ТВОРЧЕСТВО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Творчество (креативность)
Создание чего-то оригинального и полезного.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ТВОРЧЕСТВО
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Творчество
Деятельность, отличающаяся неповторимостью и оригинальностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ТВОРЧЕСТВО
вид деятельности человека, направленной на решение новой задачи, создание чего-либо такого, что еще никем и никогда не было создано. Продуктами творческой деятельности человека являются, как правило, предметы материальной и духовной культуры, а также преобразования природы и общества. См. культура, творческое мышление (продуктивное мышление).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТВОРЧЕСТВО
мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Т. при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Т. при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний — от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении Т. в сознании доминирует вдохновение вплоть до озарения личности — потребность деятельности, а в деятельности — стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей новыми, ранее не опробованными средствами.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Творчество
высшая форма проявления феномена человека (Н. А. Бердяев); деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых. Т. может быть рассмотрено в двух аспектах: как процесс и как продукт и результат процесса.
Т. как процесс сочетает в себе логические и интуитивные, сознательные и бессознательные компоненты. При этом оно опирается на традиционные познавательные процессы (восприятие, память, представления и др.), но придает им своеобразную окраску (не просто мышление, воображение, а творческое мышление, творческое воображение). Т. как продукт имеет следующие существенные характеристики: материальное и духовное выражение (или их сочетание), новизна, необычность, оригинальность.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ТВОРЧЕСТВО
высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Т. оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). Следует различать объективную и субъективную сторону Т. С объективной точки зрения Т. определяется его конечным продуктом – научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения и т.д. При этом масштаб Т. может быть различным, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения Т. определяется самим процессом Т., даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной (продукт нов для данного субъекта). Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря к–рым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Изучение этих свойств выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии своих созидательных возможностей. Т. как процесс рассматривалось в самоотчетах талантливых людей как вдохновение, озарение, инсайт, сменяющие предварительную работу мысли.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ТВОРЧЕСТВО
англ. creativity).
1. В узком смысле, Т. - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае "Т. есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники".
2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Т. (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и Т. на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает ч.-л. новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" (Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.
3. Существует также т. зр., что Т. - это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТВОРЧЕСТВО
психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.
Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта (надсознательное).
С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений и прочего - направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая).
Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Творчество
creativity) – 1. способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям; способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения, оригинальные, неотразимые, значительные, убедительные и т.д.; 2. классический психоанализ, напротив, рассматривает отмеченную творческим воображением деятельность как примитивную, инфантильную и как функцию Ид, или как результат психологической регрессии. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как Эдипову фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Фрейд, 1908). В конце своей жизни З.Фрейд отверг вывод о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. В других направлениях психоанализа предпринимались попытки показать, что творческая деятельность является депрессивной или шизоидной, то есть она или представляет попытку репарации деструктивных фантазий (Klein, 1948; и др.) или каким-то образом аналогична бредовому симптомообразованию. Существуют расхождения во мнениях о том, является ли творчество способностью, свойственной всем людям (Kubie, 1958), либо творческие люди являются с самого начала жизни «другими», что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что при проведении аналитической терапии им требуется иная техника, нежели другим (Gretnacre, 1957); 3. в психопатологии – имеется в виду патологическое творчество, патография, которую характеризуют плоды болезненного воображения, обычно являющиеся прямым порождением и выражением психического расстройства. Вообще говоря, психопатология творчества разработана недостаточно, обычно имеются в виду пациенты с явными, манифестными психическими расстройствами и плоды их болезненного воображения (бред изобретательства, патологическое фантазирование и др.), но большее социальное значение, безусловно, имеет патография, авторы которой лишены очевидных признаков душевного заболевания или расстройства личности; 4. с позиций теории В.П.Симонова, вступающей в открытое противостояние с психоанализом по ряду принципиальных позиций, творчество связано с активностью «сверхсознания», некоей неосознаваемой ментальный структуры, в которой подспудно, скрыто от самого индивида создаются новые алгоритмы решения возникающих проблем, к чему структуры сознания, по мнению В.П.Симонова, не способны, последние могут лишь воспроизводить прежний опыт, не создавая ничего оригинального. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТВОРЧЕСТВО
продуктивная форма интеллектуальной активности, ее высший уровень. Результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д.
Т. как процесс складывается из осознанных и неосознанных компонентов: постановка вопроса, мобилизация необходимых знаний, личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задачи, специальные наблюдения, эксперименты, обобщение получаемых фактов, оформление в виде логических образных, математических, графических, предметных моделей (художественное произведение, конструирование прибора и т. п.).
Т. предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место и догадки, интуитивные предположения и логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть внезапно, например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого.
В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества Л.С. Выготский рассматривал Т. по результату как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял Т. как деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д. AM. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Бруш- линский А.В., Тихомиров ОК. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А.В. Брушлинский, реализуя подход к Т. C.JI. Руинштейна, раскрыл природу так называемого «немгновенного» инсайта, показав его скрытую детерминацию предшествующим мыслительным процессом. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества.
А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Т. личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
В научном Т. большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном Т. - наглядные образы, их яркость. Т. основано не только на воображении, но и на мышлении, оно также следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

Источник: Акмеологический словарь.

ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ)
creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические "творения" в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.
Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа "регрессия на службе ЭГО" при описании "негативной способности" (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, - и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это - особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби "Невротическое искажение творческого процесса" (Kubie neurotic distortion of the creative process, 1958); по поводу другой - работу Филлис Гринакр "Детство художника" (Greenacre the childhood of the artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Творчество
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. (11.1, 3) Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинированного поведения. (11.1, 4 – 5) Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. (11.1,5) творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. (11.1, 6) Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (11.1, 6 – 7) возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта. (11.1, 8) Великий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими. (11.1, 25) То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода. (11.1, 20) Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. (11.1. 23 – 24) Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. (11.1, 32) Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. (11.1, 57 – 58) Творчество ребенка напоминает игру, которая возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Вторая связь с игрой заключается в том, что и детское литературное творчество, как игра, в основе своей не порвало еще связи с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка. (11.1, 59) Смысл и значение этого (детского) творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка и значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира. (11.1, 60 – 61) основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. (11.1, 63) Мы видим проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и дать ребенку то, чего мы вправе от него ожидать. (11.1, 75) См. Воображение, Деятельность, Игра, Опыт, Переживание, Поведение, Потребность, Развитие, Речь, Среда

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ТВОРЧЕСТВО
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: процессуальный и личностный (черты, обеспечивающие включённость в процесс). Эти аспекты базируются на тенденциях в историко-философском анализе проблемы, которые оформились к рубежу ХХ– ХIХ вв. Одну из них представляют такие направления, как философия жизни, экзистенциализм, а другую – инструментализм, операционализм, прагматизм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В определенной степени они послужили основой того разрыва в когнитивной и аффективной линии психологического анализа (закрепленного функциональным подходом), который постоянно отмечался исследователями творчества. Основные подходы в понимании Т. отразили его исходную противоречивость как явления. Первый подход (с середины ХIХ до середины ХХ в.) рассматривал Т. как проявление максимального уровня способностей (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Равен, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, К. М. Гуревич и др.). В рамках этого подхода английский учёный Г. Уоллес в1924 г. расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Эта дифференциация процесса творчества совпадала с самоотчётами таких крупных естествоиспытателей, как Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, выделивших несколько стадий в процессе Т. – от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Отдельные этапы находили место в самоотчетах многих деятелей искусства и науки (описание «вдохновения», «мук Т.» и т. п.). Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддавались сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в Т. подсознанию и иррациональным факторам. В школе С. Л. Рубинштейна в середине ХХ в. при исследовании процесса, приводящего к инсайту, этим факторам была дана научная интерпретация как мгновенно кристаллизующемуся результату ранее проведенного анализа (Рубинштейн, 1957 г.). Вместе с тем даже в этой школе исследование процесса Т. не выходило за рамки решения поставленных задач. В рамках этого подхода не было возможности исследовать «спонтанные открытия» как порождение идеи, не связанной с решением поставленной задачи, как выход в область «непредзаданную». Кризис этого направления неизбежен, так как «…на пути отождествления целого с элементами проблема не решается, а только обходится» (Выготский Л. С., 1986, c. 12). Второй подход в понимании Т. как самостоятельной способности – креативности, локализованной в факторах дивергентного мышления формируется в 50-х гг. в рамках тестологической парадигмы. Дивергентное мышление рассматривается как возможность порождения новых оригинальных идей. Однако дивергентное мышление, по словам Дж. Гилфорда, обеспечивает лишь метод проб и ошибок (Гилфорд, 1965). Функционируя в открытых задачах, дивергентное мышление как бы не ограничено конкретным стимулом. Однако, апелируя прежде всего к ассоциативному процессу и памяти (Guilford, 1988), оно теряет качество продуктивного мышления как направленного поступательного процесса анализа. Проведенное Гилфордом выделение отличного от IQ показателя креативности Cr, иллюстрирует тенденцию, характерную для поэлементного анализа: «колебания от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости, как между двумя различными процессами» (Выготский Л. С., 1982, с. 12), что демонстрируют многочисленные сопоставительные исследования креативности и интеллекта на протяжении второй половины ХХ в. Вместе с тем в отечественной психологии творчества методологическое положение Л. С. Выготского, что психология, желающая изучать сложные единства, должна заменить методы разложения на элементы методами анализа, расчленяющего на единицы» реализуется (1969 г. – 2009 г.) на им же выдвинутом принципе «единства аффекта и интеллекта» [Богоявленская Д. Б., 2002.]. Лишь единица анализа позволяет преодолеть методологический разрыв в рассмотрении творчества или только с духовной, или с операциональной стороны. В ней в монистическом представлении отражены оба момента исходного противоречия. Переход к исследованию развитых форм творчества в рамках третьего подхода потребовал и одновременно позволил выделить его «единицу», обладающую качеством всеобщности и далее неразложимую. В ее качестве выступает способность к развитию деятельности по инициативе ее субъекта, которая обеспечивает выход за пределы требований исходной ситуации в область «непредзаданного». Это «самодвижение» деятельности не объясняется только свойствами интеллекта. Лишь реализация в деятельности отношения человека к миру позволяет понять логику самого процесса. Т. – действие внутренне детерминированное и в этом смысле – свободное действие. Высшая, ставшая форма Т. начинается там, где теряет форму ответа. Результат Т. шире, чем исходная цель. Факт выделения «единицы анализа» творчества связан с переходом от анализа низших форм творчества (продуктивного мышления как решения задач, которое возможно в рамках поэлементного анализа) к анализу его высших, развитых форм. Их анализ не только требует, но и позволяет выделить искомую единицу. Для идентификации этой способности разработан метод «Креативное поле» (1969 г.), реализованный в новой двухплоскостной модели эксперимента – системе однотипных задач. Метод позволяет шкалировать в одной плоскости результаты по овладению новой деятельностью. Решающим фактором здесь выступает уровень развития интеллекта. Это уровень решения частных задач, открытий на уровне единичного. В другой – результаты по ее развитию: выявление новых закономерностей – открытий на уровне особенного, и построение теории их обосновывающей, – открытия на всеобщем уровне. Выход в эту плоскость определяют, по Ф. Гальтону, те «личностные и мотивационные черты, которые обеспечивают реализацию ума». Таким образом, определение Т. не по продукту, а по механизму как объективному критерию позволяет дифференцировать широкую область феноменологии творчества, построить ее типологию (Богоявленская Д.Б.,2002).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

креативность и творчество в педагогической деятельности

Нечаева Т. А.
Читать PDF

Творчество как ментальная практика и неконтролируемый процесс прогрессивного преобразования среды

Кулик Александр Иванович
Рассматривается процесс творчества как ментальная непроизвольная практика адаптационного характера, направленная на преобразование внешнего и внутреннего миров человека и предназначенная для решения неосознаваемых задач человека к
Читать PDF

Творчество как вариант проявления позитивных девиаций поведения

Снимщикова Эмилия Викторовна
Читать PDF

Творчество как способ бытия

Гумерова Римма Васивовна
Творчество это не отдельное свойство, это целостная характеристика человека, способ бытия.
Читать PDF

Психологическая практика как творчество

Махлова Ольга Александровна
Статья выполнена в русле экзистенциальной философии и психологии. В ней психологическая практика рассматривается, как особый вид творчества, происходящий в момент встречи Я и Ты, подчеркивается дуальность ее характера.
Читать PDF

Личность, творчество, самореализация

Козлов Владимир Васильевич
Читать PDF

Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию "творчество"

Шаршов И. А.
Читать PDF

Творчество: природа и развитие

Дружинин Владимир Николаевич
Читать PDF

Творчество В.И. Вернадского и психологическая наука

Ждан Антонина Николаевна
Читать PDF

Творчество и массовое образование

Титова Е.И.
В статье рассматриваются проблемы влияния массового образования на развитие творческой личности.
Читать PDF

Спонтанное художественное творчество как средство актуализации творческого потенциала личности

Частоколенко Яна Борисовна
Рассматривается спонтанное художественное творчество детей и взрослых. Предложен вариант решения одной из наиболее парадоксальных проблем психологии творчества «организованной спонтанности творчества».
Читать PDF

Творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника

Койнова Гульнара Нурмухаммедовна
Анализируется творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника. Непрерывное движение информации вызывает необходимость адекватной гибкой личностной структуры.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Творчество детское

    форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для други
  • ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ

    вид творческой деятельности человека, осуществляемой посредством компьютера. При правильной организации использования последнего расширяются аозможности человеческого творчества, связанные с
  • Художественное творчество

    особый вид творческой деятельности, связанный с эстетическим освоением действительности, основывающийся на преимущественной работе наглядно–образного мышления при тесной взаимосвязи с эмоцио
  • Наркотики и творчество

    согласно мнению, распространенному в определенных слоях общества, тесно связаны друг с другом: якобы под воздействием некоторых наркотиков у творческих личностей расширяются рамки воображения и
  • Народное творчество

    подсистема народной культуры, исторически развивающийся процесс духовно–творческой деятельности народных масс, который кристаллизуется в образцах фольклора. Произведения фольклора обладают о
  • Народное творчество эпическое

    выделение одного из родов фольклора (в триаде: эпос, лирика, драма). Эпос есть у каждого народа, он имеет разнообразные формы у разных этносов. К эпическому роду относят произведения повествователь
  • Народное творчество игровое и драматическое

    основано на взаимосвязи элементов слово — музыка — танец (движение) — действие (свойственна игровому фольклору: игровым хороводам, традиционным играм с игровой прелюдией), а доминирование действ
  • Народное творчество инструментальное

    в восточно–славянском суперэтносе инструментальные наигрыши подразделяются на пастушьи (в русской традиции в разных местностях пастухи играют на рожке, жалейке, свирели, барабанке), на наигрыши
  • Народное творчество изобразительное

    включает в себя декоративно–прикладное искусство и народное зодчество. «Изобразительный фольклор» стоит особняком, так как он воплощается в материальных формах, а его структурообразующими элем
  • Народное творчество музыкально–хореографическое

    основано на синкретизме элементов музыка — танец или слово — музыка — танец. Музыкально–хореографический фольклор существует у всех народов, имеет ритуальные и обрядовые корни, объясняющие сем
  • Народное творчество музыкальное

    подразделяется на музыкально–поэтическое, песенное (основанное на комбинации элементов: слово — музыка в системе средств художественной выразительности) и инструментальное (собственно музыкал
  • Народное творчество песенное

    подразделяется на крестьянское и городское, обрядовое и необрядовое. К городскому фольклору относятся песни разных социальных слоев (рабочие, ямщицкие, тюремные, разночинные, студенческие, револ
  • Народное творчество словесное

    основано на главенстве слова в системе средств художественной выразительности, взаимосвязано с мимикой и жестом, соответствует словесному фольклору: прозаическому и поэтическому. Словесный фол
  • Народное творчество устное

    древнерусские княжескодружинные певцы, скоморохи, сказители и калики перехожие обогатили устный репертуар многообразием сюжетов и жанров. К XIX веку устное народное творчество сочетало в себе сво
  • Научное творчество

    особый вид творческой деятельности человека, опирающийся на словесно–логическое мышление, продуктом которого являются открытия общих закономерностей развития реальной действительности. Н.т., в
  • Педагогическое творчество

    это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Уровни творчества: 1. Творчество — открытие нового для себя, обнаружение вариативных нестандартных способов решения педагогиче
  • Социально–культурное творчество

    представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность отдельного человека или группы людей, которая направлена на познание, совершенствование и преобразование окружающей де
  • Техническое творчество

    один из видов творческой деятельности, связанный с практическим (технологическим) преобразованием реальности, Т.т. опирается на механизмы творческого мышления с преобладанием наглядно–образных
  • Трансситуационное творчество

    одно из двух измерений, формирующих двумерную типологию субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях, объединяющее три компонента субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях — тра
  • методы изучения продуктов творчества

    один из проективных методов исследования личности, заключающийся в диагностике ее психических особенностей путем изучения результатов заранее стандартизированной творческой деятельности чел