ОБЩЕНИЕ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩЕНИЕ
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ОБЩЕНИЕ
процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного психологического и поведенческого влияния.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ОБЩЕНИЕ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) 1. Взаимодействие людей, их воздействие друг на друга. 2. Обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом. 3. Физические или психологические контакты между людьми.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБЩЕНИЕ
взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

общение

одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБЩЕНИЕ
осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Общение
непосредственное общение сознаний невозможно не только физически, но и психологически. Это может быть достигнуто только косвенным, опосредованным путем. Этот путь заключается во внутреннем опосредовании мысли сперва значениями, а затем словами. (1.2.1, 18, 19, 256) См. Значение, Мысль, Слово

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ОБЩЕНИЕ
взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними СООБЩЕНИЯМИ, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ОБЩЕНИЕ
процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. Понятие О. используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей (см.: Культура общения).

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Общение
Категория. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.
Специфика. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Обычно включает в себя четыре составляющие: предметное сообщение (о чем идет речь), самораскрытие (Я-сообщение), отношение к слушателю (мотив рассказа), призыв (что надо сделать). Нарушения общения вызывают изменения личности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Общение (в психологии развития)
процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. ребенка со взрослыми начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов, определяющих развитие психики и личности. Позднее складывается О. со сверстниками, постепенно также начинающее играть все большую роль в психическом развитии ребенка. Возникновение и развитие различных форм О. в онтогенезе детально прослежено в исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников. Полноценное О. является необходимым условием усвоения ребенком общественного опыта в ходе обучения и воспитания. У животных также существуют многообразные формы О., обслуживающие как процесс передачи опыта от взрослых особей детенышам, так и различные виды группового поведения. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Общение
психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. О. — частный и специфичный вид коммуникации.
О. — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при О. психический контакт может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным (с помощью писем, телефонного разговора).
В зависимости от количества общающихся людей различают три вида О.: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое О.
При непосредственном О. между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями. Изменяя дистанцию, человек может показывать характер своих отношений с другой стороной О.
Средства О. делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).
Литература
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОБЩЕНИЕ
от праславянского оbьti̯о – «то, что вокруг» – многокомпонентный, сложный по организации процесс установления, формирования и развития контактных взаимодействий между людьми осуществляемых в двух формах: межличностное и межгрупповое. Источником происхождения О. являются потребности в совместной деятельности. Существует много классификаций видов, форм и уровней О., которое при минимальном рассмотрении состоит из трёх процессов: коммуникация (обмен информацией), интеракция (обмен действиями) и социальная перцепция (восприятие и понимание партнёра). Для субъектов, которые решают совместные сложные, жизненно опасные задачи в экстремальных условиях, каждый из процессов, входящих в О. и определяющих его вид имеет конкретное, но весьма важное для её решения, значение. Так, роль коммуникативного процесса состоит в ориентации членов группы друг на друга, понимании другого с полуслова, «в совместном постижении» сути деятельности, ради чего она осуществляется и в одинаковом (или сходном) осознании сложившейся ситуации. Интерактивный процесс обретает важность при выработке единой стратегии взаимодействия, при построении пошагового алгоритма совместных действий и личном вкладе каждого члена группы в достижение результата. Перцептивный процесс заключается в формировании образа партнёра, совместно действующего в экстремальных ситуациях, его восприятие, переживание, понимание и отношение к нему, что создаётся при неоднократном перенесении экстремальных условий.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ОБЩЕНИЕ
специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе О. происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. О. охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. О. между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются четыре: анонимное, функциональное, формальное, неформальное. Различают О. первого и второго рода. О. первого рода выступает как коммуникация, как сторона совместной деятельности, а О. как продолжение себя в других есть О. второго рода. Таким образом, О. может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве. О. имеет коммуникативную функцию, т. е. функцию передачи информации как с помощью языка (вербальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Партнеры общения могут совершать совместные действия и поступки, не произнося ни одного слова. О. непременно связано с взаимным восприятием друг друга (см. Перцепция). Условно можно выделить следующие точки зрения на О. Б. Ф. Ломов рассматривает О. как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. А. Леонтьев понимает О. как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают О. как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых. С. Л. Рубинштейн считал, что О. является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Л. С. Выготский определял О. как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств. А. Н. Леонтьев включал О. в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Г. М. Андреева видит в О. условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятельность, О. и познание. Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогической оценки» (1935) впервые указал на важность О. как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на О. как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский). При этом субъект О. является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот. Активность одной личности в процессе О. встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В О. устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного О. необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя. О. может быть деловым, воспитательным, диагностическим, интимно-личностным.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Общение
отсутствует в К.ф.э., С.с.и.с. Определяя общение в аспекте поставленных задач, мы акцентируем внимание на следующем. Общение рассматривается как акты поведения людей по поводу всего, что можно назвать общим, т.е. при ориентации людей на нечто объединяющее их: предметы, цели, ценности, психические состояния, качества и личностные образования. Все они ставятся в центр общения, поскольку последнее происходит по их поводу. В достижении этих объединяющих оснований заинтересованы все участники общения. В обычных условиях оно протекает легко, поскольку сторонами принимаются выработанные обществом стереотипы поведения, происходит для каждого случая отбор того, что может быть для двух сторон общим. Обычно (в диаде) участники общения заняты поиском материала наиболее важного, нужного и приемлемого для них двоих из всего того, чем они располагают. Это первая основа для сближения.
Условия, где общение затруднено, имеют противоположные характеристики. Негативная позиция одного из участников ведет к выбору иных способов поведения - это избегание того, что может быть общим, уход с пути, где может быть приобретено общее и достигнуто согласие. Объективно затрудненным общением можно назвать тот тип общения, при котором отсутствует (или снижена) возможность установления связей между людьми. Исключены условия нормального обмена информацией, эмоциями и действиями. Не имеется свободы передачи сообщений, свободного волеизъявления, обоюдного выражения эмоций. Сообщения не принимаются в той мере, в какой они передаются, предложения сближения не принимаются или отвергаются.
Образуются, таким образом, те системы связей, которые соединяли бы людей и могли бы быть для них общими. Сюда входят случаи, когда имеются существенные различия конструкций в языке, в представлениях, в логике организации материала, в способах изъяснения, в средствах влияния и воздействия. В основном это ситуации, когда стороны желают общаться, предпринимают все возможное для этого, но в силу объективных обстоятельств и условий не могут реализовать свои замыслы.
Наиболее сложные случаи затрудненного общения возникают в ситуациях осуществления ролевых предписаний (педагог - трудновоспитуемый, следователь - обвиняемый). В этих случаях один человек стремится к общению и делает для этого все возможное, в то время как другой человек не только не поддерживает это стремление, но и прямо уклоняется от начала общения, избегает его. В результате, с одной стороны, предложение, а с другой стороны, непринятие общения, отсутствие согласия на обмен информацией. Таким образом, с одной стороны, имеет место настояние, а с другой сопротивление и противодействие. Стремление к сближению, с одной стороны, и стремление к избеганию этого, с другой стороны, приобретает своеобразное состояние «полуконтакта - полуконфликта». Значимость затрудненного общения в том, что взаимодействие между людьми, приводящее к налаживанию необходимых отношений, не может начаться, так как отсутствует ожидаемый ответ на предложения - необходимый компонент взаимности. При затрудненном общении включаются механизмы блокад и барьеров.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ОБЩЕНИЕ
взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Однако процесс О. может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность. О. есть неотъемлемый компонент совместной деятельности людей. Специфика О., в отличие от других видов взаимодействия, состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психологические качества людей. В процессе совместной деятельности реализуются коммуникативные функции О.: информационная, регулятивная и аффективная. Информационная функция связана с процессами приема и передачи информации. При этом важно отметить, что в процессе О. людей информация не только передается и принимается, но и формируется. Изучение процессов формирования информации особенно большое значение имеет для оптимизации группового принятия решений и осуществления совместных управляющих действий. Другая функция О. относится к регуляции поведения, которую люди осуществляют по отношению друг к другу. В процессе О. формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в группу людей. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения. Аффективная функция О. относится к эмоциональной сфере человека. О. оказывает влияние на различного рода психофизиологическое состояние человека, влияет на уровень эмоциональной напряженности. При соответствующих условиях эта функция О. обеспечивает также эмоциональную разрядку людей. В реальном акте О. рассмотренные функции выступают в тесном единстве. При этом они так или иначе реализуются по отношению к каждому участнику О., но происходить это может различными способами. Напр., акт О., выступающий для одного человека как передача информации, для другого может выступать как функция регуляции поведения (напр., выполнение того иди иного действия в зависимости от сообщения о действиях партнера). Функции О. могут быть классифицированы и по другой системе оснований. Можно, напр., выделить такие функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений. О. оказывает влияние на психические процес- сы (сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные и др.) его участников. Это влияние в общем случае опосредствуется такими внешними и внутренними факторами: 1) сложность совместной деятельности (степень сложности, развернутость и др.); 2) особенности ситуации, в которой протекаетО. (условия деятельности); 3) индивидуально-психологические особенности субъектов О. (уровень подготовленности к совместной деятельности, навыки О., особенности темперамента и т. п.); 4) социально-психологические факторы (межличностные и функциональные взаимоотношения). Под действием этих факторов влияние О. на индивидуальные психические качества его участников может носить различный характер. Можно отметить общую закономерность: в группах, связанных продолжительными или хотя бы нейтральными отношениями их участников, эффективность совместной деятельности выше, чей индивидуальной; О. дает здесь позитивный результат. Причем преимущества совместной деятельности наиболее отчетливо проявляются в том случае, если роли между партнерами распределены в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. В группах же, в которых взаимоотношения между людьми являются отрицательными, О. не только не способствует решению задач, но, напротив, оказывается фактором, снижающим его эффективность. Это означает, что межличностные отношения являются существенным измерением общения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ОБЩЕНИЕ
англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.
О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).
К концу 1 -го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими - предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).
В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. "привязанность" ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.
О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.
О. со взрослыми - один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. (См. Общение педагогическое.)
О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. См. также Собеседование.
Добавление: Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. - эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. См. Группа встреч. (Ж. М. Глозман.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОБЩЕНИЕ
ЗНОСІНЫ / COMMUNICATION– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). В процессе О. происходят взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. О. охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. О. между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются четыре: анонимное, функциональное, формальное, неформальное. Средства О.: вербальные (речь, язык); паравербальные (темп, тембр, громкость, паузы и другие характеристики речи, не связанные с языом); невербальные (жесты, мимика и др.). Соответственно, выделяют вербальное и невербальное О. Различают О. первого и второго рода. О. первого рода выступает как коммуникация, как сторона совместной деятельности, а О. как продолжение себя в других есть О. второго рода. Таким образом, О. может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть О. При этом субъект О. является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот. Активность одной личности в процессе О. встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В О. устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного О. важно понимать не только себя, но и других, а также то, как другие понимают тебя. О. может быть деловым, воспитательным, диагностическим, интимно-личностным. Условно можно выделить следующие точки зрения на О. Л. С. Выготский определял О. как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств. Г. М. Андреева видела в О. условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогической оценки» (1935) впервые указал на важность О. как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека. Для отечественной психологии характерна трактовка О. как деятельности. А. А. Леонтьеватрактует О. как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконини М. И. Лисина рассматривают О. как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе, при этом М. И. Лисина отмечает что потребность в О. формируется еще в младенческом возрасте, а ее реализация является необходимым условием психического развития ребенка. С. Л. Рубинштейн считал, что О. является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Это можно сказать, например, о деятельности педагога, лектора. А. Н. Леонтьев включал О. в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения. Широкое распространение получила точка зрения Я. Л. Коломинского на О. как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению. Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятельность, О. и познание. Б. Ф. Ломоврассматривает О. как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. О., как и прочие виды человеческой деятельности, существенно трансформируется в эпоху цифровизации. О. может быть непосредственным (очное взаимодействие участников с возможностью голосового, зрительного и тактильного контакта) и опосредованным (взаимодействие с помощью различных средств– писем, телефона, Интернета– на расстоянии при отсутствии или наличии зрительного контакта). О. посредством различных ресурсов, которые дает использование цифровых технологий («Скайп», мессенджеры и др.), также представляет О. опосредованное и может быть охарактеризовано как виртуальное. При этом разработчики цифровых технологий стремятся, чтобы виртуальное О. по своим характеристикам максимально приближалось к непосредственному О. Тем не менее виртуальное О. имеет свои особенности и ограничения. Для психодиагностики различных сторон О. можно использовать авторскую методику Г. В. Акопова и Т. В. Семеновой, позволяющую комплексно определить степень общительности, направленность, стили и уровни О., диалогичность сферы О.Хорошо зарекомендовала себя методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В. А. Федоришина, которая может использоваться для исследования особенностей субъектов профессионального (во всех его видах и формах), делового, управленческого О.С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Общение
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Термин О. является специфическим термином, используемым в отечественной социальной психологии для подчеркивания органической связи между О. и деятельностью, хотя и предполагаются различные трактовки характера этой связи. При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному О., где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона О. предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, т.е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое "движение" информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их "закрытость" или "открытость" к О.). Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации О. Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего речь ("вербальная коммуникация") и другие системы знаков, составляющие "невербальную коммуникацию". К последним относятся: оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), изучаемая кинесикой; экстра- и паралингвистика (вкрапление в речь пауз, "торможений" и пр.), а также вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность); организация пространства и времени коммуникативного процесса, изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по О., нормативы использования времени — точность, пунктуальность как определенные знаки); "контакт глазами" или визуальное О. (что приобретает также характер знаковой системы, например, при различных степенях интимности О.). Интерактивная сторона О. представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ "вкладов" каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия эффективности интеракции: согласование позиций, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. В отечественной социальной психологии интерактивная сторона О. традиционно рассматривается в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер О. Перцептивная сторона О. включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается "прочтением" за "занавесом" физических характеристик человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). В процессе межличностного восприятия возникает ряд "эффектов": первичности и новизны (предъявления информации), "ореола", стереотипизации и т.д. Они в особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке, где весьма высока роль установки. Специфической характеристикой перцептивной стороны О. является наличие атрибутивного процесса — приписывания другому человеку как причин его поведения, так и личностных черт. При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции — возникновения привлекательности партнера по О. Проблемой остается точность межличностного восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения точности межличностного восприятия является развитие перцептивной компетентности при помощи социально-психологического тренинга. Этот же способ служит обеспечению коммуникативных и интерактивных навыков партнеров по О. Рассмотренные в единстве три стороны О. создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки О., совершенствования навыков О., особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их О. (руководители, педагоги, врачи и пр.). Г.М. Андреева

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ОБЩЕНИЕ
1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное).
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное).
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Другая классификация выделяет:
1) как основную рабочую - инструментальную функцию общения, надобную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;
3) трансляционную функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
4) система организации пространства и времени коммуникации;
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Общение
многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют три основные стороны, три определяющие составляющие процесса общения — коммуникативная, интерактивная и перцептивные компоненты. В рамках социально-психологического знания относительно проблематики общения наиболее содержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному. В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность и при этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одного человека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторона общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается в обмене участниками общения информацией. При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению с информационным процессом, например, в кибернетике: а) оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга; б) подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой — практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа; в) такая коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды — вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения). Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в содержательном плане или к ровному течению «нейтрального» взаимодействия, к конфликту или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. Перцептивная сторона общения предполагает понимание и адекватное восприятие, видение образа партнера, что достигается через механизмы «идентификации — конфронтации», каузальной атрибуции и рефлексии, то есть понимания того, каким видят партнеры по общению самого субъекта. Здесь немаловажным фактором, резко повышающим эффективность общения, оказывается его эмоциональная сторона, степень эмпатической выраженности оценочного восприятия. С другой стороны, излишняя эмоциональная окрашенность образа партнера, порой экзальтированная тенденциозность его эмоциональной оценки могут существенно и при этом негативно повлиять на точность межличностного восприятия, утрировать влияние таких социально-психологических эффектов, как эффект ореола, эффект новизны, неоправданно усилить стереотипизацию восприятия. Следует специально отметить, что проблематика общения во многом рассматривалась в отечественной психологии столь детально в связи с тем, что одним из дискуссионных в социальной психологии вопросов является вопрос о соотношении понятий «общение» и «деятельность». На современном этапе разработки проблематики общения этот процесс уже не воспринимается как субъект — субъектный (если не считать случаи фатического, по сути дела, беспредметного общения), а оценивается как субъект — объект — субъектная активность, составной частью которой — «субъект — объектной» — оказывается деятельностный акт. В свою очередь, деятельность в этой парадигме, будучи субъект — субъект — объектным актом, включает «субъект — субъектный» контакт — общение — как важнейшую, но все же лишь составляющую. Отдельно необходимо подчеркнуть, что структура межгруппового общения, по существу, полностью совпадает со структурой общения межличностного. Правда, нельзя не подчеркнуть и еще один момент. Как пишет Г. М. Андреева, «при анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса».
Эмпирические исследования, так или иначе касающиеся проблемы общения с известной степенью условности, можно разделить на три группы, касающиеся коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон этого многоаспектного процесса.
Как уже отмечалось, коммуникативный компонент общения включает вербальную и невербальную составляющие. При этом надо отметить, что в последние годы массовое распространение получили виды коммуникации (мобильная связь, электронная почта, интернет-чаты и т. п.) в рамках которых, в силу их специфики, использование невербальной составляющей существенно ограничено, хотя, конечно, не потеряло своей принципиальной значимости, и все же важность именно вербальной коммуникации резко возросла. Вполне понятно, что большинство социально-психологических исследований вербальной коммуникации направлено на выявление условий, повышающих эффективность речевого сообщения. При этом главное внимание уделяется двум ключевым элементам коммуникативного процесса — фигуре коммуникатора и собственно тексту сообщения.
Конечный эффект сообщения в значительной степени зависит от так называемой, кредитности коммуникатора, т. е. от изначального уровня доверия адресата сообщения к его источнику. Последнее зависит, главным образом, от двух факторов: восприятия компетентности и восприятия надежности коммуникатора. Вполне понятно, что адресат с большим вниманием отнесется к сообщению, исходящему из авторитетного источника. Как пишет Д. Майерс, «сообщение о зубных щетках, исходящее от “доктора Джеймса Рандла, члена Канадской стоматологической ассоциации”, гораздо более убедительно, чем то же самое сообщение от Джима Рандла, старшеклассника местной школы, который вместе с несколькими одноклассниками написал реферат на тему гигиены полости рта»1. Другим эффективным способом представить коммуникатора как компетентное лицо является уверенное и убедительное озвучивание позиции, отражающей исходные установки адресата. Данный прием широко используется политическими лидерами, «зарабатывающими очки» на популизме и демагогии.
В ходе многочисленных экспериментов также был выявлен ряд условий, способствующих восприятию коммуникатора как достаточно надежного. В частности, исследование Э Игли, В. Вуд и Ш. Чейкен, показало, что «как людей искренних воспринимают ... тех, кто отстаивает что-либо, нарушая при этом свои личные интересы». В ходе исследования экспериментаторы «...знакомили студентов Массачусетского университета с речью, направленной против местной компании, загрязняющей реку. Когда говорилось, что автор речи — политический кандидат из числа бизнесменов или речь адресовалась к поддерживающим данную компанию, сообщение воспринималось как лишенное тенденциозности и убедительное. Когда та же самая речь против бизнесменов местной компании представлялась как обращенная к “зеленой” аудитории и произнесенная “зеленым” политиком, слушатели относили все аргументы политика на счет его личной предрасположенности или специфики аудитории». В другом исследовании была выявлена интересная закономерность, согласно которой, «...ощущение правдивости и надежности возрастает, когда человек говорит быстро»2. Кроме того, коммуникатор воспринимается как более надежный, если адресат уверен, что им не пытаются манипулировать.
Еще одним значимым качеством коммуникатора, с точки зрения эффективности речевого сообщения, является его привлекательность для адресата. О значимости данного фактора уже говорилось выше в статьях «Влияние» и «Воздействие» настоящей «Азбуки». Здесь мы еще раз подчеркнем, что одинаково важными являются как собственно физическая привлекательность и личностное обаяние, так и привлекательность в смысле субъективно воспринимаемого адресатом сходства, даже если последнее проявляется на чисто внешнем, формальном уровне. Так, в ходе эксперимента, проведенного Т. Домбровски, Т. Ластером и А. Рамирецом в конце 70-хх гг. XX в., афроамериканским студентам «...давали ... посмотреть видеозапись рекламы, призывающей к уходу за зубами. Когда дантист на следующий день проверил чистоту их зубов, выяснилось, что у тех, кто слушал запись афроамериканского дантиста, полость рта оказалась чище»3.
Исследования, связанные с влиянием содержания сообщения на его эффективность, показывают, что тщательно выстроенные, логичные и обоснованные сообщения звучат убедительно для высокоинтеллектуальных и образованных людей. Кроме того, они эффективны, если у адресата изначально присутствует высокая степень заинтересованности в предмете сообщения. Для слабо же заинтересованной или мало образованной аудитории гораздо более значимы сообщения, апеллирующие к эмоциям и иррациональным побуждениям.
Как уже отмечалось, в процессе коммуникации «лицом к лицу» свыше 70% информации передается через невербальные каналы. Хотя некоторые исследования последних лет дают основания для пересмотра данной точки зрения, тем не менее значимость невербального аспекта коммуникации безусловно высока. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что даже в выше упомянутых специфических формах коммуникации, таких как, например, интернет-чаты, существуют своего рода суррогаты невербального обмена в виде, так называемых, «смайликов» — набора пиктограмм, отражающих эмоциональную окраску, передаваемого сообщения. В своем классическом виде невербальная коммуникация обычно сводится к четырем основным блокам знаковых систем: оптико-кинетическому, пара- и экстралингвистическому, проксемическому и визуального контакта. Как отмечает Г. М. Андреева, «совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу»1.
Пожалуй, наибольшее количество эмпирических исследований в области невербальной коммуникации связано с оптико-кинетической знаковой системой, включающей жесты, мимику, пантомимику: «Так, например, специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики (выявлена связь между проявлением какой-либо эмоции и положением определенной “зоны” лица — П. Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур — М. Аргайл), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, “твердой” или “тяжелой”, — А. Пиз). Различные проявления мимики, жестикуляции и пантомимы выполняют ... функции по дополнению и замещению речи.... Они сигнализируют партнеру по общению об эмоциональном состоянии участника коммуникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с партнером, о желаемом уровне общения»2. При этом необходимо учитывать, что оптико-кинетические сигналы являются достаточно репрезентативными только в том случае, когда в полной мере учитывается вся их совокупность и влияние среды. Так, например, закрытая поза человека может не только отражать внутреннее напряжение и недоверие, но и являться реакцией на то, что в помещении прохладно.
Упоминая о паралингвистике, Г. М. Андреева подчеркивает, что «это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напортив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности)...
Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Паузы, например, подчеркивают значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст...»1. При оценке пара- и экстралингвистических сигналов опять-таки важно отслеживать их в динамике и учитывать контекст. Та же самая пауза может не только подчеркивать значимость текста, но и означать, что коммуникатор испытывает эмоциональные затруднения, либо потерял нить сообщения, т. е. попросту не знает, что сказать.
Проксемическая знаковая система включает в себя невербальную информацию, связанную с пространственной и временной организацией коммуникативного процесса. Как отмечает Г. М. Андреева, «в настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название “экологическая психология” или “психология среды”. Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности “персонального пространства” и др... Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотропов... Описаны, например, такие хронотропы, как хронотроп “больничной палаты”, “вагонного попутчика” и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это “вагонный попутчик” ... визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое “Я”, сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр.»2.
Интерактивная сторона общения наиболее детально изучена и описана в рамках трансактного анализа. Однако существует и целый ряд иных подходов, на основе анализа которых Г. М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения и действия к конкретной ситуации общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. При этом «каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий.... Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован... Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель — не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. ... Что касается манипулятивного стиля взаимодействия, то цель при его использовании состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия».
Перцептивная сторона общения включает в себя широкий спектр социально-психологических процессов, феноменов и эффектов, таких как социальная перцепция, каузальная атрибуция, эффекты ореола, первичности и новизны и др., социальные стереотипы, аттракции, каждый из которых сам по себе является предметом множества эмпирических исследований. Все это объективно затрудняет, а в ряде случаев и исключает полномасштабную оценку процесса общения в конкретном сообществе при решении прикладных социально-психологических задач.
Тем не менее одной из важнейших задач практического социального психолога является целенаправленная работа по формированию и развитию у своих подопечных в рамках реально функционирующих групп и организаций навыков и умений конструктивного общения особенно тогда, когда речь идет о людях тех профессий, которые как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности предусматривают способность реализовывать успешное межличностное общение.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Сущностная характеристика понятий «общение» и «педагогическое общение»

Старостина Н. В.
В статье предпринимается попытка теоретикометодологического обоснования понятий «общение» и «педагогическое общение». Эти понятия неразрывно связаны между собой.
Читать PDF
0.00 байт

Сетевое общение и общение в сети: радикальная трансформация ценностного измерения субъекта глобально

Шинчук Борис Леонидович, Дорошин Иван Александрович
Исследуются базовые угрозы конфессиональных общностей в мире сетевого общения. Особое внимание уделяется анализу фундаментальных причин глобализации рисков религиозного поведения.
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой.
Читать PDF
0.00 байт

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки
Читать PDF
0.00 байт

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со с
Читать PDF
0.00 байт

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А. Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Общение со сверстниками детей-сирот с различным уровнем депривации

Виноградова Наталья Валерьевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены проблемы общения со сверстниками детей-сирот, отличающихся по уровню депривации. Установлено решающее значение общения как фактора формирования личности.
Читать PDF
0.00 байт

Общение в работе инспекторов по делам несовершеннолетних

Гончарова Е. М.
Раскрывается сущность делового общения сотрудников ПДН с несовершеннолетними; даются рекомендации по установлению психологического контакта с ними; определяются необходимые условия проведения доверительной беседы в ходе работы с п
Читать PDF
0.00 байт

Виртуальное общение: социальные сети - одиночество или исповедальность?

Сороцкий М. С.
Обсуждаемую проблему можно представить в виде констелляции различных факторов: социальное или межличностное одиночество, аффилиативная тенденция, социальный хронотоп, необходимость в исповедальном диалоге.
Читать PDF
0.00 байт

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении.
Читать PDF
0.00 байт

Гендер и межличностное общение

Шустова Любовь Порфирьевна
В своей статье автор продолжает1 рассматривать проблему формирования толерантности у старшеклассников, используя гендерный подход.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: