ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Найдено 2 определения термина ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Психология искусства

psychology of the arts) Иск-ва зависят от каждой из способностей разума - перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск-в. Иск-во вытекает из свойства перцептивных образов, к-рое почти полностью игнорировалось в эксперим. исслед., несмотря на то, что оно - один из наиболее впечатляющих аспектов актуального перцептивного опыта. Это - "динамическое качество", посредством к-рого визуальные формы или движения выражают направленные напряжения и посредством которого цветовые отношения вызывают гармонию или диссонанс. Динамические свойства являются, по существу, трансмодальными. Для П. и. имеет особенное значение то, что эти динамические свойства перцептивных образов имеют опознаваемые аналогии в др. областях челов. опыта, так что, напр., гармония и диссонанс в музыке могут символически выражать типы соц. отношений или различные состояния челов. разума. Ригидность и гибкость имеют такое же непосредственное отношение к поведению, как и к формам или мелодиям. Будучи "экспрессивными", динамические свойства перцептивных образов превращаются в пропозициональные суждения о челов. опыте в целом. Экспрессивность их является фундаментальной предпосылкой искусства. Множество эксперим. исслед., особенно в гештальт-психологии, было посвящено правилам, к-рые управляют орг-цией визуальных и музыкальных паттернов. Эти правила определяют, какие элементы картины или мелодии связываются или разделяются в восприятии, они контролируют различие между двух- и трехмерным изображением и т. д. Все элементы воспринимаемого мира обладают экспрессивной динамикой, но они наделены ею в различной степени. Нек-рые деревья или облака вызывают более четкую зрительную экспрессию по сравнении с др., однако спонтанная восприимчивость разума к выразительности всего того, что воспринимается в окружении, составляет сырой материал эстетического опыта. Средства, с помощью к-рых возникает художественное восприятие, не отличаются в принципе от перцептивных качеств, к-рые можно наблюдать повсюду за пределами области иск-ва. Над мотивационными факторами, ответственными за то, почему иск-во создается и почему люди во всех культурах испытывают в нем потребность, на протяжении последних столетий ломали голову психологи и философы. Дело в том, что в среднем классе об-ва, формировавшемся на Западе, начиная с эпохи Ренессанса, иск-ва утратили большую часть той четко определенной функции, к-рой они обладали в религиозных и соц. ин-тах в прежние века. Поскольку произведения визуальных иск в и музыки все больше низводились до средств развлечения, возбуждения и забавы, истинное значение иск-ва, все еще различимое в творениях великих мастеров, больше не было очевидным для всеобщего понимания. Эстетическая теория поэтому склонилась к принятию доктрины гедонизма. Утверждается, что иск-во желаемо, поскольку оно доставляет удовольствие, хотя должно быть ясно, что подобная уводящая от сути дела формулировка означает отказ от психол. проблемы вместо ее разрешения. Предметно-изобразительное иск-во связано с основными когнитивными потребностями. Художественные работы детей показывают, что создание рисунков является жизненно важным способом понимания природы тех объектов и действий, с к-рыми сталкивается молодой разум. Сложность изображения дерева, велосипеда или челов. фигуры сводится в детских рисунках к схематической простоте, позволяющей интерпретировать формы, связи и каузальные отношения. В принципе то же самое остается справедливым и для высших уровней предметно-изобразительного иск-ва. Удачное полотно или скульптура представляет соотв. челов. опыт через паттерны формы и цвета, к-рые преобразуют психол., соц. и физ. факты в визуальные аналогии. Эта способность иск-ва обращаться через индивидуальные проявления к лежащей в их основе всеобщности побудило психологов, работающих в русле юнговского подхода, рассматривать произведения иск-ва как отражения архетипов, предположительно коренящихся в "коллективном бессознательном". Познавательная функция иск-ва реализуется на любом уровне абстракции. В реалистическом портрете сохраняется близость найденного художником изображения с отдельными Смысловыми значениями специфической ситуации или события. На наиболее высоком уровне абстракции живопись и скульптура могут полностью отказаться от репрезентации предмета и опираться только на экспрессивные качества, присущие формам, текстурам или цвету. Такое абстрактное иск-во можно сравнить с тем, как архитектура, музыка или танец описывают динамику соотв. челов. ситуаций на основе экспрессии чисто визуальных или слуховых форм. Иск-во не только несет зрителю, слушателю или читателю информ. о природе челов. существования, но и может заменять реальные, ценные для чел. объекты, людей или ситуации образами. Что делает такие замены особенно привлекательными - так это то, что художник обладает возможностью формировать их любым желаемым образом и тем самым воплощать челов. желание. Идеи Фрейда послужили толчком к описанию художественной деятельности как невротического механизма, сходного с реализацией желаний во сне, посредством к-рого можно достичь их удовлетворения, избежав при этом столкновения с запретами реальности. Эта двойная функция иск-ва особенно очевидна, когда его используют в терапевтических целях. Различные методики рисования, живописи или моделирования целенаправленно применяются для того, чтобы позволить клиентам сформировать зримые и осязаемые образы того состояния душевной жизни, к-рое они пытаются понять и контролировать. Написание рассказов и сочинение стихов может использоваться с той же целью. Попытки клиентов описать свою психол. ситуацию образными средствами обеспечивает диагноста ценной информ. В дополнение к этому, художественная деятельность может действовать как терапия. Менее пугающие, чем реальная ситуация, но вместе с тем наделенные релевантными экспрессивными свойствами, художественные объекты или деятельность предоставляют арену, на к рой можно справляться с проблемами, противостоять противнику, обретать необходимые преимущества и т. д. на достаточно близком к реальной жизни уровне. "Отыгрывание" в музыкальном или танцевальном представлении или на театральной сцепе может обеспечить желаемую разрядку напряжения. Специфические функции иск-ва становятся понятными при их сравнении с функциями чисто познавательной деятельности, наилучшей ил. к-рой может служить наука. Иск-во и наука отличаются психологически в двух важных отношениях. Во-первых, чистое познание, инструмент науки, ограничивает себя достижением фактуальных знаний. Для эстетических целей такие знания тж желательны, но лишь в той мере, в к-рой они вносят вклад в экспрессивные воспринимаемые качества, необходимые в иск-ве. Эти экспрессивные качества, однако, не просто усваиваются как фактическая информ., но воспринимаются как актуальная динамика. Реципиент не просто принимает во внимание грозу, изображенную на картине, в рассказе или симфонии, но оказывается под непосредственным влиянием того вида воздействия, к-рое характеризует такое событие. В равной степени фундаментальным является второе различие между наукой и иск-вом. Наука целиком сконцентрирована на объекте. Она нацелена на обнаружение объективной истины в отношении исследуемых ею феноменов. В иск-ве, однако, индивидуальный способ восприятия художника и способ передачи челов. опыта является необходимым и чрезвычайно важным аспектом любого эстетического сообщения. Поэтому существует столько же различных способов художественного описания одного и того же опыта, сколько существует стилей репрезентации. Психологи знают из проективных тестов, что чем более неопределенным является объект, тем шире диапазон его возможных интерпретаций. Произведение иск-ва, чтобы отвечать своей цели, должно удовлетворять двум условиям: оно должно быть оригинальным и глубоким по образности, и получаемая в рез-те репрезентация должна восприниматься как убедительная. Наконец, ссылка на познавательную роль иск-ва может послужить еще одной иллюстрацией особого места, к-рое оно занимает в функционировании разума. Значение художественного образования в школах и колледжах выходит далеко за пределы обучения юного чел. очередному новому умению. При правильном подходе работа в художественной мастерской и студии служит развитию способности понимать факты и события через восприятие чувственной динамики. Эта способность жизненно важна не только для художника, она тж помогает генерировать образное мышление, необходимое во всех видах когнитивной деятельности. Представители естественных и соц. наук, врачи и инженеры реализуют продуктивное мышление, зрительно представляя конфигурации действующих сил. Психологи, напр., вырабатывают теорет. суждения о динамике процессов в челов. личности или в соц. группах при помощи моделей, получаемых главным образом из зрительных представлений. См. также Морфология искусства, Гештальт-психология Р. Арнхейм
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.

Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.

Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.

Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний - в частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в "мастерской художника" и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.

Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности - в частности, в виде эмпатии.

Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:

1) отграничить повседневные "житейские" чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;

2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;

3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.

Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:

1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;

2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);

3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

От В. Вундта к Ф. Боасу: проблемы «доисторического» искусства в психологическом ключе

Новик Юлия Олеговна
В статье дается введение в антропологическое исследование искусства и эстетики, отражающее различные характеристики конца XIX века; изучается проблема отношения антропологии и психологии со времени первой публикации Вильгельмом Вундтом работ по искусству, мифам и религии. Автор утверждает, что именно Ф. Боас, известный американский антрополог, создал психолого-методологическую базу антропологии примитивного искусства. В статье также рассматриваются темы восприятия, репрезентации и культурного фона искусства.
Скачать PDF

Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного яз

Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна
Статья посвящена исследованию психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. Проанализированы возможности использования музыки в целях оптимизации учебного процесса по иностранным языкам. Предложена оригинальная программа, направленная на повышение мотивации подростков к изучению английского языка, в основе которой лежит музыкальное искусство.
Скачать PDF

Проявление психологических типов отношения к искусству в художественных предпочтениях молодежи

Янкелевич М.С.
В данной статье приводятся данные об отношении молодежи к произведениям художественной литературы и кинематографа, полученные в результате изучения художественных предпочтений.
Скачать PDF

Психологические аспекты анализа произведений искусства

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований произведений искусства. Приводятся существующие возможные классификации взаимодействия психологии и эстетики и обзор методических подходов.
Скачать PDF

Использование аппарата искусственных нейронных сетей для построения компьютерных моделей психологиче

Зенкова Н.А., Арзамасцев А.А., Кожевников Ф.Ю.
Application of a set of artificial neuron nets for designing computer models of psychological tests. The article represents the results of experiments and the analysis of the results of modeling the psychological tests based on a set of artificial neuron nets. The authors identified the structure of the investigated psychologicaltests.
Скачать PDF

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н.А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии. Определены основные критерии одаренности в музыке, дано обоснование выхода за рамки взаимосвязи "музыкальные способности музыкальная одаренность".
Скачать PDF

Психолого-педагогические аспекты формирования художественного сознания при изучении истории искусств

Бондаренко А.И.
В статье раскрываются психологические механизмы формирования функционального процесса генерализации внутренних структур генофона для реализации способности самоактуализации человека.
Скачать PDF

Восприятие художественно-эстетической информационной системы произведения искусства как психолого-пе

Локарева Галина Васильевна
Статья посвящена изучению психофизиологических свойств и механизмов восприятия художественно-эстетической информационной системы произведений основных видов искусства, которые обусловливают и обеспечивают осмысление необходимого типа информации.
Скачать PDF

Индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивно

Карпова Виктория Викторовна, Дикая Людмила Александровна
В статье рассматривается вопрос о связи творческого воображения с психологическими характеристиками специалистов сферы искусства. В статье описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. В исследовании приняли участие 240 человек: специалисты сферы искусства (художники, актеры), специалисты, не работающие в сфере искусства. Процедура исследования включала определение уровня продуктивности творческого воображения и психологическое тестирование. При определении уровня продуктивности творческого воображения применялась экспертная оценка художественных произведений, выполненных испытуемыми в технике монотипии. В результате все участники исследования были разделены на высокои низкопродуктивных в рамках своей профессиональной группы. Для психологического тестирования использованы: личностный опросник FPI, опросник волевого самоконтроля А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана, тест Е. Торренса «Выбор стороны», субтест Е. Торренса «Неоконченные фигуры», метод парных сравнений В.В. Скворцова. Статистическая обработка проводилась методом сравнительного анализа данных с помощью параметрического t-критерия Стьюдента. Использован пакет компьютерных программ Statistica 13.0. На основе анализа полученных данных выявлены индивидуально-психологические особенности, характерные для специалистов сферы искусства -художников и актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. Представители сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, независимо от специальности, характеризуются высоким уровнем невротичности, раздражительности, эмоциональной лабильности. Художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения отличают выраженная застенчивость, депрессия и интровертированность, низкий уровень волевой саморегуляции. У них доминируют правополушарный и совмещенный типы мышления; уровень невербальной креативности высокий, особенно выражен показатель «разработанности»; основные потребности в самореализации и в уважении. У актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения достоверно выше показатель уравновешенности; доминирующий тип мышления смешанный; уровень невербальной креативности средний; наиболее выражена потребность в самореализации.
Скачать PDF

Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологи

Миронова Марина Николаевна
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация это удаление от Бога.
Скачать PDF

Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологи

Миронова Марина Николаевна
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация это удаление от Бога.
Скачать PDF

Психологические особенности Я-физического у пациентов с искусственной трансформацией тела

Труфанова С.И.
В статье рассматриваются результаты исследования психологических особенностей Я-физического образа у пациентов с искусственной трансформацией тела. Под искусственной трансформацией понимается изменение своего физического образа в эстетической и ампутационной хирургии. Излагаются результаты сравнительного анализа самоотношения, психологических защит, самочувствия, настроения и активности, ощущения психологического благополучия у женщин в возрасте от 30 до 55 лет, которые испытали искусственную трансформацию тела в результате эстетической или ампутационной хирургии. Статистически доказывается, что отличительной чертой пациенток эстетической хирургии являются склонность к риску и высокий физиологический тонус самочувствия, настроения и активности, а пациенток ампутационной хирургии самопривязанность, отраженное самоотношение и большое количество защитных механизмов личности, таких как проекция, реактивные образования, что затрудняет их адаптацию после трансформации физического Я. У пациенток ампутационной хирургии индекс жизненного стиля сочетается с высокими самопривязанностью и саморуководством, обусловлен внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинениям. Доказывается, что самоценность респондентов ампутационной хирургии повышается с увеличением контроля, а у респондентов эстетической хирургии с увеличением риска, что в обеих группах обусловливает «позитивное отношение к себе» и «автономию» как факторы психологического благополучия респондентов. Отмечается практическая значимость проведенного сравнительного анализа, результаты могут быть полезны самим пациентам, претерпевшим искусственную трансформацию своего физического образа Я, специалистам, которые непосредственно работают с данной категорией пациентов (медики, психологи, психотерапевты, социальные работники), а также ученым и исследователям, занимающимся вопросами трансформации самосознания на основе изменения Я-физического образа человека. В качестве перспектив исследования отмечается возможность изучения особенностей физического образа Я у мужчин в ходе искусственной трансформации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: