Познавательная сфера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Познавательно-интеллектуальная функция воображения

Найдено 1 определение:

Познавательно-интеллектуальная функция воображения

функция воображения, заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при получении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях.

Оцените определение:

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональной асимметрии

Сергеева Мария Васильевна
Рассматривается проблема функциональной специализации полушарий головного мозга в начальной школе и ее влияние на успешность обучения. Знание о динамике познавательной сферы в зависимости от функциональной асимметрии позволяет выбирать наиболее эффективные методы обучения, преодолевать недостатки в развитии познавательных психических процессов и увеличивать продуктивность учебной деятельности.
Скачать PDF

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н.Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального. Предпринимается попытка провести теоретические дефиниции и характеризовать познавательный интерес в контексте его взаимосвязи с структурой познавательной деятельности и, глубже, умственным развитием ребенка.
Скачать PDF

Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций учебно-исследовательской деятел

Костенко Елена Геннадьевна
Проблема формирования индивидуального познавательного стиля у современных студентов вузов рассматривается в контексте перехода высшего профессионального образования на компетентностную модель подготовки специалистов. Излагается авторская логика понимания индивидуального познавательного стиля, актуализируется его роль в оптимизации учебно-исследовательской деятельности студентов, дается авторский вариант его определения.
Скачать PDF

Особенности структурной организации функциональных систем познавательных способностей как фактор их

Никишина Н.А.
В работе выявлены сенсомоторные корреляты познавательных способностей у студентов с разными показателями успешности обучения. Сущность метода состояла в регистрации левои правополушарных реакций на световые, звуковые и кожные раздражители. Обнаружены «паттерны» динамической организации активности сенсорных зон, присущие испытуемым с высокой и низкой эффективностью аттенционных способностей.
Скачать PDF

Влияние отягощенного анамнеза на развитие познавательных функций у праворуких детей 6-7 лет с различ

Верба А.С.
Изучены особенности раннего развития и формирования познавательных функций праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза «рукости». Сравнительный анализ когнитивной сферы проведен с учетом истории раннего развития исследуемых детей. Показано, что отягощенный анамнез оказывает существенное негативное влияние на темпы и качество формирования познавательных функций. Наиболее уязвимыми и недостаточно сформированными познавательными функциями при отягощенном анамнезе являются организация деятельности, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. При этом функция зрительно-пространственного восприятия оказывается недостаточно сформированной как у детей с отягощенным анамнезом, так и с благоприятным протеканием преи постнатального периода.
Скачать PDF

Нейропсихологический и нейрофизиологический анализ возрастных преобразований познавательных функций

Семенова О.А., Мачинская Р.И.
Цель исследования состояла в выявления возрастных преобразований познавательных функций у детей предшкольного возраста и определении факторов риска учебной дезадаптации, обусловленных индивидуальными особенностями познавательного развития и функционального состояния мозга. Было проведено комплексное нейропсихологическое и электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование 153 детей 5-6 (М=5,71 и SD=0,43) и 6-7 (М=6,45 и SD=0,30) лет. На основании экспертных оценок педагогов дети в каждой возрастной группе были разделены на подгруппы в зависимости от наличия трудностей в усвоении знаний (когнитивные трудности) и/или отклонений в поведении (поведенческие трудности). Нейропсихологический анализ с применением адаптированной для детей методики А.Р. Лурия включал качественную и количественную оценку процессов регуляции деятельности (регуляторные компоненты) и процессов обработки вербальной и невербальной информации (информационные компоненты). Нейрофизиологический анализ строился на основе качественной оценки паттернов ЭЭГ, отражающих функциональное состояние и степень функциональной зрелости коры и регуляторных структур головного мозга. Показано, что у детей контрольной группы без когнитивных и/или поведенческих трудностей при переходе от 5-6 к 6-7 годам статистически значимо улучшаются показатели произвольной регуляции деятельности (в первую очередь, усвоения инструкций и алгоритмов действий), а также показатели целостности восприятия и точности словоупотребления, причем прогрессивные изменения этих компонентов познавательной деятельности взаимосвязаны. Именно по этим компонентам когнитивной деятельности дети 6-7 лет с трудностями учебной адаптации демонстрируют значимо более низкие показатели, чем дети контрольной группы того же возраста, тогда в 5-6 лет подобные различия не обнаружены. Последнее свидетельствует в пользу различных траекторий познавательного развития у детей контрольной группы и детей с трудностями учебной адаптации. В 6-7 лет для разных типов трудностей характерны как общие, так и специфические особенности познавательной деятельности. К общим чертам относятся низкие показатели усвоения алгоритмов деятельности и снижение работоспособности. Помимо этих дефицитов у детей с поведенческими трудностями обнаружены проблемы регуляции эмоциональных реакций и низкие показатели целостности зрительного восприятия, а у детей с когнитивными трудностями – снижение точности словоупотребления и узкий словарный запас. Комплексный нейропсихологический и нейрофизиологический анализ позволил обнаружить, что ключевые факторы учебной дезадаптации у детей 6-7 лет – несформированность произвольной регуляции деятельности и низкая работоспособность могут быть обусловлены незрелостью или дисфункцией фронто-таламической системы, а также изменения функционального состояния структур правого полушария. Зрительно-пространственные и вербальные дефициты в большей степени зависят от «локализации» отклонений в состоянии мозга и связаны с изменениями функционального состояния коры правого или левого полушарий соответственно. Сопоставление результатов настоящего исследования с данными, полученными ранее на детях 7-10 лет, говорит о меньшей специфичности мозговой организации регуляторных компонентов когнитивной деятельности у детей предшкольного возраста.
Скачать PDF

Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных

Скачать PDF

Влияние напряжённости учебной ситуации на структурно-функциональную организацию познавательных состо

Прохоров Александр Октябринович, Чернов Альберт Валентинович, Юсупов Марк Геннадьевич
В статье рассматривается влияние различных ситуаций учебной деятельности на структурно-функциональную организацию познавательных психических состояний. С позиции системного подхода установлено, что в зависимости от ситуаций обучения познавательные состояния выполняют функции активации интрапсихической направленности (лекция), активизации познавательной деятельности и мобилизации интеллектуальных ресурсов (семинар), саморегуляции учебной деятельности и связанных с ней эмоциональных состояний (экзамен). Показано, что с повышением напряжённости ситуации усиливается степень интеграции познавательных состояний, возрастает роль показателей саморегуляции и ценностно-смысловой сферы в целостной структуре состояния
Скачать PDF

Влияние особенностей раннего развития на формирование познавательных функций у мальчиков старшего до

Безруких М.М., Верба А.С.
Изучены особенности раннего развития и развития познавательных функций леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза рукости. Проведен сравнительный анализ развития когнитивной деятельности праворуких и леворуких детей с использованием единого подхода к анализу истории раннего развития и комплекса развития познавательных функций. Показано отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций как у леворуких, так и праворуких мальчиков. Выявлены различные механизмы реализации познавательной деятельности у детей с разным мануальным предпочтением как при наличии отягощенного анамнеза, так и при благоприятном протекании преи постнатального периода.
Скачать PDF

Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта

Ткачева Мария Сергеевна
В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии спорта, касающиеся функционирования познавательных психических процессов спортсмена в зависимости от особенностей вида спорта. Подчеркивается единство восприятия, внимания и мышления в деятельности спортсмена.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязей функциональных характеристик ЦНС и познавательных процессов у детей с невро

Берёзкин Дмитрий Владимирович
Рассматривается специфика связи функциональных показателей ЦНС с познавательными процессами у детей, характеризующихся различными неврозоподобными расстройствами резидуально-органического генеза. Изучаются показатели времени реакции, внимания, памяти и мышления. Полученные данные подвергаются корреляционному анализу, в котором учитывается возраст детей. На основании полученных результатов делаются выводы об особенностях познавательных процессов и возможностях их компенсации у указанных детей.
Скачать PDF

Динамическое функционирование интеллектуально-личностного потенциала человека в психологической регу

Корнилова Татьяна Васильевна
В статье представлены результаты цикла исследований, посвященных установлению закономерностей принятия и разрешения ситуаций неопределенности, характеризующих условия выбора. Формирование динамических регулятивных систем (ДРС) в актуалгенезе выбора предложено понимать как реализацию субъектом возможностей своего интеллектуально-личностного потенциала при подготовке и совершении выбора. Показано, что средства структурного моделирования позволяют конкретизировать представления о единстве личностных и интеллектуальных предпосылок и составляющих психологической регуляции выбора.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16