Интеллект животных это что такое Интеллект животных: определение — Психология.НЭС
Интеллект животного ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

Интеллект животных

Найдено 3 определения термина Интеллект животных

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Интеллект животных

animal intelligence) Представление о том, что разные виды животных различаются по уровню интеллекта, прочно укрепилось в сознании людей. Многочисленные научно-популярные статьи и различные телевизионные программы посвящены сравнению интеллектуального уровня котов и собак, коров и свиней, а тж др. групп животных. Даже Аристотель пытался упорядочить биолог. виды на единой шкале интеллекта, scala natura. Нек-рые склонны считать задачей сравнительной психологии всего лишь пополнение совокупности подобных сравнений. Неявной предпосылкой такого подхода служит уверенность в том, что существует некая унитарная черта, "интеллект", и одним видам она присуща в большей степени, чем др. Хотя, по всей вероятности, такая т. зр. является довольно безосновательной. История На протяжении всей истории философии можно проследить т. зр., согласно к-рой в регуляцию поведения людей и животных вовлечены принципиально различные процессы. Так, Р. Декарт писал, что "после заблуждения атеизма, ничто не уводит слабые умы так далеко от истины, как идея о том, что ум животных сходен с нашим". С приходом идей Ч. Дарвина возникло представление о непрерывности (преемственности) умственных процессов. Дарвин, Романес и др. цитировали многочисленные истории, в к-рых акцентировалось человекоподобное поведение животных. В ответ на такой подход К. Ллойд Морган, Жак Леб и др. призывали к тщательному эксперим. анализу научения вместо опоры на бездоказательные истории о животных. На первых этапах изучения И. ж. выдающимся новатором стал Э. Л. Торндайк. Он писал, что "постоянно теряются сотни собак, и никто этого даже не замечает, и тем более не публикует заметок об этом в научных журналах. Но стоит только одному псу найти дорогу от Бруклина до Йонкерса, и этот факт тотчас же становится муссируемым слухом". На протяжении своей короткой карьеры сравнительного психолога Э. Л. Торндайк исследовал множество видов животных. Он пришел к следующему заключению: "Формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец обладают очень сходным интеллектом и характером, к-рые представляют собой систему связей, изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта". Хотя биолог. виды считали различающимися как в отношении устанавливаемых связей, так и их способности делать это, подразумевался единый процесс. Э. Л. Торндайк редко прибегал к простым сравнениям "интеллекта". Он считал, что одна из функций сравнительной психологии - проследить эволюцию челов. интеллекта и "что ее выполнению мало поможет тот факт, что собаки сообразительнее кошек, киты - тюленей, а лошади - коров". Взгляды Э. Л. Торндайка способствовали сдерживанию исслед. эволюции интеллекта и сосредоточению осн. усилий на изучении ограниченного числа видов. Тем не менее, было проделано достаточное количество работ, что позволяет составить весьма резонное представление об И. ж. Несомненно, что люди и человекообразные обезьяны по способности к научению не имеют себе равных среди остальных животных. Тем не менее, простой метод расположения животных вдоль единой шкалы так и не появился. Тж нет и никаких достоверных указаний на то, что процессы, лежащие в основе научения чел., принципиально отличаются от тех, на к-рых базируется научение у остальных видов животных. Научение у беспозвоночных В попытке продемонстрировать научение у таких одноклеточных организмов, как инфузория-туфелька и амеба, выполнено множество работ. Были продемонстрированы изменения в выполнении заданий, коррелирующие с упражнением и достаточно сходные с изменениями у многоклеточных организмов. Однако ни в одном из случаев нельзя было наверняка утверждать, что имело место ассоциативное научение. Одноклеточные организмы чувствительны к таким факторам, как рН (концентрация ионов водорода), содержание сахара и углекислого газа в воде. Мн. из манипуляций, использованные в опытах по научению, напр., пропускание электрического тока и снабжение пищей, влияли на эти факторы. Т. о., не представляется возможным точно определить, произошло ли научение или была изменена среда обитания. Плоские черви (или планарии) представляют собой простейшие организмы с билатеральной симметрией. Было получено достаточно твердое доказательство их способности к научению. Если планарию, скользящую по поверхности воды, подвергнуть односекундному воздействию электрического тока, она повернет свое тело или сожмет его. Если электрическому удару будет предшествовать световой или вибрационный сигнал и это будет повторено много раз, то эти плоские черви начинают реагировать на стимул до воздействия тока. Это простой пример выработки классического условного рефлекса. При случайном предъявлении вибрационных и световых раздражителей, из к-рых только один образовывал связь с ударом тока, исследователи доказывали, что эти изменения реакции были связаны с подлинным научением. В работах по сравнительной психологии было продемонстрировано научение у мн. видов беспозвоночных - моллюсков, крабов, дождевых червей и насекомых. Количественное сравнение беспозвоночных Пытаясь шкалировать способность к научению различных биолог. видов, исследователи использовали множество заданий. Хотя было обнаружено, что нек-рые из них способны выполнять представители одних видов, но не в состоянии - представители др., составить шкалу интеллекта оказалось делом непростым. Простейший подход к изучению интеллекта лежит в использовании простейших задач. Можно было бы сравнить скорость приобретения реакции при классическом и инструментальном научении у различных животных. Можно тж было бы исследовать научение в лабиринтах и др. простые формы научения дискриминации. К сожалению, подобные сравнительные исслед. не позволили построить линейную шкалу интеллекта. Нек-рые виды с относительно сложно устроенным мозгом медленнее выполняли определенные задания, чем животные с более примитивным мозгом. Поиск задач для дифференциации биолог. видов привел к выводу о том, что необходимо усложнить подлежащие различению стимулы или соотв. реакции. Наиболее широко изученной задачей такого рода является задача на формирование установки на научение. Установки на научение обычно требуют способности устанавливать различия между двумя объектами. Под один из них прячут пищу, и задача животного состоит в том, чтобы просто выбрать объект, скрывающий приманку. Этому заданию легко научаются животные мн. видов. Как только животное научается выполнять первое задание, ему предлагают следующее, затем еще одно; можно научить устанавливать сотни различий. Мн. животные при последовательных заданиях на различение действуют все лучше и лучше: они "научаются учиться" или "демонстрируют установку на научение". Др. же животные научаются устанавливать последнее из различий столь же медленно, как и в начале эксперимента. Крысы, белки и тупайи демонстрируют весьма слабый прогресс, даже решив сотни задач, тогда как шимпанзе, гориллы и макаки-резусы показывают быстрое улучшение рез-тов. Остальные приматы и хищники занимают промежуточное положение. Эти рез-ты породили т. зр., согласно к-рой задачи формирования установки на научение могут послужить средством шкалирования различных биолог. видов по уровню интеллекта. Одной из проблем, с к-рой столкнулся данный подход, стало выполнение нек-рыми видами подобных заданий на совершенно неожиданном для их нейроанатомии уровнях. Напр., голуби и африканские хорьки демонстрируют тот же уровень прогресса, что и беличьи обезьяны. Майны и голубые сойки выполняют эти задания со скоростью, сопоставимой с кошками, мармозетками и беличьими обезьянами, а вороны показывают лишь минимальные улучшения. При сравнении биолог. видов осн. трудностью использования задачи на формирование установки на научение, равно как и мн. др. сложных задач, является то, что очень трудно, а зачастую и вовсе невозможно, создать такие условия, к-рые не благоприятствовали бы представителям одних видов и не затрудняли бы действия др. Прежде всего, встает проблема различий в сенсорной функции. Люди, др. приматы и птицы в значительной степени полагаются на зрительную информ., тогда как животные др. видов - на остальные модальности. В задачах по формированию установки на научение, придуманных людьми, обычно используются стимулы, легко дифференцируемые зрительно, поскольку они различаются по размерам, форме, цвету и тому подобным характеристикам. Причина того, что приматы и птицы так успешно решают эти задачи, может таиться не столько в их интеллектуальном уровне, сколько в развитии зрительной системы. Настолько же сложно уравнять задачи, предлагаемые представителям различных видов, в отношении уровня мотивации, силы подкрепления и двигательных возможностей каждого вида. Не существует практически никаких сомнений в том, что создать простую шкалу интеллекта не удастся. Рассудочная деятельность и инсайт Э. Л. Торндайк практически не обнаружил доказательств присутствия мышления или интуиции в ходе исслед. научения у животных. Др. исследователи утверждают, что подобное заключение было неизбежным, особенно если принять во внимание условия экспериментов Э. Л. Торндайка. Келер разраб. множество заданий, в ходе выполнения к-рых шимпанзе искали путь к цели, заблокированной неск. промежуточными задачами, нуждающимися в решении. В нек-рых заданиях обезьяны должны были построить пирамиду из ящиков, чтобы достать бананы, подвешенные к потолку. В др. случаях для получения награды было необходимо соединить вместе палки или совершить с ними какие-то иные манипуляции. Казалось, человекообразные обезьяны Келера находили неожиданные, интуитивные (по типу инсайта) решения поставленных перед ними проблем. Др. ученые утверждали, что на выполнение шимпанзе этих заданий влияют естественные, встречающиеся в природе реакции на подобные стимулы, а тж предварительное знакомство и игры с ними. Доказать, что в подобных опытах животные находили решение именно путем инсайта, крайне трудно. Специальные способности к научению Никому не удается избежать удивления, наблюдая ту легкость, с к-рой одни животные научаются решать нек-рые задачи, тогда как др. испытывают при этом серьезные затруднения. Роющие осы способны научиться сложной отсроченной реакции на содержимое неск. норок. Синие овсянки следят за движением звезд и находят Полярную звезду по характеру вращения звездного неба. Крысы, пережившие отравление, избегают в следующий раз есть пищу с таким же вкусом, однако они могут вернуться на то место, где это произошло, и есть пищу, к-рая выглядит сходным образом. Хотя очень легко научить крысу убегать, чтобы не получить удар тока, гораздо сложнее научить ее оставаться на месте и нажимать на рычаг, чтобы избежать электрошока. Во всех этих ситуациях животные кажутся "подготовленными" к научению одним вещам и "неготовыми" научаться др. Адаптируясь к определенным нишам, каждый вид должен решать определенные задачи. Научение - часть такого приспособления, а способность к научению (естественно, научению определенным вещам) подвержена действию естественного отбора наряду с др. признаками. В последнее время все большую популярность приобретает идея о том, что эволюция не порождает постепенного однонаправленного повышения уровня интеллекта. Напротив, виды эволюционировали в направлении развития специальных способностей к научению, необходимых для их выживания и размножения в специфических нишах. Лежащие в основе этого процессы могут быть (но могут и не быть) идентичными у всех видов. Естественный отбор гарантирует, что животные могут научаться вещам, жизненно важным для них. Некий обобщенный абстрактный "интеллект" может выполнять роль критерия для конкретного ученого и не быть необходимым для дифференцированного выживания и размножения организмов в естественной среде обитания. Перспективы Люди - это явно "зрительный" биолог. вид с хорошо развитой способностью к научению. Мы склонны оценивать др. виды с т. зр. наших собственных предпочтений и нашего собственного способа адаптации. Следует признать, однако, что сложное научение является всего лишь одним из средств адаптации. Там, где ситуация и соотв. реакции предсказуемы и стабильны в течение длительного периода эволюции, гораздо лучшим способом могут оказаться реакции, жестко детерминированные генотипом, а не подверженные капризам научения. Др. виды адаптировались иными способами, чем мы сами. И не следует удивляться тому факту, что нам не удается затолкнуть их в ячейки одномерной шкалы. Кроме того, как писал Харлоу, "не существует доказательств существования интеллектуальной пропасти в к.-л. точке, и нет никаких данных, к-рые подтверждали бы предположение о том, что между людьми и обезьянами существует более глубокая пропасть, чем между обезьянами и их ближайшими родственниками". См. также Социобиология животных, Интеллект человека, Инстинктивное поведение Д. А. Дьюсбери
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ИНТЕЛЛЕКТ животных

это высшая форма психической деятельности высших позвоночных (в основном приматов, дельфинов), которая заключается в возможности установления связи между отдельными различными формами предметов, а также возможности животных устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации. Интеллект животных включает решение многофазовых инструментальных задач, широкий перенос навыков в новые ситуации, широкое зрительное обобщение, решение сложных задач, полноценная ориентация и адекватное реагирование в новой обстановке на основе прежнего опыта.

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Интеллект животных

|лат. intellectus — разумение, понимание] — высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. И. ж. проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет коикретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается к практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями или предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиальное качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. К. Э. Фабри

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Интеллект животных — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Новые аспекты изучения линий животных с повышенной тревожностью

Башкатова В.Г.
В обзоре рассмотрены некоторые новые подходы к изучению животных с различным фенотипом эмоционально-стрессорных реакций. Большое внимание уделено анализу данных о линиях высоко(HAB)и низко(LAB)тревожных крыс, выведенных методом селекционного инбридинга. Предполагается, что линия крыс HAB может рассматриваться, как одна из наиболее адекватных психопатологических моделей для изучения тревожных расстройств человека. В обзоре проанализирована перспективность изучения механизмов тревожности на мышах с анксиогенным фенотипом, нокаутных по различным генам. Рассмотрены дальнейшие перспективы изучения тревожного поведения животных, включая мутагенез, а также специальное варьирование пищевого рациона животных. В свете современных представлений о механизмах развития патологической тревожности показана необходимость изучения возможных корреляций между поведенческими ответами реакций страх/тревожность и изменениями активности нейронов в специфичных структурах. Библиогр. 82 назв. Автор выражает глубокую благодарность за консультации в подготовке этого обзора академику РАМН профессору С.Б. Середенину. Работа поддержана грантом РФФИ 07-04-00257.
Скачать PDF

Нейроэндокринные аспекты тревожно-депрессивных расстройств: исследования в моделях на животных

Миронова В.И., Рыбникова Е.А.
В последнее время в клинической практике уделяется пристальное внимание проблеме коморбидности депрессии и тревожных расстройств. В исследовании, предпринятом ВОЗ в 1999 году, было показано, что депрессия и тревога наиболее часто сосуществующие расстройства в первичной врачебной практике, которые в значительной мере перекрывают друг друга по клиническим симптомам. Отсутствие четких представлений о патогенезе этих психопатологий влечет за собой недостаточную эффективность терапевтических стратегий, особенно в тех случаях, когда присутствуют симптомы и депрессии, и тревоги. Поэтому выявление как общих, так и специфических механизмов данных патологий является одной из важнейших задач психонейроэндокринологии. В работе проводилось исследование нейроэндокринных механизмов депрессивноподобных состояний у животных в наиболее адекватных моделях эндогенной депрессии (парадигме «выученная беспомощность») и реактивного тревожно-депрессивного состояния (парадигме «стресс-рестресс»). Одна из теорий патогенеза депрессии и тревоги (гормональная) связывает основные проявления этих патологий с нарушениями состояния гипоталамо-гипофизарно-адреналовой оси. Методом иммуноцитохимии изучалась экспрессия гипоталамических нейрогормонов кортиколиберина (CRH) и вазопрессина, как основных регуляторов/активаторов гипофизарно-адреналовой системы, нарушения которой наблюдаются при разных типах тревожно-депрессивных расстройств. Выявлено, что при обеих формах экспериментальной патологии происходит гиперактивация синтеза гипоталамического CRH, однако в случае модельного аналога эндогенной депрессии наблюдается повышение экспрессии нейрогормона только в мелкоклеточной CRH-ергической системе гипоталамуса, тогда как в случае экспериментального реактивного тревожно-депрессивного состояния и в мелко-, и крупноклеточной системах. Обнаружено, что наряду со снижением содержания вазопрессина в гипоталамусе на ранних сроках развития патологий в обеих моделях, проявляется специфичная для реактивного тревожно-депрессивного состояния активация синтеза вазопрессина в крупноклеточных ядрах гипоталамуса на поздних сроках. Основной вывод работы наличие как общих, так и специфических для разных форм тревожно-депрессивных состояний нейроэндокринных механизмов может служить научной основой для разработки дифференциальных терапевтических стратегий коррекции различных форм этих психопатологий в клинике. Работа поддержана грантом РФФИ (08-04-00363) и Фондом содействия отечественной науке.
Скачать PDF

Структура личности преступника, совершившего преступление, связанное с жестоким обращением с животны

Саратова Оксана Владимировна
Скачать PDF

Проблема возникновения и развития психических способностей у животных в трудах В. А. Вагнера

Колодкина Ольга Олеговна
Скачать PDF

Вербальное и невербальное выражение социотипических характеристик животных в мультфильмах (на матери

Тукаева Ирина Илдаровна
Данная статья посвящена особенностям вербального и невербального выражения социотипических характеристик животных в мультфильмах на примере мультфильма «Жил был пёс». Освещаются основные персонажи мультфильма, выявляются особенности их поведения и речевые характеристики.
Скачать PDF

