Диалогическое общение: концептуальный анализ это что такое Диалогическое общение: концептуальный анализ: определение — Психология.НЭС
Диалогическое общение Диалогичность

Диалогическое общение: концептуальный анализ

Найдено 1 определение:

Диалогическое общение: концептуальный анализ

Диалогическое общение (Д. о.) - сложный психол. феномен, науч. подход к к-рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистического, коммуникативно-психол. и интерсубъектно-онтологического. В лингвистическом плане диалог - это форма речевой деятельности, т. е. диалогическая речь, сущность и содержание к-рой принципиально отличается от особенностей монологической речи. Диалог - последовательность перемежающихся форм взаимодействия, осуществляющихся посредством сравнительно быстрой смены акций и реакций взаимодействующих индивидов (Л. П. Якубинский). Между «классическим диалогом» и разговором помещается беседа, для к-рой характерны более медленный темп, большее количество сообщений и большая выстроенность, обдумываемость речи. Диалогические особенности О. рассматриваются и в социальной психологии при характеристике процесса О. как коммуникации. Так, Г. М. Андреева характеризует понятия диалога и диалогической речи как синонимы и определяет их как последовательность действий говорящего и слушающего (коммуникатора и реципиента) в процессе передачи и восприятия сообщения. Она предлагает графическую схему «движения» диалога, к-рая основана на спирально-циклическом представлении о человеческой коммуникации и раскрывает «механизм» ее обогащения и развития. Такое понимание Д. о. раскрывает коммуникативно-лингвистическую сторону данного явления. Исследуя психол. проблемы диалога в связи с изучением мышления, Г. М. Кучинский выделяет внеш. и внутр. диалог, а Д. о. рассматривает как феномен внеш. диалога. Рассматривалось многообразие форм речевого О. человека с самим собой, соответствующего формам речевого межличностного О. Внутр. диалог при этом определялся как одна из форм О. человека с самим собой, существующая в неразрывной связи с др. формами аутокоммуникации. Методологической основой такого понимания Д. о. является логика лингвистического подхода и коммуникативно-лингвистического анализа Д. о. Однако сущность диалога заключается не во внеш. характеристиках О. (темпоритмических и структурно-речевых), а в онтологических особенностях подлинной обращенности человека к др. человеку и в принятии человека человеком. Коммуникативно-психол. подход к Д. о. ставит в центр внимания изучение субъектно-психол. особенностей и закономерностей Д. о., а также исходит из лингвистико-диадического представления о диалоге. Вследствие этого он может быть назван субъектно-диадическим подходом. В сравнении с науч.-лингвист. подходом коммуникативно-психол. (субъектно-диадический) подход значительно обогащает понимание сущности и содержания Д. о., включая представление об обратной связи, суть к-рой в том, что человек опр. образом отвечает на сообщения другого. Обратная связь разнообразна и по своему содержанию, но не является единственной функцией диалога. Понятие «паритетного» диалога выдвинул Ю. Н. Емельянов и определил его как разговор равных. Он рассматривает диалог в контексте коммуникативной (социально-психол.) компетентности, под к-рой понимается уровень обученности индивида успешному взаимодействию с окружающими людьми в конкретных социальных условиях. Осн. источники приобретения человеком коммуникативной компетентности - жизненный опыт, искусство, общая эрудиция, специальные науч. методы и особенно опыт межличностного О. К числу коммуникативно-психол. представлений о Д. о. можно также отнести типологию направленности личности в О. С. Л. Братченко. В этой типологии выдвигается представление о направленности личности в О. как индивидуальной «коммуникативной парадигме», включающей представления о смысле О., его средствах, желательных и допустимых способах поведения в О. и т. д. При разработке теорет. концепции направленности личности в О. исследователь опирался на диалогические воззрения М. М. Бахтина, М. Бубера, А. У. Хараша и др. и выделил 6 осн. ее видов: диалогическая, альтруистическая, авторитарная, манипулятивная, конформная и индифферентная. Среди 6 видов направленности лишь одна - непосредственно диалогическая, а остальные являются монологическими формами направленности личности в О. Диалогическая направленность заключается в ориентации на равноправное О., основанное на взаимном уважении и доверии. Г. А. Ковалев и В. А. Кан-Калик в работе, посвященной анализу О. как предмета теорет. и прикладного исследования, разработали общую типологию, выделив 8 типов О.: диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический. Каждый из 8 типов интегрирует в себе возможные соотношения 3 осн. параметров функц. структуры О.: отражения, отношения и обращения. Д. о. является сложным (по отражению), личностным (по отношению) и открытым (по способу обращения). Диалогический тип О. является высшим уровнем, к-рый оптимален с т. зр. коммуникации и обладает максимальным развивающим, воспитывающим и творческим потенциалом. Концепция типов О. Г. А. Ковалева, В. А. Кан-Калика имеет существенное методологическое и эвристическое значение, поскольку она указывает на возможность интерпретации 8 выделенных типов О. в соответствии с представлениями об объектном, субъектном и интерсубъектном уровнях анализа О. С позиций Т. А. Флоренской, центральным положением диалогического постижения человеческого бытия является понимание диалога как духовно-развивающего О. Лит.: Дьяконов Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике. Кировоград, 2008; Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991; Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988; Машбиц Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М., 2001; Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. Г. В. Дьяконов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Диалогическое общение: концептуальный анализ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии. Обосновывается точка зрения, согласно которой семейные отношения деятельность, направленная на поиск и воплощение в жизнь эстетического идеала применительно к отношениям между людьми. В качестве мотива общения как деятельности рассматривается воображаемая ситуация, представляющая собой образ результата, в основе которого лежит сочетание потребностей. In the article the results of family relationships analysis by categories "communication" and "activity" are presented. These categories are the main categories in Russian psychology. It is suggested that family life is activity of ideal relationship seeking. The motive of activity and communication is viewed as an imaginary situation, image of future. This image of a situation is based on the needs constellation.
Скачать PDF

Ожидания и игры: диалогическое и монологическое общение

Статья посвящена анализу проблем ожиданий в монологическом и диалогическом общении. Сравниваются особенности диалогического и монологического взаимодействий, реализующих «смыслы для себя» и «смыслы для других» на разных стадиях общения: перцепции, интеракции и интеграции. В качестве центрального, ядерного момента анализа ожиданий во взаимодействии рассматривается игра, анализируются ее составляющие спектакль и состязание, особенности их реализации в монологическом и диалогическом взаимодействии на разных уровнях и стадиях общения, парадоксы и тенденции диалогического и монологического взаимодействий. Подчеркивается жизнеизменяющий потенциал диалогического общения, его направленность не только на решение проблем, но на развитие субъектов общения, преображение их жизнедеятельности, в том числе выходящее за пределы ожиданий.
Скачать PDF

Сравнительный анализ концептуальных подходов к изучению самореализации личности в отечественной и за

Панкратова Виктория Владимировна
В статье проводится сравнительный теоретический анализ значимых направлений в исследовании феномена самореализации личности.
Скачать PDF

Концептуальный анализ онтологических и психологических аспектов эротизма в контексте философско-псих

Кольцов Максим Викторович, Воробьев Дмитрий Олегович
В статье с философской и психологической точки зрения анализируется феномен эротизма, рассматриваются проявления различных форм агрессии в сексуальном взаимодействии. Для подкрепления теоретических выводов приводятся результаты эмпирического исследования особенностей сексуальности и агрессивности юношей и девушек
Скачать PDF

«Этничность» и «Этническая идентичность»: концептуальный анализ понятий

Жаде Зариет Анзауровна
Скачать PDF

Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов

Галян Игорьмихайлович
В статье представлен психологический анализ теоретической концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов, в основу которой положен субъектный подход к моделированию саморегуляционного процесса. Раскрывается специфика ценностной саморегуляции в профессиональной деятельности будущих педагогов через анализ целевого, процессуального, содержательного и результативного аспектов процесса удовлетворения их потребности в самореализации. Акцентируется внимание на трех ее составляющих: содержательно-психологической (детерминанты ценностной саморегуляции: личностный смысл, индивидуальные особенности субъекта и психические состояния), социально-психологической (условия ее осуществления: субъектность личности, ситуация и социокультурная среда) и структурно-функциональной (блоки, обеспечивающие непосредственный процесс саморегуляции: мотивационно-целевой, блок программирования и поведенческий). Указывается, что все они работают как целостный механизм, детерминируя, поддерживая и контролируя друг друга.
Скачать PDF

Концептуальная позиция автора и его практика: анализ двух гуманистических подходов

Осухова Наталия
В статье обсуждается значимость позиции создателя терапевтической концепции для практики. Проводится анализ концепций К. Роджерса и Р. Мэя, а также контент-анализ стенограмм их консультаций через контекст теоретических представлений В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания.The therapy creators position significance for practice is discussed in the article. The analysis of the concepts of K. Rogers and R. May was held as well as content-analysis of the shorthand records of their consultations though the context of V. Muhinas theoretical ideas about the selfconsciousness structure links.
Скачать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. В статье рассматривается роль личности в формировании культуры здоровья и обеспечении душевного благополучия, важности познания структуры личностных взаимодействий в обществе. Соотнесение индивидуально- типологических личностных характеристик, сфер структуры личности и соматических аспек- тов жизнедеятельности могут быть предикторами синдрома выгорания, предрасполагающими факторами риска заболевания в условиях современного общества.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Похожие термины: