МАСТЕРСТВО
МАСТЕРСТВО
Достижение некоторого предварительно установленного (и обычно высоко) уровня функционирования по выполнению некоторой задачи.
МАСТЕРСТВО
желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, знаний, но и определенный склад личности.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Мастерство
свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
МАСТЕРСТВО
свойство личности, приобретенное в процессе ее опыта как высший уровень освоенных профессиональных умений в данной области на основе гибких навыков и творчества.
Синоним — умелость в определенной области.
Синоним — умелость в определенной области.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
мастерство
высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом,имеющий ярко выраженные индивидуальные признаки, и определяемый по конечному продукту труда, по способам достижения целей профессиональной деятельности,
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Мастерство
категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов). Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близко к акмеологической категории «профессионализм деятельности».
МАСТЕРСТВО
высший уровень развития личности, совокупности способностей и обобщенного позитивного опыта, высший уровень профессиональных умений в определенной деятельности, достигнутый на основе рефлексии и творческого подхода. Понятие М. близко к категории профессионализма деятельности. Чтобы достигнуть профессионального М., необходимо обладать стартовыми возможностями – способностями, базовыми знаниями, на основе которых развиваются оперативные умения, технические навыки, творческие способности, искусство выделять и осуществлять существенные звенья любой деятельности мотивацией достижения, определенным уровнем квалификации. Обретение М. является этапом движения к акме – высшего уровня профессионализма личности.
МАСТЕРСТВО
высший уровень развития личности, совокупности способностей и обобщенного позитивного опыта, высший уровень профессиональных умений в определенной деятельности, достигнутый на основе рефлексии и творческого подхода.
Понятие М. близко к категории профессионализма деятельности. Чтобы достигнуть профессионального М, необходимо обладать «стартовыми возможностями» - способностями, базовыми знаниями, на основе которых развиваются оперативные умения, технические навыки, творческие способности, искусство выделять и осуществлять существенные звенья любой деятельности мотивацией достижения, определенным уровнем квалификации. Обретение М. является этапом движения к акме - высшего уровня профессионализма личности.
Соотнесение М. и профессионализма деятельности и личности позволяет предложить систему акмеологических показателей профессионализма; ее характеристики:
- высокая продуктивность или эффективность деятельности;
- высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
- оптимальная интенсивность и напряженность труда;
- высокая точность и надежность деятельности;
- высокая организованность;
- низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;
- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
- стабильность высоких показателей деятельности;
- возможность развития субъекта труда как личности;
- направленность на достижение положительных социально значимых целей.
Понятие М. близко к категории профессионализма деятельности. Чтобы достигнуть профессионального М, необходимо обладать «стартовыми возможностями» - способностями, базовыми знаниями, на основе которых развиваются оперативные умения, технические навыки, творческие способности, искусство выделять и осуществлять существенные звенья любой деятельности мотивацией достижения, определенным уровнем квалификации. Обретение М. является этапом движения к акме - высшего уровня профессионализма личности.
Соотнесение М. и профессионализма деятельности и личности позволяет предложить систему акмеологических показателей профессионализма; ее характеристики:
- высокая продуктивность или эффективность деятельности;
- высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
- оптимальная интенсивность и напряженность труда;
- высокая точность и надежность деятельности;
- высокая организованность;
- низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;
- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
- стабильность высоких показателей деятельности;
- возможность развития субъекта труда как личности;
- направленность на достижение положительных социально значимых целей.
Источник: Акмеологический словарь.
МАСТЕРСТВО
МАЙСТЭРСТВА / MASTERY (EXPERTISE, SKILL)– высший уровень развития совокупности знаний, умений и навыков личности в области той или иной профессиональной деятельности, способностей и обобщенного позитивного опыта, достигнутый на основе профессионального и личностного самосовершенствования, рефлексии и творческого подхода. Понятие М. близко к категории профессионализма деятельности. Чтобы достигнуть профессионального М., необходимо обладать стартовыми возможностями: способностями, базовыми знаниями, на основе которых развиваются оперативные умения, технические навыки, творческие способности, искусство выделять и осуществлять существенные звенья любой деятельности мотивацией достижения, определенным уровнем квалификации. Обретение М. является этапом движения к акме– высшего уровня профессионализма личности. Согласно Е. А. Климову, М. является одной из фаз развития профессионала в ходе его жизненного и трудового пути. На этой фазе работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Позже на основе М. формируются следующие фазы– авторитета и наставника.
Мастерство коллектива / Майстэрства калектыву / Skills of a group (team)– высокий уровень эффективности совместной деятельности. М. коллектива основывается на индивидуальных и коллективных знаниях, навыках, умениях, качествах, установках, на правильном восприятии и представлении всеми специалистами хода решения задач, взаимосогласованности усилий, едином понимании и следовании нормам, правилам и условиям успешного взаимодействия и выполнения общей задачи. Это выполнение требований к темпу и ритму общей деятельности, что обеспечивает синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Коллективу нужны также навыки деловых и нравственных взаимоотношений, быстрого взаимопонимания, умения распределять задачи между членами коллектива с учетом их наиболее сильных профессиональных сторон. М. коллектива– это не простая сумма М. групп специалистов, М. руководителя и отдельных специалистов, а качественно новое образование со своими показателями, предпосылками, условиями формирования.
Мастерство специалиста / Майстэрства спецыяліста / Professional skills– высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей, проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности, прежде всего в сложных ситуациях. Внутренней основой М. специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к использованию. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности. Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. М. специалиста опирается на развитые мотивы поведения, волевые качества, способности. С. Л. Кандыбович
Мастерство коллектива / Майстэрства калектыву / Skills of a group (team)– высокий уровень эффективности совместной деятельности. М. коллектива основывается на индивидуальных и коллективных знаниях, навыках, умениях, качествах, установках, на правильном восприятии и представлении всеми специалистами хода решения задач, взаимосогласованности усилий, едином понимании и следовании нормам, правилам и условиям успешного взаимодействия и выполнения общей задачи. Это выполнение требований к темпу и ритму общей деятельности, что обеспечивает синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Коллективу нужны также навыки деловых и нравственных взаимоотношений, быстрого взаимопонимания, умения распределять задачи между членами коллектива с учетом их наиболее сильных профессиональных сторон. М. коллектива– это не простая сумма М. групп специалистов, М. руководителя и отдельных специалистов, а качественно новое образование со своими показателями, предпосылками, условиями формирования.
Мастерство специалиста / Майстэрства спецыяліста / Professional skills– высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей, проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности, прежде всего в сложных ситуациях. Внутренней основой М. специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к использованию. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности. Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. М. специалиста опирается на развитые мотивы поведения, волевые качества, способности. С. Л. Кандыбович