ИСКУССТВО

Найдено 2 определения термина ИСКУССТВО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ИСКУССТВО

1. Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность И. истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т. п. Одной из центральных тем И. являются человеческие конфликты. 2. В узком смысле – изобразительное И. 3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Искусство

Необходимость уловить в самой постановке психологической проблемы искусства тот спецификум искусства, который выделяет художественную реакцию из всего поведения человека, можно пояснить на любой психологической теории искусства. Назвать это собственное имя искусства, указать этот спецификум, – это значило бы решить проблему. Это не составляет нашей задачи. Но без предварительного определения места его нахождения нельзя строить исследование. Надо нащупать искомую неизвестную величину, выразить ее условно Х-ом и установить ее отношения с известными или данными психологическими величинами. Надо затем составить алгебраическое уравнение. Я, оставляя пока это уравнение, попытаюсь лишь выразить X, т.е. наметить в виде проблемы – искомую неизвестную величину. (29.2, 5) Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас грустью, это было бы очень грустно для искусства. Настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них обычно содержится. И это нечто преодолевает эти чувства, просветляет их, и таким образом осуществляется самое важное назначение искусства. «Заразительность» искусства основана не на простой передаче чувств от одного к другому, – в этом смысле речь оратора, крик боли, громкое ура не менее заразительны. Стихи о грусти ставят нас над грустью, побеждают ее, преодолевают, разрешают. Как они достигают этого, какими психологическими средствами, – в этом и заключается то X, то собственное имя искусства, та искомая величина, с которой должно начинаться исследование. (29.2, 7)

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Найдено научных статей по теме — 12

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Искусство как постижение себя

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия искусства как мира опыта в рамках феноменологического подхода. Утверждается, что с помощью искусства происходит постижение Другого и узнавание себя в различных социальных контекстах. Показано, что через коммуникативные практики искусство раскрывает сущностные грани Другого, расширяет смысловые горизонты рефлексивного поля опыта субъекта и конструирует новую модель личной идентичности.
Скачать PDF

Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности

Бондаренко А.И.
В статье рассматриваются причины возникновения искусства и его роли в истории человека.
Скачать PDF

Искусство описания проблемного пространства в информатике

Богдалова Ирина Анатольевна, Иванов Сергей Юрьевич, Окулов Станислав Михайлович
Доказывается, что искусство описания проблемного пространства задачи является ключевой компетенцией специалиста по информатике любого уровня и она, эта компетенция, с точки зрения когнитивной психологии и философии характеризует развитые интеллектуальные возможности человека.
Скачать PDF

Дизайн современной детской книги как искусство

Позднякова Ольга Витальевна
Рассматривается актуальный вопрос, не имеющий однозначного ответа, о необходимости присутствия печатной книги в жизни современного ребенка. Делается акцент на том, что произошедшая «цифровая революция» заставляет пересматривать фундаментальные законы, на которых в течение многих веков строилась печатная книга. В этой связи проводится анализ ряда стилей и направлений в дизайне современной детской книги. Результатом является вывод о стилистическом разнообразии и самоценности печатной формы книги, делающей ее незаменимой в культурном пространстве современного ребенка.
Скачать PDF

Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии

Харсеева Наталия Вячеславовна, Цветкова Ирина Владимировна
В статье рассматривается механизм воздействия искусства на детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения; использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.
Скачать PDF

Танцевальное искусство как средство развития креативной личности

Рыбакова Анна Ивановна, Тютькова Ирина Анатольевна
В статье показано, что феномен креативности является многоаспектным, а для развития креативной личности необходимо сочетание многих элементов. Танцевальное искусство представляет собой стимулирующую окружающую среду, оказывает влияние на когнитивные, личностные и мотивационные внутренние ресурсы личности, выступая эффективным средством развития ее креативности.
Скачать PDF

Интуиция и искусство

Бондаренко Александр Викторович
В статье раскрывается сущность и роль интуиции в художественном творчестве. Доказывается ведущая роль интуитивного начала в искусстве на основе анализа представлений писателей, музыкантов и художников.
Скачать PDF

Изобразительное искусство в специальном образовании

Соколова О.Ю.
В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобразительной деятельности, но и применения художественных средств в качестве средства «настройки» эмоциональной сферы и для перевода внутренних противоречий в материальный план посредством визуализацииThe article attempts to justify the methodology of teaching the subject Fundamentals of fine art and manual labor students receiving pedagogical education in terms of not only mastering the techniques of graphic activity, but also using artistic media as a means of tuning of the emotional sphere and for the transfer of internal contradictions to the material outline through visualization.
Скачать PDF

Зрительное восприятие и изобразительное искусство

Степанов Владимир Григорьевич, Борисова Анна Ивановна
В статье представлены примеры развития и постижения законов зрительного восприятия через художественное творчество в истории изобразительного искусства, а также изучение процесса восприятия методами нейронаук. Обосновывается необходимость разработки методики обучения изобразительному искусству с учетом различия в восприятии правои левополушарных людей.
Скачать PDF

Искусство в терапии человеческой души

Дякина Наталия Викторовна, Дякина Лидия Викторовна
Актуальность психотерапевтической коррекции. Современные методы и формы арт-терапии. Сферы применения методов арт-терапии. Развивающие и лечебно-профилактические аспекты арт-терапии.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: