ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА
высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности прежде всего в сложных ситуациях. Внутренней основой П. м. с. является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности. П. м. с. невозможно без навыков. Обладая навыками, специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными и качественными показателями. Специалисту нужны навыки использования и применения средств своей деятельности, навыки общения и взаимоотношений, совместных действий, навыки наблюдения и другие. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности. Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановках. В отличие от навыка умение требует четкого самоконтроля, активности сознания, овладения обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемых ситуациях, систематического сочетания теоретической и практической подготовки. П. м. с. как высокий и устойчивый уровень выполнения трудовых задач опирается на достаточно развитые умственные качества, мотивы поведения, волевые качества, способности. Любое профессиональное творчество отличается своеобразием. Так, например, в процессе технического творчества инженер, исходя из общего понимания задачи, изучает техническую литературу, наблюдает работу техники в различных условиях. Постепенно рождается образ схемы конструктивного решения задачи. Наступает новая стадия творчества – поиск конкретного технического воплощения схемы этого решения. Выдвигаются предположения, идет их проверка, составляются варианты чертежей, производятся расчеты, делаются модели. Постепенно умственное и практическое экспериментирование, комбинирование технических знаний и образов приводят к предметному оформлению изобретения.