АНАЛИЗ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАЛИЗ
греч. analysis - разложение, расчленение). Процесс разложения целого на части.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АНАЛИЗ
количественная или качественная оценка содержания (опасного) вещества в воде, пище, почве, воздухе и т.д.; результаты такой оценки.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Анализ
(греч. analiss - разложение, расчленение) - мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части, первая стадия научного исследования.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Анализ
в психологии). Мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

АНАЛИЗ
греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс расчленения целого на части; включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

АНАЛИЗ
assay) - тест или проба, позволяющая определить силу раствора, пропорции соединения компонентов в смеси, а также свойства лекарственного вещества или приготовленного препарата. См. также Биоанализ.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Анализ
(греч. analysis разложение, расчленение) — рассмотрение деталей, составных частей чего-либо (ср. Синтез). В коре головного мозга происходит анализ всех раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Анализ
операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Источник: Толковый словарь анестезиолога реаниматолога.

анализ

одна из операций мышления. Это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Обратная процедура мышления – синтез.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Анализ
греч. analysis - разложение, расчленение) - 1. умственная операция разложения целого на составляющие его части; 2. методы, используемые при выявлении и изучении отдельных частей целого; 3. результаты изучения частей некоего целого.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АНАЛИЗ
(греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части, первая стадия научного исследования. Как познавательный процесс изучается психологией, теорией познания. Процедура, обратная анализу,— синтез.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

АНАЛИЗ
от греч. analysis - разложение, расчленение] - 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом расчленении целого на составные части, элементы; 2) разбор, рассмотрение чего-л. в процессе познания или практической деятельности (противоп. синтез)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Анализ
Словообразование. Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Анализ
(Analysis) (от греч. analysis - разложение, расчленение). Мысленное или реальное расчленение объекта на его существенные составные части (качества предметов и свойства явлений) с целью более полного познания. Наряду с синтезом, сравнением, абстракцией, суждением и умозаключением анализ является одним из основных звеньев процесса мышления.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

анализ

(от греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых рассматривается в отдельности; одна из основных операций мышления. Соединение вычлененных из целого элементов осуществляется с помощью синтеза.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

АНАЛИЗ
процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Анализ
(греч. análisis — разложение) — расчленение (как правило, мысленное) какого–либо объекта на составляющие его части и элементы, объективно существующие. В широком смысле — си ноним научного исследования. В искусстве А. художественного произведения может производиться по разным направлениям. Так, в музыке выделяется гармонический, мелодический, ритмический, интонационный А.., А. формы, целостный А. произведения, исполнительский А. и т. д. А. — важнейшее средство познания художественного произведения (текста); является основой для его интерпретации. (Шекалов

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

АНАЛИЗ
analysis) - (в психологии) осознание и понимание сложных умственных процессов или жизненного опыта. Существует несколько систем анализа, используемых различными школами психологии; например, психоанализ; трансактный анализ (transactional analysis), при котором взаимоотношения между людьми объясняются с помощью психоаналитических терминов и определений; а также функциональный анализ (functional analysis), при котором поведение человека в какой-то конкретный момент времени подвергается тщательному описанию со ссылками на частоту его проявления, факты, предшествовавшие такому поведению и последовавшие после него.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

АНАЛИЗ
(от греч. разложение, расчленение) – умственное или реальное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое целое, обогащенное новыми знаниями. При этом учитывается соотношение качеств, черт целого и части. Часть может войти в состав целого, обладая некоторыми общими с ним свойствами (например, клетка организма, действие как часть деятельности). А. не сводится только к мыслительной или логической операции, он помогает вырабатывать суждения и понятия о существенных свойствах предметов или явлений. Термин А. стал употребляться в науке как синоним исследования вообще.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АНАЛИЗ
от древнегреческого ἀνάλυσις – «разложение, расчленение, разборка» процесс разложения целого на части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные этапы. Практическая деятельность человека обусловила развитие способности к А., который позволяет формулировать и оперировать понятиями. В процессе мышления А., являясь операцией противоположной синтезу, обеспечивает разделение единства на множество и формирование представлений о причинных отношениях элементов последнего, хотя в результате нарушения целостности и естественной связи частей в единое целое теряется часть его естественных функций. Акт анализа называется анализированием, а способ проведения А. – аналитическим методом.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

АНАЛИЗ
процесс расчленения целого на отдельные части; А. включает в себя все акты гностического и практического взаимодействия индивида или организма со средой; у индивида на основе познавательно-практической-эмпирической деятельности развивается способность осуществлять А. на уровне оперирования различными понятиями; А. является необходимым этапом гностицирования явлений объектов бытия и неразрывно связан с синтезом; А. — это одна из субстантивных операций, согласно которой генерируется-репродуцируется сам процесс мышления, ментального-аподистического осмысления предметов бытия. А. неразрывно связан с чувственной ступенью познания, он включен в процессы ощущения, восприятия, воображения и памяти; в отличие от чувственно-наглядного, ментальный А. совершается с помощью суждений, понятий и умозаключений, аргументаций, резюме и т.д., которые выражаются-репрезентируются в формах мультимодифицированных языковых моделей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АНАЛИЗ
1. Процесс расчленения "предмета" на составляющие его части или выделения его элементарных свойств. Этот термин употребляется повсеместно во всех научных дисциплинах, и, следовательно, "предмет" может быть механическим или физическим объектом, химическим или биологическим веществом, объектом восприятия, образом, идеей, эмоцией и т.д. Из-за широкого применения термин обычно уточняется таким образом, чтобы была определена форма или теоретическая цель анализа. Некоторые из этих специальных терминов следуют ниже, другие можно найти по алфавитному порядку. 2. Конкретный набор методов и процедур, используемый в практике. См. психоанализ. Это значение фактически созвучно значению 1; оно указано отдельно просто потому, что встречается в литературе без уточнения так часто, что иногда принимается за основное значение термина. 3. Результат любого из двух вышеназванных процессов. Это значение имеет оттенок, сходный со значением понятия "редукционизм" – процесс, разработанный для того, чтобы обнаружить базовые компоненты или первичные причины. Ср. с синтезом, прилагательное – аналитический.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Анализ
Метод анализа в естественных науках и в каузальной психологии состоит в изучении одного явления, типичного представителя целого рода, и выведения отсюда положения обо всем роде. Анализ принципиально не противоположен индукции, а родствен ей: он есть высшая ее форма, отрицающая ее сущность (многократность) . Он лежит в основе всякого эксперимента; всякий эксперимент есть анализ в действии, как всякий анализ есть эксперимент в мысли, поэтому правильно было бы назвать его экспериментальным методом. Анализ есть применение методологии к познанию факта, т.е. оценка применяемого метода и смысла полученных явлений. В этом смысле можно сказать, что анализ всегда присущ исследованию, иначе индукция превратилась бы в регистрацию. (1.1.15, 402, 403, 408) Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, то есть вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его. (30.1, 8) См. Метод, Эксперимент

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

АНАЛИЗ
от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.
Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.
В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия', в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.
У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

АНАЛИЗ
АНАЛІЗ / ANALYSIS 1. Операция мышления, заключающаяся в расчленении предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Мыслительной операцией, противоположной А., является синтез. А. и синтез представляют собой наиболее элементарные приемы познания. В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия. У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма– мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений. 2. Метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. Процедуры А. как органическая составная часть входят во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от неразделенного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава (структуры), а также его свойств, признаков. Существует несколько видов анализа как метода научного познания. Первый– мысленное или реальное (в эксперименте) расчленение целого на части, выявляющее структуру целого, что предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Второй вид– А. общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Третьим, распространенным видом А. является разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода А. называют классификацией). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как синоним исследования вообще. А. как метод исследования является элементом деятельности командира при подготовке к выполнению боевой задачи. Оценка обстановки в процессе принятия решения командиром на бой предполагает углубленный А. разносторонней информации, который предполагает исследовательскую, познавательную деятельность по изучению и оценке всех объективных условий, в которых подразделению (части) предстоит выполнять боевую задачу. Аналитический процесс направлен на обнаружение причинных связей, тенденций и закономерностей в действиях противника, состоянии своих сил и средств в конкретном районе боевых действий для обоснования принимаемого решений на бой. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АНАЛИЗ
(Analysis; Analyse). Юнговский анализ — это долгосрочные, насыщенные полемическим содержанием диалектические взаимоотношения между двумя людьми: аналитиком и пациентом. Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного у пациента, на изучение содержаний и процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое нельзя больше считать удовлетворительным, поскольку оно препятствует нормальному течению сознательной жизни. Проявляющееся расстройство может быть невротическим по характеру (см. НЕВРОЗ) или служить выражением более глубоких психотических тенденций (см. ПСИХОЗ). Начав с лечения самого расстройства, юнговский анализ потом может включить в себя практику содействия индивидуации, будь то у детей, молодых людей или лиц зрелого и пожилого возраста (см. СТАДИИ ЖИЗНИ). Но элементы этой практики, может, удастся, а может, и не удастся объединить так, чтобы пробудить подлинный процесс индивидуации. Проводя различие между анализом и психотерапией, практикующий аналитик должен отличать их по критериям интенсивности, глубины, частоты сеансов и продолжительности работы наряду с оценкой психологических возможностей и ограничений пациента. Среди понятий (см. Собр. соч. Т. б), введенных Юнгом, определения анализа нет, но очевидно, что исходной методологической моделью для него был психоанализ. После разрыва с Фрейдом в 1913 г. Юнг внес значительные изменения в эту модель, согласуя ее формулировки с собственным опытом. Его личная позиция видоизменяла и используемую методику (напр., предпочтение психоаналитической «кушетке» бесед, проводимых «лицом к лицу», сидя напротив друг друга). Когда позднее аналитические психологи отступали от его практики, они были вынуждены менять и формулировки понятий в обоснование собственных