Фрейд Зигмунд

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фрейд Зигмунд | Freud, Sigmund (1856-1939)
Фрейд создал теорию личности, объясняющую человеческую мотивацию, и затем расширил ее границы, чтобы трактовать не только нарушения мотивации и личности, но и нормальное поведение.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ФРЕЙД ЗИГМУНД

1856–1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа. Ф. З. и его последователи предприняли одну из первых попыток создать целостную теорию внутриличностного конфликта (хотя авторы ее так сами не называли). Она включала: сущность конфликта как противоречия, борьбу между психическими инстанциями личности – Эго, Ид и Суперэго; причины внутриличностных конфликтов (преимущественно биопсихического происхождения); анализ некоторых последствий конфликтов (неврастении, истерии, неврозов навязчивых состояний и др.); приемы выхода личности из конфликта (вытеснение, рационализация, сублимация, регрессия и др.); роль психотерапии в разрешении конфликтов (гипноз, методики расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и др.).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Фрейд Зигмунд
6.05.1856 – 23.09.1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80–х гг. ХIХ в. работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90–х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структура личности (сознание, предсознательное и бессознательное) и опубликовал работы „Толкование сновидений“ (1900), „Психопатология обыденной жизни“ (1901), „Остроумие и его отношение к бессознательному“ (1905) и др. В основе неврозов усматривал наличие сексуальных проблем, этот же лейтмотив был им перенесен в область философии и культуры: „Леонардо Да Винчи“ (1913), „Тотем и табу“ (1913). В 20–х гг. уточнил свою концепцию, в результате чего структура личности была представлена инстанциями Я , Оно (Id) и Сверх–Я (Super–Ego).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Фрейд Зигмунд
(1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больными комплексы. Одна из первых серьезных научных работ им была опубликована совместно с И. Брейером в 1895 г. Эта работа была посвящена проблеме происхождения истерии и возможности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него появилось много учеников и последователей, которые впоследствии сами создали целый ряд известных в наше время концепций и теорий. Однако некоторые моменты в теории Фрейда вызывали отрицание даже у его учеников. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Фрейд Зигмунд
(Freud S., 18561939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины. Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпела существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов. В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Во второй период концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В третий период учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Таким образом Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ФРЕЙД Зигмунд
(1856–1939) – австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа. В 1881 г. окончил медицинский факультет Венского университета. В 1900х гг. выдвинул теорию строения психики как энергетической системы, в основе которой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, на этой основе построил периодизацию психического (а по сути – психосексуального) развития личности. Различные формы инфантильной сексуальности играют важную роль в формировании характера взрослого человека, психику которого Фрейд рассматривал как прямую проекцию его детского опыта. Попытки современных психологов экспериментально проверить теоретические построения Фрейда учпеха не имели.
Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения, Фрейд отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка. Фрейд считал, что главное внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни.
Представления Фрейда о детской сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны многих ученых; его ближайшие сотрудники А. Адлер и К.Г. Юнг отвергли теорию Фрейда и разработали собственные концепции бессознательного. В дальнейшем идеи Фрейда в значительно переработанном виде развивались в русле так называемого неофрейдизма.
Соч. (в рус. пер.): Психология бессознательного [Сб.]. – М., 1990; Введение в психоанализ: лекции. – М., 1991; Психоанализ и теория сексуальности. – Минск, 2004.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ФРЕЙД ЗИГМУНД
Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856 года. Большую часть жизни он провел в Вене, где получил степень доктора медицины. В 1900 году опубликовал одну из самых известных своих работ — «Толкование сновидений», в которой доказывал, что все подавленные сексуальные желания в скрытой форме проявляются в сновидениях. В 1902 году его назначили профессором невропатологии Венского университета, и он продолжил развивать свои идеи вместе с группой единомышленников. В результате их деятельности в 1908 году открылось Венское психоаналитическое общество. Скончался в Лондоне в сентябре 1939 года.
Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал родоначальником психоанализа, впервые употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово «психоанализ» для обозначения теории личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два основных постулата. Во-первых, люди часто не догадываются об истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто находятся в области бессознательного. Во — вторых, для защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные механизмы.
Фрейд предположил, что в любой момент времени мы осознаем только часть своих мыслей — те, что находятся в сознании. Другие мысли могут находиться либо в предсознании (и тогда их легко сделать осознанными), либо в области бессознательного. Согласно Фрейду, осознать бессознательные мысли очень трудно, а иногда даже невозможно. Часто в бессознательном откладываются воспоминания о неприятных и травмирующих событиях. Фрейд полагал, что нарушения психики, такие, как тревожные расстройства, являются результатом конфликта между сознанием и бессознательным.
См. также статьи «Вытеснение», «Защитные механизмы», «Личность», «Психодинамическое направление в психологии», «Юнг, Карл Густав».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Фрейд (Frued) Зигмунд
(6.05.1856, Фрайберг, Австро-Венгрия - 23.09.1939, Хэмпстед, близ Лондона) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.
Биография. В 1873 г. поступил в Венский университет. С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. В 1881 г. получил степень доктора медицины, работал в качестве клинического невролога. С 1902 г. - профессор Венского университета. В 1938 г., после захвата фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию.
Исследования. Вместе с Й.Брейером опубликовал в 90-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное). В основе неврозов усматривал наличие сексуальных проблем. При этом основной движущей силой нормального и патологического развития выступало либидо. Этот же лейтмотив был им перенесен в область философии и культуры (Леонардо Да Винчи. 1913), где особое внимание было уделено такому психологическому механизму, как сублимация. В 20-х гг. уточнил свою концепцию, в результате чего структура личности была представлена инстанциями Я, Оно и Сверх-Я. В одном ряду с либидо (Эрос) была постулирована изначальность влечения к смерти (Танатос).
Сочинения. Gesamelte Werke. Bd. 1-18, Stutt., 1966-69;
Психопатология обыденной жизни. М., 1910;
Толкование сновидений. М., 1913;
Лекции по введению в психоанализ. Т. 1-2, М., 1922;
Основные психоаналитические теории в психоанализе. М.-П., 1923;
Тотем и табу. М., 1923;
Я и Оно. М., 1924;
Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925;
Психология масс и анализ человеческого Я. М., 1925;
Будущность одной иллюзии. М., 1930;
Очерки по психологии сексуальности. М., 1989;
Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ФРЕЙД ЗИГМУНД
Freud, 1856-1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первые работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии н. с. С 1880-х гг. Ф. занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 1890-х гг. ряд работ о психогенном происхождении истерии и ее лечении с помощью гипноза. Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных (вытесненных в бессознательное) аффективных следов травматических событий их жизни (см. Аффекты). Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственно психоаналитический способ лечения больных. Он заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу к.-л. элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т. п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного. Результатом обобщения психоаналитических исследований Ф. этого периода явились опубликованные в нач. XX в. классические работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.
Причинами многих неврозов у пациентов Ф. в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Ф. обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития человека ("Три очерка по теории сексуальности", 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство ("Леонардо да Винчи", 1913), особенности психологии первобытных народов ("Тотем и табу", 1913) и др. Однозначный пансексуализм Ф. отталкивает от него ряд его ближайших учеников (А Адлер, К. Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После 1920-х гг. Ф. разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920), выделяя "влечения к жизни" и "влечения к смерти", предлагает новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.
Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие психологической науки и психотерапии, а также на философию, литературу, искусство XX в. См. также Комплекс Эдипа, Неофрейдизм, Фрейдизм, Цензура. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Фрейд Зигмунд
(1856–1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80х гг. ХIХ в. работал в области практической медицины. Вместе с И.Брейером опубликовал в 90х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное). Движущими силами развития ребенка считал врожденные и бессознательные инстинкты. Основа развития – эмоции и мотивы ребенка, а не интеллектуальная сфера. Структура Ид (Оно) – бессознательная область постоянной борьбы инстинкта жизни (сексуальное влечение, либидо) и инстинкта смерти, агрессии, разрушения. Структура Эго (Я) – складывается в сознательном слое и предсознании как самосознание, самоконтроль. Третья структура – Супер Эго (Сверх Я) – формируется в процессе воспитания как моральные стандарты, запреты и традиции, усвоенные бессознательно по механизму подражания, идентификации со взрослыми. Лич ность как Эго испытывает постоянное давление противоположных стремлений Ид и Супер Эго, это порождает внутренние конфликты и невротизм. Смягчают давление защитные механизмы личности: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация (наиболее эффективный способ защиты). Либидозная энергия как инстинкт жизни служит причиной развития личности, стадии развития соответствуют способам удовлетворения либидо. 1 – оральная стадия, 0–1 г. – удовольствие от сосания пробуждает инстинкты и создает структуру Ид. 2 – анальная, 1–3 г. – удовольствие от овладения процессами выделения в соответствии с запретами взрослых, – созревание структуры Эго как самосознания и самоконтроля. 3 – фаллическая стадия, 3–5 лет – осознание своего пола и усвоение полоролевого поведения, подражание родителю своего пола и желание оттеснить его как соперника (Эдипов комплекс); появление чувства вины, страха, совести – структуры Супер Эго. 4 – латентная стадия, 5–12 лет – снижение полового интереса, усвоение знаний и навыков культуры. 5 – генитальная стадия, 12–18 лет – стремление к сексуальному общению или регресс к предыдущим стадиям. Основные структуры личности формируются до 5 лет и детство определяет характер и установки взрослой личности. Ф. ввел в психологию проблемы бессознательной мотивации, структуры личности и ее конфликтов, влияние детских травм на поведение взрослого. На этой основе созданы проективные тесты. Осн. работы: «Толкование сновидений», 1900; «Психопатология обыденной жизни», 1901; «Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905; «Введение в психоанализ. Лекции», 1900.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ФРЕЙД ЗИГМУНД
(Freud Sigmund) (1856—1939)-всемирно известный австрийский психолог и врачпсихиатр, создатель психоанализа. Углубил понятие бессознательного и распространил его на мотивацию, мышление и память человека. Создал и использовал метод свободных ассоциаций и метод толкования сновидений для экспериментального и практического изучения бессознательного. Предложил новую психологическую теорию личности, выделив в ее структуре бессознательное (Ид), сознание (Эго) и сверхсознание (Супер-Эго). Дал новое толкование происхождения истерии и многих других нервных и душевных заболеваний. Стал основателем глубинной психологии. Разработал оригинальную психоаналитическую трактовку исторических и социально-культурных событий. Инстинкты-это, согласно концепции Ф.З., движущие силы поведения человека, являющиеся в основном биологическими мотивационными факторами. Они представляют собой не врожденные рефлексы, а часть стимулов, исходящих из глубин организма. Ф.З. выделял и придавал особое значение двум группам инстинктов: инстинктам жизни и инстинктам смерти. Инстинкты жизни включают голод, жажду, секс и направлены на самосохранение и выживание человека. Это созидательные силы, поддерживающие жизнь. С ними связана особая форма энергии, называющаяся либидо. Инстинкты смерти-это разрушительные силы, которые могут быть направлены как внутрь организма (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Психическая жизнь человека состоит из двух частей: сознательной и бессознательной (в некоторых своих работах кроме сознания и бессознательного Ф.З. также выделяет и называет предсознательное). Сознательная часть жизни относительно невелика по сравнению с бессознательной и не имеет существенного значения. В бессознательном содержатся основные инстинкты и движущие силы поведения. Отношения между сознательным и бессознательным связаны с тремя составляющими личности: Ид, Эго и Супер-Эго. Между ними ведется постоянная борьба, смысл которой заключается в том, чтобы сохранить в неизменном виде Эго и приблизить его к Супер-Эго. При возникновении угрозы Эго у человека появляется состояние тревоги. Оно является внутренним предупреждением о том, что Эго находится в опасности. Тревога может быть трех видов: объективная, невротическая и моральная. Против разного вида тревог Эго возводит своеобразную преграду в виде защитных механизмов, которые в основном представляют собой бессознательное отрицание или искажение реальности. В своем психологическом развитии человек в детстве проходит через ряд стадий психосексуального развития. Если прохождение через эти стадии идет не вполне нормально, то у человека возникают невротические отклонения в психике и поведении.
Соч.:Введение в психоанализ. Лекции. СПб., 2001; Психология бессознательного. М., 1990; Психопатология обыденной жизни. СПб., 1997; Сон и сновидения. М., 1997; Тотем и табу. М., 1997; Основной инстинкт. М., 1997; Очерки по психологии сексуальности. М., 1997; Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 1998; О психоанализе. СПб., 1998; По ту сторону принципа наслаждения. СПб., 1998; Большой сонник великих. М., 1999; Влечение и судьба. М., 1999; Толкование сновидений. М., 2000; Я и Оно. Харьков, 2001. См. агрессивность, Адлер Альфред, бессознательное, гипноз, защитные механизмы, Ид, истерия, катарсис, либидо, мазохизм, неврозы, психоанализ, развития психосексуального стадии, Салливан Гарри, свободных ассоциаций метод, сновидений анализ, Супер-Эго, тревога, Хорни Карен, Юнг Карл, Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФРЕЙД Зигмунд
1856-1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д-р медицины (1881), профессор Венского унта (1902—1938). Поч. д-р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского психоаналитического общества. Ред. журнала International journal of psychoanalysis . Образование получил в Венском ун-те, куда поступил в 1873 г. (д-р медицины, 1881). С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии НС. После получения степени д-ра медицины работал в качестве клинического невролога, а с 1902 г. — в качестве профессора Венского ун-та. В 1938 г., после захвата фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию. Вместе с И. Брейером опубликовал в 1890-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего сексуальными (либидо). В работах Исследования истерии (1895, совм. с И. Брейером) и Толкование сновидений (1900, 1913) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознатель-ный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии. Предсоз-нательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни — обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. (Психопатология обыденной жизни, 1901, 1910). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь цензуру сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось Эдипову комплексу. Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы. В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социокультурных проблемах (Будущность одной иллюзии, 1927, 1930; Цивилизация и недовольные ею, 1929, Моисей и монотеизм, 1939). Ф. автор многочисленных трудов, переведенных на многие языки, в рус. пер. издано: Психопатология обыденной жизни , М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в психоанализ , т. 1-2, М., 1922, 2001; Тотем и табу, М., 1923, 1998; Основные психоаналитические теории в психоанализе. М.-Пг., 1923; Я и Оно, М., 1924; Остроумие и его отношение к бессознательному , М., 1925; Психология масс и анализ человеческого Я, М., 1925; Очерки по психологии сексуальности, М., 1989; Будущее одной иллюзии/в кн. Сумерки богов, М., 1989; Введение в психоанализ. Лекции, М.,: Наука, 1989; и др. ИМ. Кондаков, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ФРЕЙД ЗИГМУНД
Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.
Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к гипнозу. Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. - поездка в Нанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.
Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление, которое не мог преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.
Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом - оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.
Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.
В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.
Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.
В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).
Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.
После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Фрейд, Зигмунд (1856—1939)
Основатель психоанализа, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно Фрейду, личность состоит из трех главных взаимодействующих аспектов: 1. Ид — вместилище психической энергии, исходящей от непосредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удовольствия и избегает боли и страданий. Оно постоянно ищет самовыражения. 2. Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требованиями Ид и нравственными принципами Супер-Эго. Оно действует в соответствии с принципом реальности, контролируя стремление Ид к немедленному удовлетворению своих желаний и находя уместные способы самовыражения. 3. Супер-Эго — нравственный аспект личности, продукт социализации. Содержит Эго-идеал (стандарты нравственного поведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). Супер-Эго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлетворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимости от активации одной из двух его составляющих. Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и требования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознательные защитные механизмы. Они искажают или отрицают реальность таким образом, что мы оказываемся защищенными от беспокойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и Супер-Эго, а также между желаниями личности и требованиями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конфликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появляются и исчезают, а врожденные человеческие характеристики остаются неизменными. Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять этапов, которые называются психосексуальными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и через разные части тела: 1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок проявляет раннюю сексуальную энергию. 2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходимость подчиняться требованиям других людей. Главным на этой стадии получение удовольствия от обретения контроля над испусканием фекалий. 3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комплекс, при котором ребенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают комплекс кастрации, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отождествление с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса), которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладающего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы. 4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительного затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уверенность в себе и овладевает навыками общения с окружающим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей развивает младенческая амнезия — т. е. неспособность вспомнить многие события своего раннего детства. 5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация психосексуального развития и фиксация половой энергии на гениталиях. В конечном счете, это направляет людей к совокуплению и началу следующего жизненного цикла. По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные замечания: - Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, похоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Неофрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, альтруизма и надежды. - Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя отсутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в результате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпретации, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в своем теле; следовательно, мужчины боятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробная зависть). - Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наиболее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоциальных конфликтов (Эриксон), на потребность в самооценке (Кохут) и на потребность в преодолении чувства неполноценности (Адлер). - Теория Фрейда, в которой женщины рассматриваются как морально неполноценные существа, является примером альфа-предубеждения. Альтернативные взгляды на природу женского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ФРЕЙД Зигмунд
1856–1939) – австрийский врач-невропатолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.
   Его отец Яков Фрейд женился на Амалии Натансон, матери Фрейда, будучи намного старше ее и имея от первого брака двух сыновей, один из которых был ровесником Амалии. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. В течение десяти последующих лет в семье Фрейдов родилось семеро детей – пять дочерей и двое сыновей, один из которых умер несколько месяцев спустя после своего рождения, когда Сигизмунду было менее двух лет.
   В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.
   За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1881 году, получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и троих сыновей.
   Открыв частную практику в 1886 году, З. Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы ХIХ века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале ХХ столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.
   На протяжении последующих двух десятилетий З. Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.
   З. Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг и многими другими.
   В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном оказался и Фрейд. В 1924 году Венский городской совет присвоил З. Фрейду звание почетного гражданина. В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гете. В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.
   К восьмидесятилетию З. Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.
   З. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.
   После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь З. Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме З. Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.
   Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У.С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц З. Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.
   Последние полтора года жизни З. Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие ракового заболевания, впервые обнаруженного у него в апреле 1923 года, сопровождавшегося многочисленными операциями и стойко переносимого им на протяжении 16 лет, З. Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.
   21 сентября 1938 года З. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание непереносимых страданий М. Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1939 года З. Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории нацистами.
   Из-под пера З. Фрейда вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и другие.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ФРЕЙД ЗИГМУНД
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в семье Якоба Фрейда и Амалии Натансон во Фрейберге. Из-за широкого распространения в Австро-Венгрии антисемитских взглядов семья была вынуждена покинуть город и переселиться в Вену. Еще в гимназии Фрейд увлекся естествознанием, много учился и в итоге в 1873 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. Годы обучения в университете и несколько последующих лет были для Фрейда временем, которое он посвятил занятиям прикладной биологией. Работая под руководством Эрнста Брюкке, директора института физиологии при университете, Фрейд занимался исследованиями мозга животных и человеческих эмбрионов и сделал несколько важнейших наблюдений, внесших вклад в основание нейронной теории, - основного положения современной неврологии. Следующий год был очень важным в жизни Фрейда. 17 июня состоялась его помолвка с Мартой Бернайс. До этого в его жизни было только одно увлечение, несомненно платоническое, быть может, поэтому знакомство с Мартой оказало на него большое влияние и придало ему сил. В ноябре того же года ученый знакомится с историей Анны О., пациентки его близкого друга, Йозефа Брейера. После этого Фрейд окончательно оставил изучение анатомии мозга и стал заниматься исследованиями в области психологии. История Анны О., оказавшая столь значительное влияние на творчество Фрейда, состоит приблизительно в следующем. Потеря отца вызвала у девушки появление характерных истерических симптомов: паралича, нарушений кожной чувствительности, расстройств речи и зрения. Брейер начал лечить ее с помощью гипноза, но меньше чем через 2 года прервал курс, одной из главных причин этого стала ревность его жены. Да и сам Брейер был встревожен чувствами, испытываемыми к нему пациенткой, из-за которых ему и пришлось прекратить лечение и уехать в Венецию. Эта история поставила перед Фрейдом сразу две проблемы: истерии, как невротического проявления, и гипноза, как метода его лечения. Занятие подобными вопросами в то время вызывало подозрение, а то и осуждение врачей, однако ученый сумел преодолеть это сопротивление и отметить научную значимость этих проблем. Решив заняться практической медициной, Фрейд поступил в Венскую городскую больницу, где понемногу занимался разными областями медицины, в том числе и неврологией. Позже он признавался, что в ту пору ничего не понимал в неврозах. После получения в 1885 г. степени приват-доцента Фрейд добился стажировки в Париже, в Сальпетриерской клинике нервных болезней, куда и прибыл 13 октября. В Париже его привлекала французская школа невропатологии, возглавляемая Шарко. Под его влиянием Фрейд пришел к убеждению, что истерию, несмотря на то что ее чаще всего принимают за симуляцию, надо исследовать научными методами. Кроме того, она должна быть объяснена с психологической точки зрения, поскольку ее причиной служит психическая, а не физическая травма. Кроме того, в Париже Фрейд пережил настоящий переворот чувств. Он научился не отступать перед сексуальными осложнениями истерии, как это сделал Брейер в случае с Анной О., и начал подробно изучать неврозы. Еще раньше у него возникала мысль о существовании связи между сексуальностью и истерией, теперь же, имея под рукой богатый клинический материал, Фрейд выдвинул теорию о том, что неврастения всегда имеет причины сексуального характера. Возможно, на эту мысль его навела особая атмосфера парижской жизни, которая ощущалась им как эротическая. Вернувшись в Вену, ученый начал заниматься врачебной практикой. Первоначально он хотел отказаться от гипноза как метода лечения неврозов, но затем, под влиянием Брейера, все же решился применить гипнотическое внушение и пришел в восторг от первых же результатов. Еще через год он попробовал применить катар-сический метод. Его суть заключалась в следующем. Пациент, находясь в состоянии гипноза, рассказывает об обстоятельствах, повлекших за собой появление невроза, таким образом он как бы снова возвращается в то состояние, осознавая все происходящее. Будучи приведенным в чувство, пациент избавляется от всех психических последствий вновь пережитой им ситуации. После нескольких лет применения этого метода Фрейд совершил открытие, которое стало одним из фундаментальных понятий психоанализа Речь идет о трансфере. Это явление связано с переносом на личность психотерапевта чувств, испытанных больными в прошлом по отношению к близким людям: родителям или воспитателям, опекунам. Таким образом, в отношениях между психоаналитиком и пациентом как бы появляется третье лицо. До открытия Фрейда психотерапевтов преследовал неосознанный страх перед эротическими осложнениями, возникающими во время гипнотического лечения, теперь они могли чувствовать себя свободно. Важно отметить, что трансфер рассматривался ученым как феномен переноса, проявляющийся не только в общении пациента с врачом-психоаналитиком, но и в обыденной жизни, феномен, имеющий место в обычных человеческих отношениях. В это же время Фрейд начал разрабатывать свое учение о человеческой психике, которая, по его мнению, образуется из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознания Бессознательное - это самый глубокий слой, определяющий всю жизнь человека, бессознательные влечения к наслаждению и смерти есть первопричина всех эмоций и переживаний. Одним из итогов этой теории стал изданный в 1900 г. труд «Толкование сновидений». Фрейд, говоря о сновидении, считал его исполнением какого-либо бессознательного желания. Он открывает язык сновидений и делает возможным его понимание. «Содержание сновидения представляется переводом мысли на другой язык, знаки и правила которого мы должны изучить путем сравнения оригинала и этого перевода», - пишет Фрейд в своей работе. Подсознательное - это особый, тонкий слой между сознанием и бессознательным, где влечения сталкиваются с «цензурой» сознания. Сознание же - это верхний слой, поверхностное проявление психики, которое зависит от бессознательных сил. В бессознательном реальность сливается с переживаниями субъекта, прошлое, настоящее и будущее здесь сосуществуют, соединяясь в одном психическом акте, например в сновидении. Таким образом, понятно, что бессознательное является, по Фрейду, важнейшим фактором, определяющим поведение человека. Бессознательные психические силы - желания, стремления, страсти, аффекты - рассматриваются им как доминирующий мотив человеческого поведения. Главной из этих сил он считал либидо. Первоначально Фрейд определял либидо, как психическую энергию сексуального влечения, но со временем это понимание расширяется, и либидо означает у него уже энергию таких влечений, как любовь в широком смысле слова (половая любовь, любовь к родителям и детям, любовь к себе, человеколюбие и т.д.). С 1896 по 1902 г. Фрейд оказывается в полной изоляции от научного мира, принявшего его теорию за «шутку дурного тона». В это время он усиленно занимается психоанализом, изучает человеческую психику и подводит некоторые итоги. Отказавшись от гипноза, Фрейд начинает использовать метод свободных ассоциаций. Пациент, находясь в полном сознании, рассказывал психоаналитику все, что ему приходит в голову, не скрывая ни единой мысли. Он говорил даже то, что ему самому казалось совершенно бессмысленным, даже то, что ему было стыдно или неприятно говорить. Собирая этот материал, Фрейд сделал наблюдение, которое сыграло значительную роль в выстраивании его психоаналитической концепции. Он обнаружил, что в процессе изложения истории болезни у больных обязательно возникают изъяны воспоминаний: нарушение причинности событий, забывание фактов и временных соотношений. Из этого Фрейд сделал вывод, что амнезия является результатом так называемого вытеснения. Это своеобразная психологическая защита против лечения, а мысли, приходящие при этом в голову, являются отражениями бессознательных душевных движений. Бессознательное, по Фрейду, - это нереализованные влечения, которые в связи с требованиями общепринятых норм не допускались в сознание, вытеснялись. По мнению ученого, оно обнаруживает себя в оговорках, ассоциациях и сновидениях. Таким образом, считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно погружать человека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд рисует модель социализации, которая сводится к прохождению человеком нескольких стадий развития сексуальности - от оральной фазы к генитальной. Одной из важнейших и самых интересных с точки зрения психоанализа представляется так называемая фаллическая стадия. Именно в это время (в возрасте 3-6 лет) у ребенка наблюдается появление сексуального влечения к родителю противоположного пола - Эдипов комплекс (по аналогии с персонажем греческой мифологии царем Эдипом, который убил своего отца и сожительствовал с матерью). К родителю «своего» пола ребенок испытывает амбивалентность (двойственность) чувств, т.е., с одной стороны, ревность, с другой - всячески стремится подражать ему. В процессе социализации Эдипов комплекс подвергается репрессии и вытеснению, и ребенок переходит на более высокую ступень социализации. Изоляция, в которую был погружен Фрейд, «блестящая», по мнению самого ученого, прекратилась в 1902-1903 гг., когда вокруг него начали собираться единомышленники, составившие в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Популярность Фрейда постепенно возрастала, и в 1909 г. он был приглашен вместе с К.Г. Юнгом в США для чтения лекций. После встречи с американцами ученый иронично заметил: «Эти люди и не подозревают, что я привез им чуму». По мере развития теории психоанализа у Фрейда возникает теория о модели личности, как взаимосвязи трех структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я», или «Эго», - это наиболее связная организация психических процессов в личности, которая осуществляет приспособление ее к реальности. «Оно» являет собой средоточие бессознательных желаний, являющее собой основу для «Я». «Сверх-Я» или «Я-идеал» представляет собой моральное сознание личности. Под воздействием «Сверх-я» «Я» человека сублимирует, т.е. переносит энергию аффективных влечений на цели социальной деятельности или культурного творчества. После Первой мировой войны Фрейд определяет еще одну детерминанту человеческого поведения - инстинкт смерти. Психическое возбуждение воспринимается как нежелательное, ненужное, а единственным способом избежать его представляется переход к неживой материи. Отсюда и возникает бессознательная тяга к смерти, а с другой стороны, человеку всегда сопутствует естественный страх перед смертью. Этот конфликт и определяет те силы, которые влияют на поведение человека. Эту свою теорию Фрейд излагает в произведении «По ту сторону принципа наслаждения». В последние десять лет жизни Фрейд занимается анализом и обобщением своих представлений о природе человека, общества и культуры. Именно в культуре общества он видит первопричину всех существующих неврозов. Он обобщает многолетний опыт психоанализа и рассматривает это учение уже концептуально. В это время Фрейд больше не занимается клинической работой, а сосредоточивается на обучении психоаналитиков и творческой работе. После захвата Австрии нацистами в 1938 г. ученый оказывается узником еврейского гетто в Вене, лишь огромный международный резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов помогли ему выбраться оттуда. Последние месяцы жизни Фрейд провел в Англии. Рак гортани не давал ему работать и причинял сильные боли. Решив, что дальнейшее его существование будет бессмысленно, Фрейд прибегнул к помощи врача, попросив его о приближении смерти. Умер он 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет. Значение трудов Зигмунда Фрейда трудно переоценить. Хотя он и не был основателем психоанализа, тем не менее именно Фрейд определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики. Более того, он определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология. Очень ревностное отношение Фрейда к своему творчеству повлияло на то, что многие из последователей не только продолжали развивать его взгляды, но и основывали свои собственные теории. Учение Фрейда вызвало большой резонанс не только в науке, но и в обществе, во многом изменив представления людей о самих себе и окружающем мире.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
743.05 кб

Зигмунд Фрейд: жизненность идей

Луков Валерий Андреевич, Луков Владимир Андреевич
В статье воссоздается портрет австрийского врача-психиатра и ученого-психолога, культуролога и философа Зигмунда Фрейда, характеризуются его идеи, которые представляются актуальными в наше время, что показано на примере развития т
Читать PDF
164.09 кб

К 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда

Залевский Г. В.
Отмечается влияние З. Фрейда и психоанализа на развитие клинической психологии через усиление в ней психодинамической традиции. Описаны некоторые события из жизни ученого.
Читать PDF
1.01 мб

ЗИГМУНД ФРЕЙД О ПРИРОДЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Костоева Аза Аслановна
В психоаналитической философии имеют место разные точки зрения относительно понятия «бессознательное».
Читать PDF
222.50 кб

«Случайностей не существует»: Зигмунд Фрейд и культура ХХ века

Злотникова Татьяна Семёновна
Читать PDF
1.66 мб

Зигмунд Фрейд в филателии, фалеристике, бонистике и нумизматике

Бугаевский К.А., Бугаевская Н.А.
В статье представлены материалы исследования, посвящённого изучению отражению памяти о деятельности известного учёного-психолога Зигмунда Фрейда в филателии и фалеристике.
Читать PDF
64.53 кб

Провокация продолжается к 160-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда

Кудрявцев Владимир Товиевич
160 лет назад в австрийском Фрайберге родился Зигмунд Шломо Фрейд основоположник психоанализа, который стал одной из фигур, «знаковых» для культуры XX века.
Читать PDF
316.82 кб

Гендерно-игровые аллюзии психоаналитических образов Зигмунда Фрейда

Ковалева Л. И.
В статье автор обращается к философской стороне творчества выдающегося психоаналитика, который в неявной, аллюзивной манере интерпретирует такой сложный культурный феномен, как гендерные игры.
Читать PDF
588.10 кб

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.
Читать PDF
606.97 кб

Феноменология «Несчастного сознания»: Зигмунд Фрейд о «Работе культуры» и искусстве жизни в ней

Пятилетова Людмила Владимировна, Савина Виктория Михайловна
В статье раскрываются ключевые идеи культурологической концепции З. Фрейда, изложенной им в его одной из основных философичных работ «Недовольство культурой».