Взаимопонимание
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
социально-психологическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанная с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга.
Взаимопонимание
понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
взаимопонимание
социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связаное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга. В. – основа особой доверительности в отношениях, возможности прогнозировать поведение партнера по общению.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Взаимопонимание
настроенность двух или более людей на сочувственное отношение друг к другу, признание интересов друг друга и основанное на этом взаимное уважение.
Оба влюбленных чутьем понимали состояние друг друга, не открывая своих тайных опасений (О. Бальзак, Загородный бал).
Ср. эмпатия.
Оба влюбленных чутьем понимали состояние друг друга, не открывая своих тайных опасений (О. Бальзак, Загородный бал).
Ср. эмпатия.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. В. является показателем социально-психологического общения и имеет исключительное значение для групповой, общей деятельности людей. Объективной основой В. выступает общность интересов, близких и отдаленных целей, взглядов. В. конкретно реализуется через взаимовосприятие вербального и невербального поведения. В. между отдельными людьми предполагает межличностное познание друг друга. Это познание является сложным и динамичным процессом. Его структурные элементы: восприятие внешнего облика; предположительное соотнесение внешних признаков с личностными качествами; объяснение поведения, поступков, формирование первого впечатления; становление ряда образов о другом человеке; наконец, понимание личности другого. В. достигается при активном и внимательном слушании, при стремлении обменяться информацией, предоставить другому достаточную автономию, вести разговор на паритетных началах. Разнообразны барьеры на пути к В.: антипатия, необщительность, молчаливость, недоверие, авторитарность, нереальное видение другого только хорошим или только плохим человеком. В. устанавливается полнее, если происходит обмен мнениями, опытом, ценностными ориентациями, проявляются эмпатия и уважение друг к другу.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
УЗАЕМАРАЗУМЕННЕ / MUTUAL UNDERSTANDING– способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, организациями, институтами и другими социальными субъектами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы взаимодействующих сторон. В психологии проблема В. поднимается в работах М. Р. Арпентьевой, А. А. Бодалева, С. Дака, В. В. Знакова, С. В. Кондратьевой, А. А. Кроника, В. Н. Кунициной, В. А. Соснина, Т. Б. Юшачковой, В. А. Янчука и др. В. является социально-психологическим показателем общения и имеет исключительное значение для групповой, общей деятельности людей. Основой В. выступает общность интересов, близких и отдаленных целей, взглядов. В. конкретно реализуется через взаимовосприятие вербального и невербального поведения. В. между отдельными людьми предполагает межличностное познание друг друга. Это познание является сложным и динамичным процессом. Его структурные элементы– восприятие внешнего облика; предположительное соотнесение внешних признаков с личностными качествами; объяснение поведения, поступков, формирование первого впечатления; становление ряда образов о другом человеке; наконец, понимание личности другого. В. достигается при активном и внимательном слушании, стремлении обменяться информацией, обеспечить и получить обратную связь, предоставить другому достаточную автономию, вести разговор на паритетных началах. Разнообразны барьеры на пути к В.: антипатия, необщительность, молчаливость, недоверие, авторитарность, нереальное видение другого только хорошим или только плохим человеком. В. устанавливается полнее, если происходит обмен мнениями, опытом, ценностными ориентациями, появляются эмпатия и уважение друг к другу. В межличностных отношениях В. выступает как сущностный феномен, «процесс и результат соотнесения и преобразования взаимодействующими субъектами его компонентов (фокусов): себя, друг друга и ситуации взаимодействия». В. трактуется как конструирование разделяемого поля значений в процессе взаимодействия, которое характеризуется знаковой опосредованностью и контекстуальной обусловленностью. Условиями В. являются идентификация своеобразия индивидуальных опытов, уточнение адекватности сформировавшихся систем значений в отношении транслируемого содержания и построение совместного опыта в непрерывном взаимоуточняющем диалоге. В. является важным методологическим основанием диалогической исследовательской методологии в психологии. В основе– идея конструируемости и динамического, интерактивного характера знаний о психологических феноменах (понимающая психология). Прикладные исследования В. реализуются в связи с практикой развития компетентного общения, решением задач оптимизации межличностных и межгрупповых отношений, профилактики и урегулирования конфликтов, также В. рассматривается как условие эффективности профессиональной деятельности работников со циономических профессий. Для диагностики В. используют экспериментальные и игровые процедуры , а также методики измерения социального и эмоционального интеллекта, коммуникативной и социальной компетентности. Ю. С. Смирнова
Взаимопонимание
процесс понимания друг друга партнерами в процессе общения и совместной деятельности. Для установления В. требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо — при расхождении точек зрения — понимание и оправданность чужих оценок ситуации и поступков.
Создание В. проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание партнера по общению; обеспечение понимания себя другим; сближение позиций; поддержание В.
Познание объекта общения начинается с получения сведений о нем либо от других (рассказы, слухи и т. п.), либо от восприятия самого партнера по общению.
Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие (см. Установка когнитивная). Однако это мнение не всегда объективно по многим причинам. Во-первых, сообщаемые о каком-либо человеке сведения всегда эмоционально окрашены и отражают во многом сложившиеся у человека как источника информации отношения с будущим партнером по общению. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет человек от партнера по общению.
Вторым путем получения сведений о партнере общения является непосредственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним.
Восприятие другого человека (социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого и интерпретацию на этой основе его поступков. Внешние признаки включают в себя внешний вид человека, его внешнее выражение своего внутреннего мира (поведение): манеру держаться, говорить, совершаемые поступки. Одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии другого человека на физические черты (внешний вид), другие — на психологические характеристики (поведение). От этого во многом зависит широта приписывания объекту общения тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания ограничена, во втором случае открывается особый простор для воображения (см. Каузальная атрибуция).
Вторым этапом на пути установления В. является изучение партнера общения, проникновение в его внутренний мир. Необходимо понять цели и мотивы его поведения, его переживания, установки, состояния, ожидания, имеющиеся опасения.
Изучение личности партнера общения осуществляется двумя способами: через анализ оперативно-текущей информации о его отдельных поступках и психических состояниях и через отражение его устойчивых свойств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных). Умелое использование этих способов обеспечивает объективность характеристики партнера общения.
Третий этап связан с обеспечением понимания себя партнером. При этом решаются две задачи: нахождение возможно более доступной для партнера формы самовыражения и самоограничение.
Первая задача решается с использованием рефлексии: «Что партнер общения думает обо мне?», «Как ему представляется моя позиция в этом вопросе?», «Как он воспримет и оценит мои действия?» Исходя из этого строится свое поведение: воздерживание от поступков или высказываний, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию партнера. Например, зная о его болезненном самолюбии, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае. Однако необходимо учитывать и свои недостатки, что приведет к решению и второй задачи — самоограничению в выражении своих эмоций. Для этого требуется постоянное изучение себя, своих реакций, своих установок в оценках явлений и поступков других людей.
Возникновение положительного отношения одного партнера общения к другому, доверия к нему обеспечивает переход к последнему этапу установления В. — сближению позиций и поддержанию возникшего В.
В. может быть двух уровней. Первый уровень — это понимание целей, мотивов, установок друг друга и согласовывание на этой основе своих действий и поступков. Второй уровень — не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет устанавливать отношения особого рода: дружбы, симпатии, любви.
Создание В. — это еще половина дела. Созданное В. нужно уметь удержать. Для этого требуется ряд условий: желание обоих партнеров общения сохранить достигнутое В., проявление ими настойчивости, терпения в сближении позиций при вновь возникающих разногласиях по ряду вопросов, сдержанность и проявление уступчивости, такт в общении.
Литература
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. С. 82-92.
Создание В. проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание партнера по общению; обеспечение понимания себя другим; сближение позиций; поддержание В.
Познание объекта общения начинается с получения сведений о нем либо от других (рассказы, слухи и т. п.), либо от восприятия самого партнера по общению.
Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие (см. Установка когнитивная). Однако это мнение не всегда объективно по многим причинам. Во-первых, сообщаемые о каком-либо человеке сведения всегда эмоционально окрашены и отражают во многом сложившиеся у человека как источника информации отношения с будущим партнером по общению. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет человек от партнера по общению.
Вторым путем получения сведений о партнере общения является непосредственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним.
Восприятие другого человека (социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого и интерпретацию на этой основе его поступков. Внешние признаки включают в себя внешний вид человека, его внешнее выражение своего внутреннего мира (поведение): манеру держаться, говорить, совершаемые поступки. Одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии другого человека на физические черты (внешний вид), другие — на психологические характеристики (поведение). От этого во многом зависит широта приписывания объекту общения тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания ограничена, во втором случае открывается особый простор для воображения (см. Каузальная атрибуция).
Вторым этапом на пути установления В. является изучение партнера общения, проникновение в его внутренний мир. Необходимо понять цели и мотивы его поведения, его переживания, установки, состояния, ожидания, имеющиеся опасения.
Изучение личности партнера общения осуществляется двумя способами: через анализ оперативно-текущей информации о его отдельных поступках и психических состояниях и через отражение его устойчивых свойств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных). Умелое использование этих способов обеспечивает объективность характеристики партнера общения.
Третий этап связан с обеспечением понимания себя партнером. При этом решаются две задачи: нахождение возможно более доступной для партнера формы самовыражения и самоограничение.
Первая задача решается с использованием рефлексии: «Что партнер общения думает обо мне?», «Как ему представляется моя позиция в этом вопросе?», «Как он воспримет и оценит мои действия?» Исходя из этого строится свое поведение: воздерживание от поступков или высказываний, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию партнера. Например, зная о его болезненном самолюбии, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае. Однако необходимо учитывать и свои недостатки, что приведет к решению и второй задачи — самоограничению в выражении своих эмоций. Для этого требуется постоянное изучение себя, своих реакций, своих установок в оценках явлений и поступков других людей.
Возникновение положительного отношения одного партнера общения к другому, доверия к нему обеспечивает переход к последнему этапу установления В. — сближению позиций и поддержанию возникшего В.
В. может быть двух уровней. Первый уровень — это понимание целей, мотивов, установок друг друга и согласовывание на этой основе своих действий и поступков. Второй уровень — не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет устанавливать отношения особого рода: дружбы, симпатии, любви.
Создание В. — это еще половина дела. Созданное В. нужно уметь удержать. Для этого требуется ряд условий: желание обоих партнеров общения сохранить достигнутое В., проявление ими настойчивости, терпения в сближении позиций при вновь возникающих разногласиях по ряду вопросов, сдержанность и проявление уступчивости, такт в общении.
Литература
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. С. 82-92.