Старение и интеллект

Найдено 1 определение:

Старение и интеллект

aging and intelligence) Интеллект вызывал постоянный интерес и споры как предмет исслед. в области развития взрослых. Тема интеллектуальных изменений во взрослости - сложная, комплексная тема, характеризуемая наличием различных теорет. подходов и многочисленных методологических проблем. Существующие данные говорят о том, что интеллект лучше всего рассматривать как многомерную (многоаспектную) способность и что IQ не может служить адекватной или точной оценкой взрослого интеллекта. Поэтому утверждения о повышении или снижении интеллекта с возрастом должны делаться с учетом комплексного характера интеллектуальной деятельности во взрослости. Вследствие этой комплексности для нас не должно быть неожиданным обнаружение того, что различные аспекты интеллекта изменяются с возрастом у разных людей по-разному (и по разным причинам). К числу самых первых исслед. возрастных изменений интеллектуальной деятельности, в к-рых были получены данные о заметном снижении уровня интеллекта с возрастом, относятся исслед. Майлзов и Джоунза и Конрада. Ранние исслед. методом поперечных срезов также обнаружили, что суммарный показатель векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS) с увеличением возраста (относительно стандартной референтной группы лиц от 20 до 34 лет) достигает пика между 20 и 34 годами и медленно снижается примерно до 60-летнего возраста, после к-рого наступает резкий спад. Однако лонгитюдные исслед. обычно показывают повышение суммарного показателя с возрастом. Ботвиник отмечает, что паттерны "сырых" (uncorrected) показателей действительно отражают возрастные тенденции, при условии "соответствия" (appropriateness) содержания тестирования и состояния тестируемого чел. Кроме того, индивидуальные различия в интеллекте могут перевешивать такие возрастные различия, чем объясняются относительно низкие корреляции между возрастом и интеллектом. На основе данных, полученных методом поперечных срезов, был установлен классический паттерн старения интеллекта: показатели как вербальных, так и невербальных субтестов WAIS, снижаются с возрастом, однако снижение невербальных показателей выражено значительно сильнее. Этот результат, как отмечает Ботвиник, был воспроизведен, по меньшей мере, в девяти главных исслед. Используя шкалу Стэнфорд-Бинэ, Термен методом поперечных срезов получил данные стандартизации, к-рые дали аналогичную картину. Кроме того, Папалиа с коллегами и Хорнблум и Овертон опубликовали данные о возрастных декрементах в задачах Пиаже на сохранение, утверждая, что это снижение идет параллельно ухудшению флюидных способностей, наблюдающемуся с увеличением хронологического возраста. Каждая из этих задач относительно свободна от влияний формального образования, культуры или специфического жизненного опыта. Возможно, мышление пожилых качественно отличается от мышления молодых взрослых, заставляя первых переопределять задачи Пиаже таким образом, что ответы на них будут с необходимостью отличаться от предполагаемых экспериментатором. Поэтому предположение о связанном с возрастом снижении интеллекта (по Пиаже) вполне может уступить место предположению о существовании новой стадии интеллектуального развития, названной постформальным рассуждением (postformal reasoning). Постформальное рассуждение носит релятивный, или наводной, характер и сильно зависит от непосредственного контекста. Лонгитюдные исслед. не смогли подтвердить связанное с возрастом снижение интеллектуальной деятельности, давая обычно кривую роста, переходящую в определенной точке в плато. Оуэн обнаружил рост суммарных показателей армейского альфа-теста примерно до 40-50 лет. Лонгитюдные данные Шайи, касающиеся взрослости, свидетельствуют о том, что прирост интеллектуальных способностей чел. происходит где-то до 50 лет, после чего наступает период относительной стабильности для большинства умений и навыков, продолжающийся до начала седьмого десятилетия жизни; для большинства способностей потери становятся значимыми, в среднем, после 60 лет. Эти потери больше выражены у лиц, имеющих проблемы со здоровьем (особенно, когда им приходится выполнять задания на скорость), плохо образованных и живущих в интеллектуально обедненной среде. Кроме того, имеют место индивидуальные различия в степени ухудшения способностей после 60 лет. Менее 33% испытывают ухудшение после 74 лет и только от 30 до 40% ощущают существенные потери в интеллектуальных навыках к 81 году. Хотя многие люди "избирательно оптимизируют" некоторые навыки после 80 лет, ослабление интеллектуальных способностей становится более заметным у чел., перешагнувшего 80-летний или 90-летний рубеж. Другие лонгитюдные исслед. дают аналогичную картину положительных возрастных изменений интеллекта у взрослых. Один из самых важных результатов исслед. интеллекта взрослых - обнаружение эффектов когорты в интеллектуальной деятельности. Для одних способностей когортные различия являются положительными (младшие когорты лучше справляются с тестами), как в случае первичных умственных способностей (ПУС) вербального понимания, пространственной ориентации и индуктивного рассуждения, преимущественно вследствие более высокого уровня образования и лучшего здоровья младшего поколения. Для др. умений и навыков, эффекты когорты оказываются отрицательными, как в случае ПУС арифметических вычислений или беглости речи. Фактически, когда контролируется уровень образования, это гораздо сильнее сказывается на возрастных различиях в вербальных показателях WAIS, чем в невербальных, подтверждая существенное влияние фактора образования, который яв-ся когортно-специфичным, на интеллект. Одно из самых новых направлений - исслед. интеллекта в повседневной жизни (everyday intelligence). Обыденный интеллект обладает экологической или функциональной валидностью, в том смысле, что он отражает умения и навыки, к-рые взрослые люди действительно используют, выполняя повседневные функции в типичных для них ситуациях. По сравнению с формальными мерами интеллектуальной деятельности, повседневные условия, в к-рых люди применяют свои способности, могут более точно отражать их интеллектуальную активность. То, как люди вступают в отношения с другими, принимают решения, взвешивают шансы достижения альтернативных целей в неопределенных ситуациях и оценивают свое положение в различных сферах жизни (например, в отношении болезни, смерти, финансовых дел), можно, фактически, использовать в качестве обоснованных оценок интеллекта. В этой относительно новой области исслед. интеллектуальной деятельности взрослых еще предстоит много работы. См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Меры интеллекта Б. Хейслип-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие толерантности молодежи к собственному старению посредством включения в практики межпоколенн

Петрова Татьяна Алексеевна
Скачать PDF

Психогенетические исследования старения

Равич-Щербо И.В., Обухова О.Б.
Скачать PDF

Старение населения как глобальная социально"психологическая проблема

Шашок В. Н.
Скачать PDF

Влияние психологических особенностей на динамику старения

Калашникова В.В.
Скачать PDF

Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этапа жизненного цикла

Сапожникова Татьяна Ильинична
В статье представлен анализ старения как этапа жизненного цикла человека с биологической, психологической и социологической точки зрения. Отмечается сложность определения пожилого возраста, неоднозначность его трактовки, связанной с физиологическими, психосоциальными, экономическими, культурными, историческими и другими аспектами. В статье приводятся исследования зарубежных и отечественных учёных в сфере геронтологии и социологии, которые подтверждают, что пожилой возраст и старение как этап жизненного цикла включает в себя взаимную обусловленность и влияние биологических, психологических и социальных факторов, связанных с образом жизни человека, с возрастной изменчивостью и индивидуальными различиями, происходящими с годами, с уровнем социальной активности и другими внешними факторами. Рассматриваются негативные и позитивные модели поведения личности в пожилом возрасте. Отмечается, что в современных условиях в большей степени преобладает первая, но необходимо делать акцент и на благоприятных моделях, определять условия и факторы их активного распространения. Поэтому особое внимание уделено социальным аспектам старения и факторам успешной адаптации в пожилом возрасте. В заключении статьи определены характеристики пожилых людей как особой социально-демографической группы.
Скачать PDF

Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В последнее время все больше внимания в современной психологической науке уделяется развитию взрослого человека, его внутриличностному росту, раскрытию потенциалов и самоактуализации. В этой связи, как в отечественной, так и в западной психологии возникает большое количество теорий, подходов и концепций, рассматривающих различные аспекты становления и развития личности взрослого. В данной работе рассматривается концепция самодетерминации как одного из возможных подходов к изучению специфики развития и функционирования в пожилом возрасте. Рассматривается возможность приложения концепции Р. Райана и Э. Деси к периодам поздней взрослости и старения. В своей концепции исследователи выделяют три компонента — наличие внутренней силы, автономии, или направленности, а также позитивную поддержку окружающих как необходимое условие подкрепления «самонаправленности» личности. Выделенные ими компоненты самодетерминации сопоставляются с отечественными подходами и понятиями. В частности, рассматриваемые компоненты соотносятся с понятиями субъектности и личностной зрелости. Концепция самодетерминации сравнивается с теорией геротрансцендентности Л. Торнстама. Приводятся отдельные результаты эмпирических исследований, подтверждающих адекватность приложения концепции самодетерминации к периодам поздней взрослости и старения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что, с некоторой модификацией, теория самодетерминации может быть перспективным подходом для изучения ресурсов и потенциалов пожилого человека. Теоретический анализ показал, что некоторые компоненты данной концепции — например, внутренняя сила — теоретически и эмпирически более разработаны в отечественной психологии. Они вносят те дополнения, благодаря которым данная концепция становится исключительно актуальной именно для пожилого возраста. Отдельно в работе отмечается, что существует множество методологических проблем, связанных с изучением самодетерминации. В частности, это отсутствие адекватных методик изучения именно этого явления, в связи с чем существующие исследования скорее косвенно могут делать выводы о сути, месте и роли самодетерминации как в процессе развития в целом, так и ее специфических проявлениях в период старения.
Скачать PDF

Специфика профессионального развития женщин в периоды поздней взрослости и старения

Петраш Марина Дмитриевна
В статье представлены результаты изучения профессионального развития женщин в период поздней взрослости и старения. В ходе исследования изучена актуальная ситуация профессионального развития женщин. Проанализированы данные о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, рассмотрены личностные характеристики, выявлены особенности профессиогенеза в профессиональных группах нотариусов, врачей, медсестер. Анализ уровневых характеристик профессионального развития выявил наибольшую удовлетворенность профессиональной деятельностью и возможностью самореализации в профессии в группе нотариусов. У врачей, при средней удовлетворенности профессиональным развитием, отмечается высокая редукция личных достижений, т. е. появляется тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений. В группе медсестер, на фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижены возможность реализации в профессии, целеустремленность, способность к восстановлению психофизиологического потенциала. Выявлены профессионально-личностные факторы, способствующие благоприятной ситуации развития в группах. Показаны факторы профессионального развития, способствующие повышению уровня резервных возможностей, т. е. косвенно подтвержден факт того, что деятельность является условием здоровья. Библиогр. 11. Табл. 4.
Скачать PDF

Современные европейские направления исследований психологии старения

Стрижицкая Ольга Юрьевна, Хункос-Рабадан Онесимо
Статья представляет собой аналитический обзор современных испанских работ, затрагивающих проблемы старения. Приводятся полученные в последние годы данные о возрастном изменении когнитивных функций, в том числе речи. Излагаются результаты исследований, посвященных феномену прескевю (ТоТ) и различным подходам к его изучению в испанской психогеронтологии, рассматриваются различные факторы и механизмы, объясняющие данный феномен, а также его возрастная динамика. Представлен обзор исследований, посвященных социальному взаимодействию в период старения, в частности проблемам межпоколенного взаимодействия и взаимодействия со сверстниками. Современные испанские разработки соотносятся с исследованиями, имеющимися в отечественной психологии. В статье также уделяется внимание скандинавскому опыту изучения долгожителей. Приводятся современные взгляды на роль профессиональной деятельности в психологическом благополучии пожилого человека, сравнивается отечественный и зарубежный взгляд на данную проблему. Библиогр. 11
Скачать PDF

Старение человека и его индивидуальные проявления

Александрова Мария Даниловна
Статья посвящена изучению старения на индивидуальных примерах в условиях специального учреждения Павловского дома ветеранов науки и образования. Вслед за Б. Г. Ананьевым автор исходит из представления о существовании конвергентного и дивергентного типов старения, при этом выдвигается предположение о наличии в обоих случаях подтипов. Геронтогенез рассматривается как совокупность двух противоречивых процессов старения (разрушительного процесса) и витаукта (процесса, стабилизирующего жизнеспособность). В основе исследования лежит предположение о том, что у разных людей одного и того же возраста по-разному складывается соотношение между двумя этими процессами. Результаты исследования показали, что наиболее часто встречается дивергентный тип старения с разными вариантами. Если говорить о соотношении разрушительных процессов старения и витаукта, то побеждает, несомненно, витаукт. Физиологическим субстратом этого является сохранность высшей нервной деятельности, которая по закону нервизма поддерживает и организм в целом, а психологическим фактором витаукта становятся воля и личностные качества человека. Автор делает вывод о том, что в геронтогенезе у разных людей по-разному складывается соотношение между разрушительными процессами и жизнеспособностью витауктом, соответственно по-разному складываются на основе этого соотношения и индивидуальные типы стариков. С помощью рассмотрения этих типов можно подойти к понятию нормы старости, при этом необходимо исходить не только из уровней старения организма, но также из уровней старения психики. Индивидуальный подход к лечению в период геронтогенеза необходимо применять с учетом конвергентного и дивергентного типов старения и их вариантов. Такой подход должен иметь место не только со стороны врачей, но и со стороны административных лиц, родственников и общества в целом. Библиогр. 6.
Скачать PDF

Психологические особенности переживания процесса старения

Кузнецова Л.Б.
Статья посвящена анализу особенностей переживания личностью процесса старения. Исследуются такие аспекты переживания процесса старения, как самочувствие, активность, настроение, удовлетворённость качеством жизни, копинг-стратегии, а также цветоассоциативные характеристики периода старости. Основные выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о существовании специфических особенностей переживания процесса старения в зависимости от таких факторов, как: 1) тип гендерной идентичности личности и 2) этап геронтогенеза.
Скачать PDF

Исследование нормального и патологического старения (нейропсихологический подход)

Рощина Ирина Федоровна
В статье представлены исследования с использованием нейропсихологического подхода к оценке нарушений когнитивной сферы при нормальном и патологическом старении, выполненные в ФГБНУ НЦПЗ. Описываются методологические принципы и особенности нейропсихологических исследований в школе А.Р. Лурии и использование их в нейрогеронтопсихологии. Представлены результаты нейропсихологического подхода к исследованию нормального старения, в том числе варианты старения. Показана специфика нейропсихологических синдромов при раннем и позднем вариантах болезни Альцгеймера с использованием качественного и количественного нейропсихологического анализа нарушений психической деятельности. Также выявлено сходство и различие в структуре нейропсихологических синдромов у больных со смешанной альцгеймеровско-сосудистой деменцией в сравнении с болезнью Альцгеймера и сосудистой деменцией. В статье рассмотрены результаты катамнестического клинико-нейропсихологического исследования больных с синдромом мягкого когнитивного снижения (MCI), показаны прогностически благоприятные и неблагоприятные варианты изменений когнитивной сферы у пациентов с мнестико-интеллектуальным снижением в рамках указанного синдрома.
Скачать PDF

Старение населения и проблемы поколения «Сэндвич»:социально-экономические и психологические аспекты

Шерешева Марина Юрьевна, Калмыкова Наталья Михайловна, Колкова Ксения Михайловна
Развитие процесса старения населения приводит к новым социально-экономическим последствиям, в том числе к формированию так называемого поколения «сэндвич» 55-65-летних людей, главным образом женщин, которые вынуждены одновременно ухаживать за своими пожилыми родителями, растить детей (или внуков), осуществляя при этом и профессиональную деятельность. Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются люди, попавшие в подобную жизненную ситуацию, состоит в психологической адаптации к изменению условий жизни. В статье рассматривается динамика численности населения возрастной группы 50-65 лет в России, обозначаются проблемы, с которыми сталкиваются ее представители во взаимоотношениях между поколениями.The advance of the population aging process leads to new socioeconomic consequences, including the formation of the so-called sandwich generation 55-65 year olds, predominantly females, who care for their elderly parents, raise children (or grandchildren), and perform their professional duties. One of the key problems faced by people in this situation is psychological adaptation to the changing life conditions. This article considers changes in the 50-65 year old population in Russia and identify generation gap problems faced by this age bracket.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!