Невербальное общение : дискурс-анализ это что такое Невербальное общение : дискурс-анализ: определение — Психология.НЭС
Невербальное общение Невербальное общение : направления исследований

Невербальное общение : дискурс-анализ

Найдено 1 определение:

Невербальное общение : дискурс-анализ

1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знаков в контексте социального взаимодействия. Введение понятия представляет собой расширение предмета дискурс-анализа - нового (появляется в 1970-х), интенсивно развивающегося междисциплинарного подхода к исследованию вербальной коммуникации. Основой направления является целостный взгляд на текст и его структуру с учетом субъективной ситуации О. Такой, включенный в систему коммуникативных отношений, текст был назван дискурсом (от фр. discourse - речь, выступление). В самом широком смысле - это рассуждения людей по поводу какой-либо проблемы либо социального события, обсуждения их, или все формы «разговора» и «письма», т. е. использование любого текста, устного или письменного, включая содержащиеся паралингвистические компоненты. Согласно совр. устоявшимся воззрениям дискурс определяется как особый способ О. и понимания окружающего мира, к-рый не только отражает этот мир (и социальные взаимоотношения), но, напротив, играет активную роль в его созидании и изменении. Эта роль заключается в том, что, применяя язык и др. знаковые системы - производя дискурс, люди устанавливают отношения между знаками так, чтобы они могли приобретать новые значения. Именно в такой трактовке дискурс и стал в последние годы объектом исследований в лингвистике, психолингвистике и психологии. В рамках последней даже оформилось особое направление - дискурсивная психология (Р. Харре, Дж. Поттер, М. Уэзерелл), в к-рой и разработан специальный тип дискурс-анализа для исследования способов формирования и изменения личности человека, его мыслей, намерений и выражения эмоций в процессе социального взаимодействия. Суть подхода в том, что только в «разговоре» (О.) образы социального мира, осн. понятия - категории могут наполняться сколько-нибудь одинаково воспринимаемым содержанием, т. е. вырабатываются разделяемые многими системы значений. Но повседневное О. - это не только обмен и обработка информации с привлечением механизмов социального познания и обнаружение значений тех или иных категорий. Каждая коммуникативная ситуация имеет важный психол. аспект - их посредством люди вступают в социальные отношения (напр., стремятся к установлению опр. социального контроля, или добиваются социального согласия), а язык и неречевые средства, воплощенные в дискурсе, являются способом влияния на окружающих и социальный мир в целом. И самое главное - посредством О. люди обретают (отстаивают и формируют) опр. собственную идентичность. Т. о., дискурс-анализ как метод исследования концентрируется не столько на том, чтобы проанализировать изменения в разнообразии социальных дискурсов (раскрыть, описать и объяснить каждый конкретный дискурс, выявить факты «рождения» новых значений и интерпретировать их), и не на том, чтобы определить их внутр. психол. аспекты, а на том, чтобы проанализировать, как люди используют существующие дискурсивные ресурсы в создании и обсуждении своих взглядов на мир, и каковы социальные последствия этого. Сфера применения дискурс-анализа (др. вариант названия - «дискурсивный анализ») настолько широка, что, по сути, этим понятием обозначается не один, а целая группа методов, объединяемых самим концептом дискурса, но исследующих его разные аспекты, а подчас даже базирующихся на разных теорет. взглядах. При этом многие авторы, как правило, включают в дискурс-анализ паралингвистические компоненты. И такой целостный подход к О. (вербально-невербальному), бесспорно, имеет веские основания. Однако есть насущная потребность выделения дискурс-анализа Н. о. в кач. самостоятельного метода, поскольку кроме наличия практических задач (напр., для проведения экспертизы невербальных коммуникативных компонентов спорных газетных публикаций, анализа рекламы, формирования имиджа и т. д.), это имеет важное методологическое значение. Исследования Н. о. в русле семиотического похода решали сложную задачу перевода этого многогранного процесса в систему абстрактных знаков, пытаясь т. о. создать «алфавит» или «словарь» экспрессивных проявлений, несущих важную информацию и, следовательно, имеющих коммуникативное значение. В результате выявилась очевидная невозможность воплотить одномоментные динамические смысловые системы личности в дискретных «бездушных» значениях. В каждой конкретной ситуации Н. о. проявления приобретают собственное значение и сильно зависят от индивидуально-личностного стиля их демонстранта. Более того, в О. партнеры не всегда точно понимают какой-либо паралингвистический знак, да чаще всего и не стремятся решать такую задачу. За исключением частных случаев (напр., когда демонстрируемый жест должен быть понят однозначно), используемые невербальные проявления - не самоцель, а, спонтанно или осознанно возникая, подчинены цели комплексно «донести» до адресата главную коммуникативную интенцию демонстранта. Т. е. конечный результат и содержание целостного коммуникативного акта - «разговора», или дискурса - гораздо важнее составляющих его компонентов и отдельных деталей. И именно через осознание генеральных намерений партнеров по О. (не так важно, постепенно или внезапно это происходит) и складывается понимание и трактовка отдельных «говорящих» знаков, к-рая т. о. и может сильно варьировать от ситуации к ситуации. Поскольку дискурсивная психология постулирует, что в каждой коммуникативной ситуации знаки, в т. ч. и неречевые, наполняются новым смыслом, новым значением, то задача Д.-а. н. о. не в «дешифровке» использованных паралингвистических дискурсивных ресурсов, хотя и это важно, а в определении, на что направлены усилия партнеров и что в итоге достигнуто, т. е. анализируется ситуация Н. о. в событийном аспекте. Но Д.-а. н. о. - это не только методология исследований, это и вполне опр. способ (метод) анализа ситуативного использования системы неречевых знаков, к-рый можно описать через его ключевые понятия, выступающие в кач. опорных моментов или осн. этапов, хотя их последовательность достаточно условна. Прежде всего - это определение дискурсивной ситуации, к примеру, по типу складывающихся отношений между участниками. Затем - выделение ситуационных и личностных факторов детерминации дискурса, включая определение доминирующих идентичностей участников О., выраженных невербально. Далее определение «порядка» разл. частных паралингвистических дискурсов, задействованных в О. и их разграничение. Имеется в виду, что в одной и той же коммуникативной ситуации человек может выступать в разных ролях и прибегать, соответственно, к разл. ролевой или жанровой стилистике используемых невербальных средств, что необходимо учитывать. Понятие «порядок дискурса» обозначает 2 или более дискурсов, к-рые конкурируют, чтобы закрепиться в одной и той же социальной сфере и стать основными в данной ситуации. Следующий этап - определение «узловых точек», неречевых знаков, имеющих в ситуации привилегированный статус, и тем самым значительно влияющих на др. задействованные знаки - вокруг них строится весь дискурс. Напр., в межличностном О. сжимание кулаков одним из партнеров (или какой-либо демонстрируемый жест закрытия; изменения цвета лица и т. д.) может иметь совершенно разное значение, но все др. последующие невербальные проявления нужно интерпретировать уже с учетом именно этого знака, к-рый является «узловой точкой». Именно с опорой на подобные «точки» и строятся предварительные интерпретационные гипотезы - стратегии обработки дискурса. Каждая такая стратегия не является жестко обусловленной, подчиненной неизбежному алгоритму репрезентации, а обладает пластичностью, возможностью ее видоизменения и перехода к др. стратегии. Исключение альтернативных интерпретаций, в свою очередь, происходит за счет построения опр. «цепочек эквивалентности», что означает сведение множества значений одного невербального знака (или их группы) до уровня жесткой бинарной оппозиции, из полюсов к-рой в конечном итоге и выбирается один. Так происходит формирование значения ключевых знаков паралингвистического дискурса. При этом нельзя забывать, что их фиксация лишь частична и временна: каждый дискурс фиксирует значения особым способом, но не определяет эти значения окончательно. Поэтому главная задача Д.-а. н. о. в другом: показать связь между конкретными паралингвистическими дискурсивными практиками и более широкими социальными и культурными событиями и структурами, к-рые именно в результате таких практик и видоизменяются. Лит.: Андрианов М. С. Дискурсивный анализ спорных иллюстраций периодических печатных изданий // Ситуационная и личностная детерминация дискурса. Тр. Ин-та психол. РАН. М., 2007; Он же. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. № 6; Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004; Проблемы психологии дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М., 2005. Harre R., Stearns P. (Eds). Discursive Psychology in Practice. London, 1995; Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. London, 1987. М. С. Андрианов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Невербальное общение : дискурс-анализ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Теоретико-методологические проблемы анализа креативного потенциала в социологическом дискурсе

Бурцев Павел Васильевич
В представленной статье осуществляется попытка концептуализации креативного потенциала в социологическом дискурсе. Автор статьи отмечает, что в условиях парадигмальности современной социологической мысли креативный потенциал является категорией междисциплинарных связей, но требует универсализации для описания динамики социальной субъектности и социального обновления.
Скачать PDF

К построению модели тактики дискурсивного воздействия в межличностном общении в семье

Гребенщикова Таисия Александровна
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом общества к вопросам эффективного общения. Тактика воздействия рассматриваются в рамках изучения интенциональных оснований речевой коммуникации. Предлагается модель дискурсивной тактики воздействия, на примере конкретного диалога рассматривается ее формирование.
Скачать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии. Обосновывается точка зрения, согласно которой семейные отношения деятельность, направленная на поиск и воплощение в жизнь эстетического идеала применительно к отношениям между людьми. В качестве мотива общения как деятельности рассматривается воображаемая ситуация, представляющая собой образ результата, в основе которого лежит сочетание потребностей. In the article the results of family relationships analysis by categories "communication" and "activity" are presented. These categories are the main categories in Russian psychology. It is suggested that family life is activity of ideal relationship seeking. The motive of activity and communication is viewed as an imaginary situation, image of future. This image of a situation is based on the needs constellation.
Скачать PDF

Возможные методы анализа устно-речевого дискурса в фонографической экспертизе

Хитина Марина Владимировна
В статье рассматриваются методы исследования устно-речевого дискурса, разработанные в различных науках, которые можно использовать для анализа материала в фонографической (лингвистической) экспертизе.
Скачать PDF

Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения

Доброва Виктория Вадимовна
Изучение реальных диалогов, важнейшую социальнопсихологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное эмпирическое исследование позволило утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками (экстраверсия, интроверсия, импульсивность, рассудительность), мотивацией общения, коммуникативными способностями участников диалога и появлением в структуре диалога различных семантико-синтаксических типов сокращенных высказываний. Полученные в эксперименте данные позволяют утверждать, что структурно семантические особенности такой мало исследованной в психологии формы речевого диалога как монорематические высказывания зависят как от уровня языковой культуры, так и от личностных особенностей субъектов диалогического общения.
Скачать PDF

Юмор в рисунках: опыт дискурс-анализа

Кротков Е.А.
Творчество художников-юмористов является разновидностью подлинного искусства, произведения которого доступны многим людям, приносит им не только мгновения «тихой» радости, но и побуждает к серьёзным размышлениям о себе и обществе. Юмористический рисунок - это своеобразная метафора, ненавязчиво, без морализирования намекающая на какие-то важные аспекты жизни людей, их поведения, отношений друг к другу, к культуре и природе. Адекватный эффект от юмористического рисунка связан с возникновением у реципиента положительной эмоции, внешним выражением которой является непринуждённая улыбка. Этот эффект является следствием парадоксальности области и противообласти рисунка (противоположности его альтернативных «прочтений») и решения запрограммированной в рисунке задачи - обнаружить сходство, аналогию, параллель между ними.
Скачать PDF

Опыт дискурс-анализа рисуночного юмора

Кротков Е.А.
Творчество художников-юмористов является разновидностью искусства, произведения которого доступны многим людям, принося им не только мгновения «тихой» радости, но и побуждая к серьёзным размышлениям о себе и обществе. Юмористический рисунок это своеобразная метафора, ненавязчиво, без морализирования намекающая на какие-то важные аспекты жизни людей, их поведения, отношений друг к другу, к культуре и природе. Адекватный эффект от юмористического рисунка связан с возникновением у реципиента положительной эмоции, внешним выражением которой является непринуждённая улыбка. Этот эффект является следствием парадоксальности области и противообласти рисунка (противоположности его альтернативных «прочтений») и решения запрограммированной в рисунке задачи обнаружить сходство, аналогию, параллель между ними.Creative artists, comedians is a kind of original art, whose works are available to many people, itbrings not only a moment of "quiet" of joy, but also to encourage serious reflection about themselves and society. Humorous drawing is a kind of metaphor, unobtrusively, without moralizing hinting at some important aspects of people's lives, their behavior, relationships to each other, to the culture and nature. Adequate effect of comic figure associated with the emergence of the recipient of positive emotions, external expression of which is a casual smile. This effect is a consequence of the paradoxical nature of the area and protivooblasti pattern (opposite to its alternative "reads") and the sudden decision programmed in the drawing task to discover similarities, the analogy parallels between them.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Роль невербальных средств в межличностном общении

Оксюта А.А.
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек». The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person's appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the "person-to-person" sphere.
Скачать PDF

Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юнош

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
В статье говорится, что для разработок образовательных программ и технологий, наиболее адекватных разным этапам роста и взросления человека, требуется всестороннее изучение всех природных детерминант интеллектуального развития. Нужно учитывать индивидуальные качества каждого учащегося, играющие, безусловно, различную роль и имеющие различную степень влияния на характер познавательной деятельности. Авторы рассматривают различия в проявлениях интеллекта дифференцировано, по половому признаку. Выясняется, в какой мере меняется соотношение вербальных и невербальных компонентов умственной деятельности у юношей и девушек в зависимости от их общего интеллектуального потенциала. В ходе исследования, которое проводилось в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и в котором приняли участие студенты первого курса, было установлено, что гендерных различий в уровне общего интеллекта нет. Однако у девушек отмечено преобладание вербальных умственных способностей. Кроме того, обнаружены следующие закономерности: у студентов мужского пола с высоким, средним и низким уровнем общего интеллекта отмечается примерно одинаковый коэффициент соотношения вербального и невербального интеллекта; среди студенток подобное равновесие отмечено лишь у обладательниц высокого интеллекта. Основной вывод статьи заключается в том, что, поскольку развитие вербальных и невербальных компонентов взаимообусловлено, необходим интегрированный подход к формированию мыслительных способностей учащихся. Учебный материал должен быть ориентирован на стимулирование всех умственных качеств, что позволит умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта осуществить дифференциацию обучения и даст возможность максимально раскрыть индивидуальные задатки студентов.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной экспрессии умственно отсталых подростков в различных социальных условиях (семья, учреждения интернатного типа). Подростки с умственной отсталостью не осознают многих эмоций в контексте различных ситуаций общения. В общении они пользуются устойчивыми стереотипами восприятия. развитие экспрессивных средств коммуникации во многом обусловлено их личным опытом. При воспитании детей-сирот в условиях депривации значительно осложняется формирование эмоционального компонента общения.
Скачать PDF

Похожие термины: