(«метод эмоционально-смыслового исследования», «метод личной аналогии») — метод аналогий — один из эвристических методов решения творческих задач, основанный на отождествлении себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследоваемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать. Процесс применения аналогии является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В основе метода лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.
Метод основан на феномене эмпатии. Сущность — «вчувствование, перевоплощение, погружение» в состояние объекта исследования и познания. Посредством чувственно–образных и мысленных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект или проблемную ситуацию, почувствовать и познать его сущность. В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и продуцированию оригинальных идей.
Объектами эвристического познания могут быть явления природы, научные факты, произведения искусства, другие люди и т. д. Результатом, эвристическим образовательным продуктом являются возникшие состояния, чувства, ощущения, которые могут быть воплощены в любой системе кодирования (устной, письменной, знаковой, двигательной, звуковой, изобразительной). Наблюдение и изучение окружающего мира в данном случае совпадают с самонаблюдением, самопознанием. Данный метод эффективен (активизирует неиспользуемые возможности личности), особенно в детском возрасте, так как детям свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающий мир.
1,009.97 кб
К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста
Разработана новая методика изучения эмпатии к сверстникам у младших школьников.