Группа: общение и адаптация личности это что такое Группа: общение и адаптация личности: определение — Психология.НЭС
Группа: неформальные отношения и подгруппы Группа: общение и статус личности

Группа: общение и адаптация личности

Найдено 1 определение:

Группа: общение и адаптация личности

Адаптация (А.) социально-психологическая - процесс взаимной активности личности и группы, связанный с усвоением человеком групповых целей, ценностей и норм, его стремлением занять опр. место и статус в системе межличностных отношений и выполнять опр. роль в группе в соответствии с личными потребностями. А. рассматривается в 2 ракурсах, в зависимости от статуса личности в группе: А. личности как квазичлена (нового или маргинального) и как полноправного члена группы. Маргинальные члены это бывшие полноправные члены, к-рые утратили доверие или потеряли членство, а потому перед ними вновь встает проблема получить полноправное членство в группе. Личность может адаптироваться в группе разными способами: а) посредством самоизменения в соответствии с ключевыми характеристиками группы, ее требованиям и ожиданиями; б) через изменение нек-рых характеристик группы в соответствии с личными интенциями (целями, потребностями и мотивами); в) на основе относительной самоизоляции в группе. А. может протекать на основе использования личностью механизмов психол. защиты (подавление и вытеснение, регрессия и др.) и рационального решения проблем, возникающих в процессе вхождения в группу. В социальной психологии сформировались 3 подхода к изучению А. личности в малой группе с точки ее детерминант: «адаптация как функция характеристик личности», «адаптация как функция характеристик группы», «адаптация как функция взаимной активности личности и группы». В первом внимание фокусируется на тех или иных качествах личности, к-рые обусловливают темп и уровень ее адаптации. Спектр таких качеств широк: физиологические (напр., свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности), психологические (свойства и тип темперамента), социально-психол. (черты характера, ценности, самосознание). При этом группа рассматривается как некий фон и не учитывается ее роль в А. личности. Во втором подходе акцент делается на активной роли группы в процессе А. личности, адаптирующем потенциале группы. Напр., в кач. детерминанты А. новичка выступает установка группы по отношению к нему (А. С. Горбатенко). В третьем подходе А. рассматривается как двусторонне активный процесс взаимодействия личности и группы. Он представлен, напр., в модели развития личности в новой микросреде (А. В. Петровский). Источником активности и самоопределения личности в новой для нее группе является противоречие (обострение и разрешение) между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы принимать те проявление его индивидуальности, к-рые соответствуют задачам, нормам, условиям жизни группы. А. многих полноправных членов в группе осуществляется также посредством их включения в подгруппы, если группа не предоставляет возможности ее членам для удовлетворения индивидуальных целей и потребностей. Как правило, А. индивидов внутри подгрупп протекает более быстро и является более полной, чем их А. по группе в целом. Чем более закрыта подгруппа по отношению к группе, тем более процесс А. члена подгруппы будет осуществляться через свою подгруппу. В открытой подгруппе процесс А. ее членов будет осуществляться не только через свою подгруппу, но и через группу в целом. Лит.: Горбатенко А. С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу // Вопр. психологии. 1982. № 3; Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988; Петровский А. В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Группа: общение и адаптация личности — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возможности опросника УСК для диагностики локус контроля личности в асоциальных подростковых группах

Быков Сергей Владимирович
Представлены результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью, проводится сравнение полученных данных. Исследуются возможности использования опросника УСК для диагностики интернальности-экстернальности в асоциальных подростковых группах
Скачать PDF

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общени

Васюра Светлана Александровна
Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.
Скачать PDF

Развитие личностных качеств у студентов-психологов, пособствующих эффективности в общении

Качанов Александр Федорович
Данная статья об исследовании, проводившемся на студентах-психологах ЮФУ с целью выявления личностных качеств, способствующих эффективности в общении и о комплексе тренингов, направленных на их улучшение. Эти качества:уровень эмоционального интеллекта, эмпатийность, самоконтроль и агрессивность.
Скачать PDF

Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении

Федосова Юлия Дмитриевна
Рассматриваются различные подходы к понятию самоограничения, его взаимосвязь с межличностным общением, в котором оно функционирует, как субъектно-личностное ограничения себя одним или двумя партнерами. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в том, чтобы, учитывая социально-демографические характеристики субъекта общения (пол, возраст), а также его мотивационно-ценностную сферу, выявить гендерно-возрастные различия в выраженности тенденции к самоограничению.
Скачать PDF

Социально-психологические эффекты, возникающие в группах устойчивого состава в тренинге личностного

Миллер О. М., Черепанова Е. В.
Социально-психологический тренинг считается одним из важных факторов развития самосознания. Обсуждается возможность такого развития в результате проведения тренинга в группах встреч и в устойчивых студенческих группах. Стабильные студенческие группы характеризуются сложившимися межличностными отношениями. Показано, что влияние уже существующих межличностных отношений между студентами делает невозможным развитие их рефлексивных способностей.
Скачать PDF

Диагностика затрудненного общения личности подростка

Киселева Е.Ю.
The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality
Скачать PDF

Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности

Бочанцева Людмила Ивановна
В статье затрудненное общение рассматривается как динамическая характеристика, нормализация которого возможна посредством использования индивидуальных и групповых методов психологического воздействия
Скачать PDF

Похожие термины: