Способность
потенциальное действие, готовность, возможность к работе. (12.1, 164)
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Способность
Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Способности
индивидуально-психологических особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.
Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016
Способность
успешная стратегия выполнения какой-либо задачи. Навык или привычка. Кроме того, способ мышления. Один из неврологических уровней.
Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП
Способности
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
Способность
успешная стратегия выполнения некоторого задания. Стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата.
Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004
СПОСОБНОСТИ
психологические качества, обеспечивающие выполнение человеком какой-либо деятельности на достаточно высоком уровне, т.е. продуктивно и с высоким качеством.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
способности
индивидуально-психологические свойства личности, обусловливающие возможности успешного выполнения тех или иных видов деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Способность
Качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той ли иной деятельностью. К примеру, мы можем обладать спортивными, интеллектуальными, математическими способностями и так далее.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
СПОСОБНОСТЬ
1. Вообще – а) природная одаренность; б) умение, а также возможность производить какие-либо действия. 2. В компьютерных науках и когнитивистике – количество информации, которую данная система может обрабатывать; например, (пропускная) способность канала, памяти (объем).
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
способности
психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предьявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Способности
свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Среди общих способностей различают интеллект, обучаемость, креативность.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Способность
1. природная одаренность. Предполагается, что одаренность не может быть приобретенной даже посредством умелого обучения. В тестировании одаренностью считается показатель JQ, неизменно, то есть в регулярных и на протяжении многих лет тестированиях превышающий 120%; 2. умение что-либо делать (в отличие от готовности, которая представляет потенциал, возможность это делать); 3. в когнитивистике – объем информации, которую данная система может обрабатывать;
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Способности
Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения определенной деятельности или ряда деятельностей, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Способности и задатки рассматриваются как врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой достижений в различных видах деятельности. Высокая степень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность. Для развития С. необходимы определенные благоприятные средовые факторы, соответствующие виду С.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
СПОСОБНОСТЬ
Качества, возможность, умение, опыт, мастерство, талант и др., которые позволяют совершать определенные действия в заданное время Суть в том, что человек должен выполнить задачу сейчас, дальнейшие упражнения не нужны. Таким образом, различение проводится между способностью и годностью. Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определенного уровня развития способности. Примером тестов, определяющих способности, являются тесты на выявление уровня интеллекта.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Способности
Категория. Индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности.
Специфика. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности.
В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
СПОСОБНОСТИ
от чешского způsob – «поддержка, помощь» – индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективным и важнейшим условием успешности в овладении конкретной деятельностью и совершенствованием в ней. Различают общие и специальные С. Первые обусловливают освоение широкого круга видов деятельности, в то время как специальные, позволяют освоить значительно меньше видов деятельности. С. быстро и точно оценить резко ухудшающуюся ситуацию, оперативно и адекватно ей выстроить свою линию поведения, всегда базируется на достаточно высоком уровне интеллекта, от которого зависит успешность выполнения многих видов деятельности. Однако способности к выполнению опасной и экстремальной деятельности формируются на базе врождённых, психофизиологических задатков, соответствующих условий их развития, обусловливая приобретение знаний, умений и навыков к конкретному (например, экстремальному) виду деятельности, а также на основе специальной социально-психологической подготовки и влияния предыдущего опыта аналогичной или подобной деятельности.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности личности, делающие ее пригодной не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. С. можно разделить на потенциальные и актуальные. Первые С. не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Ко вторым относят такие, к–рые реализуются и необходимы в данный момент. С. тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной действительности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные С., в то же время одна и та же С. может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации С. В процессе воспитания и обучения необходимо учитывать сензитивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных С. Считается, что формирование С. происходит на основе задатков, – анатомо-физиологических свойств нервной системы.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
СПОСОБНОСТИ
1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой-л. деятельности. Наиболее общая С. человека – чувствительность. 2. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Формирование С. предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития способов деятельности. Т. е. С. человека определяются не только деятельностью его мозга, наследующими анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но, прежде всего, степенью достигнутого человечеством исторического развития. Для конфликтологии С. важны не столько сами по себе, сколько в их соответствии уровню притязаний личности и адекватности их представленности в Я-концепции человека. Прямое влияние на поведение человека оказывают его С. понять интересы оппонента, часто скрытую суть конфликта, его отсроченные негативные последствия, пожертвовать чем-то ради др. человека или интересов дела и др.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Способность
Врожденная и приобретенная индивидуальная психическая особенность человека, которая дает ему возможность успешно выполнять одну или несколько видов деятельности. С. представляет собой не просто качество, а совокупность различных качеств индивидуума. Способности составляют существенную сторону личности и проявляются посредством ее деятельности. О способностях людей судят по быстроте, легкости, мастерству и умению, благодаря которым они овладевают данной деятельностью. С. может развиваться непрерывно. Биографии выдающихся людей дают бесчисленные примеры единства между наклонностями (см. Наклонность) к деятельности и способностями. С. - это выражение всей личности, но это не означает, что личность человека, которому доступна творческая деятельность, характеризуется целостностью. Существует большое число способностей, адекватное числу видов деятельности. В зависимости от сложности способности бывают общие и специальные. Сила способностей определяется оригинальностью и общественной значимостью созданного. По мере степени их развития они бывают: обычная С., талантливость и гениальность. В принципе, психические расстройства отражаются неблагоприятно и негативно на развитии и проявлении способностей.
С. (способности) - диагностика способностей - см. Диагностика способностей,
С., родительская - см. Родительская способность,
С., свидетельская - см. Свидетельская способность,
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков, а также определяющие успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей С. бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; другие – узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладеть специальностью. От С. надо отличать задатки (см. Задатки). Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Способности
понятие, служащее для обозначения различий между людьми в проявлении ими различных познавательных и двигательных функций.
Относительно генезиса С. существуют разные точки зрения. Согласно распространенной в советской психологии, они формируются в процессе деятельности (нет таковой — нет С.), хотя и на основе врожденных анатомо-физиологических задатков (см. Задатки способностей). В С. при этом не включались знания и умения — тот опыт, который приобретался человеком в течение жизни (в том числе и в деятельности). При таком подходе остается непонятным, что же происходит с задатками, каким образом они превращаются в С. И если определяющий фактор — деятельность, то почему не все люди одинаково способные, почему при равных условиях обучения и тренировки одни достигают высоких результатов, а другие — нет.
Согласно иной точке зрения, С. — врожденные, но развиваемые в процессе деятельности: правда, не беспредельно, поэтому различия между людьми по С. все равно остаются. Последние обусловлены не наличием или отсутствием той или иной функции (все здоровые люди обладают равным количеством функций, т. е. все могут ощущать, воспринимать, мыслить, запоминать и т. д.), а количеством врожденных задатков, влияющих на проявление этой функции: чем больше у человека задатков, влияющих на проявление той или иной функции, тем выше у него данная способность (память, концентрация внимания, быстрота реагирования на сигнал и т. д.).
Литература
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.
Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
СПОСОБНОСТИ
устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности. Понимание С. человека, которое характерно для современной психологии, сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и в различные периоды развития психологии как науки под С. понимали различные вещи. В начале развития психологических знаний (с древнейших времен до XVII в.) «способностями души» назывались всевозможные психологические качества, присущие человеку. Это было наиболее широкое и весьма расплывчатое понимание С., в котором не выделялась специфика С. как особенных свойств человека. Когда произошла четкая дифференциация психологических (душевных) явлений на группы (XVIII в.) и было доказано, что не все «способности души» являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, С. стали называть лишь психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Окончательно современное представление о том, что такое С. и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось в XIX—ХХ вв. Наряду с понятием «способности» в это время в научный оборот вошли такие понятия, как задатки, одаренность, талант и гениальность. Имеются определенные отличия С. человека от его знаний, умений и навыков. Эти отличия сводятся к следующему. При наличии С. и при недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести эти знания, умения и навыки и успешно справиться с соответствующей деятельностью. При отсутствии С. человек будет не в состоянии ни успешно справляться с деятельностью, ни приобретать новые, связанные с ней знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых С., однако сами С. к ним не сводятся. С. объясняют скорость и качество приобретаемых человеком знаний, умений и навыков, но необязательно сочетаются с уже имеющимися у человека знаниями, умениями или навыками. См. гениальность, одаренность, талант.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
СПОСОБНОСТИ
психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно осуществлять ту или иную деятельность, совершенствоваться в ней, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях и удовлетворяться результатами применения.
Различают общие и специальные способности. Первые носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С, С. к обучению; вторые - узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд индивидуальных психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Природными предпосылками развития С. являются задатки, а также индивидуально-типологические особенности (Б.М.Теплов).
Личностно-психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С, помогают овладению специальностью. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.
Наиболее крупным теоретиком проблемы С. в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных С. С.Л.Рубинштейн определял С. как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая С. выдающихся личностей (таланты) со С. обычных людей. В школе Рубинштейна проблема С. была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные С. не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагностировать, актуализировать, поддерживать.
В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) С. человека его профессиональной деятельности (последнее, согласно акмеологии, должно быть минимизировано), во- вторых, проблема личности как субъекта, максимально, целенаправленно использующего свои С.
Источник: Акмеологический словарь.
СПОСОБНОСТИ
определяются как совокупность свойств (качеств) вещей, системы, проявляющихся в процессе функционирования. С психологической точки зрения С. является одним из свойств личности. Они представляют такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. С. обладают теми же качествами, что и психологические функции: аналитичностью и абстрактностью (В. Д. Шадриков). Для классификации С. используют несколько критериев. По критерию вида психических функциональных систем С. разделяют на сенсомоторные, перцептивные, имажитивные, мнемические, мыслительные, аттенционные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные и др.). инженерные и т. д. Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в широком круге деятельностей. Среди них выделяют обычно интеллект, креативность (общую способность к творчеству), обучаемость. Специальные С. образуются специфическими сочетаниями свойств, необходимых для конкретной деятельности, профессии. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К ним можно отнести, напр., внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображение, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Эти качества в совокупности формируют интеллект человека. Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы. Качественный анализ С. направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Эта задача решается в процессе профессионального отбора. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки выраженности С. являются тесты. Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность. Факторами, способствующими развитию С, являются: расширение и углубление знаний и интересов; формирование направленности личности, ее характера, эмоционально-волевых качеств; обогащение деятельности профессиональными умениями и навыками, общественно-значимым содержанием; развитие критического отношения к себе и результатам своей деятельности и т. п. Высшим уровнем развития. способностей являются талант и гениальность. Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют в инженерной психологии важнейшее значение для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации и отбора операторов, их психологической поддержки, организации тренировок и т. п.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности-предикаты-свойства-качества личности, кот. явл. базально-онтологическим условием приемлемо-рационально-успешного выполнения им определенного вида деятельности С., как максима, детектороизируется-обнаруживается в процессе овладения, усвоения дифференциальных форм-видов деятельности и сами С. детерминируются знаниями-умениями-навыками субъекта с его умением-апробацией-интенцией относительно легко-выверено-прочно-гибко усвоить-освоить модусы-способы-приемы организации и реализации своей индивидуальной деятельности-активности; С. коррелируется с индивидуально-интенциональными факторами субъекта, а оригинально-комбинационно-самобытные мультиспособности субъекта, помогают ему удачно-успешно результировать-разрешать поставленные цели-программы-задачи; некот. иссл. изучающие проблемы С., считают, что конституирование и формирование способностей осуществляется на фундаментальной основе генезисно-эволюционных задатков, а интенсивно-качественный анализ С. должен быть сынтенционирован на инкарнацию-фиксацию-дефиницию индивидуально-личностных характеристик субъекта, кот. и необходимы для эффективно-эмпирическо-праксиологической реализации конкретно-профессионального вида деятельности-активности; в совр. эпоху используются дифференциальные тесты для оценки-критериеизации С., такие как «Тесты успеха», «Тесты целереализации», «Тесты достижений», «Тесты ментальных способностей», «Тесты гностического порядка», «Тесты креативности», «Тесты интеллекта», «Тесты индивидуальной апостериорности» и др.; исследование-интерпретация-трактовка конкретно-эмпирическо-индивидуально-психологических характеристик субъекта, с учетом его мультиспособностей, позволяет выявить-установить-детектороизировать общебазальные качества-свойства субъекта, кот. могут отвечать многим требованиям не одного, а уже многих видов деятельности-активности, а также зафиксировать-радароизировать-дефиницировать спец. качества, спец. способности субъекта, кот. могут конгруэнтно-изоморфно соответствовать узкоспецифическому виду деятельности; модальности-характеристики-параметры мультиспособностей могут отражать-выражать-интерпретировать понятие «таланта» или же «гениальности», удивительно-неординарно-самобытных умений-способностей-потенций субъекта, уровень его необыкновенной-феноменальной одаренности; специальные способности (С.с.) — индивидуально-психологические особенности-качества-свойства субъекта, кот. дают ему конкретно-потенциальную возможность успешно исполнять-реализовывать тот или иной вид деятельности, к примеру, журналистский, музыкальный, спортивный, литературный, сценический, научный и т.д.; индивидуально-онтологическая эволюция С.с. базируется на соответствующих задатках, например, способность-умение в раннем возрасте писать стихи (Лермонтов, Гюго, Есенин и др.), сочинять музыкальные произведения (Моцарт и др.), а по причинности-каузальности задатков и конституируются-формируются С.с., кот. эволюционизируются в корреляции-конвергенции с анатомо-соматическими, нейрофизиологическими феноменами.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
СПОСОБНОСТИ
ЗДОЛЬНАСЦІ / ABILITIES– это индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). С. не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Проблемами С. в отечественной психологии занимались К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленская, В. А. Толочек, Е. В. Волкова, В. Д. Шадриков и др. По В. Д. Шадрикову, С. есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. С. подразделяют на общие (проявляются в большинстве видов деятельности– умственные и физические С., С. к обучению) и специальные (технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические и др.). Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). В. Д. Шадриков выделил виды С.: ощущения (сенсорные процессы), восприятия (перцептивные процессы), памяти (мнемические процессы), представления (представление как психический процесс), воображения (имажинитивные процессы), мышления (мыслительные процессы), внимания (аттенционные процессы), а также три уровня С.: индивида, субъекта деятельности, личности. Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладению специальностью. От С. следует отличать задатки (см. Задатки). Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Способности профессиональные / Здольнасці прафесійныя / Professional abi lities– способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться в ходе профессиональной адаптации и последующей трудо вой деятельности. Профессиональные С. формируются на основе задатков, общих и специальных С. и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Выделяют также: общие профессиональные С.– индивидуально-психологические свойства, требуемые от человека в конкретной профессии, определяются предметом труда (человек, техника, природа и др.); специальные профессиональные С.– индивидуально-психологические свойства, требуемые от человека в рамках данной профессии, с учетом более узкой специализации а также конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Существенным является различие между понятиями С. и «подготовленность». Подготовленность– это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность. Профессиональные С. являются предпосылкой формирования подготовленности, достижения того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт наличия которого свидетельствует о высоких способностях. И. В. Гайдамашко
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
СПОСОБНОСТИ
англ. abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплое). С. можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков.)
Теплов разделял С. и задатки С. - врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства н. с.
Существует 2 варианта классификации С: 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные). Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что они "задействованы" в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Специальные С. не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты специальных способностей).
Основные концепции С. непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. индивидуально-психологическими особенностями.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория "интеллектуального климата" семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С. характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая).
Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. м. б. дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. В современной психологии С. можно выделить след. предметные области: 1) психогенетика С, 2) психофизиология С, 3) общая психология С, 4) дифференциальная психология С. и психодиагностика С., 5) С. и деятельность, развитие С, 6) социальная психология С, 7) "обыденная психология" С. ("имплицитные теории", фолк-психология). Исследование С. и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. (В. Н. Дружинин.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Способности
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на: 1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом; d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001
СПОСОБНОСТЬ
определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу и индивидуально варьирующие. Подчеркиванием связи способностей с успешным осуществлением деятельности круг индивидуально-варьируемых особенностей ограничивается лишь теми, что обеспечивают эффективный результат деятельности. Итак, в число способностей не попадают свойства темперамента и характера. А слово готовность еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения и знания.
Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей (-> сенситивность возрастная). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (-> тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (-> интеллект);
2) специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (-> способность специальная).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства процессов нервных, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности асимметрии межполушарной мозга головного и пр. Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, нужных для успешного выполнения соответственной деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые - для данной личности - способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоей деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может реализоваться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность.
Как показатели способностей могут рассматриваться:
1) темп продвижения в овладении деятельностью;
2) широта переноса формирующихся психических качеств;
3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998