КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Найдено 2 определения термина КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Коммуникативные способности

индивидуальнопсихол. особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе О. или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, пед. и др. виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия. К. с. связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию - «барьеров О.»: а) личностных, смысловых (мотивы, цели, установки), б) собств. коммуникативных (связанных с «техникой» О.), в) языковых (владение языком и речью) и г) психофизиологических (задатки, возможности, темповые характеристики и т. д.). Коммуникативные и когнитивные способности можно отнести к классу интегральных способностей. Обозначение родовой принадлежности коммуникативных способностей (К. с.) дает возможность преодолеть пробел в трактовке этого понятия, отмечаемый исследованиями (Г. М. Андреева, А. А. Кидрон): отрыв представления о К. с. от системы общих и специальных способностей. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры К. с. составляют свойства компонентов субъекта О., а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений. К «ядерным» компонентам К. с. относятся: коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность; сенситивность к социальным объектам, наблюдательность); когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект); эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи); конативный (организаторские способности, оптимальный стиль О.) и креативный (способность к персонализации) (В. А. Ганзен). В структуру К. с. входят компоненты: социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка др. людей, самих себя, групп и т. п.); гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации; волевые качества; познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти; интеракционные умения (умение «подавать себя», умение ориентироваться на собеседника); восприятие и адекватное понимание разл. рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы), оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика); умение понимать контекст и подтекст; умение использовать знаковые системы в целях решения опр. коммуникативных задач. К. с. являются профессионально важными компонентами управленческой технологии, психол.-пед. деятельности, а также в сфере социального сервиса. В последние десятилетия в науч. обиход вошло понятие «педагогическое О.» (А. А. Леонтьев, В. А. КанКалик), стили педагогического О. (Аминов, 1997; Зимняя, 1997; Митина, 1998; Хараева, 1982; Никонова, 1986), к-рые отражают не только профессиональное мастерство педагога, но связываются с индивидуальными потенциальными возможностями учителей. О. составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений истор. развития человечества (А. Н. Леонтьев). О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Реакция сосредоточения, «комплекс оживления» как первая форма О. со взрослыми, разл. экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации) - вот предпосылки и средства О., к-рые можно фиксировать, «измерить» с самого рождения ребенка (М. И. Лисина с сотр.). Однако в поведении детей много различий. Дети отличаются друг от друга не только внешне, но и бесконечным разнообразием форм приема пищи, реакциями на внеш. стимулы, движениями, способностью развивать индивидуальный стиль поведения в непривычных, новых ситуациях. Одним новорожденным нравится, когда до них дотрагиваются, другим - нет. Нек-рые дети реагируют на внеш. факторы быстро и бурно, другие - медленно и вяло; у них различна сила сосания, реакции на какие-то раздражители, запас жизненной энергии, степень и формы проявления эмоций. Наблюдения за детьми, продолжавшиеся в течение 10 лет, свидетельствуют о стабильности отмеченных в раннем детстве форм реагирования и темперамента (Массен, Конджер и др., 1987; Флэйк-Хобсон, Робинсон, Скин, 1993). Наряду с индивидуальными характеристиками речи особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации: тембр, мелодика речи, энергетические характеристики, темпо-ритмические особенности речи, атипичные индивидуальные особенности произношения (смех, покашливание, заикание и т. п.) - существенно различаются у разных людей. Эти невербальные сигналы или реакции детей с раннего возраста служат установлению контактов и взаимных отношений между детьми и взрослыми. С появлением речи невербальные средства О. не исчезают, а, напротив, становятся еще более ярким и непосредственным индикатором состояния между участниками коммуникации. Невербальное О. и невербальная коммуникация, связанные с неречевыми аспектами взаимодействия людей, обеспечивают наибольшую эффективность коммуникации и не всегда совпадают с прямыми вербальными средствами выражения мысли, но всегда являются точным индикатором состояния говорящего слушающего. Слова могут скрывать глубинный смысл воздействия на собеседника, а невербальные средства - отражать его. Интонация, тембр, поза или жесты часто выдают истинное намерение или состояние говорящего, в то время как словесное выражение скрывает его, нередко искажая действительность. Важно отметить относительную независимость невербальной коммуникации от языковых барьеров, точнее - от социо- и этнокультурных факторов. Речь идет об одинаковом «прочтении» представителями разл. языковых культур выражений лиц: радости, отвращения, удивления, печали, гнева, страха (базовых эмоциональных реакций). Известно, правда, что формы невербального поведения людей разл. культур, языки невербального О. значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры (формы приветствия - прощания, согласия - несогласия, межличностное пространство и т. п.) (А. А. Леонтьев; В. П. Морозов; И. Атватер и др.). Диагностика К. с., как правило, осуществляется как по степени интенсивности, активности, длительности осуществления контакта, широте круга О., успешности решения коммуникативных задач, так и по динамическим характеристикам - легкости и скорости формирования коммуникативных навыков и умений, по соотношению вербальных и невербальных компонентов (выражение лица, позы и жесты, интонация и тембр голоса, межличностное пространство и т. п.), по эмоциональной выразительности. Разнообразие используемых средств, индивидуальное своеобразие коммуникативного поведения личности, стиль О. в значительной степени определяются взаимосвязью социально-психол., психол. и психофизиол. факторов. Устойчивость в К. с. избирательность форм реагирования, темпоральные характеристики обеспечиваются преим. за счет природных факторов: темперамента и свойств нервной системы, соотношения I и II сигнальных систем, а также характеристики межполушарного взаимодействия (В. С. Мерлин; Э. А. Голубева; М. К. Кабардов; А. И. Крупнов; Н. А. Аминов; Е. С. Михайлова; и др.). Для людей, испытывающих трудности в О., установлении контактов с партнерами, в настоящее время широко применяется социально-психол. тренинг, к-рый в разл. условиях ролевой игры позволяет достигать опр. уровня коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность рассматривается как степень удовлетворительного овладения опр. нормами О., поведения, как результат научения. Коммуникативная компетентность влияет на усвоение этно- и социально-психол. эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладения «техникой» О. Лит.: Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005; Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М., 2004; Кабардов М. К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности, М., 1989; Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Языковые и коммуникативные способности и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1; Кабардов М. К., Зимняя И. А., Ушакова Т. Н. Язык и речь // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. М., 2004 Т. 1. Кн. 1; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2008. М. К. Кабардов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности

Хазова Светлана Абдурахмановна
В исследовании предпринята попытка анализа роли социального интеллекта и коммуникативных способеностей в ситуациях межличностного взаимодействия в юношеском возрасте. Констатируется зависимость выбора стратегий совладающего поведения от социального интеллекта и выраженности коммуникативных склонностей. Анализируются особенности личности старших подростков с признаками компьютерной аддикции. Делается вывод о ресурсной роли коммуникативных качеств личности в социальном поведении.
Скачать PDF

Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучен

Иванова Мария Владимировна
Рассматриваются различные подходы к понятию «коммуникативные способности». Раскрывается специфика коммуникативных способностей сотрудников правоохранительной сферы (на примере следователей и оперуполномоченных), а также анализируются возможные пути их формирования в процессе подготовки данных сотрудников в вузе.
Скачать PDF

К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности»

Кукуев Евгений Анатольевич
Скачать PDF

Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков

Медникова Анастасия Александровна
Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Исследованы особенности развития коммуникативных способностей в старшем подростковом возрасте, дана характеристика высококоммуникативных, среднекоммуникативных и низкокоммункиативных подростков. Факторный анализ во всех группах испытуемых позволил установить следующие механизмы развития способности к общению: активность, коллективистская направленность, высокий уровень потребности в общении, мотивация успеха, мотивация аффилиации, эмоциональная стабильность.
Скачать PDF

Влияние ролевой игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей личности

Воробьева Наталья Анатольевна, Авилов Геннадий Михайлович
Предлагаются авторская модель описания ролевой игры как вида деятельности и модель структурных компонентов коммуникативных способностей личности. Анализируется проблема влияния ролевой игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей личности.
Скачать PDF

Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия

Белобородов Антон Михайлович
В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте методом тренинга. Представлены результаты проведения социально-психологического тренинга для подростков, направленного на развитие их коммуникативных способностей. Предлагается описание условий исследования, использованных методов. Выделены наиболее эффективные упражнения. Перечислены коммуникативные способности, наиболее подверженные тренировке. Дано описание результатов как качественного (интерпретация на основе самоотчёта испытуемых), так и количественного (обработка тестовых показателей) анализа полученных данных.
Скачать PDF

Особенности развития коммуникативных и организаторских способностей будущих специалистов-менеджеров

Бабудоржиева Эржена Дулзыноена
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных и организаторских способностей студентов менеджерских специальностей, описаны и проанализированы результаты диагностики данных качеств у студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» факультета экономики и управления БГУ
Скачать PDF

Структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей

Мовсесян Лина Сергеевна
Представлена структура коммуникативных способностей студентов инженерных специальностей, полученная на основе факторного анализа. Выявлены структурные компоненты: социально-перцептивный, интерактивный, мотивационно-личностный, организационно-деятельностный.
Скачать PDF

Коммуникативная способность подростка как фактор профессионального самоопределения

Николаева Наталья Викентьевна
Скачать PDF

Изучение коммуникативных способностей будущих дефектологов в вузе

Весельева Ирина Петровна
Представлены основные результаты исследования показателей коммуникативных способностей будущих дефектологов. Выделены особенности коммуникативных способностей студентов-дефектологов.
Скачать PDF

Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии

Бабудоржиева Эржена Дулзыновна
В статье представлен краткий теоретический обзор основных современных психологических исследований по проблеме коммуникативных и организаторских способностей, рассмотрены их содержательные характеристики и структурные компоненты.
Скачать PDF

Коммуникативная активность как фактор развития коммуникативных способностей старшего подростка

Медникова А. А.
Проведен анализ влияния коммуникативной активности на развитие коммуникативных способностей старших подростков. Обнаружены значимые корреляционные связи между активностью и экстраверсией, спонтанностью, эргичностью, мотивацией аффилиации, типом восприятия группы, организаторскими и коммуникативными склонностями, а также прямолинейным-агрессивным, властным-лидирующим и ответственно-великодушным типами межличностных отношений. Выявлены 7 факторов, характеризующих коммуникативную активность: «уверенность в себе», «коллективизм», «инициативность», «успешность в общении», «лабильность», «эмоциональность», «потребность в аффилиации». Благодаря тренингу удалось повысить коммуникативную активность, изменить доминирующий стиль межличностных отношений, актуализировать потребность в общении старших подростков.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: