УМ
Ум
в широком понимании: обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, его способность мыслить. В более узком смысле: характеристика мыслительных способностей человека. Умный — человек с высокоразвитым интеллектом.
Ум
Обобщенное понятие, отражающее богатство знаний и умений человека и способность целесообразно использовать их с высокой эффективностью. В более узком смысле – индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ум
обобщенная характеристика познавательных возможностей человека. В более узком смысле – индивидуально психологическая характеристика мыслительных способностей человека; Система знаний. Свойства У. – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, творчество.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
УМ
совокупность индивидуальных способностей мышления и понимания человека. Свойства У.— быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, творчество. Совокупность выраженных критичности, гибкости и творчества определяет инициативность, а она в сочетании с быстротой — сообразительность. «Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто уме-ет легко и быстро исправлять их»,— писал В. И. Ленин (т. 41, с. 18).
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
УМ
обобщенная характеристика возможностей человека; совокупность индивидуальных способностей мышления и понимания человека. Свойства У. – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта и творчество. У. «есть тончайшее соотношение организма с окружающим миром» (И. П. Павлов). У. характеризуется такими важнейшими признаками, как системность, т.е. упорядоченность знаний, определенный метод умственной деятельности, сложившиеся отношения к явлениям действительности и динамичность, т.е. умение гибко перестраивать систему сложившихся знаний и отношений, изменять метод умственной деятельности в связи с новыми задачами и новыми условиями их решения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
УМ
обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле – индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека. У. играет главную роль в организации человеком межличностного взаимодействия с окружающими и формировании у него картины мира в целом. Однако в предконфликтных и особенно конфликтных ситуациях роль У. в определении поведения человека может снижаться, причем существенно, по сравнению с эмоциями. Рационализация конфликта направлена на компенсацию субъективной эмоциональной оценки ситуации оппонентами за счет повышения роли интеллектуального компонента, т. е. У. Очень важно сохранять в конфликте ясный У. В конфликтах чаще выигрывает умнейший.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009