Общение и искусство: общение в искусстве

Найдено 1 определение:

Общение и искусство: общение в искусстве

В социально-психол. понимании искусство может рассматриваться как художественная коммуникация, к-рая чаще имеет однонаправленный характер, и как межличностное О., к-рое является 2-сторонним процессом обмена личностным содержанием. Еще Платон понимал искусство как своеобразную коммуникацию, направленную от Бога к художнику и от художника к др. людям. Мыслители разных времен (И. Кант, Л. Н. Толстой, Г. В. Плеханов и др.) определяли искусство как средство О. людей между собой. Свой вклад в понимание искусства как О., в ходе к-рого происходит эмоциональное заражение, обмен чувствами, возникают феномены катарсиса, суггестии и подражания, сопереживания, идентификации, эмпатии, психол. совместимости и несовместимости внесли такие философы, психологи и социологи. Проблема О. с искусством имеет неск. осн. аспектов: О. художника в процессе сотворчества (в первую очередь, в исполнительских видах искусства - театральном, кинои телевизионном, музыкально-танцевальном, но также и в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре); художественное произведение как сообщение и художественное моделирование О., прежде всего, дружбы-вражды и любви-ненависти в произведениях искусства; специфическое образно-эмоциональное и обычное О. художника с аудиторией, реципиентами (непосредственное и опосредствованное); О. с коллегами, спонсорами, редакторами, критиками, распространителями и популяризаторами, переводчиками и др.; наконец, обыденное бытовое О. как источник впечатлений, замыслов, опыта, служащее постоянным фоном творчества. Во всех видах О.и., как и в любом человеческом О., особенно важным фактором эффективности О. является личностная совместимость/несовместимость общающихся: художника с художником, художника с реципиентами, аудиторией. Э. Геннекен еще в конце XIX в. сформулировал гипотезу, получившую позднее название «закона Геннекена»: «художественное произведение производит эстетическое действие только на тех, душевная организация кого является хотя и низшей, но аналогичной организации художника, к-рая породила произведение и может быть на основании произведения уяснена». На основе этого положения Н. А. Рубакин уже в ХХ в. разрабатывал «психо-социологические формулы книг» и типологию их читателей. В настоящее время более адекватным является понятие именно социально-психол. совместимости личностей художника и его реципиента; при этом необходимо исходить из опр. понимания категории личности, ее иерархически организованной системы компонентов-подструктур. Наиболее важное значение в этой иерархии имеет ценностноориентационный уровень личности, а также ее менталитет, культурный тезаурус, жизненный опыт, эмпатия. Отношения между художниками-сверстниками, представителями одного и того же вида искусства бывают весьма конфликтными вследствие амбициозности и конкуренции. Поэтому руководство художественными коллективами (режиссер, дирижер, балетмейстер и др.) требует коммуникативной компетентности, умения строить отношения с людьми искусства, создавать благоприятный психол. климат сотрудничества. Социально-психол. исследования показывают, что с руководителями-диктаторами и руководителямидемократами соответственно совместимы представители искусства, ориентированные на монологический либо диалогический стиль руководства. Исследования также свидетельствуют, что наиболее оптимальны и успешны художественные группы численностью до 30 человек. Среди художников имеются как интроверты, так и экстраверты, что связано с характером того или иного вида искусства. В коллективных видах художественного творчества чаще встречаются экстраверты, а среди представителей индивидуального творчества (писателей, живописцев, скульпторов, композиторов) скорее можно обнаружить интровертов. Работы отеч. социальных психологов, говорят о том, что для успешного художественного коллектива с духовно-гуманистической направленностью в еще большей степени, чем для любого трудового коллектива, характерны след. осн. качества: развитая духовноценностная сплоченность, благоприятный стрессоустойчивый морально-психол. климат, организационно-психол. потенциал творческой эффективности, к-рый обусловлен диалектикой свободы и ответственности, эмпатией, совместимостью и взаимодополняемостью участников художественного коллектива. Лит.: Геннекен Э. Опыт построения научной критики (Эстопсихология). СПб., 1992; Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995; 2-е изд., испр. и дополн. Самара, 2007; Он же. Социальная психология искусства. Л., 1988; Child I. L. Aesthetics // The Handbook of Social Psychology / Ed. by G. Lindsey, E. Aronson. V. 3. Reading (Mass.). 1969. P. 853-916. В. Е. Семенов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Искусство педагогического общения

Лурье Леонид Израилевич
В статье определено содержание искусства педагогического общения, его компоненты; автор рассматривает педагогику как явление искусства.
Читать PDF

Искусство педагогического общения

Лурье Леонид Израилевич
В статье определено содержание искусства педагогического общения, его компоненты; автор рассматривает педагогику как явление искусства.
Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Читать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Читать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Читать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках.
Читать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Читать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой.
Читать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик.
Читать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Читать PDF

О качестве библиотечного общения

Езова Светлана Андреевна
Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: