ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психология искусства
отрасль психологической науки, зани мающаяся изучением закономерностей художественно–творческого процесса, структуры художественного интеллекта (Art IQ), восприятия произведений искусства.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
область научной психологии, в которой представлены знания и ведутся исследования, касающиеся психологических аспектов создания и воздействия на людей различных произведений искусства, в том числе вопросы о зависимости содержания и формы произведения искусства от психологических особенностей его автора, социально-психологической обстановки эпохи, в которую произведение искусства было создано.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
частная психологическая наука, предметом которой являются психологические закономерности деятельности создателей и исполнителей произведений искусства и влияния их на зрителей и слушателей. Основными проблемами П. и. являются психология видов искусств, психология способностей и творчества.
Категории П.и.: создатель (автор), исполнитель, перципиент, творчество, эффект присутствия, сила воздействия, социальная польза, основная проблематика.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психология искусства
отрасль психологии, изучающая закономерности создания произведений искусства и процесс их восприятия. Исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам людей, в том числе и тех, кто создает предметы искусства. В связи с этим одной из основных проблем этой отрасли становится изучение природы эстетического переживания, или чувства прекрасного, которое возникает при восприятии произведений искусства.
Неоднократно высказывалось предположение о существовании психологических механизмов такого восприятия. Были выделены три уровня их функционирования: биологический, общечеловеческий и культурно-специфический.
В ряде специальных исследований, посвященных изучению процесса формирования чувства прекрасного, было обнаружено, что изображения, построенные с учетом исследованных в гештальтпсихологии законов хорошей формы, а также имеющие элементы, соотносящиеся между собой как пропорция 2 : 3 («золотое сечение»), большинством людей оцениваются как приятные. Однако в большинстве работ, посвященных изучению проблем П. и. (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец и др.), было выявлено, что целостное художественное восприятие — это результат развития личности. В его основе лежит способность понять содержание того или иного произведения искусства и осознать отношение к нему, которое приобретает определенную эмоциональную окрашенность. Способность к художественному восприятию формируется с дошкольного возраста.
Литература
Гуружапов В. А. Как учить детей понимать искусство. М., 1999.
Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.
Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.
Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.
Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.
Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.
Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний - в частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в "мастерской художника" и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.
Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности - в частности, в виде эмпатии.
Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:
1) отграничить повседневные "житейские" чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;
2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;
3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.
Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:
1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;
2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);
3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
сфера псих. пауки, предметом изучения кот. явл. предикаты-свойства-состояния субъекта, кот. детерминируют создание-репродукцию им художественных произведений, дифференциальных произведений культуры, искусства, культурно-художественных ценностей, а также иссл. проблемы, связанные с влиянием-воздействием ценностей искусства и культуры на психику и формы жизненной активности, деятельности субъекта; формы-идеи-концепции П и. развивались под воздействием иссл. Вундта, Гегеля, Канта, Стендаля, Шеллинга, Тэна, Шпенглера, Потебни, Овсянико-Куликовского, Выготского и др. ученых, кот. исследовали-дефиницировали-устанавливали мультиформы худ. произведений и их содержание из специфики индивидуально-эмпирического сознания в корреляции с психической активностью субъекта, с учетом индивидуально-психологическо-социально-личностных свойств тех индивидов, людей, кот. и создавали-творили ценностно-значимые произведения искусства; модели П.