей его от всех остальных реакций, является его биологическая функция Работа интеллекта начинается там, где деятельность инстинкта и условных рефлексов прекращается или задерживается. Приспособление к изменившимся условиям, к новым обстоятельствам и новым ситуациям – вот чем характеризуется поведение обезьяны. К этим новым обстоятельствам животное приспособляется не методом проб и ошибок, а путем задержки внешних движений и путем «внутренних проб». Открытия обезьян обладают еще и третьим отличительным свойством. Оно заключается в том, что найденный способ поведения решительно независим от той конкретной ситуации, в которой он был найден, и обезьяна, находя верное решение, вместе с тем приобретает возможность в очень широких размерах переносить найденное ею решение в другие ситуации Обезьяна, таким образом, разрешает структуру, а не привыкает действовать при помощи ее элементов. (9.1, 51 – 55) в поведении обезьяны намечается с совершенной ясностью новая форма – интеллект, – служащая основной предпосылкой для развития трудовой деятельности и представляющая соединительное звено между поведением обезьяны и поведением человека. (9.1, 56) само по себе препятствие или задержка, встающие на пути инстинктивного или привычного способа действий, усиливают нервное возбуждение, вызывают подъем деятельности обезьяна в этом случае часто ведет себя так же, как и низшие животные, она также иной раз мечется бесконечное число раз Однако обычно довольно скоро в поведении обезьяны наступает резкий и крутой перелом. Этот период заключается в том, что обезьяна вместо перепроизводства движений прекращает обычно все внешние реакции, она как бы остается в неподвижности, фиксируя глазами цель Усиленное нервное возбуждение не тратится наружу , а переходит в какой-то сложный внутренний процесс от внешних проб обезьяна переходит как бы к внутренним пробам, т.е. мы могли бы сказать, что возбужденные нервные центры обезьяны вступают в какое-то сложное взаимодействие, взаимоотношение, в результате которого и может возникнуть то «короткое замыкание», которым предположительно мы могли бы объяснить ее догадку. Мы еще очень далеки от настоящего физиологического объяснения интеллектуальной реакции Но есть основания допустить, что в основе этой реакции лежит сложное взаимодействие наличных раздражений с прежними условными связями. (9.1, 50 – 51) биологической функцией интеллекта является «изобретение», т.е. приспособление к новым условиям при помощи актов поведения, не врожденных и не заученных. Начатки интеллектуальной деятельности с несомненностью установлены в поведении антропоидов (опыты Келера) и выражаются в изобретении и употреблении простейших орудий для преодоления препятствий, стоящих на пути к инстинктивной цели (добывание плода при помощи удлиненной палки и т.д.). Интеллектуальный акт характеризуется: 1 – наличием задержки или препятствия (проблема как постановка сознательной задачи), 2 – торможением внешних движений, 3 – усилением центральной деятельности (поиски новых путей для задержанного разряда, привлечение прошлого опыта), 4 – внезапной догадкой или решением и 5 – усвоением однажды найденной реакции с одного раза в отличие от медленного и постепенного усвоения заученных или дрессированных движений. (12.1, 79) См. Поведение, Реакция, Рефлекс

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ИНТЕЛЛЕКТ
это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:
1) с системой операций умственных;
2) со стилем и стратегией решения проблем;
3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной;
4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:
1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;
2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;
3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, - этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.
В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых "факторов интеллекта" от одного-двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Интеллект
(от лат. intellectus — «познание, понимание, рассудок») — формирующаяся в течение жизни человека система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач.
В большинстве работ И. связывают с категорией способность. В этом случае под И. понимается:
общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
система всех познавательных способностей индивида;
способность к решению проблем, не совершая проб и ошибок, в уме, противоположная способности к интуитивному познанию.
Наиболее широкое определение И. подчеркивает его системный характер, однако как система познавательных способностей И. имеет свое целевое назначение.
Наиболее близким по содержанию к понятию И. оказывается «мышление», вместе они отражают связанные между собой свойства психической активности. Если И. относится к структуре и свойствам функциональной психической системы, то мышление следует рассматривать как процесс ее функционирования. Эта психическая система обеспечивает адекватное поведение, а также нахождение продуктивного результата при решении проблем. Таким образом, исследование мышления в основном посвящено динамическим свойствам функционирования И. как системы.
Существуют две альтернативные по числу факторов и представлениям об их функциях модели — Ч. Спирмена и Л. Терстоуна. Согласно первой, есть некоторый общий G-фактор (или фактор общего И.), определяющий успешное решение отдельных тестовых заданий. Однако наряду с ним в каждом тесте, оценивающем интеллектуальное развитие, присутствует специфичный только для него частный фактор s, который отражает частные и специальные способности. Поэтому концепцию Спирмена и назвали двухфакторной теорией И.
Она относится к числу иерархически организованных концепций; ее автор придавал решающее значение в интеллектуальной активности фактору общего И.
Терстоун утверждал обратное: И. — это сумма нескольких независимых способностей. Основанием послужило выделение нескольких групповых факторов, которые были обозначены как «первичные умственные способности». Их семь: пространственная способность, перцептивная, вербальная, вычислительная, мнемическая, беглость речи и логическое рассуждение. Согласно данной концепции, описание индивидуального И. — это составление определенного профиля, а не единственная оценка с определенным числом баллов.
Г. Айзенк рассматривал уровневую организацию И., в состав которой он включал биологический, психометрический и социальный уровни.
Содержание понятия «биологический И.» включает особенности функционирования структур головного мозга, определяющих высшие психические функции и мышление, индивидуальные свойства которых наследственно обусловлены. Проявления биологического уровня (биологического И.) связаны с психофизиологическими признаками активности систем мозга, например со значениями времени реакции, с характеристиками электрической активности коры мозга (ЭЭГ, вызванные потенциалы). Психофизиологические свойства мозга — это природно обусловленная база в виде задатков, которые в ходе социального и психического развития становятся когнитивными способностями (см. Задатки способностей).
Психометрический И. отражает способность человека обучаться приемам решения конкретных задач и использования этих навыков и умений в случае выполнения тестовых заданий. Социальный И. Г. Айзенком определяется как способность индивида использовать психометрический И. в целях адаптации к условиям и требованиям общества. Ведущим и базовым уровнем в системе интеллектуальных свойств Айзенк считал биологический И., поэтому оценки его свойств полагал мерой развития И. Например, Айзенк предложил использовать логарифм от времени, затрачиваемого испытуемым на выполнение задания такого уровня трудности, когда решаются все задачи теста. Таким образом, основным параметром, который исследователь рассматривал как индикатор уровня И., становится индивидуальная скорость переработки информации в ситуациях с множеством альтернатив решения.
Функция социального И. заключается в формировании адекватных социальных отношений и коммуникаций. Социальный И. включает функции социальной перцепции — распознавания экспрессивных компонентов социального поведения и их словесной интерпретации, понимания и прогноза социальных ситуаций и поведения в них людей, а также организации своего поведения в соответствии с ожиданиями партнеров по общению и взаимодействию. Именно этот тип И. в максимальной степени культурно обусловлен и определяется этническими и национальными особенностями той среды, в которой воспитывается ребенок. Известно, что социальный И. в первую очередь нарушается у больных с нервно-психическими расстройствами и у лиц с девиантными формами поведения. Другими словами, он представляет результат как интеллектуального развития, так и социализации человека.
Литература
Дружинин В. Н. Когнитивные способности, структура, диагностика, развития. М.; СПб., 2001.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИНТЕЛЛЕКТ
этот термин-понятие можно дескриптировать в таких дискурс-модификациях: 1) это способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, кои определяют-дефиницируют успешную реализацию любой деятельности-активности; 2) это модусоспособность субъекта к решению проблем-задач-проектов без различных апробаций, в основном, безошибочно в конститутивах-интросхемах своего разума-ума-менталитета; 3) это система-модель гностическо-креативных способностей субъекта — его ощущения, восприятия, актов ментальности, механизмов памяти, представления, механизмов репродуктивного воображения, механизмов перцепции, способствующих рационально-логическому разрешению поставленных задач, реализации замысла-идеи-проекта; сам термин И. как обще-ментальной способности индивида можно эксплицировать в качестве обобщения поведенческо-ментальных характеристик индивида, связанных с успешной аккомодацией к новым индексно-онтологическим задачам-проблемам; можно выделять множество форм-интерпретаций И., например, а) речевербальный интеллект, сюда входят: запас лексики, слов, словосочетаний, уровень эрудиции субъекта, его умение понимать-осмысливать прочитанное, воспринятое; б) продуктивная способность субъекта решать проблемы-задачи; в) праксиологический интеллект, когда, например, индивид, в процессе практической деятельности умеет-находит пути быстрого разрешения поставленных целей-задач; г) дискурс-логическо-верификационный И., когда субъект с помощью интеллектуально-логический модусов-операций приходит к верификационно-достоверным доказательствам существования тех или иных предикатов-форм-свойств в определенном онтологическом объекте; с критериев псих. И. можно рассматривать как психическое свойство-предикат такой модификации: решенность-саморасположенность субъекта, дискурсрационально действовать в различных новоэмпирических или же априорных ситуациях-эпизодах-обстоятельствах; дифференцируют ряд течений, направлений в изучении И.: 1) генетическо-структурный модус-подход, кот. базируется на концепциях Ж.Пиаже; сам франц. ученый рассматривал И., как высший универсальный модус конгруэнтности субъекта со средой и выделял т.о., четыре типа взаимодействия-корреляции субъекта и среды: а) это формы-матрицы низшего типа, конституируемые инстинктом и не-посредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма индивида, с учетом его гомеостаза; б) целостно-тотальные формы-модели конституируемы навыком и восприятием; в) целостно-необратимые формы инструментального оперирования, конституированные интуитивным дискурс-мышлением, ментальными актами; г) обратимо-оптимальные формы-модели, кот. группируются в различные сложные структуры, кои образуются, в свою очередь, операциональными модусами интеллекта ; 2) когнитивно-гностический модус-подход — он базируется на экспликации И. как когнитивно-гностической модели, спецификоформы кот. дефиницируется эмпирическо-когнитивными моделями индивида; иссп. этого направления постулируют анализ основных ингредиентов исполнения-продуцирования тестов для выявления роли самих ингредиентов в детерминационных феноменах самих тестостатистических результатов-показателей-индексов; 3) мультифакторная система-схема И., стор. этой концепции полагают, что существует множество независимых друг от друга умственных способностей, но иссл. Олпорта, Айзенка, Хорни, Маслоу и др. ученых показали, что в изолированном виде не могут существовать ментальные способности субъекта, между коими всегда есть дискурс-интеллектуальный и поведенческо-потребностно-актуальный коррелят; 4) феномено-исследовательский подход, в фундаменте кот. лежит концепция генерально-акцентуального фактора-феномена; стор. этой идеи рассм. И., как моделеобщую ментальную энергию, уровень кот. дефиницирует успешное выполнение дифференциальных тестов, особенно тех тестов, связанных с поисково-гностическо-абстрактной формой установления отношений-коммуникаций; стор. этой теории выявляли также социогрупповые факторы И., такие как лингвистический, экстеровербальный, механический, математический, интровербальный и др. феномены, кои приобрели в их герменевтизации термин, успешно-специальные факторы; 5) феноменально-кристаллизованная концепция; согласно теории стор. этого направления И. можно рассматривать, как едино-целостную способность индивида и его представление о моделях самого И., как о мультиментальных умственных конститутивах-образованиях-способностях, как текуче-динамический И. (амер. псих. Р.Кеттел), кот. способствует раз-решению задач, адаптации к новым онто («ситуациям, а зависит от генофакторов наследственности организма; фен.-кристал. концепция особо значима при решении задач, требующих инструментально-соответствующих навыков и использования индивидом модели эмпирическо-прошлого опыта, а зависит такой модус, по Кеттелу, от влияний самой социосреды; Кеттел выделял также базальные феномены имплицированные с активностью отдельных анализаторных систем, в основном, визуально-перцептивного порядка и считал, что с возрастом, после 45 — 55 лет снижаются показатели текуче-динамического И., тогда как, показатели феноменально-кристаллизованного И. почти всегда являются константными; 6) некот. ученые дифференцируют ментал-измерения И., подразделяя сами процессы-функции И. на такие инструментально-ментальные операции: ментал-операции, связанные со спецификой информации, используемой в тестах, как готовую уже интеллектуальную форму; ментал-социальные И. — как суммация-аддитивность интеллектуальных способностей субъекта детерминирующих успешность модельностей-оценок характеристик, актов прогнозирования, гипотезирования поведенческих реакций субъектов; изв. амер. ученый Г. Айзенк считал, что в основе И. лежит генодетерминация специфических свойств Ц.н.с., дефиницирующих-определяющих скорость-модельность-точность обработки информационных моделей, а в теории информации, например, в кибернетике И. понимается, как гностическо-познавательная деятельность любых сложных систем, способных к усвоению-обучению, целеинтеициональной обработке информации, информ-материала и контролю-саморегулированию процессов; представители гештальтпсихологии синтезируют часто понятие интеллект с понятием инсайт, эксплицируя интеллектуально-продуктивные творческие акты; в субстантивном порядке отметим, что интеллектуально-гностическо-креативно-продуктивные способности субъекта зависят от социо-онтологических-социоэкономических условий бытия-экзистенции самого индивида, от сферы его социоактивности, социоинтенциональности на значимые-цченностиые для него самого предметы, объекты социума-общества; в псих. рассм. понятие мультиинтеллектуализации (М.), как специфическо-имунно-защитного механизма, функции кот. проявляются-репродуцируются в модусах анализа, стоящих перед субъектом проблем-задач, кот. модальноизируются гиперболизацией роли ментально-рассудочного ингредиента тогда, как аффективно-эмоционально-волевая сфера самого индивида, практически, не анализируется, не рассматривается, при таком модусе-подходе механизмы М. сынтенционированны на практическо-онтологическо важные события и феномены в бытии-экзистенции индивида и дискурсанализируются-мультиинтеллектуализируются им как модусы рационально-прагматического рассмотрения-анализа-экспликации-умозаключения насчет тех или иных процессов в социуме, онтосе, бытии; сами же чувственно-эмоциональные ингредиенты, практически-эмпирически, не берутся в расчет, теряют свое объективное содержание и отделяются-кодопсиходистанциируются от рационализации-М. фактов, событий, эпизодов, связанных с психикой индивида.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИНТЕЛЛЕКТ
англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание) - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме" (см. Инсайт). Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1) вербальный И. (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический И. (умение добиваться поставленных целей и пр.). В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине: И. - это "то, что измеряют тесты".
И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект-среда: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональньш мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые "операциональным" И. Когнитивистский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов.
Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником которого является англ. психолог Чарлз Спирмен (Spearman, 1863-1945). Он выдвинул концепцию -"генерального фактора"-, g, рассматривая И. как общую "умственную энергию", уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает привыполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также "групповые" факторы И. (механический, лингвистический, математический), а также "специальные" факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов. Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель И., согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. Однако исследования Г. Айзенка и др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Терстоуном, выделяется общий фактор.
Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция амер. психолога Р. Кэттела о 2-х видах И. (соответствующих 2 выделенным им факторам): o"текучем" (fluid) и -"кристаллизованном" (cristallized). Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на единую общую способность и представлениями о нем как о множестве умственных способностей. По Кэт-телу, "текучий" И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; "кристаллизованный" И. выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам), в большой степени заимствованному из культурной среды. Помимо 2-х общих факторов Кэттелл выделил также парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам Спирмена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Кэттелла: с возрастом (после 40-50 лет) снижаются показатели "текучего" И., а показатели "кристаллизованного" остаются в норме почти неизменными.
Не меньшую популярность имеет модель амер. психолога Дж. Гилфорда, который выделил 3 "измерения И.": умственные операции; особенности материала, используемого в тестах; полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов ("куб" Гилфорда) дает 120-150 интеллектуальных "факторов", часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение "социального И." как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности; указанная способность противопоставляется способности к конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов.
Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые "элементарные интеллектуальные способности", большинство исследователей сходится на том, что общий И. существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство н. с, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного И. и др. наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию (см. Тьюринга тест). Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов обычно колеблется от 0,5 до 0,8. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И., несколько меньшая у невербального. Невербальный И. ("И. действия") более тренируем. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: "интеллектуальным возрастом и климатом" семьи, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т. д.
В рос. психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности ( О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная), как "способности действовать в уме" (Й. А. Пономарев). В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности "имплицитных" (или обыденных) теорий И. (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А. Пажес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др. (В. Н. Дружинин)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.00 кб

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям социальной психологии.
Читать PDF
213.55 кб

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF
229.20 кб

Научное становление понятия «социальный интеллект»

Саутина Е. С.
Читать PDF
158.80 кб

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности

Щербаков С. В., Исхакова А. Р.
В статье описываются результаты исследования социального интеллекта и профессиональной успешности инженерно-технических работников Уфимского спиртоводочного комбината.
Читать PDF
3.16 мб

Интеллект как полинаучная категория

Влодарчик Роман Андреевич, Лубочников Павел Геннадьевич, Нургалеев Владимир Султанович
Читать PDF
3.43 мб

Социальный интеллект как предмет исследования

Кудинова Ирина Борисовна, Вотчин Илья Степанович
Читать PDF
120.98 кб

Эмоциональный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания в спортивной деятельности

Гринь Елена Игоревна
Читать PDF
5.82 мб

Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД

Н.А. Бабкина
Читать PDF
280.45 кб

Эмоциональный интеллект современного менеджера

Дрогобыцкий А. И.
Анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера, включающие 20 различных навыков и умений, объединенных в четыре большие группы: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и умение управлять взаимо
Читать PDF
325.11 кб

Эмоциональный интеллект в структуре социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте

Усынина Татьяна Петровна
Статья посвящена рассмотрению и анализу эмоционального интеллекта у детей-сирот, и детей, воспитывающихся в семье.
Читать PDF
460.39 кб

Тип управленческого взаимодействия лидеров и эмоциональный интеллект

Кравцова Анна Константиновна
В данной статье приведены результаты исследования, посвящённому изучению связи эмоционального интеллекта лидера и типа его управленческого взаимодействия.
Читать PDF
251.31 кб

Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений

Кайдина Марина Сергеевна
В статье рассматривается актуальный вопрос о ресурсах преодоления эмоционального выгорания преподавателей средних специальных учебных заведений (ссузов).
Читать PDF
31.25 кб

Интеллект: среда или гены

Нечаева О.И.
Читать PDF
312.41 кб

Социальный интеллект как фактор успешности педагогического общения учителя филологических специально

Мишенина Т. М.
Читать PDF
374.82 кб

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Абстрактный интеллект

    способность творчески решать новые проблемы. Синоним: Интеллект текучий.
  • Интеллект человека

    human intelligence) Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о ро
  • Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект

    чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).
  • Интеллект эмоциональный в общении

    Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) - понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализи
  • ГИБРИДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    неаддитивная система интеллектов группы индивидов, выступающих в процессе взаимодействия при решении поставленной перед системой задачи лично или скрыто, посредством информационных носителей (
  • Тест на интеллект

    любой тест с заданиями на умственные способности.
  • Текучий интеллект

    (fluid intelligence) - базовые навыки решения задач, в целом не зависимые от опыта.
  • ВЗРОСЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    См. интеллект, взрослый.
  • Наследственность и интеллект

    heredity and intelligence) Споры по поводу относительного вклада наследственности и среды в развитие интеллекта чел. велись веками как среди философов, так и среди широкой публики. При этом занимаемая позици
  • Старение и интеллект

    aging and intelligence) Интеллект вызывал постоянный интерес и споры как предмет исслед. в области развития взрослых. Тема интеллектуальных изменений во взрослости - сложная, комплексная тема, характеризуе
  • Идентификационная модель средовых влияний на интеллект

    наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк).
  • ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

    название вычислительных устройств, моделирующих некоторые аспекты умственной деятельности человека.
  • КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении тех задач, которые у него возникают в процессе общения с людьми.
  • ИНТЕЛЛЕКТ, КОНКРЕТНЫЙ

    способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем.
  • Интеллект кристализованный

    способность использовать в умственной деятельности конкретные факты.
  • Кристаллизованный интеллект

    (crystallized intelligence) — система знаний, накопленных через опыт.
  • Кристаллизовавшийся интеллект

    Crystallized intelligence). С другой стороны, отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B - это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственност
  • Макиавеллианский интеллект

    социальное поведение, направленное на достижение и удержание власти путем интриг и безжалостности.
  • МАРГИНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    то же, что пограничная умственная отсталость.
  • НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    [nonverbal intelligence] Термин относится ко всем навыкам обработки информации и приспособления, таким как зрительно-моторная координация и другие психомоторные навыки, которые непосредственно не зависят