ОСМЫСЛЕНИЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ
АСЭНСАВАННЕ / COMPREHENSION– это способность постигать смысл, значение чего-либо, осознавать что-либо, добиваться полного понимания и ясности чего-либо; наполнять смыслом сказанное, сделанное, существующее или произошедшее. Наделение объекта (события, явления) личностным смыслом лежит в основе формирования ценностей индивида. Личностный смысл– это осознаваемая ценность. О. протекает как процесс определения субъектом значения объекта (отношения к нему). Это интеллектуальный процесс формирования когнитивной составляющей ценности. О. сопровождается эмоциональным переживанием (чувствами), в противном случае формируется не ценность, а знание. О. происходит тремя способами. 1. Непосредственно в ситуации реальной значимой деятельности (деятельность является значимой, если ее цель (образ результата деятельности) непосредственно удовлетворяет потребности личности). При этом переживание произойдет и, соответственно, процесс познания превратится в процесс О. при наличии двух условий: 1) ситуация новая (для того и проводится О., чтобы не пришлось вербализировать значение заново в каждой ситуации); 2) ситуация двусмысленна, т. е. формируется несколько возможных целей (образов результата), конкурирующих между собой. 2. Субъект может усвоить ценность из сформированных обществом значений. Одним из основных процессов, связанных с присвоением смыслов, является гуманитарное обучение. Если образ результата непосредственно не связан с потребностями человека, возможно наделение его значением через другое понятие. Речь идет о наделении значением абстрактного элемента через ассоциацию с другим понятием, имеющим тот же признак (свойство) и уже наделенное значением (прошедшее через переживание). Например, для того чтобы вызвать у ученика эмоциональные переживания по поводу изначально абстрактного понятия «Родина», педагог объясняет ему, что данное понятие включает в себя семью, дом, в котором он вырос, друзей, природу и т. п., т. е. он создает ассоциативную связь эмоционально нейтрального понятия с понятиями, уже имеющими эмоциональную окраску, связанными с эмо циональными переживаниями в прошлом. Первоначально такой процесс О. организуется извне педагогом, впоследствии субъект, получив рефлексивные навыки, организует его сам. 3. Поиск личностного смысла через произведения искусства. Например, читатель литературного произведения, идентифицируя себя с литературным героем, испытывает вместе с ним жизненные успехи и неудачи, все этапы внутриличностного конфликта, а главное, переживает момент обретения смысла. Человеку, получившему рефлексивные навыки и вкус к поискам смыслов, искусство предлагает различные упражнения по поиску скрытых смыслов в области поэзии, музыки, живописи и т. п. По сути, речь идет о гуманитарном самообразовании через произведения искусства. Е. Г. Баранов