ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Найдено 2 определения термина ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

(англ. artistic ability) - вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Исторически И. с. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления И. с. имеют наследственность и обучение. И. с. могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля - в 8, ван Дейка и Джотто - в 10, Микеланджело - в 13, Дюрера - в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования И. с. имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.

Структуру И. с. составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей. Ведущими свойствами являются:

а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; г) наличие целенаправленности и волевых свойств у художника. К опорным свойствам И. с. относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;

б) сенсомоторные качества художника.

Важнейшими показателями И. с. являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения к.-л. сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью. См. также Рисунок детский, Художественные представления.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Изобразительные способности

Категория. Форма способностей.

Специфика. Система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка - в 10, Микеланджело - в 13.

Структура. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие, опорные и системные свойства:

- "ведущие свойства": художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность;

- "опорные свойства": сформированность сенсомоторных операций;

- "системные свойства": способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF

К проблеме развития творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного ис

Алиева А. Х.
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития творческих способностей, обобщены взгляды отечественных ученых, также определена роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в решении исследуемой проблемы.
Скачать PDF

Антропологический подход в разработке структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослы

Чигинцева Ольга Николаевна
В статье обоснована актуальность выбора темы для развития личности в современной техногенной цивилизации. Для сравнения «структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых» рассмотрена структура известного и близкого по смыслу понятия «изобразительные способности». На основании антропологического подхода и образовательной практики в условиях арт-студии представлена разработка автором структуры способностей к изобразительному творчеству у взрослых как один из возможных вариантов.
Скачать PDF

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии

Вергелес Галина Ивановна
В статье рассмотрена специфика общих творческих способностей, их отличие от способностей специальных, определена сущность таких общих творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизация и перенос. Выделены показатели, на основе которых можно судить об уровне их развития, определены пути развития общих творческих способностей в учебной деятельности школьников. Обозначены возможные направления исследования общих творческих способностей в педагогической психологии и педагогике.
Скачать PDF

Взаимосвязь смысла жизни и адаптивных способностей у слепых

Криводонова Юлия Евгеньевна
В статье исследуется взаимосвязь смысла жизни и адаптивных способностей слепых. Смыслы и ценности рассматриваются как свойства интеграции.
Скачать PDF

Разработка метода оценки проявленияn психических способностей учащихся в учебном процессе

Стадников Е.Н.
Скачать PDF

Методы развития профессиональных способностей студентов-менеджеров

Буртовая Н. Б.
В статье представлен теоретический анализ по проблеме структуры профессиональных знаний и умений менеджера, а также новых подходов по развитию способностей студента-менеджера к обучению и работе.
Скачать PDF

Исследование структуры академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопа

Озеров Виктор Петрович, Акопова Милена Аванесовна
Описывается комплексное исследование когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей студентов. Исследование предполагает разработку и внедрение принципиально новой методики комплексной психодиагностики академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности», математико-статистическую разработку их структуры и целенаправленное развитие (формирование) ведущих компонентов этих способностей с целью развития у обучающихся «человеческого капитала» и их профессиональной компетентности
Скачать PDF

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей. Приводятся результаты экспериментальных исследований и данные об особенностях конвергентных и дивергентных способностях студентов, способствующих формированию интеллектуальной компетентности
Скачать PDF

Адекватность самооценки способностей и успешность в спорте

Волков Д.Н.
В статье описано исследование, цель которого изучение связи адекватности самооценки спортивных способностей и успешности деятельности спортсменов. Основные выводы: спортсмены с высокой, адекватной и устойчивой самооценкой более успешны в спорте интегральный показатель самооценки у спортсменов различных видов спорта растет в соответствии с ростом самооценки определенных спортивно важных качеств.
Скачать PDF

Способность детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния

Медведовская Т.А.
Исследование было направлено на изучение связей между способностью детей с аутизмом и задержкой психического развития решать задачи на «модель психического» (понимать ментальные состояния) и их интеллектуальными показателями. Выявлены общие для всех детей характеристики, способствующие успешному решению таких задач, а для аутичных детей специфические, препятствующие этой деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: