Эмпатия

Найдено 54 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эмпатия
переживание чувств, мыслей или установок другого человека.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

ЭМПАТИЯ
вчувствование, непосредственный эмоциональный отклик на чужое переживание.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

ЭМПАТИЯ
сопереживание, сочувствие, понимание состояний людей и умение учитывать их в общении.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Эмпатия
Empathy) — самозабвенное сопереживание; попытка поставить себя на место другого человека.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Эмпатия
Empathy). Самозабвенное переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Эмпатия
Понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Эмпатия
понимание состояний другого человека (преимущественно — эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Эмпатия
(от греч. сопереживание) – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Эмпатия (Вчувствование = Einfuhlung)
Эмпатия есть интроекция объекта (см. интроекция). Более подробное описание этого понятия см. в тексте, глава VII (см. также проекция).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Эмпатия
способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний, готовность оказать им посильную помощь.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

эмпатия
Понимание и оценка переживаний и мотиваций окружающих; толерантность к различным перспективам; понимание влияния собственного поведения на окружающих.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Эмпатия
от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЭМПАТИЯ
греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие — признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЭМПАТИЯ
empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ)
особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Эмпатия
постижение эмоционального состояния, проникновение в состояние другого человека, способность почувствовать себя на его месте; подразумевает, что человек, ощущая себя объектом, продолжает сознавать собственную идентичность.
 

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Эмпатия
(empathy) — по определению Хоффмана, «замещающая аффективная реакция, которая не всегда полностью соответствует аффективному состоянию другого человека, но более соотнесена с ситуацией другого, чем со своей собственной» (Hoffman, 1984, р. 285).

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Эмпатия
Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, эмоциональная отзывчивость человека на переживания других людей. Может проявляться в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сопереживание, сочувствие, сорадование).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭМПАТИЯ
(англ. empaty — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) Развитое чувство эмпатии предполагает способность человека воспринимать внутренний мир личности с учетом ее переживаний, мыслей и полным пониманием совершаемых ею действий и поступков.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ЭМПАТИЯ
(греч. empathea — сопереживание) — способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе межличностных отношений; обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного общения, в процессе которого Э. развивается.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Эмпатия
Empathie). Способность отождествлять себя с другим человеком (пациентом), представлять при помощи проникновенного воображения, что и как он чувствует, думает, переживает, телесно ощущает, с целью лучшего понимания мира его переживаний и реконструкции процесса его возникновения.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ЭМПАТИЯ
способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

эмпатия

(от греч. empatheia – сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания. Как показывают психологические исследования, э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Эмпатия
способность проникнуться переживаниями другого человека, поставить себя на его место, увидеть и почувствовать происходящие события так, как видит и чувствует этот человек. Благодаря Э. пробуждаются сближающие, теплые чувства и возникает желание заботиться о другом, укрепляются мотивы альтруистического поведения. Э. выше у людей общительных, доброжелательных, мягких, эмоциональных, с высоким интеллектом, снисходительных.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Эмпатия
Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.
Категория. Феномен общения.
Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Эмпатия
(Empathia) (от греч. em - в, внутри и pathia - чувственность). Психологическое понятие, означающее эмоциональную отзывчивость, сочувствие, чувствительность. Способность понимать переживания другого человека, приобщаться к его эмоциональной жизни, разделяя его переживания. Предполагается, что эмпатия - врожденное качество или же формируется в первые дни и недели жизни ребенка, задолго до того, как ребенок научается отличать себя от других людей. Ср. Симпатия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭМПАТИЯ
/ англ. Empathy; от греч. еn – в, внутри и pathos – страдание, болезнь/, способность сопереживать чувства других людей как свои собственные. Ср. Симпатия.
Э. с точки зрения психоанализа – важный фактор гармонии сексуальной.
«В психологии есть такое понятие – эмпатия. На бытовом уровне – это способность к сопереживанию. Обычный человек сочувствует другому, если тому плохо, больно. Но настоящая эмпатия предполагает вовсе не сочувствие, а глубокое, бесстрастное проникновение в чужую душу.» П. Дашкова. Пакт.

Источник: Словарь доктора либидо

ЭМПАТИЯ
Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.
"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).
В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.
"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЭМПАТИЯ
(от греч. сопереживание) – понимание и чувствование в переживании, эмоции, психические состояния другого человека. Процесс Э. является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. При этом эмоции, чувства субъекта Э. не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом Э. Э. рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень), сопереживание или сочувствие, которое испытывает субъект Э. в отношении к другому лицу (аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень). Э. как личностное свойство имеет биосоциальную природу и поддается в известной мере целенаправленному формированию.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭМПАТИЯ
empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЭМПАТИЯ
греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Эмпатия (сопереживание)
Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭМПАТИЯ
вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные переживания-чувства-эмоции другого субъекта, как феномены рефлексивно-ментально-чувственно-эмотивно-мотивационной реакции в индивидуально-психических матрицах-формах сочувствия, солидарности, сорадости, сопереживания, сообщности; сами сопереживания могут быть не только соотнесены к реально-конкретному субъекту, но и к переживаниям-эмоциям-чувствам-замыслам-идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства, и выступать т.о., в форме эстетико-индивидуальной эмпатии; базальной модальностью процессов Э. является идентификация-аналогизация-конгруэнтноизация-корреляция одного субъекта с другим субъектом, открытость к чувствам другого индивида, его альтруистическо-респектабельное отношение к другим людям, кот. может быть связано-констеллировано с мотивами оказания помощи, спонсорства индивидам.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭМПАТИЯ
сопереживание, сочувствие, понимание психологических состояний других людей. В частных его значениях термин Э. может означать: 1. Осознание и глубокое понимание человеком чувств, переживаемых другими людьми. 2. Викарную подражательную реакцию, возникающую в ответ на эмоциональные переживания других людей и сопровождающуюся отражением, повторением их жестов, мимики, пантомимики. 3. Представление и понимание другого человека, той роли, которую он играет. Такое представление важно для морального развития человека. 4. В теории личности Г. Салливана-невербализуемый, скрытый процесс коммуникации, посредством которого установки, чувства и суждения передаются от одного человека к другому. 5. В концепции немецкого психолога Т. Липпса (1851—1914)-особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отрицательные эстетические переживания. См. викарный, коммуникации, невербальный, Салливан Гарри, симпатия, сопереживание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эмпатия
В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

ЭМПАТИЯ
(от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Термин ввел в психологию Э.Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т.Липпса. Различаются: 1) Э. эмоциональная – основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) Э. когнитивная – базирующаяся на процессах интеллектуальных – сравнение, аналогия и пр.; 3) Э. предикативная – проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы Э. выделяются: 1) сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие – переживание своих собственных состояний в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов Э., отличающая ее от других видов понимания (как идентификация, принятие ролей, децентрация и пр.), – слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Эмпатическая способность проявляется в раннем возрасте и развивается с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъекта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЭМПАТИЯ
1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Эмпатия
способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале XX в. как эквивалент и по аналогии со словом «симпатия». Использование эмпатии является важной частью методов психологического консультирования, предложенных американским психологом Карлом Роджерсом (К.ф.э. -С.539). Мы понимаем «эмпатию» как инструмент для распознавания другого человека. Обычно исследователи (М.И. Юсупов, Т.Н. Гаврилова) в первую очередь, выделяют способность «вчувствования» в те эмоциональные состояния, которые испытывает другой человек. Это обеспечивается синхронностью переживания и основывается на врожденном свойстве, присущем всем людям - свойстве понимать все эмоции. В свое время Радищев писал, что «человек человеку сопечалится и сорадуется», т.е. человек есть существо «со-участвующее». Предполагается, что в первую очередь один человек может познать другого через чувства, воспроизведение состояния и ситуации, его выдавшей. Считается, что эмоции являются наиболее ранним способом познания через специальные сигналы, присущие каждой эмоции. Оповещающая функция эмоций создает предпосылки для развития способности человека совершенствовать различительную чувствительность. Последняя в свою очередь является основой для снижения порога различения и базой для формирования диагностической способности.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ЭМПАТИЯ
постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:
1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;
2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;
3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:
1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Эмпатия
греч. empatheia – сопереживание) – 1. когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека – когнитивная эмпатия; 2. викарная (заместительная) эмоциональная реакция на душевные переживания другого человека, которая отражает его эмоции или является созвучной ей, – эмоциональная эмпатия; 3. принятие в собственном сознании роли другого человека, его направления мыслей и действий; полагают, что эмпатия в таком представлении является предпосылкой морального развития и основой предсказания переживаний другого человека, – предикативная эмпатия; 4. в теории личности Г.Салливана – невербализуемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичной их демонстрации. Некоторые авторы различают два вида эмпатии: сочувствие (сострадание) и сопереживание. Под сочувствием понимается сходное переживание по поводу эмоций другого человека, под состраданием – переживание эмоционального состояния другого человека на основе отождествления себя с ним (Блейхер, 1995); 5. в психоанализе – способность проецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью ее постигая (С.О.Д.). Понятие предполагает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать свою идентичность как самостоятельная личность. Способность к эмпатии рассматривается как существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она (эмпатия) может приводиться в качестве примера проективной идентификации, но это делается редко.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia - сопереживание).
1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).
2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.
3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).
Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.
При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).
Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Эмпатия
(греч. empatheia — сопереживание) — 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого; 3) — способность человека постигать эмоционально– духовный мир других Э. проявляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных формах. Термин введен Э. Титченером. В понятии «Э.» обобщены концепция вчувствования Э. Клифорда, Т. Липса и идеи о симпатии А. Смита, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра. В концепции вчувствования Э. трактовалась как внерациональное (интуитивное) познание человеком других людей. В современной психологии определяется как способность к постижению эмоционального мира другого человека.
Современная психология выделяет Э. в качестве одного из важных источников развития личности, эмоционально–нравственной сферы, творческих способностей (Е. Я. Басин, А. Валлон, Т. П. Гаврилова, Дж. Гилфорд, А. В. Запорожец, Г. Олпорт, К. Роджерс).
Различаются: эмоциональная Э. основанная на механизмах синтонии (эмоционального резонирования), проекции, идентификации и подражания аффективным реакциям другого человека; когнитивная Э., базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); предикативная Э. — способность человека предсказывать, прогнозировать эмоциональные реакции других в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание, сочувствие и содействие. Сопереживание — переживание на основе отождествления тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой. Сопереживание импульсивно, содержание переживания отражается бессознательно. Сочувствие — «эмоциональная форма реализации человечности» (М. Шеллер) — включает нравственный опыт, оценку и участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств. Содействие — активная форма Э. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к другим людям. В основе высших форм Э. лежит механизм децентрации, необходимый в творческой деятельности. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЭМПАТИЯ
ЭМПАТЫЯ / EMPATHY (от греч. empatheia– сопереживание)– 1) понимание и чувствование в переживании, эмоции, психического состояния другого человека ; 2) центральная категория ряда направлений психологического консультирования и психотерапии (клиентцентрированный подход, психология самости, интерсубъективный подход в психоанализе и др.) ; 3) свойство личности психолога, проявляющееся в ситуациях общения и взаимодействия; 4) процесс эмоционального отклика одной личности на переживания другой, проявляющийся в понимании партнера по общению, в сочувствии и сопереживании, а также в активной поддержке и оказании помощи ; 5) перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность проникновения субъекта общения в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание при этом самого себя. Термин Э. введен в научный оборот в конце XIX– начале XX в. в «философии жизни» и описательной психологии В. Дильтея. Процесс Э. является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. При этом эмоции, чувства субъекта Э. не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом Э. Уровни Э. как системного образования: 1) когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека); 2) аффективный (сопереживание или сочувствие, которое испытывает субъект Э. в отношении другого лица); 3) поведенческий (активное помогающее поведение субъекта). Э. как личностное свойство имеет биосоциальную природу и поддается в известной мере целенаправленному формированию. Характеристики личности, способной к Э. (по Р. Бернсу): проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что с ней происходит; способна глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир. Психодиагностику Э. можно осуществлять с помощью опросника эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана, уровня сопереживания EQ, методики диагностики уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова, теста на эмпатические способности В. Бойко. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭМПАТИЯ
глубинное понимание одним человеком другого, такое восприятие и постижение его психического состояния, благодаря которым осуществляется сопричастность с его внутренним миром.
   В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.
   При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.
   Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Эмпатия
греч. «сильное возбуждение, печаль») – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к непроизвольному переживанию тех же эмоций, которые индивид наблюдает у собеседника в процессе общения; способность проникновения во внутренний мир другого человека и познания его душевного состояния. Эмпатия может быть переживанием тех же чувств или сочувствием – когда субъект испытывает положительную, но другую эмоцию. При эмпатии не всегда бывает желание помочь партнеру по общению. Может быть обусловлена соответствующим жизненным опытом, добротой, чуткостью, чувствительностью. Типичная реакция – доверие, расположенность. В системе экзистенциализма понимание другого человека – это переживание его как свою собственную возможность. Эмпатия может выражаться в произнесении этикетных формул утешения (бывает и хуже, все обойдется), в формулах согласия (Все понятно, Кому вы это говорите?!) и др.
Ср. ситуацию в рассказе Дж. Лондона «За тех, кто в пути».
Ср.:
И случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого-нибудь поступка, что хожу вот так, один…и плачу, – страстно, жарко плачу (А. Куприн, Поединок).
Те, кто страдает, похожи на меня, значит я жалею себя – вот и все (Дж. Голсуорси, Поражение).
Ласки мужчин, самая искренняя их страсть не задевали моей души… Не разделяя их любви, я им сочувствовала и даже страдала за них – ведь это так напоминало мне мою собственную судьбу (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
На минуту Лео почувствовал жалость к этому человеку и стал убеждать себя, что не может поступить с другим так, как поступили с ним, – не может отнять у человека дело и выбросить его на улицу, да еще в такое тяжелое время. Но эти чувства очень быстро заглохли, и он тут же подумал, что в конце концов капитал банкира останется цел (А. Уолферт, Банда Тэккера).
Ср.:
Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был (Гельвеций, Об уме).
Кто был в нужде, скорей поймет другого (С. Маршак, Кошкин дом).
Ср.:
Женщины в силу какого-то особого склада их ума видят в человеке талантливом только его недостатки, а в дураке – только его достоинства; они питают к ним большую симпатию, ибо достоинства дурака льстят их собственным недостаткам, тогда как счастье, которое им дает человек одаренный, стоящий выше их, не возмещает им их несовершенства (О. Бальзак, Шагреневая кожа).
Ср. идентификация, альтруизм взаимный.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЭМПАТИЯ
(от греч. empatheia - сопереживание) - феномен социально-психологического происхождения, выражающийся как чувствование-проникновение в партнера по общению. По формам психического проявления различают Э. эмоциональную, когнитивную и предикативную. В ипостаси эмоционального отклика Э. может осуществляться как сопереживание, так и как сочувствие. При сопереживании субъект идентифицируется с партнером по общению и вчувствуется в его эмоциональное состояние. При сочувствии субъект испытывает собственные переживания по поводу эмоциональных состояний партнера. В возрастном развитии Э. трансформируется из эмоционального заражения в период новорожденности в спонтанное подражание взрослым в раннем детстве, далее - в сопереживание и сочувствие, а в периоды зрелости может обрести форму просоциального поведения. В онтогенезе человека пространство эмпатогенных объектов последовательно расширяется до нескольких зон: первоначально эмпатийные реакции фокусируются на себе, что психологически эквивалентно сопереживанию как эгоистическому проявлению Э.; во второй зоне они расширяются до членов семьи; в третьей - социализированная личность способна на эмпатийный отклик в отношении малой референтной группы; в высшем своем развитии Э. стимулирует личность к альтруистическим актам в интерперсональных отношениях с широким кругом лиц. Развитие Э. в начальный, школьный и маргинальный этапы социализации личности определяется совокупностью факторов: развитостью эмпатийного взаимопонимания между членами семьи, этнокультурными традициями, интенсивностью и широтой коммуникативных связей ребенка. Когнитивная составляющая Э., подчиняясь закону гетерохронности психического развития, появляется с отставанием. Она формируется в четыре стадии. В первой стадии имеет место слияние «Я» ребенка с матерью. Во второй стадии появляется атрибутивная направленность эмпатийного реагирования с интроекци- ей в себя или проекцией на других. В третьей - складываются представления об эмоциональных отношениях близких людей и появляются признаки предвосхищения ребенком реакций взрослых на ситуацию (предикативная форма Э.). В четвертой стадии окружающие наделяются субъектом индивидуальными переживаниями, и круг потенциальных объектов Э. и эмпатогенных ситуаций расширяется. Накопленный в детстве опыт Э. переносится в отрочестве и ранней юности на социальное окружение с сохранением знака: положитеальные и отрицательные паттерны эм- патийного реагирования на родителей подвержены неосознаваемому переносу на интерперсональные отношения с собственными детьми. В зрелом возрасте Э. подвержена как спонтанной динамике, так и произвольной регуляции. В коммуникативной деятельности ее резкие изменения приходятся на период профессиональной адаптации (22-23 года) и на период 44-45 лет, который связан с перестройкой социальных ролей человека в его ближайшем окружении.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает 'вчувствование' в другого человека - в противоположность симпатии, то есть 'сочувствию'. Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.
Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием 'свободно парящего внимания' и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.
Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и 'беззвучный'. Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.
Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.
С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЭМПАТИЯ
Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".
Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.
Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.
Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Эмпатия
empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Эмпатия
проникновение, вчувствование в переживания др. человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния. Выделяются разл. подходы к пониманию Э. в психологии: 1) Э. как психич. процесс; 2) Э. как психич. реакция в ответ на действующий стимул; 3) Э. как особое свойство личности. Термин «Э.» был введен в психологию Э. Титченером и стал активно использоваться в нач. XX в. Науч. представления об Э. основаны на филос. теориях вчувствования как интуитивной познавательной направленности на объект (Э. Клиффорд, Т. Липпс), этических учениях о симпатии как свойстве человеческой души, позволяющем регулировать взаимоотношения в обществе (Г. Спенсер, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.). Многие психоаналитики понимают Э. как разновидность контрпереноса: К. Ясперс делит его на рациональное и психол. (эмпатическое). Эмпатическое понимание, по его мнению, позволяет понять др. человека, почувствовать то, что чувствует он, и попасть тем самым собственно в контекст психологии Э. считается осн. инструментом понимающей психологии и психотерапии. Подробно явления Э. описано в экзистенциально-гуманистической психологии: К. Роджерс понимает Э. как многосторонний и многогранный процесс, предполагающий вхождение в личностный мир др. человека и нахождение в нем «как дома»; повышенную чувствительность к эмоциональным переживаниям другого, временную жизнь его жизнью, частое обращение к нему для проверки собственных впечатлений, внимательное прислушивание к получаемым ответам и пр. Рассмотрение Э. в кач. процесса предполагает выделение его стадий или фаз. В. Айкес и Г. Баррет-Леннард разделяют процесс Э. на 3 этапа: 1) этап эмпатического понимания, предполагающий восприятие и осмысление чувств партнера, эмоциональный резонанс; 2) этап сообщения или экспрессивного выражения суждений о переживаниях партнера в непосредственном О.; 3) этап эмпатической коммуникации, в течение к-рого эмпатическое понимание проверяется и корректируется в режиме межличностного диалога. А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделяют 2 фазы в эмпатическом процессе: а) фаза восприятия объекта Э. и получения необходимой информации о его переживаниях (их качестве, содержании, знаке); б) фаза соотнесения полученной информации с ценностно-потребностной сферой самого субъекта Э. и построения модели латентной или открытой деятельности. В совр. социальной психологии преим. реализуется интегративный подход к Э. как сложному социальнопсихол. феномену. Ю. А. Менджерицкая рассматривает Э. как трехкомпонентное социально-психол. свойство личности, включающее след. способности: 1) способность к эмоциональному реагированию и отклику на переживания др. человека; 2) к пониманию и распознаванию состояния партнера по О., мысленному перемещению в его мысли, чувства или действия; 3) к выбору и использованию адекватных способов и приемов вербального и невербального взаимодействия, проявляющихся в альтруистическом, содействующем поведении по отношению к др. субъекту. Выделены параметры Э., характеризующие степень незатрудненности процесса О.: степень соответствия знака переживаний; уровень точности опознания эмоционального состояния по выразительному поведению; степень ограниченности модальностью, знаком эмоционального состояния партнера; адекватность выражения своего эмоционального состояния, возникающего в ответ на переживания другого; интенсивность. В кач. показателей проявления интегральных характеристик Э. в ситуации затрудненного О. рассматриваются инверсия, точность, устойчивость, ограниченность Э. Являясь социально-психол. свойством личности, Э. формируется в процессе социализации. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие способности личности, - особенности воспитания, индивидуальный опыт О., особенности межличностных отношений. Э. опирается не только на систему отношений субъектов О., но и на их мотивационную систему, систему ценностных ориентаций. Психологами установлено, что опр. сходство в эмоциональных и поведенческих реакциях субъектов О. облегчает проявление Э. Среди функций Э. в межличностном О. выделяют способствование адекватному пониманию партнерами друг друга; регуляцию взаимодействия; обеспечение выбора способов поведения, соответствующих актуальному эмоциональному состоянию субъектов; сдерживание собственных агрессивных проявлений; способствование взаимному самораскрытию; защита от интенсивных переживаний или негативного отношения партнера; обогащение эмоционального опыта; восстановление и поддержание собственного психол. здоровья и др. Выделяют разл. виды и формы Э. К формам Э. относятся сопереживание (предполагает непосредственное отождествление с др. субъектом, переживание аналогичных эмоциональных состояний) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств партнера). Данные формы Э. дифференцируются на основе выраженности рефлексии и идентификации с др. человеком. Различают когнитивную (рациональную), эмоциональную (аффективную) и интуитивную (предикативную) Э. Рациональная Э. основана на мыслительных процессах: аналогии, сравнении и др.; она предполагает активную переработку информации о партнере, реализуется через сопричастность и внимание к нему. Эмоциональная Э. включает отражение как позитивного, так и негативного состояния др. человека, реализуется с помощью эмоционального опыта, задействует механизмы проекции и идентификации. Интуитивная Э. предполагает интуитивность как средство отражения др. человека; она способствует переработке информации о партнере по О. на бессознательном уровне, помогает предсказать его аффективные реакции. Выделяют и поведенческую Э., характеризующуюся доминированием волевого аспекта, предполагающую побуждение объекта Э. к каким-либо действиям, ожидание от партнера ответной эмпатийной реакции. На основании генезиса Э. отличают глобальную Э. (проявляющуюся, напр., в способности заплакать при виде плачущего человека), эгоцентрическую Э. (в к-рой реализуется осознание своего Я и отделение чувств др. человека от собственных) (М. Л. Хофман), просоциальную Э. (способность воспринимать переживания партнера с т. зр. его позиции) (Т. П. Гаврилова). Д. А. Хьюстон рассматривает личностную Э. (характеризующуюся глобальной эмпатической установкой субъекта) и ситуативную Э. (возникающую в конкретной ситуации и определяющуюся наличием сходства эмоционального опыта партнеров по О.). Отдельно выделяют этнич. Э. как способность сопереживать людям с однотипными психич. особенностями, сходными национ. чертами характера. Представители клиент-центрированного подхода в психотерапии ввели термин «точной Э», к-рая, по их мнению, предполагает способность не только понимать актуальные переживания партнера по О., но и передавать их вербально ясным и понятным для него языком. Совр. психологи говорят об эмпатийной личности, к-рая отличается гибкостью в О., способностью к позитивному мышлению, развитой способностью к децентрации, выраженностью альтруистических и демократических тенденций во взаимодействии с партнером. Эмпатические способности личности могут быть развиты в процессе специально ориентированного тренинга. Э. является профессионально важным качеством для специалистов помогающих профессий, в т. ч. психологов, психотерапевтов, педагогов, медицинских и социальных работников. Согласно К. Роджерсу, Э. психотерапевта во многом способствует конструктивным изменениям личности клиента. Методы, применяющиеся для диагностики Э. в психологии, характеризуется большим разнообразием. К ним относится наблюдение, анализ экспрессивных и психофизиол. проявлений субъектов О., самоотчеты и самоописания, специально разработанные вербальные опросники (напр., методика диагностики эмпатийных тенденций личности А. Мехрабиана и Н. Эпштейна (A. Mehrabian, N. Epstein) и тесты (напр., методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения В. А. Лабунской и др.). Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д, 1999; Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 1998; Она же. Эмпатия в межличностном общении // Психология личности. Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М., 2007; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Е. В. Зинченко, И. М. Юсупов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.07 кб

Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала

Бражникова Антонина Николаевна, Зюзя Анна Алексеевна
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека.
Читать PDF
105.31 кб

Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пр

Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов.
Читать PDF
1.46 мб

Эмпатия как фактор мотивации успеха в педагогической деятельности

Сибилёва Л.В., Прохорова А.А.
Читать PDF
78.89 кб

Эмпатия как психологический механизм развития этнического самосознания личности

Петрова Ксения Александровна
В статье раскрывается сущность психологического механизма эмпатии, предлагается авторская модель эмпатии как механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма.
Читать PDF
274.49 кб

Эмпатия как профессионально значимое свойство личности педагога высшей школы

Сутурина Юлия Викторовна
В публикации рассказывается об исследовании, посвященном изучению эмпатии как профессионально значимого свойства педагога высшей школы.
Читать PDF
7.36 мб

Эмпатия в тексте радионовостей

Артишевский С. Э.
Автор статьи размышляет над проблемой восприятия новостных выпусков на радио разными группами радиослушателей, делает выводы относительно предпосылок такого рода восприятия.
Читать PDF
4.16 мб

Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека

Алаева Марина Васильевна
В статье рассмотрены определения термина «эмпатия», описаны основные подходы к исследованию эмпатии в зарубежной и отечественной психологии, раскрыт эмпатический процесс и значение феномена эмпатии для процесса понимания другого ч
Читать PDF
336.81 кб

Эмпатия супругов как фактор согласованности установок в супружеской паре

Зотова Раиса Анатольевна, Кондратюк Оксана Евгеньевна, Цветкова Наталья Афанасьевна
Уровень эмпатии супругов во многом определяет психологический климат в семье и способствует достижению высокого уровня согласованности установок в супружеской паре.
Читать PDF
148.55 кб

Эмпатия в структуре ценности личности

Хлебодарова Ольга Борисовна
В исследовании, по мнению автора, впервые раскрыты новые положения о том, что эмпатию необходимо рассматривать как неотъемлемую часть, механизм внутри структуры ценности личности.
Читать PDF
541.57 кб

Смысложизненные ориентации, эмпатия и креативность у представителей групп разной профессиональной на

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье приводятся особенности ценностных подходов к анализу факторов смысловой содержательности, варианты теоретических направлений изучения аспектов эмпатии и креативности.
Читать PDF
4.12 мб

ЭМПАТИЯ КАК ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Маджаева Санья Ибрагимовна
Читать PDF
189.58 кб

Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов

Яковлева Е. В.
Читать PDF
353.49 кб

Эмпатия как фундаментальное измерение работы психолога-консультанта

Сизикова М.В.
В статье рассматривается зависимость степени проявления эмпатии психологами-консультантами от стажа их практической деятельности.
Читать PDF
448.18 кб

Эмпатия, нейротизм, экстраверсия

Валиуллина Евгения Викторовна
В статье представлены результаты исследования уровня развития эмпатических способностей, эмоциональной устойчивости и степени выраженности экстраверсии-интроверсии в юношеском возрасте.
Читать PDF
209.47 кб

Эмпатия как форма отражения другого человека

Шнайдер Марина Ивановна
В статье анализируется понятие эмпатии с точки зрения отечественных и зарубежных авторов разных направлений психологии. Рассматривается структура и механизм действия эмпатии.

Похожие термины:

  • Эгоцентрическая эмпатия

    переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.
  • ЭМПАТИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

    от лат. emoveo - волновать, потрясать) - качество личности, проявляющееся в ее способности проникать с помощью чувств и переживаний в мир людей с однотипной психикой, национальными чертами характера, с
  • Культурная эмпатия

    Cultural empathy) — Знание и высокая оценка культурных различий, использование этой информации в деловых отношениях.
  • Эмпатия: механизмы

    это системная работа психич. процессов и свойств личности, к-рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол.
  • Эмпатия в психотерапии

    англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого). Клиентцентрированная психотерапия рассматривает «точную Э.» как способно
  • Эмпатия и агрессия

    способность индивида сопереживать жертве насилия. Известно, что эмпатия блокирует агрессивное поведение. Так, экспериментальные исследования свидетельствуют об обратной зависимости уровня эмп
  • Эмпатия в структуре креативности

    предположения о взаимосвязи процессов эмпатии и творчества впервые сформулированы в работах А. Валлона, Е. Я. Басина, К. Роджерса. В дальнейшем гипотеза получила подтверждение в экспериментальных
  • Эстетическая эмпатия

    вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения, сотворчества, способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в мир другого человека (ху
  • Эмоциональный компонент эмпатии

    способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.
  • Общение и искусство: роль эмпатии

    Эмпатия (Э.) один из важнейших механизмов художественного сопереживания, суть Э. при О. с произведениями искусства - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия автора произведения и
  • Когнитивный компонент эмпатии

    способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.
  • Гипотеза эмпатии – альтруизма

    (Empathy-altruism hypothesis) – предположение о том, что, когда один человек сочувствует тяжелому положению другого, он захочет помочь ему по чисто альтруистическим причинам.
  • Метод эмпатии

    («метод эмоционально-смыслового исследования», «метод личной аналогии») — метод аналогий — один из эвристических методов решения творческих задач, основанный на отождествлении себя с объектом и
  • Диагностика эмпатийности детей Звездный мальчик. Л. П. Стрелкова

    Предназначена для фиксации эмпатических сдвигов у детей 4-6 лет под влиянием разл. воздействий: с помощью игр по сюжету и по поводу сюжета сказок. Основой методики является факт, что в альтернативно
  • Эмпатическая забота

    (Empathic concern) – сострадательное отношение, вызванное принятием перспективы человека, нуждающегося в помощи.
  • ПРОЦЕДУРА ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КЛИЕНТА

    система приемов, при помощи которых психолог-консультант, слушая исповедь клиента, старается как можно лучше понять его и его проблему, пытаясь сопереживать, сочувствовать клиенту, ставя себя на е
  • Техника эмпатического слушания

    умение правильно молчать («молчание - золото»). Терапевт - это человек, к-рый овладел умением быть в процессе О. особенно внимательным не столько к тому, что говорится клиентом или им самим, сколько к
  • Эмпатическое слушание-универсальная техника психотерапевтического контакта

    А. С. Спиваковская. Предназначена для осуществления психотерапевтического О., при к-ром клиент получает возможность видеть себя как в зеркале, но в зеркале особом, к-рое было бы не только отражением
  • Эмпатическое понимание

    Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле "я"-коррекции и "я"-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их пси
  • Эмпатическое слушание

    подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Противоположным является бесчувствие, равнодушное слушание собеседника или выступающего. Эмпатия во время коммуникативного акта