Изучение поведения животных в ситуациях новизны

Федорович Елена Юрьевна
Кризис зоопсихологии в значительной степени связан с нехваткой собственного эмпирического материала, полученного с использованием методологических принципов отечественной психологии (теории деятельности). Дается обзор исследований поведения животных в ситуациях новизны, проведенных в лаборатории зоопсихологии ф-та психологии МГУ в 1980-1990 гг. (развертывание исследовательского поведения в «открытом поле», зависимость поведения в ситуациях новизны от ранга особи в группе, отличительные особенности обследования нового пространства синантропными видами грызунов). Ориентировочно-исследовательская деятельность является той формой активности животных, которая позволяет наглядно показать и исследовать закономерности функционирования психического у животных.
Скачать PDF

К вопросу о психологических механизмах развития эмоциональной регуляции у животных и человека

Маланов Сергей Владимирович
С теоретических позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений рассматриваются психологические механизмы развития эмоциональной сферы. Выделяются закономерности: формирования эмоциональной регуляции у животных организмов в процессе эволюции; функционального развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе; функционального включения языковых средств в эмоциональную регуляцию действий.
Скачать PDF

Социально-психологические аспекты межвидового взаимодействия человека и домашних животных

Шукова Галина Валерьевна
На основе анализа результатов сравнительного исследования некоторых аспектов потребностной и личностной сфер владельцев домашних животных и лиц, не имеющих домашних животных, показано, что в основе сознательного выбора человеком определенного типа реtвзаимодействия лежит его потребность в позиционировании животного в качестве субъекта. В личностной сфере реt-собственников выделена направленность на определенный тип коммуникации, который можно охарактеризовать как социально-позитивноинновационный. Особо акцентировано отсутствие в данной направленности компенсационной составляющей, постулируемой дефицитарной моделью реtотношений, согласно которой роль домашнего животного сводится к компенсации/стагнации личностных проблем владельца.
Скачать PDF

Социокультурная роль домашних животных в жизни горожан (историко-психологический аспект)

Рудакова Ирина Дмитриевна, Ягодовская Ирина Владимировна
В работе представлен культурологический и исторический анализ изменения отношения к животным в русской культуре. Тенденция к увеличению количества домашних животных и их разнообразия в семьях современных горожан определяет высокую актуальность исследования этой области городской культуры. Анализ классических и современных этнографических, культурологических, философских и психологических аспектов подчёркивает междисциплинарный характер данной тематики. Параллель между эволюцией человечества и процессом доместикации животных, т. е. коэволюция, позволяет проследить взаимодействие человека и животного от древности до современности. Привычное прагматичное отношение к домашним животным сменяется на новое, идеалистическое. Изменение восприятия в системе «человек животное» объясняется современными исследованиями склонностью горожан к антропоморфизации животных. Восприятие горожанином образа домашнего животного как объекта живой природы возможно исследовать с позиции этнофункционального подхода в психологии, опирающегося на культурологическую составляющую.
Скачать PDF

Бессознательные психические процессы и мышление животных

Тапбергенов С.О.
Сложность поведенческих проявлений высших животных обусловлена бессознательными когнитивными процессами. Большая часть самих познавательных процессов человека также приходится на долю бессознательной активности. Но бессознательное не является чем-то однородным или простым и само требует последовательного рассмотрения. В современных науках физиологии и психологии отсутствует четкая дифференциация таких основных понятий, как раздражительность и чувствительность. До сих пор остается расплывчатым и неопределенным понятие «психическое». Недостаточно изучены процессы мотивации высших животных. Много остается неясным в когнитивных процессах, обуславливающих двухфазную операционную деятельность высших животных. В качестве методики разработки поставленных проблем послужило прослеживание причинно-следственных связей психических функций в динамике их становления.
Скачать PDF

Гендерные особенности во взаимодействиях с домашними животными

Кодесс П.Б.
В статье описываются гендерные особенности, выявленные в результате исследований взаимодействий владельцев с кошками и собаками. Большая часть статьи посвящена обзору отечественных и зарубежных публикаций по данной теме; также описываются результаты фокусированных интервью, в проведении которых принимал участие автор. Выявлено, что при взаимодействиях в диаде владелец-животное имеет значение как биологический пол, так и гендерные особенности. Женщины больше используют вербальный компонент во взаимодействии, а также больше подчеркивают роль заботы и эмпатии во взаимодействиях. Мужчины больше подчеркивают роль животного как компаньона в совместной деятельности.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF