Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность это что такое Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность: определение — Психология.НЭС
Общение и искусство: роль эмпатии Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя

Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность

Найдено 1 определение:

Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность

Способность читателя, зрителя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения разл. по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт О. с искусством, а также степень творчества, проявляющийся в восприятии искусства. Художественная компетентность (Х. к.) определяет качество эстетического переживания в восприятии искусства. Оно зависит от знаний, когнитивной сложности картины мира реципиента, его способности к восприятию многомерности и альтернативности, от владения реципиентом специфическими «языками» разных видов, стилей и жанров искусства, позволяющих «перевести» содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов. Качество эстетического переживания в восприятии искусства зависит также от степени овладения личностью системой операциональных навыков и умений, определяющих ее способность осуществить адекватную тексту деятельность по ее распредмечиванию. Лит.: Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 6; Он же. Введение в психологию искусства. М., 1998; Он же. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000; Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Восприятие художественно-эстетической информационной системы произведения искусства как психолого-пе

Локарева Галина Васильевна
Статья посвящена изучению психофизиологических свойств и механизмов восприятия художественно-эстетической информационной системы произведений основных видов искусства, которые обусловливают и обеспечивают осмысление необходимого типа информации.
Скачать PDF

Проявление психологических типов отношения к искусству в художественных предпочтениях молодежи

Янкелевич М.С.
В данной статье приводятся данные об отношении молодежи к произведениям художественной литературы и кинематографа, полученные в результате изучения художественных предпочтений.
Скачать PDF

Подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания

Мосунова Людмила Александровна
В статье ставится задача проанализировать и обобщить подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания. Рассматриваются идеи, разработанные в теории и реализованные на практике представителями смежных областей культуры: искусства и художественно-эстетического воспитания. Первый источник идей - работы ученых, исследовавших особенности художественного восприятия. Второй источник -труды выдающихся деятелей музыки и живописи.
Скачать PDF

Психолого-педагогические аспекты формирования художественного сознания при изучении истории искусств

Бондаренко А.И.
В статье раскрываются психологические механизмы формирования функционального процесса генерализации внутренних структур генофона для реализации способности самоактуализации человека.
Скачать PDF

Эстетические категории и ценности спорта в текстах художественных произведений русских классиков XIX

Слепцова Татьяна Васильевна
В статье рассматривается проявление эстетических категорий и ценностей в сфере физической культуры и спорта. Для культурологического анализа выбраны тексты художественных произведений Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Д.В. Григоровича, Л.Н. Андреева, А.С. Грина, сюжетные линии которых связаны с историей отдельных видов спорта, телесно-двигательной активностью и рекреативной практикой. Отношение писателей к спорту как к сложному и противоречивому явлению, воплощающему не только гуманистические ценности, но и негативные стороны, трагические моменты, позволяет обобщить явления в виде эстетических категорий: прекрасное – безобразное; трагическое – комическое; возвышенное, героическое – низменное. Бинарные оппозиции в рамках одного предмета исследования свидетельствует об амбивалентности спорта.
Скачать PDF

Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студи

Жукова Н.И.
В статье рассмотрены и теоретически обоснованы компоненты структурно-психологической модели художественно-эстетического мировоззрения личности. Выявлены критерии и показатели формирования художественно-эстетического мировоззрения студентов в процессе творческой деятельности в театрестудии.
Скачать PDF

Формирование художественного образа у дошкольников в рамках концепции трансформируемых эстетических

Погодина Светлана Викторовна
Одним из основных подходов к развитию детского изобразительного творчества является диалектический. Именно благодаря диалектике становится возможным понять природу формирования художественного образа у дошкольников. Человек появляется на свет, уже имея потенциальный опыт восприятия цвета, формы и композиции, но они для него пока не актуализированы и находятся в зачаточном состоянии, а всё, что он способен сделать на этой стадии, имеет неосознанный, бессознательный характер. Однако не стоит забывать и о том, что «родовой опыт» не является категорией статичной. Обладая «коллективным бессознательным», ребёнок всего лишь приобретает возможность трансформировать свой изобразительный опыт для того, чтобы формировать собственный художественный стиль. Но каждый использует этот опыт с разной степенью интенсивности и содержательной интерпретации. Наличие «родового опыта» не гарантирует успешного творческого развития в области изобразительного искусства. Проявление «коллективного бессознательного» индивидуально и опосредовано сензитивными периодами, которые связаны с наиболее благоприятной его актуализацией. В противном случае «родовой опыт» не исчезает, он остаётся в латентном состоянии, при обращении к нему на последующих этапах становления может сложиться совершенно иной алгоритм развития, более продолжительный и осложнённый. Длительность и степень затруднённости зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Диалектичность «родового опыта» заключается в том, что, с одной стороны, он имеет общие для всех структурные образования. Такими образованиями являются сенсорные эталоны и способность их воспринимать, использовать в своей практической деятельности. И в данном случае наличие у отдельной личности физических недостатков (глухоты, слепоты и т.д.) не является препятствием к использованию «родового опыта». На сегодняшний день установлено, что утрата какого-либо анализатора приводит к компенсации его за счёт других. С другой стороны, «родовой опыт» индивидуален, а вернее, индивидуальна траектория его актуализации. Поэтому степень проявления «коллективного бессознательного» у всех различна. Она не может быть одинаковой, особенно в области изобразительного искусства. Иначе это привело бы к появлению плеяды великих мастеров, однако этого не происходит. Таким образом, мы можем утверждать, что на степень овладения художественными эталонами влияет не только «родовой опыт», но и опыт, приобретённый в процессе приобщения к искусству, прежде всего, эмоциональный и когнитивный. Тем более что «коллективное бессознательное» не содержит в себе глубоких знаний и представлений о выразительных средствах, которые при своей структурности расширяются и трансформируются с течением времени. Художественный образ, являющийся итогом квинтэссенции «родового опыта» и изобразительного, принципиально отличен от представления о нём, он выступает как «мерка» не реальных предметов и явлений, а воображаемых, носящих художественно условный характер. Художественный образ всегда облечен в определённую форму и обозначает не истину, а ценность. Следовательно, овладение способами создания художественного образа это лишь один из механизмов творческой самореализации ребёнка. А поскольку в искусстве ценность обозначена не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления, то эта оценка строится с учётом эмоционального опыта, благодаря которому дошкольник способен перейти на креативный уровень восприятия художественного образа. Условно можно выделить три уровня восприятия художественного образа. Первый уровень эмпирический, обусловлен поисковой деятельностью ребёнка. То есть открытие художественного образа происходит на основе сопоставления с предметами, объектами и явлениями окружающей действительности, знакомыми детям. Второй уровень когнитивный, обусловлен изучением художественного образа с точки зрения его содержания, а, следовательно, и ценности для самого ребёнка. На этом уровне дети осваивают разные способы создания художественного образа на примере произведений искусства, педагогических эскизов, вычленяя в их структуре художественные эталоны и определяя их значение. Третий уровень креативный, связан с определением возможной интерпретации художественного образа в меняющихся условиях при использовании различных материалов и инструментов. Движение по каждому из уровней определено сменой эстетических архетипов, которые рассматриваются нами как спонтанно складывающиеся образы, непроизвольно возникающие в результате действия художественной эмоции («спровоцированной» произведениями искусства), одновременно с которой актуализируется аналогичная житейская эмоция сопереживание самому себе, своим житейским установкам, а также образы, имеющиеся в опыте ребёнка при общении с природой. Причем житейская эмоция имеет две характеристики: а) фрагментарность, т.е. эмоция проявляется в определённые промежутки времени; б) бессознательность, так как процесс протекает в основном на неосознанном уровне, затрагивая наиболее значимые для личности стороны внутреннего мира. Эстетические архетипы лежат в плоскости искусства и личного бессознательного, но на их проявление оказывают влияние природа и «родовой опыт». Примерами эстетических архетипов могут быть образ прекрасного, безобразного, доброго, злого, комического, трагического и т.д. Любой эстетический архетип складывается под влиянием всех четырёх областей, каждая из которых имеет своё значение. Художественные эталоны в данном случае располагаются в плоскости искусства и «родового опыта», но на их формирование также оказывают влияние природа и личное бессознательное. Если с искусством связь закономерна, то две других области демонстрируют косвенное воздействие. Природа определяет физическое свойство каждого компонента художественных эталонов. Личное бессознательное объясняет индивидуальность отношения ребёнка к тому или иному художественному эталону или их корреляцию в едином образе. Эстетические архетипы и художественных эталонов не механически накладываются друг на друга, создавая общее поле функционирования, а взаимопроникают, в результате чего художественные эталоны «распредмечивают» объекты, проникая в их «оболочку». Допустим, создавая образ котёнка, ребёнок не просто рисует объект, имеющий уши, хвост, четыре лапы, пушистую мордочку с усами, а пытается передать его состояние, отношение к нему (он злой, добрый, смешной, жалкий и т.д.), используя для этого определённые цветовые отношения, комбинацию форм, композиционное расположение в пространстве листа, художественные техники. Примером перехода эстетических архетипов в образ, благодаря художественным эталонам, является следующая ситуация. Девочка 5 лет, имеющая опыт работы с художественными эталонами в рамках студии, любила слушать стихотворение «Усатыйполосатый» С.Я. Маршака. Спустя некоторое время она села рисовать, заявив, что будет рисовать котёнка. Он будет маленьким, поэтому она поместит его в уголочке листа, он будет серо-голубого цвета, потому что ему страшно и одиноко, шерсть будет дыбом (для этого она щетинной кисточкой нанесла ритмичные мазки), так как он дрожит. Пустое пространство листа она закрыла тёмными красками, объяснив, что это его страхи. Получившийся образ был отличен от того, который отображён на книжной иллюстрации. Эстетические архетипы можно определить как концепт: инвариантное ядро ментальности ребёнка, видоизменяющееся в соответствии с конкретной комбинацией с художественными эталонами. При этом любое эмоционально-эстетическое «перерождение» доизобразительных впечатлений в образ способствует появлению личностных новообразований у дошкольника, что коренным образом меняет его отношение к процессу и результату своего творчества. Благодаря новообразованиям ребёнок оказывается способным «сканировать» общий эмоционально-эстетический пласт произведений искусства, что значительно обогащает его собственный изобразительный опыт. Таким образом, центральным для понимания сущности формирования художественного образа, взаимодействия искусства и личности дошкольника является процесс художественного переживания, эффективность которого определяется эмоциональным воздействием на детей эстетических архетипов.
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции

Коблов Феликс Черменович
О подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.
Скачать PDF

Развитие компетентности в общении у студентовпсихологов

Филатова Лилия Эльдаровна
Приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развитии компетентности в общении психологов. Показана структура компетентности в общении студентов-психологов. Представлена и обоснована модель развития компетентности в общении у студентов-психологов на этапе их обучения в вузе.
Скачать PDF

Психологическая структура компетентного общения

Куранова С.
Скачать PDF

Похожие термины: