Когнитивные способности в общении: формирование это что такое Когнитивные способности в общении: формирование: определение — Психология.НЭС
Когнитивные свойства Когнитивные стили учения

Когнитивные способности в общении: формирование

Найдено 1 определение:

Когнитивные способности в общении: формирование

Развитие когнитивных способностей происходит под влиянием генетики, среды, а также генно-средового взаимодействия. Средовой компонент многогранен: на интеллект влияет социально-эконом. статус семьи, ее состав, полученное образование и мн. др. факторы. В целом многообразие средовых факторов можно отнести либо к предметной и символической стороне среды, либо к О. с людьми. Хотя роль опыта предметных взаимодействий, а также действий с символическими системами (текстами, матем. задачами) в развитии интеллекта несомненна, исследования показывают, что О. имеет, по крайней мере, не меньшее значение. Известно, что системы, разработанные психологами для целей развития интеллекта, оказались малоэффективными. Пример - масштабная программа Head start, разработанная в США для детей из бедных семей, эффективность к-рой была признана неудовлетворительной. Значимыми в развитии интеллекта детей оказываются семейные факторы. Для семьи из 5 детей средняя разница интеллекта между первым и пятым составляет около 8 баллов в пользу первого ребенка. Интеллект первого ребенка, рожденного матерью между 35 и 39 годами, в среднем на 10 баллов выше интеллекта первенца 20-летней матери. В Иовском исследовании приемные дети превосходили своих биологических родителей в среднем на 30 баллов. Это очень значительные цифры, оказывающиеся недостижимыми для систем, специально разработанных психологами. Возможно, причины в том, что создаваемые психологами методы развития интеллекта в большинстве случаев направлены на тренировку процессов решения задач, в то время как влияние семьи осуществляется преим. через О. Существует ряд предположений относительно механизмов, с помощью к-рых О. влияет на интеллект, так, бихевиористы попытались распространить на область интеллекта идею А. Бандуры, согласно к-рой люди способны учиться, наблюдая поведение др. людей и принимая его за образец. Интеллект - это свойство, проявляющееся при столкновении с новыми ситуациями, а подражать можно лишь тому, что уже случилось. Для распространения теории имитации на интеллект нужно сделать дополнительный шаг - ввести понятие схематической имитации. Тогда можно предположить, что человек способен повышать (или понижать) уровень своего интеллекта, перенимая от других не просто то или иное действие, а схему действия, опр. тип поведения в разл. ситуациях. Исследование 1980-х гг. под рук. В. Н. Дружинина этапов становления молодых шахматистов показало, что развитие самост. творческого мышления проходит через неск. этапов имитации Вначале имитируется абстрактные, не персонализированные нормы. Затем наблюдается персонализированная имитация - молодой шахматист увлекается идеями и партиями какого-нибудь великого мастера и подражает ему. После этого начинается период собственного оригинального творчества. По мнению В. Н. Дружинина, подражание возводит индивида на последнюю ступеньку развития социокультурной среды, достигнутую людьми, только оттолкнувшись от к-рой творческий человек может ступить дальше. В исследовании Н. В. Хазратовой развития креативности у детей дошкольного возраста использовались 2 приема - создание обогащенной предметной среды и образцов творческого поведения для детей. Метод оказался эффективным. Др. возможным механизмом влияния О. на развитие когнитивных способностей является, согласно идее В. Дуаза, т. наз. социокогнитивный конфликт, возникающий на основе противоречия т. зр., к-рых придерживаются партнеры по О. Согласно К. Каттанео, человек не способен бороться с идеями, к-рые он сам породил, так, как он может бороться с чужими идеями. Отсюда следует ограниченность индивидуального творчества и необходимость обновления индивидов (т. е. смерти) для творчества и прогресса культуры. В. Дуаз и Г. Мюньи показали в ряде экспериментов, что результаты совместных действий неск. детей, к-рые спорят о правильности решения, превосходят результаты каждого из них в отдельности, причем это превосходство оказывается более значительным у менее развитых детей. В продолжение линии этих работ А-Н. Перре-Клермон в своих экспериментах предлагала решать задачи на сохранение группам, состоящим из детей разного когнитивного уровня, создавая конфликт между их т. зр. Результаты свидетельствуют в пользу теории социокогнитивного конфликта и против теории имитации: прогресс наблюдался у всех, даже наиболее продвинутых детей в группе, к-рые, согласно теории имитации, должны были, напротив, регрессировать к среднему. Согласно теории Р. Пажеса, фактором, способствующим интеллектуальному развитию в О., является не конфликт, а приобретение ощущения значимости собственного мышления для др. людей и богатство прожитого опыта разнообразия мыслей и т. зр. В целом исследования показывают, что О. важнейшая составляющая среды, в к-рой развивается когнитивная система человека, и возможно, что будущее развивающих систем заключается в совершенствовании методов О. взрослого с ребенком. Лит.: Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000 ; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995; ПерреКлермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991; Ушаков Д. В. Интеллект: структурнодинамическая теория. М., 2003. Д. В. Ушаков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Когнитивные способности в общении: формирование — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Роль когнитивной способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в формировании предс

Штумф Валентина Оскаровна
В статье рассматривается актуальность проблемы здорового образа жизни (ортобиоза) и проблематики часто болеющих детей. Рассматривается особая социальная ситуация развития часто болеющего ребенка. Приведены результаты исследования роли когнитивной способности часто болеющего старшего дошкольника (на примере понимания феномена обмана) в формировании представлений об ортобиозе. Описано влияние на ортобиоз детей социально-психологических характеристик семьи и типов материнского отношения.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Специальные способности, обеспечивающие учащимся возможность профильного обучения, в свете когнитивн

Ратанова Тамара Анатольевна
Рассматриваются теоретические подходы к пониманию сущности и природных основ общих умственных и специальных способностей, являющихся основой профильного обучения учащихся старших классов. Описывается принцип дифференциации и представления о репрезентативных когнитивных структурах как носителях умственного развития и специальных способностей (Н.И. Чуприкова). Представлены экспериментальные данные, полученные в рамках дифференционной теории, касающиеся особенностей когнитивной дифференцированности, интеллектуальных и специальных способностей и личностных качеств старших подростков художественных и музыкальных школ.
Скачать PDF

Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии

Березина Татьяна Николаевна
Развитие когнитивных способностей происходит в процессе обучения (в школе, в институте). Так развиваются способности внимания, памяти, мышления, связанные с учебной программой. Однако повышения их часто бывает недостаточно для того, что бы школьник или студент мог справляться со сложным учебным курсом. Другие способности (гибкость мышления, общая вербальность) вообще не получают достаточного развития в школе и институте. Для их тренировки необходимо проводить дополнительно специальные тренинги. В конечном счете, время, потраченное на развитие способностей ученика, оборачивается его личностным и интеллектуальным ростом, позволяющим ему эффективно решать собственные интеллектуальные и жизненные проблемы. В статье описаны результаты применения специального развивающего тренинга «Йога интеллекта» для школьников и студентов.
Скачать PDF

Оценка когнитивных способностей при отборе персонала

Серикова Галина Николаевна, Сериков Андрей Леонидович
Рассмотрены принципы оценки когнитивных способностей при отборе персонала. Приведены достоинства и недостатки психологического тестирования когнитивных способностей кандидата. Обсуждаются границы применения и целесообразность психологического тестирования в различных обстоятельствах. Особое внимание уделено необходимости сочетания оценки интеллекта с оценкой личностных особенностей кандидата.
Скачать PDF

Сознание как когнитивная способность

Меркулов И.П.
Скачать PDF

Когнитивный компонент нетворкинга: способность личности к анализу отношений в социальной сети

Марарица Лариса Валерьевна
В статье представлены предпосылки и модель когнитивного компонента нетворкинга, «сетевого интеллекта» как одной из сторон социального интеллекта человека. Рассматриваются три измерения этой способности: точность восприятия социальной сети, рефлексивное видение того, как воспринимают отношения в сети другие, и социальный интерес. Она нацелена на три задачи: поиск ресурсов в социальной сети, улучшение положения в ней и сохранение социального капитала сети. Проанализированы и кратко охарактеризованы современные методы оценки способности к анализу отношений в социальной сети. Предложен способ оценки когнитивного компонента нетворкинга с помощью задач-графов, моделирующих отношения в социальной сети. Особенностями предложенного метода являются: 1 – обоснование правильного ответа через обращение к социально-психологическим эффектам; 2 – рассмотрение «языка» описания отношений в сети; 3 – нацеленность на активизацию критического мышления. Результаты апробации задач (на выборке 143 руководителей и исполнителей) указывают на то, что респонденты способны интерпретировать задачи и обнаруживать заложенные в них закономерности. Обсуждается необходимость доработки заданий (и модели, стоящей за ними) через добавление определяющих отношения характеристик, снижение степеней свободы при интерпретации заданий.
Скачать PDF

Адаптивные и прогностические способности в структуре поведенческих и когнитивных особенностей личнос

Забегалина Светлана Викторовна, Чигарькова Анна Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования адаптивных и прогностических способностей в структуре поведенческих и когнитивных особенностей личности военнослужащего.
Скачать PDF

Особенности развития когнитивных способностей курсантов в процессе профессиональной подготовки в вое

Грищенко Наталья Петровна
в статье представлены результаты исследования развития когнитивных способностей курсантов в процессе профессиональной подготовки в военных образовательных организациях. Проанализированы особенности развития познавательных психических процессов; внимание, память мышление у курсантов первого и пятого курсов.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования

Дудко Д.В.
В статье уточняется понятие «когнитивная компетентность» и определена ее структура. В результатах исследования показана динамика формирования когнитивной компетентности студентов 1-5-х курсов Брянского государственного университета им И.Г.Петровского.
Скачать PDF

Психологический анализ эффективности формирования когнитивных и эмоциональных характеристик личности

Лагун А.В.
В статье выделяются следующие основания для анализа и оценки музейно-образовательной программы: развитие визуального мышления, развитие эмоционального отношения, развитие отношения к окружающей среде, в том числе и образовательной. Получены данные, свидетельствующие о том, что программа «Здравствуй, музей!» носит развивающий характер. Отмечается положительная динамика в изменении представленных характеристик у учащихся экспериментальных классов.
Скачать PDF