Метод эмпатии

Найдено 1 определение
Метод эмпатии
(«метод эмоционально-смыслового исследования», «метод личной аналогии») — метод аналогий — один из эвристических методов решения творческих задач, основанный на отождествлении себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследоваемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать. Процесс применения аналогии является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В основе метода лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.
Метод основан на феномене эмпатии. Сущность — «вчувствование, перевоплощение, погружение» в состояние объекта исследования и познания. Посредством чувственно–образных и мысленных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект или проблемную ситуацию, почувствовать и познать его сущность. В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и продуцированию оригинальных идей.
Объектами эвристического познания могут быть явления природы, научные факты, произведения искусства, другие люди и т. д. Результатом, эвристическим образовательным продуктом являются возникшие состояния, чувства, ощущения, которые могут быть воплощены в любой системе кодирования (устной, письменной, знаковой, двигательной, звуковой, изобразительной). Наблюдение и изучение окружающего мира в данном случае совпадают с самонаблюдением, самопознанием. Данный метод эффективен (активизирует неиспользуемые возможности личности), особенно в детском возрасте, так как детям свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающий мир.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1,009.97 кб

К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста

Глоба Наталия Владимировна
Разработана новая методика изучения эмпатии к сверстникам у младших школьников.
Читать PDF
220.46 кб

Методологические основания эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Шкитина Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются методологические основания концепции эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, которая представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-
Читать PDF
155.28 кб

Понимание фольклора как метода развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

Нурмухаметова И. Ф.
В статье раскрывается содержание понятий «фольклор», «эмпатия» и «понимание», дается описание их компонентов и видов.
Читать PDF
1.39 мб

Методологические подходы разработки концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей

Саламатина Юлия Валерьевна
В статье описаны методологические подходы, необходимые при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей, которыми являются: системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельност
Читать PDF
176.70 кб

Кататимно-имагинативный метод (эмпатотехника) как вариант оказания психологической помощи пациентам

Ишинова В. А.
Для оказания психологической помощи пациентам с тревожно-фобическими и соматоформ-ными расстройствами был разработан модифицированный метод управляемого воображения К. Г. Юнга, названный «эмпатотехникой».
Читать PDF
850.82 кб

Эмпатия и проблемы профессиональной пригодности диагностической процедуры (на примере анализа методи

Лимонченко Роман Андреевич, Лемясова Н.С.
В статье представлены результаты анализа методики диагностики эмпатийного потенциала И.М. Юсупова, включенной в разные профессионально ориентированные источники.
Читать PDF
38.74 кб

О психотерапии в современной психологии, или как развить эмпатию: Методика использования внешних эле

Шангина Ольга Владимировна