Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина это что такое Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина: определение — Психология.НЭС
Методика Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом „выбора из списка Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке

Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина

Найдено 1 определение:

Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина

Направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. Она построена в соответствии с разработанной автором структурой педагогического О. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться как для оценки уровня развития коммуникативных способностей учителя на момент обследования, так и для выявления динамики развития способностей учителя к О. Оценивающий показатели способностей учителя присутствует на уроке и, используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей. Данная методика позволяет выявлять след. характеристики вербального и невербального поведения учителя. 1) Речь - учитель говорит грамотно, содержательно, использует яркие, необычные примеры и факты и т. д.; 2) Голос - с помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику; 3) Выразительные движения - учитель использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем учащимся для облегчения усвоения ими учебного материала («помогающее поведение»); 4) Движения в пространстве класса - в течение урока учитель передвигается по классу вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед учениками, за их спиной, стоит или сидит радом с учеником и т. д.; 5) Эмоции - проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает учителю «заражать» класс, вовлекать учеников в общий процесс творчества; 6) Воздействия - учитель изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на осн. системы переработки информации учащихся (оптическую, акустическую, кинестетическую); 7) Наблюдательность - учитель постоянно «видит и слышит» каждого ученика; 8) Форма поведения - учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на уроке сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами; 9) Виды взаимодействия - учитель использует разные виды взаимодействия на уроке. Выделяются следующие: а) «учитель-класс» учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; б) «учитель-ученик» - учитель объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) «ученик-ученик» - учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому, или организует кооперативную работу учеников в малых группах; г) «учитель-ученики» - ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна; 10) Паузы - учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к след. заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости. Каждый показатель оценивается по 6 уровням: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, высший (от 1 до 6 баллов). По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей учителя. 10 полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, по оси абсцисс отложены порядковые номера осн. характеристик коммуникативных способностей учителя, по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных способностей. В отличие от стандартизированных тестов характеристики сравниваются внутри индивидуального графика: выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, доминирующие, депривирующие, требующие поддержки и коррекции и др. характеристики. При многократном исследовании, полученные результаты, сравниваются между собой, и выявляется динамика развития способностей учителя. Лит.: Митина Л. М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991; Она же. Учитель как личность и профессионал. М., 1994; Она же. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996; Она же. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оценки учителями коммуникативных способностей первоклассников, различных по интеллектуальным способн

Защиринская Оксана Владимировна, Шингаев Сергей Михайлович, Малахова Асоль Николаевна
В исследовании представлены результаты факторного анализа экспертных оценок навыков невербальной коммуникации учителями у здоровых детей учащихся первого класса, детей со специфическим смешанным расстройством развития и детей с легкой умственной отсталостью. Полученная факторная структура позволяет получить представление о компонентах невербальной коммуникации, интерпретируемых в ключе биопсихосоциального подхода.
Скачать PDF

Методика создания игр в реальности игреалов как основа развития творческих способностей (креативност

Реброва Ольга Викторовна
Статья посвящена проблемам развития личности и творческих способностей ребенка. В качестве решения предлагается методика создания игреалов. Игреалы это оригинальные события, созданные по особым креативным сценариям или заданиям.
Скачать PDF

Характеристика дискриминативной способности методики MMPI при решении задач дифференциальной диагнос

Брябрина Татьяна Викторовна, Беребин М.А.
Статья посвящена изучению соматоформного расстройства и проблеме его дифференциальной диагностики с невротическими расстройствами и нормой. Исследование проведено на материалах теста MMPI, выполненного на 140 испытуемых. Изучены дифференциально-диагностические возможности теста MMPI посредством анализа усредненного профиля и математико-статистического анализа.
Скачать PDF

Корреляция личностных характеристик с показателями организаторских способностей учителя начальных кл

Иванова Светлана Владимировна
В статье выдвигается предположение и доказывается существование корреляционных связей между личностными особенностями и показателями организаторских способностей учителя начальных классов. Демонстрируя результаты корреляционного анализа, автор показал взаимосвязь организаторских способностей учителя начальных классов с разными типами темперамента, социально-психологического типа личности и локус-контроля.
Скачать PDF

О возможности использования хронометрических методик для оценки способности к самоуправлению

Шевцов Марк Наумович
Работа посвящена изучению возможности разработки хронометрических методик для изучения способности к самоуправлению в деятельности. С использованием некоторых из предлагаемых методик удается оценить не только факт наличия способности к самоуправлению, но и уровень ее развития. Проверка валидности одной из хронометрических методик показала возможность ее использования для решения задач, связанных с оценкой способности к самоуправлению.
Скачать PDF

Методика формирования психомоторних способностей в процессе занятий физической культурой в общеобраз

Артюшенко Александр Фёдорович, Артюшенко Андрей Александрович, Нечипоренко Денис Леонидович
Рассмотрена сущность понятия «психомоторные способности» как составляющей готовности к управлению произвольными движениями. В формировочном эксперименте принимало участие 690 учеников общеобразовательной школы, среди которых 362 ученика среднего школьного возраста и 328 старшеклассника. Доказано, что сущность проблемы формирования психомоторных способностей состоит в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности двигательной деятельности школьников. Систематизированы, а также разработаны новые тест-задание и специальные психомоторные игры для формирования у учащихся готовности к воспроизведению временных, силовых и пространственных характеристик движений. Показано, что все это значительно обновило и обогатило методический арсенал учителей физической культуры и способствовало значительному улучшению психомоторных качеств учащихся общеобразовательной школы.
Скачать PDF

Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адеква

Лабунская Вера Александровна
В статье представлен теоретический подход к определению структуры способности к психологической интерпретации невербального поведения, разработанный на основе ряда положений, отражающих природу и функции невербального поведения в социальном взаимодействии, учитывающий особенности психологической интерпретации экспрессии, целенаправленного кодирования экспрессивного поведения и трактовки социального и эмоционального интеллекта, как совокупности социальных способностей личности. Способность к психологической интерпретации невербального поведения рассматривается как многокомпонентная, состоящая из ряда способностей, диагностика которых предполагает обращение к различным типам социально-перцептивных и коммуникативных задач. Интегральными показателями уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения являются: адекватность распознания и понимания различных форм невербального поведения; адекватность использования невербальных паттернов поведения с целью регуляции отношений; адекватность управления экспрессией (кодирование).
Скачать PDF

Влияние рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя

Шилова Тамара Александровна, Харитонова Галина Вячеславовна
В статье представлены исследования влияния рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена концепция моделей психологических особенностей рефлексии и эмпатии. Выявлено влияние рефлексии и эмпатии на становление профессиональной компетентности. Показаны пути развития рефлексии и эмпатии.
Скачать PDF

Методика определения профессионально-психологических способностей работников с целью их рациональног

Янковская В.И., Хайдаров Р.Р.
Цель. Рациональное использование профессионально-психологических способностей для повышения качество трудовой жизни. Методы. Апробированы тестовые методики на практике. Рассмотренный механизм их определения способствует рациональному использованию работника и раскрытию его творческого потенциала. Это методика способствует также определению профессиональных способностей работника к конкретному виду деятельности. Результаты. Рациональное использование профессионально-психологических способностей включает в себя целый комплекс переменных, от которых зависит качество трудовой жизни. Первая группа это мотивационные компоненты. Вторую группу переменных составляют компоненты квалификации. Третья группа переменных это индивидуальные профессионально-психологические особенности личности. Научная новизна. В работе представлен новый взгляд на методику определения профессионально-психологических способностей работников с целью их рационального использования.
Скачать PDF

Профессиональные способности учителя при полипредметной и специальной подготовке

Харламова Татьяна Михайловна
Проведен сравнительный анализ психологической структуры профессиональных способностей учителя в зависимости от полипредметной и специальной подготовки. Установлено, что на этапе овладения профессией между педагогическим и предметным компонентами данных способностей отсутствует интеграция, при этом педагогические способности имеют недостаточный уровень развития. Структура предметных способностей будущих учителей изобразительного искусства обладает большей целостностью и более высоким уровнем развития. В качестве детерминант профессиональных способностей выступают свойства психодинамического и личностного уровней индивидуальности, а в группе будущих учителей начальных классов также и нейродинамического уровня.
Скачать PDF

Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков

Медникова Анастасия Александровна
Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Исследованы особенности развития коммуникативных способностей в старшем подростковом возрасте, дана характеристика высококоммуникативных, среднекоммуникативных и низкокоммункиативных подростков. Факторный анализ во всех группах испытуемых позволил установить следующие механизмы развития способности к общению: активность, коллективистская направленность, высокий уровень потребности в общении, мотивация успеха, мотивация аффилиации, эмоциональная стабильность.
Скачать PDF

Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности

Хазова Светлана Абдурахмановна
В исследовании предпринята попытка анализа роли социального интеллекта и коммуникативных способеностей в ситуациях межличностного взаимодействия в юношеском возрасте. Констатируется зависимость выбора стратегий совладающего поведения от социального интеллекта и выраженности коммуникативных склонностей. Анализируются особенности личности старших подростков с признаками компьютерной аддикции. Делается вывод о ресурсной роли коммуникативных качеств личности в социальном поведении.
Скачать PDF

Похожие термины: