Общение и искусство: роль эмпатии

Найдено 1 определение:

Общение и искусство: роль эмпатии

Эмпатия (Э.) один из важнейших механизмов художественного сопереживания, суть Э. при О. с произведениями искусства - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия автора произведения и структурирование мира по его образу. В процессе Э. осуществляется идентификация, т. е. переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым художественным объектом и заражение его чувствами и переживаниями. Э. как разновидность эмоциональных явлений возникает у человека при восприятии не только целостного художественного произведения, но и может быть вызвана разл. художественными приемами (в музыке - муз. интонацией, муз. образом, в живописи - композицией, колоритом и т. д.). Исследователи подчеркивают важную роль Э. в художественном творчестве, где она проявляется как перевоплощение автора в изображаемый образ или как заражение чувствами др. людей, реальных будущих слушателей, зрителей, читателей создаваемого произведения. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Готсдинер А. Л. Музыкальная психология М., 1983; Ержемский Г. Л. Законы и парадоксы дирижирования. СПб., 1993. Якобсон П. М. О процессе работы актера над ролью. Известия АПН РСФСР. Вып. 25. М., 1950; Lundin R. W. An Objective Psychology of Music. The Ronald Press Company. N. Y., 1953; Music Perception. Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении

Хусаинова Ф. Б.
Эмпатия имеет ряд уровней развития. Один из этих уровней это уровень рефлексии как логическая форма познания личностных особенностей людей и особенностей эмоциональных состояний, эмоционального восприятия людей. Эмпития предполагает умение слышать и слушать.
Скачать PDF

Роль интерпретации и оценки физического облика при общении на сайтах знакомств

Мелешников Алексей Алевтинович
Работа посвящена анализу роли физической привлекательности и характеристик физического облика в успешности взаимодействия на сайтах знакомств. Было установлено, что принятие решения о знакомстве определяется не только уровнем внешней привлекательности, но и качествами физического облика, независимыми от этой переменной. Также были показаны межполовые различия во влиянии компонентов интерпретации внешнего облика.
Скачать PDF

Роль невербальных средств в межличностном общении

Оксюта А.А.
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек». The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person's appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the "person-to-person" sphere.
Скачать PDF

Роль и место темперамента в процессе общения

Бекетова Ирина Владимировна
В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.
Скачать PDF

Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза

Сутурина Юлия Викторовна
В статье представлены результаты исследования проявления эмпатии, как профессиональнозначимого и личностного качества педагогов высшей школы. Подвергнута анализу сниженная способность преподавателей к вербализации своих эмоциональных состояний, т. е. склонность к алексетимии. Приведены результаты эмпирических исследований взаимосвязи эмпатии и алекситимии с академической успеваемостью студентов.
Скачать PDF

Роль социального фактора в развитии общения детей-сирот с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье приводятся современные исследования общения детей-сирот с умственной отсталостью. Показано, что под влиянием интернатных условий воспитания у них отмечается меньше изменений в сфере общения. Отсутствие возможностей психологической компенсации вызывает у умственно отсталых детей-сирот изменения коммуникативных качеств. Это проявляется к 5-7-му классам в уменьшении потребности в общении со сверстниками. Нарушение интеллекта снижает способность к рефлексии, критичность к своему поведению, затрудняет осознание собственного стиля общения.
Скачать PDF

Роль делового общения в трудовой организации

Карпинский Э.Э.
Скачать PDF

Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе

Григорьева Марина Владимировна, Семина Анастасия Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования эмоционально-нравственных факторов социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде вуза. Цель исследования, используя метод корреляционного анализа, определить значимые взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмпатии по отношению к представителям разных возрастных и социальных групп у студентов первого курса. Применение психодиагностического инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой, методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова) на выборке 60 студентов 1-го курса в возрасте 17-19 лет позволило получить значимые положительные связи между принятием себя и эмпатией с малознакомыми людьми, принятием других и эмпатией к героям художественных произведений. Значимые отрицательные статистические связи получены между непринятием себя и эмпатией с детьми, между ожиданием внешнего контроля и эмпатией с детьми. отмечено, что в группе студентов самый высокий средний балл имеет шкала «Эмпатия с родителями», половина значимых взаимосвязей показателей социально-психологической адаптации приходится на эмпатию с детьми; 25% на эмпатию по отношению к незнакомым людям, что обусловлено ориентацией студентов будущих педагогов и психологов на работу с детьми и взрослыми клиентами. Сделан вывод о том, что уровень социально-психологической адаптации взаимосвязан с эмпатией.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение

Комарова Э.П.
В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения
Скачать PDF

Специфика эмпатии иностранных студентов и ее роль в типе этнической идентичности личности

Воробьева Ирина Владимировна, Жданова Наталья Евгеньевна, Кривощекова Марина Сергеевна
В статье изложены результаты проведенного эмпирического исследования специфики эмпатии российских и иностранных студентов и определена ее взаимосвязь с типами этнической идентичности личности. Рассмотрено профессионально ориентированное образовательное пространство, так как оно обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования готовности человека к общению с многонациональным окружением в силу наличия организованных процессов обучения, воспитания и развития, а также обеспечивает условия для проектирования психолого-педагогических технологий формирования эмпатийных способностей в условиях образовательной среды. Обнаружены и описаны сходство и характерные различия типов этнической идентичности у российских и иностранных студентов, раскрыты их содержательные характеристики. Определены возможные связи эмпатийных способностей личности с конкретным типом идентификации себя со своим этносом. В формате регрессионных моделей показана специфика изучаемых выборок, в рамках которой студенты, приехавшие в нашу страну из других государств, демонстрируют выбор более разнообразных объектов для эмпатийного восприятия в ситуациях межличностного взаимодействия. В заключении констатируется важная роль эмпатийных способностей личности как в адаптационных процессах для интеграции человека в новую среду, так и для снижения социальной напряженности в условиях мультикультурного диалога.
Скачать PDF

Знание «Как» без знания «Почему»: роль метакогнитивной чувствительности в научении искусственной гра

Иванчей Иван Иванович
Работа посвящена двум вопросам, связанным с метакогнитивными мерами осознанности, а именно тому, насколько сильно они различаются по своим характеристикам и в какой степени они отражают осознанность приобретаемого в ходе имплицитного научения знания. Сравниваются оценки уверенности и совершение ставок на собственный ответ. Показано, что две эти меры различаются как в части использования испытуемыми предложенных шкал, так и в части влияния на процесс применения имплицитного знания (т. е. на измеряемое поведение). Во второй части работы показано, что метакогнитивная чувствительность (способность субъективно различать свои правильные и неправильные ответы) не коррелирует со способностью целенаправленно использовать имеющееся знание. Делается вывод о том, что метакогнитивная чувствительность, вопреки классическим представлениям, не отражает осознанность. Библиогр. 21 назв. Ил. 5. Табл. 2.
Скачать PDF

Роль искусства в психическом развитии ребенка

Веракса Александр Николаевич
Достаточно распространенным является мнение, что искусство связано с деятельностью воображения, что оно не выражает объективных отношений, а лишь представляет субъективный опыт человека. В основе науки лежит процесс познания глубинных структур окружающего мира посредством разума. Ее методы объективны и точны. Искусство, наоборот, субъективно, но в то же время в развитии науки и искусства можно увидеть множество параллелей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: