ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Интеллектуализм
направление в философии и психологии, в котором решающее значение в функционировании сознания и в процессе познания действительности отводится теоретической умственной деятельности (в противовес эмпиризму).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
Общий термин, применяемый для обозначения любой доктрины, в центре внимания которой находятся исключительно интеллектуальные функции. Иногда употребляется как приблизительный синоним понятий идеализм или рационализм, в зависимости от того, принимается ли точка зрения, что интеллект представляет собой всеобщую действительность (идеализм) или что он представляет собой основной процесс, посредством которого приобретается знание (рационализм).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
англ. intelkctualizm) -концепции, преувеличивающие роль познавательных процессов (интеллекта) в ущерб чувствам или воле. Виды И.: психологический (напр., система Гербарта), этический (напр., сократовская традиция в этических учениях), педагогический (примат обучения над воспитанием). Л. С. Выготский любил приводить афоризм В. Келера: "нигде И. не оказывается столь бесплодным, как в понимании интеллекта". Примером антиинтеллектуалисти-ческой теории в психологии может служить теория квазипотребностей К. Левина. В области гносеологических учений И. (при достаточно широком понимании интеллекта) представлен 2 крайними вариантами: эмпиризм (в т. ч. сенсуализм) и рационализм. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интеллектуализм
в психологии развития) [лат. intellectus — разумение, понимание] — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в опережающем возрастные нормы развитии словесно-логического мышления при отставании в развитии образной и эмоциональной сфер психики. Основой для возникновения И. является воспитание, ориентированное на раннее умственное развитие ребенка и раннее начало обучения школьного типа (дома или в различных центрах умственного развития дошкольников). Представленность «дошкольных» видов деятельности (игры, рисования, конструирования) оказывается существенно меньшей, чем у других детей, что и приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и образных форм познания. В дальнейшем ребенок уже сам стремится к интеллектуальным занятиям, в которых его достижения наиболее высоки, и избегает тех видов деятельности, в которых он неуспешен. Это еще более усиливает дисгармоничность его психического развития. Как правило, школьные успехи детей с И. достаточно высоки (хотя иногда возникают трудности в учебных предметах, требующих развитых образных представлений, — геометрии, физике). Вместе с тем, односторонность психического развития этих детей часто приводит к нарушениям общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте эти нарушения могут отчасти компенсироваться успешно складывающимися отношениями со взрослыми и старшими детьми. Однако в подростковом возрасте, в связи с типичной для него особо высокой потребностью в общении со сверстниками, у детей, страдающих И., нередко наблюдаются состояния выраженного эмоционального дискомфорта. Для коррекции И. большое значение имеет формирование у ребенка средств общения (в частности, в психологических группах общения). А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Инновация и глобальный интеллектуализм

Санто Борис
Стремительный рост доли и важности инновации в современном обществе сопровождается интеллектуализмом повышенного уровня, причем в глобальных размерах.
Читать PDF
0.00 байт

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский А. В., Посадский С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Византийский интеллектуализм и исихазм: два проекта гуманизма

Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е., Воденко К.В.
. В статье показано, что решение в знаменитом богословском споре свт.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и да
Читать PDF
0.00 байт

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся.
Читать PDF
0.00 байт

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллекту
Читать PDF
0.00 байт

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации.
Читать PDF
0.00 байт

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О. Г., Дубинина И. А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей.
Читать PDF
0.00 байт

Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков

Рысева А. А.
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развити

Деханова И. М.
В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    уровень умственного развития человека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и при оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со сто
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    основные направления и способы улучшения умственных способностей человека, основанные на знании и практическом использовании законов формирования и развития его интеллекта.
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    степень развития у человека общих интеллектуальных способностей, позволяющих ему быстро обучаться и достигать значительных успехов в различных видах деятельности.
  • Интеллектуальные чувства

    любознательность, любопытство, радость решения задачи, удивление и др. Синоним — познавательные Ч.
  • Депривация интеллектуальная

    1. утрата источников информации, необходимых для умственного развития и полноценного интеллектуального функционирования; 2. бессознательные или отчасти намеренные самоограничения в плане интелл
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ

    активное проникновение в сферу представлений политической картины мира.
  • Познавательно-интеллектуальная функция воображения

    функция воображения, заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при получении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях.
  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению

    один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.
  • Интеллектуально стимулирующая информация

    новая для аудитории информация, отвечающая глубоко заложенной в людях потребности в знаниях.
  • Инсайт интеллектуальный

    1. интуитивное понимание значения чего-либо, например, мотивов действий другого человека, психического состояния пациента; 2. в психоанализе – а) способность правильно формулировать собственную п
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

    1. индивид, занятый умственным трудом. Иногда термин используется с негативной коннотацией – индивид, презирающий физический труд и занятых им людей; 2. индивид с высоким интеллектом; 2. индивид, пре
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

    вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

    1. Имеющий отношение к интеллекту или умственным способностям. 2. Имеющий отношение к тому, у кого имеется устойчивый интерес к идеям, размышлению, творчеству.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС

    от англ. inter-fase — система унифицированных связей и сигналов) — разновидность операторского интерфейса, существенно расширяющая возможности взаимодействия человека и ЭВМ за счет: 1) увеличения диа
  • интеллектуальные качества

    качества личности, являющиеся результатом образования, научения и непосредственно определяемые уровнем развития мышления личности.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

    IQ). Попытка выразить уровень развития интеллекта, мыслительной деятельности в усредненных статистических показателях с помощью специальных психологических тестов (Векслера, Равена). Различают И.
  • ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    intelligence test) - стандартизированный метод оценки интеллектуальных способностей человека. Полученные в ходе такого тестирования результаты обычно выражаются в виде коэффициента интеллекта. В состав
  • ТЕСТЫ ВЕКСЛЕРА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Wechslerscales) - стандартные тесты, позволяющие определить коэффициент интеллекта у детей и взрослых. Обычно такое тестирование проводится опытным специалистом-психологом. См. Тест на интеллектуальное
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    это такие национально-психологические особенности, которые определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей. Особое сочетание та