1. Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность И. истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т. п. Одной из центральных тем И. являются человеческие конфликты. 2. В узком смысле – изобразительное И. 3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
ИСКУССТВО
ИСКУССТВО
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Искусство
Необходимость уловить в самой постановке психологической проблемы искусства тот спецификум искусства, который выделяет художественную реакцию из всего поведения человека, можно пояснить на любой психологической теории искусства. Назвать это собственное имя искусства, указать этот спецификум, – это значило бы решить проблему. Это не составляет нашей задачи. Но без предварительного определения места его нахождения нельзя строить исследование. Надо нащупать искомую неизвестную величину, выразить ее условно Х-ом и установить ее отношения с известными или данными психологическими величинами. Надо затем составить алгебраическое уравнение. Я, оставляя пока это уравнение, попытаюсь лишь выразить X, т.е. наметить в виде проблемы – искомую неизвестную величину. (29.2, 5) Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас грустью, это было бы очень грустно для искусства. Настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них обычно содержится. И это нечто преодолевает эти чувства, просветляет их, и таким образом осуществляется самое важное назначение искусства. «Заразительность» искусства основана не на простой передаче чувств от одного к другому, – в этом смысле речь оратора, крик боли, громкое ура не менее заразительны. Стихи о грусти ставят нас над грустью, побеждают ее, преодолевают, разрешают. Как они достигают этого, какими психологическими средствами, – в этом и заключается то X, то собственное имя искусства, та искомая величина, с которой должно начинаться исследование. (29.2, 7)
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Искусство
результат особого вида человеческой деятельности, нацеленного на эстетическое преобразование окружающей среды, самого человека и форм его жизнедеятельности.
Полемика в определении И. ведется учеными на протяжении многих столетий, не утихая и сегодня. Одни видят смысл И. в творчестве (созидании нового), другие подчеркивают ценностное начало (творчество по законам красоты), многим И. видится способом познания действительности (отражение в художественных образах зримого и незримого мира), наконец, И. можно воспринимать как средство коммуникации (передачи социокультурной и личностно–значимой информации). Все подобные определения оказываются справедливыми, но односторонними. Согласно концепции отечественного философа М. С. Кагана художественная деятельность представляет собой синкретическое слияние всех базовых элементов человеческой деятельности: познания, оценки, творчества и коммуникации. Именно этот нерасторжимый синкретизм художественной деятельности затрудняет определение сущности И. Сложность определения обусловлена и исторически изменчивым бытием И., изменением его роли и функций в социокультурной жизни.
Происхождение И. относится ко времени формирования современного вида человека — homosapiens. По мнению некоторых ученых, само появление этого человеческого вида обязано именно И.
В европейском ареале термин И. появляется еще в античности. Его первоначальный смысл связан с искусностью любой практической или теоретической деятельности людей. Поэтому в разряд И. попадали ремесло (кораблестроение, гончарное дело и т. д.), наука (арифметика, астрология, диалектика), и собственно И. в его современном понимании (музыка, поэзия, изобразительное И., архитектура, театр, танец). Но при этом различные виды И. внутренне подразделялись на «высокие» и «низкие», приносящие удовольствие и приносящие пользу. Для античности, и для западного Средневековья наиболее популярным было разделение И. на arteliberalis и artevulgaris. Свободные И. считались высокими, так как основывались на умственном труде, служебные искусства, требующие тяжелого ремесленного труда, занимали ранг низкихВ эпоху Ренессанса начинается и к середине XVIII в. завершается процесс сложения системы «изящных искусств» — процесс выделения области И. как особого вида творческой деятельности. В состав этой области входили И. «удовольствия» — музыка, поэзия, живопись, скульптура, танец, или же И., приносящие как пользу, так и удовольствие — ораторское И. и архитектура (см.: Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). С этого времени под термином «И.» подразумеваются, прежде всего «изящные искусства», ориентированные на неутилитарное эстетическое наслаждение.
Осмыслением назначения и функций изящных И. занимались многие философы и художники. Так, И. Кант видел суть И. во «всеобщей сообщаемости удовольствия». Для Гете И. — это произведение человеческого духа, подражающего в своей деятельности при роде. Для Гегеля «царство художественного творчества есть царство абсолютного духа». Так сложилась метафизическая философия И., нашедшее свое высшее воплощение в искусстве европейского романтизма и символизма.
Развитие научно–технического прогресса, а вместе с ним естественных и точных наук, влиявших на И. (появление таких художественных направлений как реализм и натурализм), позитивистская философия смещают акцент с эстетического на рационально–познавательные задачи И. Искусство начинает трактоваться как отражение и исследование жизни, как своеобразный аналог науки.
Переоценка ценностей, связанная с глобальными процессами изменения культуры в ХХ веке, привела и к переоценке представлений об И. Расширился мир И., в который вошли вновь открытые виды художественного творчества (фотография, кино, дизайн) или восстановленные в правах старые (все виды декоративно–прикладного искусства). Авангардистские искания художников предельно расширили понимание эстетического, а демократизация социальной жизни кардинально изменила социальные функции И. Границы между «И.» (творческим созиданием по законам красоты и высшей гармонии) и «неискусством» (творчеством, принципиально отрицающим законы классической эстетики) оказались размыты. О своем праве на существование заявили целые области художественного творчества, связанные с массовой культурой, вызвав не утихающую полемику о китче как явлении «псевдоискусства».
И. стало растворяться в повседневной жизни. Возникшая во второй половине ХХ века идея «смерти И.» повлияла на изменение всего привычного категориального аппарата эстетики. На смену произведению И. пришли артефакты, художественное творчество трансформировалось в арт–практики и арт–проекты, понятие художественной жизни уступило место понятиям арт–номенклатура, арт–рынок, арт– поле. Все это свидетельствует об интенсивном изменении отношения к И. и пониманию его сущности. Однако поиски нового смысла И. и множественность теорий И. не уничтожают самого явления И., которое по–прежнему продолжает играть важнейшую и все более уси ливающуюся роль в общественной жизни людей. (Махрова Э. В.)
Полемика в определении И. ведется учеными на протяжении многих столетий, не утихая и сегодня. Одни видят смысл И. в творчестве (созидании нового), другие подчеркивают ценностное начало (творчество по законам красоты), многим И. видится способом познания действительности (отражение в художественных образах зримого и незримого мира), наконец, И. можно воспринимать как средство коммуникации (передачи социокультурной и личностно–значимой информации). Все подобные определения оказываются справедливыми, но односторонними. Согласно концепции отечественного философа М. С. Кагана художественная деятельность представляет собой синкретическое слияние всех базовых элементов человеческой деятельности: познания, оценки, творчества и коммуникации. Именно этот нерасторжимый синкретизм художественной деятельности затрудняет определение сущности И. Сложность определения обусловлена и исторически изменчивым бытием И., изменением его роли и функций в социокультурной жизни.
Происхождение И. относится ко времени формирования современного вида человека — homosapiens. По мнению некоторых ученых, само появление этого человеческого вида обязано именно И.
В европейском ареале термин И. появляется еще в античности. Его первоначальный смысл связан с искусностью любой практической или теоретической деятельности людей. Поэтому в разряд И. попадали ремесло (кораблестроение, гончарное дело и т. д.), наука (арифметика, астрология, диалектика), и собственно И. в его современном понимании (музыка, поэзия, изобразительное И., архитектура, театр, танец). Но при этом различные виды И. внутренне подразделялись на «высокие» и «низкие», приносящие удовольствие и приносящие пользу. Для античности, и для западного Средневековья наиболее популярным было разделение И. на arteliberalis и artevulgaris. Свободные И. считались высокими, так как основывались на умственном труде, служебные искусства, требующие тяжелого ремесленного труда, занимали ранг низкихВ эпоху Ренессанса начинается и к середине XVIII в. завершается процесс сложения системы «изящных искусств» — процесс выделения области И. как особого вида творческой деятельности. В состав этой области входили И. «удовольствия» — музыка, поэзия, живопись, скульптура, танец, или же И., приносящие как пользу, так и удовольствие — ораторское И. и архитектура (см.: Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). С этого времени под термином «И.» подразумеваются, прежде всего «изящные искусства», ориентированные на неутилитарное эстетическое наслаждение.
Осмыслением назначения и функций изящных И. занимались многие философы и художники. Так, И. Кант видел суть И. во «всеобщей сообщаемости удовольствия». Для Гете И. — это произведение человеческого духа, подражающего в своей деятельности при роде. Для Гегеля «царство художественного творчества есть царство абсолютного духа». Так сложилась метафизическая философия И., нашедшее свое высшее воплощение в искусстве европейского романтизма и символизма.
Развитие научно–технического прогресса, а вместе с ним естественных и точных наук, влиявших на И. (появление таких художественных направлений как реализм и натурализм), позитивистская философия смещают акцент с эстетического на рационально–познавательные задачи И. Искусство начинает трактоваться как отражение и исследование жизни, как своеобразный аналог науки.
Переоценка ценностей, связанная с глобальными процессами изменения культуры в ХХ веке, привела и к переоценке представлений об И. Расширился мир И., в который вошли вновь открытые виды художественного творчества (фотография, кино, дизайн) или восстановленные в правах старые (все виды декоративно–прикладного искусства). Авангардистские искания художников предельно расширили понимание эстетического, а демократизация социальной жизни кардинально изменила социальные функции И. Границы между «И.» (творческим созиданием по законам красоты и высшей гармонии) и «неискусством» (творчеством, принципиально отрицающим законы классической эстетики) оказались размыты. О своем праве на существование заявили целые области художественного творчества, связанные с массовой культурой, вызвав не утихающую полемику о китче как явлении «псевдоискусства».
И. стало растворяться в повседневной жизни. Возникшая во второй половине ХХ века идея «смерти И.» повлияла на изменение всего привычного категориального аппарата эстетики. На смену произведению И. пришли артефакты, художественное творчество трансформировалось в арт–практики и арт–проекты, понятие художественной жизни уступило место понятиям арт–номенклатура, арт–рынок, арт– поле. Все это свидетельствует об интенсивном изменении отношения к И. и пониманию его сущности. Однако поиски нового смысла И. и множественность теорий И. не уничтожают самого явления И., которое по–прежнему продолжает играть важнейшую и все более уси ливающуюся роль в общественной жизни людей. (Махрова Э. В.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014