ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Найдено 1 определение:

ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

антл. primary mental abilities) -термин амер. психолога Луиса Терстоуна (Thurstone L. L., 1887-1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа корреляций между более 50 разными тестовыми заданиями, которые обычно используются в тестировании интеллекта. Терстоун дал след. названия и буквенные обозначения каждой из П. и. с: понимание языка (V от verbal comprehension), словесная гибкость (W от word fluency), счетная способность (N от numerical), пространственное воображение (S от space), память (М от memory), восприятие (Р от perceptual) и способность к умозаключению (R от reasoning). Концепция интеллекта, разработанная Терстоуном (1938), противопоставляется концепциям, сводившим интеллект к одному генеральному фактору (А. Бине, Ч. Спирмен); она отрицает адекватность измерения интеллекта одним показателем типа коэффициента интеллекта (IQ); является рационально обоснованным подходом к конструированию теста интеллекта как комплексной тестовой батареи, но недооценивает взаимосвязи между П. и. с. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей. Приводятся результаты экспериментальных исследований и данные об особенностях конвергентных и дивергентных способностях студентов, способствующих формированию интеллектуальной компетентности
Скачать PDF

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Скачать PDF

Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки с

Гиль Людмила Болеславна
В статье рассматриваются основные ресурсы проблемно-поискового метода обучения для развития интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов, показана эффективность применения технологии математической подготовки студентов технического вуза для развития интеллектуальных умений и способностей к саморазвитию, разработанной на основе личностно-деятельностного, системного и компетентностного подходов.
Скачать PDF

Стабилометрические показатели интеллектуальных и творческих способностей подростков

Стадников Е.Н., Стадникова Н.Е., Иванцова Е.М.
Скачать PDF

Структура и природа интеллектуальных способностей: этнические и профессиональные аспекты

Изюмова Светлана Александровна, Се Янь
В статье анализируются результаты реализации интегрального подхода на современном этапе при изучении интеллектуальных способностей китайских студентов различных специальностей в русле научной школы Теплова-Небылицына
Скачать PDF

Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и эффективностью лидерского поведения менеджера

Симоненко Светлана Игоревна
В статье приводятся результаты исследования, основанного на оценке 211 топ-менеджеров ряда крупнейших российских компаний с помощью тестов интеллектуальных способностей и «центров оценки». Описывается характер взаимосвязи уровня интеллекта и эффективности (успешности) лидерского поведения. Обсуждается прогностический потенциал тестов интеллектуальных способностей при отборе кандидатов на позиции топ-менеджеров.
Скачать PDF

Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды

Терешонок Татьяна Владимировна
В статье представлены результаты анализа специфики взаимосвязи структурно-уровневых характеристик интеллектуальных способностей с особенностями компонентно-параметрического состава психологической репрезентации пространственно-предметной среды.
Скачать PDF

Особенности актуализации интеллектуальных способностей и личностных качеств у подростков в условиях

Кузьменко Галина Анатольевна
Предметом исследования данной статьи выступают особенности проявления интеллектуальных способностей в ряду значимых качеств личности, обеспечивающих подросткам индивидуально-оптимальные выборы способов осуществления спортивной деятельности. Выбор цели исследования предопределен темой и состоит в выявлении закономерностей актуализации качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы у подростков-спортсменов, преимущественно применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения. В работе представлены данные опросных методов исследования, включенного наблюдения, сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализ материала, определение частотности выборов с применением коэффициента корреляции Пирсона, оценка однородности выборок и проверка гипотезы об отсутствии различий между эмпирическими распределениями при помощи критерия хи-квадрата. В качестве методологических предпосылок к исследованию приняты воззрения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В группах подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения, выявлены закономерности содержания смысловых и деятельностных опор на особенные качества интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивающих ресурсно обусловленное приспособление к спортивной деятельности. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми однородные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность при развитии интеллектуальных, физических качеств и качеств регулятивного плана у рациональных и рефлексивных; при развитии волевых качеств у рациональных и рецептивных. Выбор актуальных интеллектуальных качеств в группах рациональных и рецептивных подростков имеет существенные различия. Полученные результаты встраиваются в процесс организации спортивной подготовки подростков при развитии интеллектуальных способностей и воспитании соревновательнои адаптивно значимых личностных качеств, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.
Скачать PDF

Динамика системы интеллектуальных операций мнемических способностей при усложнении мнемической задач

Ушаков Всеволод Олегович
В данной статье рассматриваются мнемические способности, раскрывается динамика использования испытуемым системы интеллектуальных операций, посредством которых он запоминает усложняющийся материал.
Скачать PDF

Взаимосвязь интеллектуальных способностей и мотивов выбора профессиональной деятельности

Шевцова Полина Владимировна
Настоящее исследование направлено на выявление взаимосвязи между интеллектуальными способностями человека и мотивами выбора профессиональной деятельности. Результаты исследования говорят о том, какие именно мотивы выбора профессиональной деятельности связаны с уровнем определенных интеллектуальных способностей. Так, например, были обнаружены отрицательные связи математических способностей с мотивами «карьеры», «уверенности» и «руководства». Показатели способности к абстрактной логике отрицательно связаны с мотивами «включенности», «уверенности» и «служения обществу». Большинство выявленных взаимосвязей отрицательные. В частности, было показано, что респонденты с более низким по выборке уровнем интеллектуальных способностей оценивают важность многих мотивов выше, чем респонденты с более высокими показателями способностей. В рамках работы была разработана методика на определение мотивов выбора профессиональной деятельности. С ее помощью была получена факторная структура мотивов выбора профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей

Трифонова Алина Владимировна
В статье представлен ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей, анализируются представления о понятиях когнитивного и индивидуального интеллектуального ресурса в современных отечественных и зарубежных исследованиях. Обоснована модель индивидуального интеллектуального ресурса как состояния ментального опыта личности, выраженного в соотношении креативных, когнитивных и понятийных способностей. Представлены результаты эмпирического исследования индивидуального интеллектуального ресурса в юношеском возрасте, по данным которого рассматриваются взаимосвязи, полученные с помощью факторного анализа, трех типов интеллектуальных способностей как аспектов индивидуального интеллектуального ресурса. Впервые представлена такая структура индивидуального интеллектуального ресурса и продемонстрирована ключевая роль понятийных способностей в данной структуре. Цель: проанализировать интеллектуальные способности с точки зрения ресурсного подхода. Метод или методология проведения работы: на теоретическом этапе анализ научных литературных источников по теме исследования; на этапе эмпирического исследования наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, качественная и количественная (статистическая) обработка данных. Результаты: понятие индивидуального интеллектуального ресурса характеризуется особенностями организации индивидуального ментального опыта, в том числе когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального опыта; развитие понятийных способностей в юношеском возрасте определяет особенности становления индивидуального интеллектуального ресурса личности. Область применения результатов: общая психология, психология развития, акмеология, педагогика.
Скачать PDF

Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деяте

Кузьменко Г.А.
В статье рассматривается проблема достижения оптимального уровня интеллектуальной готовности спортсмена-подростка к эффективному осуществлению видов спортивной деятельности. Показана необходимость организации процесса подготовки юных спортсменов, технологически опирающегося на системно-структурный подход, который позволяет выделить: критерии, условия, структурные компоненты, интеллектуальные задачи, компонентный состав видов интеллектуальных способностей, этапы, способы, критерии оценки решения интеллектуальных задач с учетом мотивации и волевой регуляции деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!