ИСКУССТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИСКУССТВО
1. Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность И. истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т. п. Одной из центральных тем И. являются человеческие конфликты. 2. В узком смысле – изобразительное И. 3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Искусство
Необходимость уловить в самой постановке психологической проблемы искусства тот спецификум искусства, который выделяет художественную реакцию из всего поведения человека, можно пояснить на любой психологической теории искусства. Назвать это собственное имя искусства, указать этот спецификум, – это значило бы решить проблему. Это не составляет нашей задачи. Но без предварительного определения места его нахождения нельзя строить исследование. Надо нащупать искомую неизвестную величину, выразить ее условно Х-ом и установить ее отношения с известными или данными психологическими величинами. Надо затем составить алгебраическое уравнение. Я, оставляя пока это уравнение, попытаюсь лишь выразить X, т.е. наметить в виде проблемы – искомую неизвестную величину. (29.2, 5) Если бы стихотворение о грусти не имело никакой другой задачи, как заразить нас грустью, это было бы очень грустно для искусства. Настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них обычно содержится. И это нечто преодолевает эти чувства, просветляет их, и таким образом осуществляется самое важное назначение искусства. «Заразительность» искусства основана не на простой передаче чувств от одного к другому, – в этом смысле речь оратора, крик боли, громкое ура не менее заразительны. Стихи о грусти ставят нас над грустью, побеждают ее, преодолевают, разрешают. Как они достигают этого, какими психологическими средствами, – в этом и заключается то X, то собственное имя искусства, та искомая величина, с которой должно начинаться исследование. (29.2, 7)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Искусство
результат особого вида человеческой деятельности, нацеленного на эстетическое преобразование окружающей среды, самого человека и форм его жизнедеятельности.
Полемика в определении И. ведется учеными на протяжении многих столетий, не утихая и сегодня. Одни видят смысл И. в творчестве (созидании нового), другие подчеркивают ценностное начало (творчество по законам красоты), многим И. видится способом познания действительности (отражение в художественных образах зримого и незримого мира), наконец, И. можно воспринимать как средство коммуникации (передачи социокультурной и личностно–значимой информации). Все подобные определения оказываются справедливыми, но односторонними. Согласно концепции отечественного философа М. С. Кагана художественная деятельность представляет собой синкретическое слияние всех базовых элементов человеческой деятельности: познания, оценки, творчества и коммуникации. Именно этот нерасторжимый синкретизм художественной деятельности затрудняет определение сущности И. Сложность определения обусловлена и исторически изменчивым бытием И., изменением его роли и функций в социокультурной жизни.
Происхождение И. относится ко времени формирования современного вида человека — homosapiens. По мнению некоторых ученых, само появление этого человеческого вида обязано именно И.
В европейском ареале термин И. появляется еще в античности. Его первоначальный смысл связан с искусностью любой практической или теоретической деятельности людей. Поэтому в разряд И. попадали ремесло (кораблестроение, гончарное дело и т. д.), наука (арифметика, астрология, диалектика), и собственно И. в его современном понимании (музыка, поэзия, изобразительное И., архитектура, театр, танец). Но при этом различные виды И. внутренне подразделялись на «высокие» и «низкие», приносящие удовольствие и приносящие пользу. Для античности, и для западного Средневековья наиболее популярным было разделение И. на arteliberalis и artevulgaris. Свободные И. считались высокими, так как основывались на умственном труде, служебные искусства, требующие тяжелого ремесленного труда, занимали ранг низкихВ эпоху Ренессанса начинается и к середине XVIII в. завершается процесс сложения системы «изящных искусств» — процесс выделения области И. как особого вида творческой деятельности. В состав этой области входили И. «удовольствия» — музыка, поэзия, живопись, скульптура, танец, или же И., приносящие как пользу, так и удовольствие — ораторское И. и архитектура (см.: Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). С этого времени под термином «И.» подразумеваются, прежде всего «изящные искусства», ориентированные на неутилитарное эстетическое наслаждение.
Осмыслением назначения и функций изящных И. занимались многие философы и художники. Так, И. Кант видел суть И. во «всеобщей сообщаемости удовольствия». Для Гете И. — это произведение человеческого духа, подражающего в своей деятельности при роде. Для Гегеля «царство художественного творчества есть царство абсолютного духа». Так сложилась метафизическая философия И., нашедшее свое высшее воплощение в искусстве европейского романтизма и символизма.
Развитие научно–технического прогресса, а вместе с ним естественных и точных наук, влиявших на И. (появление таких художественных направлений как реализм и натурализм), позитивистская философия смещают акцент с эстетического на рационально–познавательные задачи И. Искусство начинает трактоваться как отражение и исследование жизни, как своеобразный аналог науки.
Переоценка ценностей, связанная с глобальными процессами изменения культуры в ХХ веке, привела и к переоценке представлений об И. Расширился мир И., в который вошли вновь открытые виды художественного творчества (фотография, кино, дизайн) или восстановленные в правах старые (все виды декоративно–прикладного искусства). Авангардистские искания художников предельно расширили понимание эстетического, а демократизация социальной жизни кардинально изменила социальные функции И. Границы между «И.» (творческим созиданием по законам красоты и высшей гармонии) и «неискусством» (творчеством, принципиально отрицающим законы классической эстетики) оказались размыты. О своем праве на существование заявили целые области художественного творчества, связанные с массовой культурой, вызвав не утихающую полемику о китче как явлении «псевдоискусства».
И. стало растворяться в повседневной жизни. Возникшая во второй половине ХХ века идея «смерти И.» повлияла на изменение всего привычного категориального аппарата эстетики. На смену произведению И. пришли артефакты, художественное творчество трансформировалось в арт–практики и арт–проекты, понятие художественной жизни уступило место понятиям арт–номенклатура, арт–рынок, арт– поле. Все это свидетельствует об интенсивном изменении отношения к И. и пониманию его сущности. Однако поиски нового смысла И. и множественность теорий И. не уничтожают самого явления И., которое по–прежнему продолжает играть важнейшую и все более уси ливающуюся роль в общественной жизни людей. (Махрова Э. В.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
322.00 кб

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка.
Читать PDF
317.84 кб

Искусство как постижение себя

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия искусства как мира опыта в рамках феноменологического подхода. Утверждается, что с помощью искусства происходит постижение Другого и узнавание себя в различных социальных контекстах.
Читать PDF
270.34 кб

Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности

Бондаренко А. И.
В статье рассматриваются причины возникновения искусства и его роли в истории человека.
Читать PDF
115.88 кб

Практика алхимии и актуальное искусство

Секацкий Александр Куприянович
Читать PDF
69.38 кб

Искусство как виртуальная реальность

Алексеева А. В.
Читать PDF
203.49 кб

Третий Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование в III тысячелетии»

Милованова М. В., Стрельникова Е. С.
Читать PDF
707.54 кб

Искусство описания проблемного пространства в информатике

Богдалова Ирина Анатольевна, Иванов Сергей Юрьевич, Окулов Станислав Михайлович
Доказывается, что искусство описания проблемного пространства задачи является ключевой компетенцией специалиста по информатике любого уровня и она, эта компетенция, с точки зрения когнитивной психологии и философии характеризует р
Читать PDF
571.54 кб

Дизайн современной детской книги как искусство

Позднякова Ольга Витальевна
Рассматривается актуальный вопрос, не имеющий однозначного ответа, о необходимости присутствия печатной книги в жизни современного ребенка.
Читать PDF
312.68 кб

Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии

Харсеева Наталия Вячеславовна, Цветкова Ирина Владимировна
В статье рассматривается механизм воздействия искусства на детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения; использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной
Читать PDF
330.75 кб

Искусство сетевых презентаций в свете интерпретационной эстетики

Нургалеева Лариса Владимировна
Читать PDF
129.67 кб

Методическая разработка профиля «Культура и искусство Востока» (по ФГОС 3-го поколения)1

Войтишек Елена Эдмундовна, Комиссаров Сергей Александрович
Читать PDF
360.09 кб

Интуиция и искусство

Бондаренко Александр Викторович
В статье раскрывается сущность и роль интуиции в художественном творчестве. Доказывается ведущая роль интуитивного начала в искусстве на основе анализа представлений писателей, музыкантов и художников.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство и бизнес в современной России

Конев Валерий Павлович
Рассматриваются вопросы взаимоотношения современной художественной культуры и бизнеса в постсоветском социуме.
Читать PDF
0.00 байт

Современное искусство: украинский контекст

Аверьянова Н. Н.
Анализируются особенности современного искусства, а также его специфика в Украине.
Читать PDF
245.61 кб

Изобразительное искусство в специальном образовании

Соколова О.Ю.
В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобраз

Похожие термины:

  • Общение и искусство: диалог автора с аудиторией

    В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно об
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя

    С психол. стороны один из видов целенаправленной деятельности, к-рая является деятельностью О., поскольку предполагает в кач. обязательного условия актуализацию социальных отношений в процессе в
  • Общение и искусство: роль эмпатии

    Эмпатия (Э.) один из важнейших механизмов художественного сопереживания, суть Э. при О. с произведениями искусства - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия автора произведения и
  • Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность

    Способность читателя, зрителя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения разл. по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий урове
  • Общение и искусство: искусство как общение

    Способ О., позволяющий человеку при помощи особой системы «идеальных объектов» реализовать те аспекты своей личности, к-рые не проявляются (как правило) в обычном О., не поддаются непосредственной
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства

    может рассматриваться как объект воздействия массовой культуры, коммерческой литературы и т. д., - т. е. объект воздействия в «искусстве для эмоций», не имеющем иного содержания, кроме того, что пред
  • Общение и искусство: общение в искусстве

    В социально-психол. понимании искусство может рассматриваться как художественная коммуникация, к-рая чаще имеет однонаправленный характер, и как межличностное О., к-рое является 2-сторонним проце
  • Общение и искусство: общение искусством

    это смысловое О. с опорой на язык искусства, по определению А. А. Леонтьева. Элементы языка искусства - это «идеальные объекты», к-рые наполняются содержанием. Человек, воспринимающий искусство, так
  • Общение и искусство: переживание катарсиса

    возникает в том случае, если взаимодействие смыслового содержания произведения искусства с личным опытом реципиента приводит к реальным трансформациям последнего. Тогда художественное пережив
  • Общение и искусство: музыкальное переживание

    Эмоции, по мнению большинства исследователей, являются не только «окраской» муз. деятельности, но и цементирующей составляющей переживания музыкантом своей деятельности, координируют регуляцию
  • Общение и искусство : творческое вдохновение

    Вдохновение - это состояние, связанное с усиленной потребностью личности художника, творца, автора в творческом самовыражении, активизирующее творческий процесс. В этом состоянии повышается энер
  • ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ

    один из способов познания человека. Воспроизводя действия сценического персонажа в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы, актер переживает два типа эмоций: 1) связанные с успешностью своей
  • Сетевое искусство

    Net Art) - новый способ производства и функционирования произведений искусства, в основе к-рого лежит использование сетевых технологий. Подобные произведения характеризуются 2 специфическими характ
  • Технология актерского искусства для педагогов

    Приемы актерского мастерства необходимы и в работе педагога. Исследуя особенности речи человека для того, чтобы, используя их, актер смог воплотить ткань жизни «человеческого духа», П. М. Ершов обн
  • Дискурс современного актуального искусства

    представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической
  • ИСКУССТВЕННЫЙ

    1. Характеристика артефакта, созданного людьми. 2. Не реальный, не подлинный.
  • ЯЗЫК ИСКУССТВЕННЫЙ

    См. язык.
  • Экспрессивные искусства

    expressive arts) Э. и. не часто рассматривают с позиций их вклада в изменение поведения, несмотря на признание за ними способности вызывать изменения личности. С увеличением информ. базы данных, улучшающе
  • Морфология искусства

    artistic morphology) М. и. относится к научному изучению формы и структуры в иск-ве. В визуальных иск-вах акцент делается на форме. Уже с конца прошлого столетия психологи приступили к соотв. исслед. в области
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

    отрасль психологической науки, зани мающаяся изучением закономерностей художественно–творческого процесса, структуры художественного интеллекта (Art IQ), восприятия произведений искусства.