процедур (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ). Расхождение Юнга с психоанализом можно суммировать следующим образом: 1) во многом происходящем в нас он видел результат действия противоположностей и на этом основывал свои представления о психической энергии. Он настаивал на аналитическом методе, который называл «синтетическим», поскольку тот в конечном счете выражался в синтезе противоположных психологических принципов (СМ. РЕДУКТИВНЫЙ и СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ); 2) хотя Юнг не сомневался в том, что инстинкты мотивируют психическую жизнь, тем не менее он считал, что они находятся в постоянном «противоборстве» с тем, что он, за неимением лучшего термина, называл «дух». Юнг определял «дух» как архетипическую силу, с которой человек сталкивается в форме образов. Вследствие этого юнговский анализ подразумевает работу с архетипическими образами (см. АРХЕТИП); 3) по признанию самого Юнга, он предпочитал «смотреть на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков» (Собр. соч. Т. 4. Парагр. 773—774). Этим объясняется принятие им прогностической позиции или телеологической точки зрения в анализе; 4) отношение Юнга к религии было положительным. Из этого вовсе не следовало особого внимания к самой религии, и оно было сосредоточено на религиозных запросах и отношении к религии самости и эго. При этом скрыто подразумевалось, что весь ход анализа тесно связан с раскрытием смысла пережитого опыта. Дополнительно к вышеприведенным отличиям, отмеченным самим Юнгом, Хендерсон (1982) указал на приверженность Юнга к мифологии и универсальным, связанным с мифом структурам, на введение им диалектической (насыщенной полемикой. — В.З.) процедуры, в отличие от модели «анализа закрытой системы» Фрейда, и на представление о регрессии, которая выходит за рамки обслуживания эго, но может рассматриваться как состоящая на службе еще и самости. Хендерсон также выделил преобладание у Юнга символического метода, в котором человек связан с архетипическими источниками образности посредством амплификации, и анализ явлений переноса-контрпереноса с помощью этого символического метода. В 1929 г. Юнг писал о четырех аспектах анализа, которые он рассматривал как «стадии» аналитического лечения. Ламберт (1981) и М. Стайн (1982) указали на то, что эти четыре стадии не обязательно следуют друг за другом, но они характеризуют различные стороны аналитической работы. Первая из четырех стадий — катарсис, или очищение (см. ОТРЕАГИРОВАНИЕ). Юнг говорил о ней как о современном варианте древней практики исповеди и связывал с обрядами и действиями инициации. Чтобы высказать все то, что накопилось, чтобы «отвести», что называется, душу другому, человек должен прорваться сквозь личную защиту, границу и невротическую изоляцию, прокладывая таким образом путь к новой ступени духовного роста и другому состоянию. Вторую стадию Юнг определял как разъяснение. Здесь раскрываются связи с бессознательными процессами, и узнавание этих связей приводит заметному изменению исходной установки, требуя от индивида определенного жертвоприношения, отречения от верховенства сознательной части интеллекта. Третья стадия — воспитание, стадия «вытягивания» пациента навстречу новым возможностям, что само по себе близко психоаналитической иде работы с пациентом через (часто очень длительный) процесс интеграции. Четвертая стадия — этап трансформации, преображения. Не следует думать, что трансформация относится только к пациенту. Аналитик тоже должен изменять или трансформировать свои установки, свое отношение к происходящему для того, чтобы полноценно взаимодействовать со своим меняющимся пациентом.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

АНАЛИЗ
Analysis; Analyse), юнгианский - форма психотерапии, специализирующаяся на неврозах и стремящаяся привести бессознательные содержания в сознание, часто называемая аналитической терапией.
Принципиально идеи (юнгианского) анализа разработаны Юнгом и объединены им в систему, получившую название аналитическая (или комплексная) психология.
Как и в психоанализе вообще (школа Фрейда и др.), в аналитической психологии анализ - это долгосрочное, насыщенное динамизмом и диалектикой взаимоотношение между аналитиком и пациентом (клиентом).
"Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного пациента, на изучение содержаний и самих процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое не является удовлетворительным, поскольку препятствует нормальному течению сознательной жизни (Э. Сэмьюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический Словарь аналитической психологии" К. Г. Юнга. М., 1994. Далее - КСАП).
Нацеленный на ликвидацию невротического расстройства, анализ включает в себя индивидуационную практику - личностный анализ, который направлен на возникновение процесса индивидуации. Строго говоря, анализ психотерапией не является, поскольку не обещает непременного облегчения. Анализ предлагает благоприятную возможность, некий удачный шанс увидеть и ощутить себя в ином (новом) образе действия, другом способе существования и предоставляет возможность свободного выбора. Традиционно залогом выздоровления в психотерапии выступает фигура психотерапевта; в анализе таким залогом оказываются идеи, способность переформулировать исходную для пациента - поддерживающую симптом - картину мира. Широкая публика слабо представляет себе специфику аналитического подхода вообще (уже не говоря о специфике фрейдовского или юнговского направления) и обычно сводит его либо к психиатрии, либо к суггестивной психотерапии. Для краткости, ситуация такова: если у вас затруднения со специфической проблемой, адресуйтесь к психотерапии. Если же вы хотите узнать что-то о себе, то тогда отправляйтесь к аналитику. Технологически анализ отличается от психотерапии по критериям интенсивности, глубины, частоты сеансов и продолжительности работы, включая оценку психологических возможностей и ограничений пациента.
"[Анализ] - всего лишь средство для устранения камней с дороги развития, а не метод <...> встраивания в пациента тех вещей, которых в нем до того не было. Лучше отказаться от любой попытки давать указания и попытаться просто использовать все то, что анализ выносит на свет, с тем чтобы пациент мог сам видеть выносимое более ясно и на этой основе приходить к соответствующим выводам и решениям. Все то, чего человек не достиг сам, в нем долго не удерживается, а перенятое у влиятельного источника оставляет личность в состоянии инфантильности. Речь же идет о том, чтобы привести человека в такое состояние, когда он мог бы взять свою жизнь в собственные руки. Искусство анализа лежит в следовании за пациентом во всех его блужданиях и, таким образом, в собирании вместе всех его заблудших овец" (CW 4, par. 643).
"Существует широко распространенный предрассудок, что анализ - это что-то вроде "лечения", которому человек подвергается в течение некоторого времени с целью разрядки. Эта ошибка неспециалистов сохраняется с ранних дней существования психоанализа. Аналитическое лечение можно охарактеризовать как перестройку психологической установки, достигаемую с помощью доктора. [Но] не существует такого изменения, которое будет безусловно действительным сколь-нибудь долгое время" (CW 8, par. 142).
Аналитическая процедура несет в себе, среди прочего, многозначное символическое содержание. Здесь Юнг различает аналитико-редуктивные и синтетико-герменевтические подходы. Аналитико-редуктивный подход устанавливает, что интерес, или либидо, пациента устремляется регрессивно назад к инфантильным реминисценциям и там закрепляется. Это соответствует психоаналитическому взгляду Фрейда. Синтетико-герменевтический подход, или интерпретация, утверждает, что некоторые аспекты личности, способные к развитию, оказываются как бы в эмбрионической форме, представляя собой потенциал для дальнейшего роста и развития. В конце 20-х годов Юнг пришел к четырехстадийной форме анализа. Первую стадию он назвал осознанием, или катарсисом, проводя аналогии с древней практикой церковной исповеди или обрядами инициации. Человек высказывает все, что "накопилось" в его душе, тем самым весь "неприемлемый" материал выводится наружу. Происходит прорыв сквозь личностную защиту, границу и невротическую изоляцию, создающий терапевтический эффект и прокладывающий путь к новому росту и иному состоянию. Вторую стадию Юнг назвал разъяснением, или интерпретацией. Здесь раскрываются и узнаются связи с бессознательными процессами, в частности интерпретируется перенос и инфантильное психическое. Также на этой стадии индивид приносит жертву со стороны своей гордыни - сознательного интеллекта. Технологически совпадает с классическим психоанализом. Третья стадия - обучение или образование, т. е. приспособление к социальным требованиям, нуждам и потребностям. Здесь отрабатывается новая ответная стратегия. Здесь аналитик ведет себя как учитель, инструктирующий ученика относительно новых способов адаптации. Эта стадия близка психоаналитическому процессу проработки. В заключительной четвертой стадии, названной трансформацией, или изменением, преобразованием, индивидуацией, анализанд раскрывает и развивает свой собственный индивидуальный паттерн. На практике линейная последовательность стадий не соблюдается, и все четыре наличествуют в одно и то же время, - аналитик сам фокусируется на той или иной по мере надобности. Одним из условий подготовки аналитического психолога по настоянию Юнга было введение личностного анализа для обучающихся.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
324.21 кб

Способы передачи чужой речи в устной речи младших школьников (качественно-количественный анализ)

Маринченко Д. Б.
Читать PDF
206.91 кб

Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ

Лакосина Н. В.
Читать PDF
110.91 кб

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан , Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности человека за свое здоровье.
Читать PDF
281.74 кб

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других
Читать PDF
379.62 кб

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А. В., Банщикова Т. Н.
Читать PDF
289.61 кб

Исследование личностных характеристик педагогов с использованием многомерного статистического анализ

Ничипорюк Е. А., Шварцман М. М.
Читать PDF
432.92 кб

Анализ содержательных характеристик представлений студентов о здоровом образе жизни

Васильева О. С., Хозина Д. З.
Читать PDF
256.71 кб

Психологический анализ содержания мультимедийных программ обучения французскому языку

Тылец В. Г.
Читать PDF
264.75 кб

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т. В., Балашов П. П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием.
Читать PDF
289.24 кб

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Читать PDF
269.77 кб

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо

Статья посвящена изучению мотивов занятия детей тхэквондо: новичков и спортсменов со стажем в гендерном аспекте. Выявлены причины, побуждающие выбрать этот вид спорта и продолжать занятия с течением времени.
Читать PDF
242.89 кб

Социально-психологический анализ феномена возраста

Белугина Е. В.
Читать PDF
199.60 кб

Эмпирический анализ отношения к надежде на различных жизненных этапах

Мансурова И. С.
Читать PDF
263.77 кб

Психологический анализ экстремальных условий воинской службы

Татьянченко Н. П.
Читать PDF
253.01 кб

Ситуационный анализ в изучении библиотечных явлений

Езова Светлана Андреевна

Похожие термины:

  • Анализ акмеологический

    как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ пр
  • АНАЛИЗ АКТИВНЫЙ

    метод психотерапии, разработанный В. Штекелем и Ш. Ференци. Объединяет элементы психоанализа (прежде всего метод ассоциативный) и других психотерапевтических методик. Так, в этом методе большое ме
  • Анализ антигенный

    Исследование антигенных свойств биологических тканей с помощью различных серологических реакций.
  • Анализ аудиальной сцены

    Тенденция аудиальной системы анализировать сложную акустическую стимуляцию, состоящую из множества самостоятельных звуков, и идентифицировать их источники.
  • АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНЫЙ

    процесс психоаналитической терапии, ориентированный на полное исцеление пациента и самосовершенствование аналитика. Представление о бесконечном анализе вытекает из признания неодолимой силы б
  • ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ

    Психоанализ ребенка.
  • АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

    См. анализ, дидактический.
  • Двумерный анализ

    bivariate analysis). Статистический анализ, выявляющий отношения двух переменных.
  • ЭГО АНАЛИЗ

    в психоанализе – анализ интегративных, положительных функций Эго.
  • АНАЛИЗ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

    форма телесно-ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном на базе теории "характерологического панциря" В. Райха. Соответственно этой теории предполагается, что различные "защ
  • БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛОУЭНА

    Основное внимание в этой психотерапии уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. Лоуэн (Lowen А.) родился в Нью-Йорке, был учеником Райха (Reich W.), оказавшего на него сильное влияние. Б
  • Анализ бытия

    Автор. Л.Бинсвангер. Категория. Форма психотерапии. Специфика. Представляет собой синтез психоанализа З.Фрейда и философии М.Хайдеггера. Этот метод выступал исходным для разработки В.Франклом его
  • Анализ целей и средств

    Основная стратегия решения задачи, в которой предусмотрены операции, уменьшающие расстояние между текущим состоянием задачи и ближайшей подцелью или целью.
  • Целевой анализ

    Словообразование. Происходит от греч. analysis - расчленение. Автор. D.Langen (1956 г.) Категория. Форма короткого анализа. Специфика. В основе терапии лежит работа со свободными ассоциациями и эффект перенос
  • ФРЕЙМА, АНАЛИЗ

    Подход к исследованию переживаний социальных ситуаций, анализируя их в понятиях фрейма.
  • АНАЛИЗ МНОГОВАРИАНТНЫЙ

    multivariate analysis) - см. Корреляция.
  • ПАССИВНЫЙ АНАЛИЗ

    См. пассивная терапия.
  • АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ

    обозначение широкого класса моделей распознавания образов, использующих прежний опыт восприятия, то есть механизмы апперцепции (см.).
  • Анализ чрезвычайных ситуаций

    disaster analysis) – изучение ситуаций, в результате которых страдает множество людей и возникает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), критериями которого считаются: а) наличие определенно
  • АНАЛИЗ ДАННЫХ

    основной вид обработки эмпирических данных психологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденций изучаемого объекта.