способность индивида сопереживать жертве насилия. Известно, что эмпатия блокирует агрессивное поведение. Так, экспериментальные исследования свидетельствуют об обратной зависимости уровня эмпатийности агрессора и тяжести последующих насильственных актов (Eisenberg & Miller 1988).
Эмпатия невозможна без отожествления себя с жертвой агрессии, вживания в ее эмоциональное состояние. Агрессия, напротив, предполагает обесценивание личности, ее «расчеловечивание» и деиндивидуализацию. Эмпатия и агрессия чаще всего исключают друг друга. Первая основана на механизмах одушевления, персонификации и наделения объекта человеческими чертами, вторая – на стратегии дегуманизации и деиндивидуализации.
Эмпатия в рамках различных теоретических представлениях понимается как личностная черта, как психологический процесс или как временное состояние (Нурмухаметова, 2007).
Различают несколько основных форм эмпатии, эволюционно следующих друг за другом (Гаврилова, 1975). На первой ступени находится когнитивная эмпатия - понимание эмоциональных состояний другого без переживания соответствующих эмоций. Далее следует эмоциональная эмпатия, когда индивид сопереживает другому человеку, сочувствует ему. И, наконец, действенная эмпатия, означающая не только понимание факта страдания и сопереживание, но и оказание реальной помощи страдающему человеку.
См. также дегуманизация, деиндивидуализация.
119.07 кб
Развитие эмпатии как условие снижения уровня агрессии учащихся младших классов
В статье дается краткий теоретический анализ проблемы агрессии и эмпатии, а также рассматривается вопрос о развитии эмпатии как одного из условий, позволяющих понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений в поведении