ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гениальность
Наивысшая степень проявления творческих сил и возможностей человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта и активной деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Гениальность
высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его достижения в какой-либо области выдающимися.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
наличие у человека особых, выдающихся, признанных достижений в каком-либо виде социально-культурной деятельности. См. одаренность, способности, талантливость.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
лат. genius - дух) - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Гениальность
Высшая степень творческих проявлений личности. Для гения характерна способность на основе устоявшихся представлений выйти из их круга и осветить проблему с совершенно нового ракурса, создавая новый взгляд на нее.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Гениальность
это интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Гениальность
Словообразование. Происходит от лат. genius -дух.
Категория. Высшая степень творческой одаренности.
Специфика. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
высший уровень развития способностей - и общих, интеллектуальных, и специальных. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, Личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
высшая степень творческих проявлений личности. О Г. говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, к–рый характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, М. В. Ломоносов; всего за всю пятитысячную историю цивилизации таких гениев наберется не более 400 человек).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Гениальность
(лат. genius– дух) — высшая ступень развития творческой одаренности. Реализуется в инновационных открытиях и создании произведений искусства. О наличии Г. можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Для личности Г. характерны такие черты, как творческая продуктивность, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установок.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
(от лат. genius - дух) исключительное качество наиболее выдающихся людей, высший уровень развития способностей человека, высшая степень подъема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторической период. Г. общественно-исторически обусловлена, она связана с качественно новыми, уникальными открытиями, изобретениями, достижениями. Гений достигает акме в сфере своей компетентности.

Источник: Акмеологический словарь.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
от лат. genius - дух) -высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, "который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на др. людей в течение многих лет" (Р. С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. Ср. Талант.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Гениальность
Высший уровень выраженности способностей, позволяющий исключительные творческие достижения исторического значения. Отличается от таланта, который также дает возможность реализации очень высоких достижений, но в рамках уже достигнутого обществом уровня. Г. не является сверхъестественным явлением, а особенно ярким и сконцентрированным выражением творческой потенции, которой обладает человек в качестве члена человеческого общества. Г - это продукт прежде всего (и в особенности) заложенных генетических возможностей, но зависит в немалой степени и от условий, в которых развивается личность, т. е. от социального фактора. Разумеется, без генетических данностей даже при наличии идеальных социальных условий не может быть достигнута гениальность в развитии, как и огромные генетические данности, но без необходимых социальных условий не могут быть реализованы полноценно.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Гениальность
лат. genius – дух, гений) – весьма свободно используемый термин для обозначения считающегося высшим уровня развития интеллекта, творческих способностей и достижений в науке, искусстве или технике. Предполагалось, что психометрический показатель интеллекта гениев составляет 140% (как у Рафаэля) и более, у Гете он достигает 270% (обычно этот показатель относительно гениев прошлого выводится ретроспективно, по косвенным данным психологического исследования, поскольку сколько-нибудь валидных научных методов определения того, кто был ранее и тем более является в настоящее время является гением, не существует). Ныне полагают, что творческое поведение в первую очередь подчинено “некогнитивному” ряду факторов, таких, как мотивация, эмоции, темперамент и т.п., показатели же памяти, мышления имеют важное, но дополнительное значение Термин в научных текстах используется редко и обычно в условном смысле. См. Гений.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Свободно используемый термин, относящийся к самому высокому уровню интеллектуального или творческого функционирования. Человек, обладающий такими возможностями, называется гением. Хотя предпринимались отдельные попытки дать эксплицитное определение этого явления (например, одно время использовался показатель IQ 140 или выше), такие попытки создавали только иллюзию объективности. К сожалению (или к счастью), не существует какого-либо определенного набора свойств, который определял бы гениальность; все модели поведения, включая интеллектуальное и творческое поведение, подчинены ряду "некогнитивных" факторов, таких как мотивация, темперамент, эмоции и необходимые характеристики среды, и люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой. Кроме того, бытовой язык внес такую сумятицу в понимание этого термина, что целесообразность его использования в научном контексте сейчас находится под сомнением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гениальность
genius) Как понятие, Г. тесно связана с одаренностью, креативностью и ранним развитием. Начиная с исслед. Ф. Гальтона в 1869 г., посвященного выдающимся людям его времени, вокруг определения Г. не утихают споры. Хотя Г. и одаренность иногда считаются синонимами, Г. подразумевает особенно редкие и выдающиеся достижения, в то время как одаренность, в частности в контексте способности к учебе или творческому таланту, определялась менее строго. Осн. на оценке продуктивности определение Г. дал Алберт: гений - это человек, "к-рый выполняет в течение продолжительного времени ... значительную работу, оказывающую сильное влияние на мн. (др. людей) долгие годы" - работу, приводящую к "коренному сдвигу" в восприятии или идеях. Биографические исслед., проводившиеся с 1869 по 1940-е г. и посвященные выдающимся людям, позволили установить, что, вопреки сложившимся представлениям, заметные ист. фигуры происходили из высокообразованных семей, отличались хорошим здоровьем и характером. Не было выявлено связи между Г. и к.-л. патологией либо болезненностью. Были проведены многочисленные исслед. совр. ученых, художников и специалистов, отличавшихся необычайной продуктивностью или творческими способностями. Помимо высокого интеллекта всех этих людей объединяли нек-рые черты личности, мотивация к работе и перцептивный стиль. Эта работа перекликается с изучением креативности, что позволяет расширить понятие одаренности за пределы традиционных, осн. на коэффициенте интеллекта, определений, включив в него оригинальность и богатое воображение. Разработаны и исследуются многочисленные методы оценки творческих способностей. См. также Одаренные и талантливые дети, Интеллект человека Э. Б. Пратт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Талант и гениальность как ресурсы генерации и управления гармоничным информационным пространством

Суминова Татьяна Николаевна
В настоящей статье автор рассматривает проблему таланта и гениальности как ключевых ресурсов генерации и управления гармоничным информационным пространством как Хаосмосом.
Читать PDF

Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова

Федоров В. Д., Глянцев Сергей Павлович
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на примерах из жизни и деятельности Н.И.Пирогова раскрыть его нравственный вклад в отечественную хирургию. Этот вклад был основан на религиозном и нравственном опыте Н.И.Пирогова.
Читать PDF

Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему

Трафимчик Ж. И.
В статье рассматривается проблема установления границ между понятиями «одаренность», «талант», «гениальность».
Читать PDF

Одаренность и гениальность

Никонорова Оксана Александровна
В данной статье затрагиваются темы одаренных и гениальных детей. Приводятся примеры их сходства и различия. Говорится о том, что способности могут быть загубленными, а также не проявиться.
Читать PDF

Экспедиция в гениальность

Логунова Л. , Халуторных О.
Колупаев Г.П., Клюжев Б.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Поток жизни и творчества гения в понимании. Экспедиция в гениальность, современной медицины. М., 1999. 450 с.
Читать PDF

Гениальность в науке как форма проявления власти

Фукалов Антон Вячеславович
В данной статье показана роль гениальной личности в развитии науки. Рассмотрена смысловая взаимосвязь власти и гениальности. Понятие «гений» рассматривается в контексте науки.
Читать PDF

К 150-летнему юбилею со дня рождения гениального физиолога И. П. Павлова (1849-1999)

Читать PDF

Ледяная анатомия пирогова и интраоперационная навигация в хирургии повреждений орбиты: гениальное пр

Шевченко Ю. Л., Апостолиди К. Г., Балин В. Н., Епифанов С. А.
Представлена методика лечения больных с переломом стенок орбиты с использованием интраоперационной навигационной станции и эндоскопической техники, позволяющая эффективно проводить хирургические манипуляции в области решетчатого л
Читать PDF

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А. И.
Читать PDF

Гениальное педагогическое открытие ХХ века

Алиева Людмила Владимировна
Статья посвящена истории возникновения детского движения в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Показана роль в возникновении движения Роберта Стефенсон Смит Пауэлла.
Читать PDF

Образ гениальной личности Винсента Ван Гога в представлениях россиян: сравнительный анализ в разных

Дробышева М.М.
Статья посвящена проблеме изучения гениальной личности художника в обыденном сознании наших современников.
Читать PDF

Проблема взаимосвязи гениальности и безумия в современной науке

Шалаева Марина Владиславовна
На основании данных современной науки рассматривается проблема связи гениальности с безумием.