и. исследуют процессы худ. творчества субъектов, с критериев реализации в самом творчестве способностей, характера, личности субъекта, его ментально-интеллектуальных потенций, его чувственно-эмотивной сферы, ментально-мотивационно-волевых феноменов, а также с денотацией-дефиницией механизмов конституирования-формирования художественных образов, художественно-эйдетических моделей в конвергенции с индивидуально-апостериорным опытом субъекта-креатора-творца, с системой других компонентов культурно-исторического порядка — языка, лингвистических моделей, мультипредставлений, мультиобразов, дифференциально-кардинальных понятий; сам креативно-творческий индивидуальный опыт субъекта-креатора исследуется-прослеживается учеными, как эволюционная закономерность трансформации-преобразований самого опыта, с целью генерации-репродукции художественных произведений-творений-сочинений, а специфика ментально-интеллектуальных актов субъекта-креатора в ее аналогизации с операционально-индивидуальными установками и чувственно-эмотивными представлениями-образами и конституируют-морфологизируют-тектонизируют поведенческо-мотивационную сферу субъекта-креатора относительно и сферы-континуума искусства, и относительно самой онтологии-социума-бытия, что и позволяет дискурсверифицировать -дискурсэксплицировать оригинальность-самобытность-оптимумность актов-процессов художественно-эйдетического, художественно-интеллектуального, художественно-интуитивного, художественно-чувственного познания наличкой реальности, других субъектов и ценностных форм литературы, искусства, живописи, музыки; для моделирования-тектонизации-конституирования художественных образов, художественно-эйдетических моделей, необходимо использовать, согласно нашим концепциям, дифференциально-значимые социально-культурно-исторические знакосимволические средства — предметные, вербальные, визуальные, аудиальные, инструментальные, операциональные, применение-апробация коих, требует от субъекта-креатора оригинальности, способностей, умений, навыков, таланта, гениальности; апробируя-применяя-используя дифференциальные средства-инструменты личность-креатор и создает-репродуцирует ценные произведения искусства, кот. конституируются-генерируются-репрезентатируются в актах его сознания + подсознания, в его психике, в матрице-виде замыслов-целей-образов-идей, кот. моделируют-антиципацируют будущее произведение, сочинение; исследования-интерпретация чувственно-эмотивной сферы художника-креатора, его ментально-рефлексивно-художественных установок, психопереживаний, психосостояний, феноменов-эффектов вдохновения, или же творческой пассивности, креативной апатии, на путях к реализации замысла и позволяют дискурсанализировать акты-процессы, связанные с осмыслением им бытия, онтологии, других субъектов и дифференциально-социальных эстетических ценностей; сами же ценности дискурсосмысливаются-эговерифицируются творческими личностями в суммации с актами сознания, процессами бессознательного, психическими состояниями, кот. выступают как формы осознания-оэарения-постижения или же негностичности-непостижения художником-креатором феноменов социума-действительности, вхождение субьектом-креатором в мир рациональных и ндексов-ориентаций-трактовок или же в мир трансцендентно-иррациональных эйдетическо-рефлексивных модификаций-интерпретаций, что может способствовать актам сублимационного откровения-предвидения-предвосхищения, градационно-повышенной креативно-художественной интуиции-прозрению; психические акты субъекта-креатора могут давать повод для научно-гипотетических экспликаций, связанных с изучением психоэффектных-психоподспудных интеллигибельно-духовных сил, переживаний, кот. имплицируются с созданием или же перцептированием-восприятием предметов искусства, с феноменами катарсиса; факторы катарсисов, как считают многие ученые (Выготский, Гегель, Шеллинг, Тэи и др.) позволяет, т.о., отсоединить онтологическо-бытийственно-житейские эмоции от чувственно-эмоциональных катаклизмов, аномалий, кот. репродуцируются ввиду контакта-общения с произведениями искусства, а также феномены самого катарсиса позволяют дефиницировать-усмотреть имманентную корреляцию-консолидацию между психологией художника-креатора и теми субъектами, кот. воспринимают его произведения; феномены катарсиса дефиницируют воздействие на субъекта художественно-эстетического осмысления им самим реальности и реинкарнируют-метаболизируют глубинные основы его Эго, психики в их мультиинтенциях-проекциях к другим субъектам и к самому себе; базально-онтологическо-социально-кардинальным и проблемами П.и. явл. — исследование-интерпретация спецификомодальных характеристик эйдетико-эмоционально-мотивационной конституции личности креатора и субъекта — воспринимающего художественно-эстетические ценности; креация-создание художником-креатором дифференциально-художественно-эстетических продуктов-ценностей в сотворчестве-сокреации с другими субъектами, объектами, предметами, например, различное влияние на личность-креатора дифференциально-онтологическо-социальных событий-эпизодов, государственно-политического строя, других субъектов, влияние на креативную активность произведений его учителей, коммуникация художника-творца со своими поклонниками, читателями, зрителями, знакомыми, друзьями, врагами, критиками; мультиформы воздействия произведений искусства на значимо-ценностные индексы-ориентации и мотивационно-поведенческую сферу субъекта, на его мировоззренческие диспозиции, полипсихические акты-реакции.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Психология искусства
psychology of the arts) Иск-ва зависят от каждой из способностей разума - перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск-в. Иск-во вытекает из свойства перцептивных образов, к-рое почти полностью игнорировалось в эксперим. исслед., несмотря на то, что оно - один из наиболее впечатляющих аспектов актуального перцептивного опыта. Это - "динамическое качество", посредством к-рого визуальные формы или движения выражают направленные напряжения и посредством которого цветовые отношения вызывают гармонию или диссонанс. Динамические свойства являются, по существу, трансмодальными. Для П. и. имеет особенное значение то, что эти динамические свойства перцептивных образов имеют опознаваемые аналогии в др. областях челов. опыта, так что, напр., гармония и диссонанс в музыке могут символически выражать типы соц. отношений или различные состояния челов. разума. Ригидность и гибкость имеют такое же непосредственное отношение к поведению, как и к формам или мелодиям. Будучи "экспрессивными", динамические свойства перцептивных образов превращаются в пропозициональные суждения о челов. опыте в целом. Экспрессивность их является фундаментальной предпосылкой искусства. Множество эксперим. исслед., особенно в гештальт-психологии, было посвящено правилам, к-рые управляют орг-цией визуальных и музыкальных паттернов. Эти правила определяют, какие элементы картины или мелодии связываются или разделяются в восприятии, они контролируют различие между двух- и трехмерным изображением и т. д. Все элементы воспринимаемого мира обладают экспрессивной динамикой, но они наделены ею в различной степени. Нек-рые деревья или облака вызывают более четкую зрительную экспрессию по сравнении с др., однако спонтанная восприимчивость разума к выразительности всего того, что воспринимается в окружении, составляет сырой материал эстетического опыта. Средства, с помощью к-рых возникает художественное восприятие, не отличаются в принципе от перцептивных качеств, к-рые можно наблюдать повсюду за пределами области иск-ва. Над мотивационными факторами, ответственными за то, почему иск-во создается и почему люди во всех культурах испытывают в нем потребность, на протяжении последних столетий ломали голову психологи и философы. Дело в том, что в среднем классе об-ва, формировавшемся на Западе, начиная с эпохи Ренессанса, иск-ва утратили большую часть той четко определенной функции, к-рой они обладали в религиозных и соц. ин-тах в прежние века. Поскольку произведения визуальных иск в и музыки все больше низводились до средств развлечения, возбуждения и забавы, истинное значение иск-ва, все еще различимое в творениях великих мастеров, больше не было очевидным для всеобщего понимания. Эстетическая теория поэтому склонилась к принятию доктрины гедонизма. Утверждается, что иск-во желаемо, поскольку оно доставляет удовольствие, хотя должно быть ясно, что подобная уводящая от сути дела формулировка означает отказ от психол. проблемы вместо ее разрешения. Предметно-изобразительное иск-во связано с основными когнитивными потребностями. Художественные работы детей показывают, что создание рисунков является жизненно важным способом понимания природы тех объектов и действий, с к-рыми сталкивается молодой разум. Сложность изображения дерева, велосипеда или челов. фигуры сводится в детских рисунках к схематической простоте, позволяющей интерпретировать формы, связи и каузальные отношения. В принципе то же самое остается справедливым и для высших уровней предметно-изобразительного иск-ва. Удачное полотно или скульптура представляет соотв. челов. опыт через паттерны формы и цвета, к-рые преобразуют психол., соц. и физ. факты в визуальные аналогии. Эта способность иск-ва обращаться через индивидуальные проявления к лежащей в их основе всеобщности побудило психологов, работающих в русле юнговского подхода, рассматривать произведения иск-ва как отражения архетипов, предположительно коренящихся в "коллективном бессознательном". Познавательная функция иск-ва реализуется на любом уровне абстракции. В реалистическом портрете сохраняется близость найденного художником изображения с отдельными Смысловыми значениями специфической ситуации или события. На наиболее высоком уровне абстракции живопись и скульптура могут полностью отказаться от репрезентации предмета и опираться только на экспрессивные качества, присущие формам, текстурам или цвету. Такое абстрактное иск-во можно сравнить с тем, как архитектура, музыка или танец описывают динамику соотв. челов. ситуаций на основе экспрессии чисто визуальных или слуховых форм. Иск-во не только несет зрителю, слушателю или читателю информ. о природе челов. существования, но и может заменять реальные, ценные для чел. объекты, людей или ситуации образами. Что делает такие замены особенно привлекательными - так это то, что художник обладает возможностью формировать их любым желаемым образом и тем самым воплощать челов. желание. Идеи Фрейда послужили толчком к описанию художественной деятельности как невротического механизма, сходного с реализацией желаний во сне, посредством к-рого можно достичь их удовлетворения, избежав при этом столкновения с запретами реальности. Эта двойная функция иск-ва особенно очевидна, когда его используют в терапевтических целях. Различные методики рисования, живописи или моделирования целенаправленно применяются для того, чтобы позволить клиентам сформировать зримые и осязаемые образы того состояния душевной жизни, к-рое они пытаются понять и контролировать. Написание рассказов и сочинение стихов может использоваться с той же целью. Попытки клиентов описать свою психол. ситуацию образными средствами обеспечивает диагноста ценной информ. В дополнение к этому, художественная деятельность может действовать как терапия. Менее пугающие, чем реальная ситуация, но вместе с тем наделенные релевантными экспрессивными свойствами, художественные объекты или деятельность предоставляют арену, на к рой можно справляться с проблемами, противостоять противнику, обретать необходимые преимущества и т. д. на достаточно близком к реальной жизни уровне. "Отыгрывание" в музыкальном или танцевальном представлении или на театральной сцепе может обеспечить желаемую разрядку напряжения. Специфические функции иск-ва становятся понятными при их сравнении с функциями чисто познавательной деятельности, наилучшей ил. к-рой может служить наука. Иск-во и наука отличаются психологически в двух важных отношениях. Во-первых, чистое познание, инструмент науки, ограничивает себя достижением фактуальных знаний. Для эстетических целей такие знания тж желательны, но лишь в той мере, в к-рой они вносят вклад в экспрессивные воспринимаемые качества, необходимые в иск-ве. Эти экспрессивные качества, однако, не просто усваиваются как фактическая информ., но воспринимаются как актуальная динамика. Реципиент не просто принимает во внимание грозу, изображенную на картине, в рассказе или симфонии, но оказывается под непосредственным влиянием того вида воздействия, к-рое характеризует такое событие. В равной степени фундаментальным является второе различие между наукой и иск-вом. Наука целиком сконцентрирована на объекте. Она нацелена на обнаружение объективной истины в отношении исследуемых ею феноменов. В иск-ве, однако, индивидуальный способ восприятия художника и способ передачи челов. опыта является необходимым и чрезвычайно важным аспектом любого эстетического сообщения. Поэтому существует столько же различных способов художественного описания одного и того же опыта, сколько существует стилей репрезентации. Психологи знают из проективных тестов, что чем более неопределенным является объект, тем шире диапазон его возможных интерпретаций. Произведение иск-ва, чтобы отвечать своей цели, должно удовлетворять двум условиям: оно должно быть оригинальным и глубоким по образности, и получаемая в рез-те репрезентация должна восприниматься как убедительная. Наконец, ссылка на познавательную роль иск-ва может послужить еще одной иллюстрацией особого места, к-рое оно занимает в функционировании разума. Значение художественного образования в школах и колледжах выходит далеко за пределы обучения юного чел. очередному новому умению. При правильном подходе работа в художественной мастерской и студии служит развитию способности понимать факты и события через восприятие чувственной динамики. Эта способность жизненно важна не только для художника, она тж помогает генерировать образное мышление, необходимое во всех видах когнитивной деятельности. Представители естественных и соц. наук, врачи и инженеры реализуют продуктивное мышление, зрительно представляя конфигурации действующих сил. Психологи, напр., вырабатывают теорет. суждения о динамике процессов в челов. личности или в соц. группах при помощи моделей, получаемых главным образом из зрительных представлений. См. также Морфология искусства, Гештальт-психология Р. Арнхейм

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.50 мб

Психологический механизм и искусство

Мальцева Людмила Валентиновна
В статье показан как с помощью искусства формируется нравственное понятие, отношение к другим людям. Раскрывается как психологический механизм формирует у школьника морально-волевые качества.
Читать PDF
189.09 кб

Психологические аспекты анализа произведений искусства

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований произведений искусства.
Читать PDF
188.36 кб

Проблематика психологии творчества в театральном искусстве

Оганов Арнольд Арамович
В статье обосновывается значимость психологической теории при рассмотрении природы театрального искусства, игры актера.
Читать PDF
238.14 кб

Психологические факторы искусственного прерывания беременности

Петрова Н. Н.
Целью исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на искусственное прерывание беременности. На примере 45 обследованных женщин показано преобладание абортов, производимых без медицинских показаний.
Читать PDF
721.15 кб

Искусство: основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга

Михина М.В.
В современном мире увеличиваются потоки разнообразной информации, и чтобы ее количество постепенно перешло в качество предлагается начать с психологических исследований творческой деятельности и искусства.
Читать PDF
129.21 кб

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИСКУССТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Агапов Валерий Сергеевич
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике.
Читать PDF
117.84 кб

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИСКУССТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Агапов Валерий Сергеевич
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике.
Читать PDF
190.63 кб

Психолого-педагогические аспекты овладения технологией актерского искусства

Белякова Наталья Витальевна
В статье рассматривается проблема развития профессионального мышления актера драмы и основные факторы, способствующие оптимизации учебно-образовательного процесса по специальности «актерское искусство»
Читать PDF
416.36 кб

«Искусство профессии психолога – не «продавить», а договориться с ребенком»

Алла Вадимовна Шаболтас
Должность психолога во многих детских садах стала нормой. Однако довольно часто возникают вопросы о его роли в дошкольной организации, необходимости, проблемах, которые он способен решить, и как соблюсти при этом этические нормы.
Читать PDF
1.02 мб

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии.
Читать PDF
438.34 кб

Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «Психолог»)

Белобрыкина Ольга Альфонсовна
Анализируется роль искусства в формировании образа профессионала. Отмечается дискуссионность проблемы профессиональной компетентности психологов в современных социокультурных условиях.
Читать PDF
180.10 кб

Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве

Никитин Вадим Юрьевич
Актуальность статьи определяется значимостью проблемы поиска, отбора и дальнейшего профессионального обучения одарённых детей, в том числе в хореографическом искусстве.
Читать PDF
340.52 кб

От В. Вундта к Ф. Боасу: проблемы «доисторического» искусства в психологическом ключе

Новик Юлия Олеговна
В статье дается введение в антропологическое исследование искусства и эстетики, отражающее различные характеристики конца XIX века; изучается проблема отношения антропологии и психологии со времени первой публикации Вильгельмом Ву
Читать PDF
173.44 кб

Социально-психологическая адаптация младших школьников: поиск, взаимодействие, искусство

Шильцова Юлия Вячеславовна
В статье рассматриваются активные методы социально-психологической адаптации младших школьников, их возможности для формирования социальных навыков и способов взаимодействия детей в образовательном процессе начальной школы.
Читать PDF
135.95 кб

Психологические особенности Я-физического у пациентов с искусственной трансформацией тела

Труфанова С.И.
В статье рассматриваются результаты исследования психологических особенностей Я-физического образа у пациентов с искусственной трансформацией тела.

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА СЦЕНИЧЕСКОГО

    область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены - актера, режиссера - и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее
  • ИСКУССТВЕННОЕ РАССТРОЙСТВО С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СИМПТОМАМИ

    бессознательная идентификация себя с ролью психиатрического пациента и упорное продуцирование преувеличенных и надуманных жалоб и поведенческих актов соответствующего характера (бреда, галлюц