Общение: культурно-исторический анализ это что такое Общение: культурно-исторический анализ: определение — Психология.НЭС
Общение: концепция М. И. Лисиной Общение: методолого-теоретические проблемы

Общение: культурно-исторический анализ

Найдено 1 определение:

Общение: культурно-исторический анализ

О. в отличие от коммуникации непосредственно зависит от системы социальных отношений и развивается во взаимодействии социальных структур, обществ. сознания и культуры, задающей поле «базовых» смысловых реалий. На связь культуры как формы бытия и О., в к-ром транслируются ценностно-смысловые образования, указывали М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Ю. М. Лотман и др. Бытийная сущность О. представлена в его онтологических формах, поэтому роль О. в развитии культуры можно проследить на основе их анализа. В культуре представлены все 3 осн. формы О. - диалог, игра, манипуляция, - к-рые сосуществуют, переходят др. в др. В зависимости от культуры, общественного устройства эффективной может быть любая из форм О. Но в онтологическом плане самой эффективной формой, способствующей выживанию человечества, выступает диалог. Появление манипуляций не являлось закономерной истор. необходимостью, т. к. они не выполняют онтологических функций (не соединяют и не объединяют людей). Тем не менее они могут способствовать выживанию отдельного человека в «несовершенном» человеческом обществе. Тоталитарные режимы, в силу недоверия и стремления жестко контролировать обществ. ситуацию, обесценивают человека, превращают его в «винтик, механизм», к-рым можно манипулировать. Демократические устройства, напротив, предполагают равенство, что в целом уменьшает количество манипуляций. Т. о., чем более культура и общество ориентированы на диалог, тем меньше находится место манипуляциям, и наоборот. В совр. культуре, где большую роль играют средства массовой коммуникации, принципиальное значение имеет форма опосредованного О., т. е. форма подачи информации, к-рая также может быть диалогичной (признается равенство партнеров по коммуникации), манипулятивной (потребитель информации используется для получения выгоды коммуникатором или коммуникаторами). Использование манипулятивных приемов в СМИ овеществляют, обесценивают человека, превращают в товар его самого и человеческие отношения, формируют устойчивую систему предпочтений, стереотипов, навязывают определенные модели, тем самым конструируя субъективный мир человека, не считаясь с его желаниями и возможностями. Последнее время в связи с появлением интерактивного телевидения большую роль начинает приобретать игра, к-рая, являясь по форме игрой, часто наполняется манипулятивным содержанием (как, напр., происходит с игровым реалити-шоу). Лит.: Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII-начало ХIХ века). СПб., 1994; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1992; Шкуратов В. А. Психика. Культура. История (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов-н/Д, 1990. Л. И. Рюмшина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение: культурно-исторический анализ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии. Соединение в психологическом образовании культурно-исторического подхода с методологией супервизии (понятой также культурно-исторически) может способствовать повышению качества и эффективности клинико-психологического образования.
Скачать PDF

О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии

Бурлакова Наталья Семеновна
В статье исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в двух направлениях - со стороны дальнейшего анализа способов и средств опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. Доказывается необходимость изучения знания в клинической психологии в контексте культурно-исторического опыта его формирования. Показывается, что анализ культурно-исторических условий развития данного знания, его границ, функций и определенного исторического смысла способствует более глубокому пониманию психологической клиники и психотерапии.
Скачать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии. Обосновывается точка зрения, согласно которой семейные отношения деятельность, направленная на поиск и воплощение в жизнь эстетического идеала применительно к отношениям между людьми. В качестве мотива общения как деятельности рассматривается воображаемая ситуация, представляющая собой образ результата, в основе которого лежит сочетание потребностей. In the article the results of family relationships analysis by categories "communication" and "activity" are presented. These categories are the main categories in Russian psychology. It is suggested that family life is activity of ideal relationship seeking. The motive of activity and communication is viewed as an imaginary situation, image of future. This image of a situation is based on the needs constellation.
Скачать PDF

Анализ современных моделей психологической травмы с точки зрения культурно-деятельностной парадигмы

Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович
В статье раскрываются основные направления изучения психической травмы и посттравмати-ческого стресса. Традиционным является преимущественно негативное рассмотрение психической травмы. С позиций культурно-деятельностной методологии, рассматривающей стресс и травму как часть более широкого феномена экстремальности в метапсихологическом и онтологическом горизонте, анализируются созданные в зарубежной психологии современные модели психической травмы. Раскрываются преимущества позитивного подхода к психической травме. Представлено развитие авторской модели психической травмы.
Скачать PDF

Индивидуальные ценности и социально-психологический капитал: кросс-культурный анализ

Татарко А.Н.
Проанализирована феноменология социально-психологического капитала, рассматриваемого в качестве ресурса психологических отношений, на основе которого формируется социальный капитал. Проведен кросс-культурный анализ влияния ценностных ориентаций на социально-психологический капитал. На примере представителей трех этнических групп (русские, n = 103; чеченцы, n = 100; ингуши, n = 109) показано, что, хотя влияние индивидуальных ценностей на социально-психологический капитал подчинено ясной логике, оно может иметь культурную специфику. Ценности Выхода за пределы собственного Я (Благожелательность, Универсализм) оказывают позитивное влияние на социально-психологический капитал поликультурного общества, а ценности Самоутверждения — негативное. Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на гражданскую идентичность, но отрицательно на воспринимаемый социальный капитал. Ценности Сохранения позитивно влияют на гражданскую (российскую) идентичность у представителей этнической группы ингушей.
Скачать PDF

Контент-анализ взаимосвязей культурно-средовых идеологических факторов с понятием «Экстремизм» в инф

Мещерякова Эмма Ивановна, Бочаров Алексей Владимирович
Статья посвящена методике контент-анализа трендов сопряженности идеологем с понятием «экстремизм» в информационном поле Рунета. Авторами делаются выводы о динамике, структуре и перспективах экспансии идеологемы «экстремизм» в современном общественном сознании. Можно увидеть не только традиционно связанные с экстремизмом идеологемы, но и те, которые пока связаны с ним в меньшей мере, однако могут войти в информационное поле в ближайшее время. Представленная методика может служить прикладным инструментом планирования приоритетных направлений профилактики экстремизма, в том числе и молодежного.
Скачать PDF

Психологический анализ культурных установок в философии Джозефа Хендерсона

Александровская В.Н.
В статье рассматривается четыре направления культурных установок для работы с пациентами в рамках психоанализа, связь внутренней культуры личности с древними ар хетипами, идущими из подсознания человека, связь между культурой и бессознательным.
Скачать PDF

Образ России в многополярном мире: кросс-культурный анализ

Малышева Наталья Георгиевна, Стефаненко Татьяна Гавриловна, Тихомандрицкая Ольга Алексеевна
В статье излагаются результаты эмпирического исследования, посвящен- ного изучению образа России. Проанализированы представления студентов трех стран, воспринимаемых как центры влияния в современном мире, — России, США и КНР. Данные свидетельствуют об общей для всех групп студентов тенденции к этноцентризму в выборе влиятельных стран. Образ России во всех изучаемых странах имеет геополитические коннотации. Культура не за- нимает в представлениях ключевого положения, однако играет важную роль в эмоциональном компоненте образа. Наибольшие межкультурные различия обнаружены при анализе представлений о России как участнице международ- ных конфликтов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ репрезентации культурных ценностей России и Японии на примере мультипликационно

Зубова Анна
Скачать PDF

Дифференциал культурных измерений как метод анализа внутригрупповых процессов в кросс-культурных ком

Благов Евгений Юрьевич, Гиленко Евгений Валерьевич, Башлыкова Ангелина Сергеевна
В статье представлен метод анализа влияния культурных факторов на внутригрупповые процессы в кросс-культурных командах, основанный на исследовании дифференциалов культурных измерений между их участниками. Предлагаемый метод ориентирован на нивелирование характерной для исследований в области кросс-культурного менеджмента методологической проблемы недостаточного внимания к внутригрупповому уровню анализа. Эмпирическая апробация метода производится на выборке кросскультурных студенческих команд, выполняющих групповые проектные работы.
Скачать PDF

Культурно-образовательный проект как хронотоп непрерывного образования: анализ реализации проекта дл

Раевская Елена Александровна
временные и пространственные характеристики сетевого культурно-образовательного проекта рассмотрены в статье с точки зрения перспективной формы реализации неформального непрерывного образования. Сетевой проект, локализованный в опре-деленном социокультурном пространстве и ограниченный временем реализации, автор трактует как своеобразный хронотоп непрерывного образования. Представленные в статье творческие образовательные практики были предложены подросткам 14−16 лет из разных образовательных учреждений города Петрозаводска в 2016 г. На примере проекта, получившего название «ДЖИНС», показана эффективность сетевых проектов с позиции личностного становления подростков. В основу проекта был положен мировой опыт использования художественных и культурных практик для решения социальных и психологических проблем. На материале социологического опроса раскрыто положительное влияние проекта на организацию подростками своего свободного времени, изменения в общении. По результатам сравнительного психологического исследования представлено влияние проекта на снижение различных видов подростковой тревожности (общей, ситуативной, межличностной, школьной, самооценочной, «магической»). Описан психологический тренинг, основанный на проективной технике исследования своего «Я» через диалогическое восприятие шедевров мировой живописи. Представленные в статье выводы могут быть использованы при организации проектной деятельности подростков в системе непрерывного образования.
Скачать PDF

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Похожие термины: