Морфология искусства

Предыдущий термин:
Морфология

Следующий термин:
Морфология функциональная

Содержание:

Найдено 1 определение:

Морфология искусства

artistic morphology) М. и. относится к научному изучению формы и структуры в иск-ве. В визуальных иск-вах акцент делается на форме. Уже с конца прошлого столетия психологи приступили к соотв. исслед. в области восприятия. Франц Боас в своем труде "Примитивное искусство" (Primitive art) цитирует высказывание Вильгельма Вундта, что "в области психол. изучения иск-во занимает место между языком и мифом". Можно рассматривать зрительно воспринимаемую форму как образующуюся в процессе взаимодействия четырех факторов. Первым является структура образов объектов, проецируемых на сетчатку глаза. Такие формы, в определенном смысле, репрезентируют аспекты остановленных процессов (arrested processes). Они обладают определенным динамизмом, вытекающим из заложенных в них сил. Второй фактор состоит из формирующих сил самого зрительного аппарата. Образы восприятия (перцепты) упорядочиваются при помощи структур этого аппарата. Гештальт-психолог Макс Вертгеймер сформулировал "принципы группировки" ("principles of articulation"), к-рые Рудольф Арнхейм в своей книге "Искусство и визуальное восприятие" (Art and visual perception) свел к единственному "принципу подобия" ("principle of similarity"), являющему собой пример гипотетического общего закона, согласно к-рому силы единого психол. или физиолог. поля стремятся к простейшему симметричному распределению. Третьим фактором является мотивация организма к наблюдению, селекции и пониманию. Она изначально связана с биолог. выживанием. Форма и содержание в изобразительном иск-ве связаны с тем, что художники и те, кто их поддерживают, считают для себя значимым. Начиная с изображений бизонов в пещерах эпохи палеолита и кончая "необъективными" ритмами Пита Мондриана, художники выражали свои личные интересы и интересы своего непосредственного окружения. Существовавшие ранее представления о более низком уровне умений "примитивных" художников рассеялись с осознанием того, что функция таких художественных произведений отличается от функции "предметно-изобразительного" творчества. Последний фактор относится к выражению аттитюдов, темперамента и внутренних конфликтов художника. Художественный критик Герберт Рид в своей работе "Воспитание искусством" (Education through art) отмечал существование глубокого духовного родства между художником и выбираемой им формой. Клиницисты пытаются интерпретировать такие произведения с позиций двух осн. подходов: первый опирается на использование метода фрейдовского психоан. Эрнст Крис своим трудом "Психоаналитические разыскания в области искусства" (Psychoanalytic explorations in art) внес значительный вклад в рамках этого направления. Второй подход, известный под названием "изоморфный символизм", исходит из допущения, что структурные качества визуальной формы связаны со аналогичными характеристиками челов. поведения; было обнаружено, в частности, что дети, предпочитающие "теплые" цвета, обладают более "соц." темпераментом. Форма и структура в иск-ве, следовательно, не являются статичными элементами, они порождаются динамическим взаимодействием процессов, происходящих в самом художнике и объектах его восприятия. См. также Гештальт-психология, Психология искусства Р. Дж. Хирн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Вычислительный эксперимент по моделированию динамики и морфологий колоний биологических объектов, ра

Арзамасцев Александр Анатольевич, Соломина Ольга Александровна
Рассмотрена задача использования мультиагентного метода для моделирования роста биологической популяции. Проведены вычислительные эксперименты с целью исследования начального расположения объектов и их морфологических характеристик.
Скачать PDF

Морфологический анализ моделирования процессов коррекции здоровья человека

Чекунова Лидия Вячеславовна
Морфологический анализ моделирования процессов коррекции здоровья человека выявил два ведущих блока модели «Формирование компетенций о влиянии физической культуры на психологическое благополучие человека содержит» (Блок I содержит 4 компонента) и «Формирование компетенций о влиянии отрицательных эмоций на здоровье человека (Блок II содержит 3 компонента). Характеристика содержания этих блоков представлена в статье.
Скачать PDF

Морфология замысла организации

Власов Петр Константинович
Концепция себя, среды, организационной деятельности предшествуют замыслу, а затем концепции организации и актуализируются в процессе реальной или воображаемой работы инициатора, что составляет «работающую суть» его личной «образно-понятийной модели».
Скачать PDF

Генезис и морфология ядра инновационной культуры личности

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье анализируется сущность и структура ядра инновационной культуры личности, которое обладает устойчивостью относительно внешних воздействий при динамичности, эволюционности внутренних структур. Проводится анализ содержания структурных компонентов: когнитивного, деятельностного и ценностного.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

От В. Вундта к Ф. Боасу: проблемы «доисторического» искусства в психологическом ключе

Новик Юлия Олеговна
В статье дается введение в антропологическое исследование искусства и эстетики, отражающее различные характеристики конца XIX века; изучается проблема отношения антропологии и психологии со времени первой публикации Вильгельмом Вундтом работ по искусству, мифам и религии. Автор утверждает, что именно Ф. Боас, известный американский антрополог, создал психолого-методологическую базу антропологии примитивного искусства. В статье также рассматриваются темы восприятия, репрезентации и культурного фона искусства.
Скачать PDF

Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства

Бурая Л.В.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств

Близнецова Октябрина Ивановна, Шапенкова Ирина Петровна
Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.
Скачать PDF

Искусство как постижение себя

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия искусства как мира опыта в рамках феноменологического подхода. Утверждается, что с помощью искусства происходит постижение Другого и узнавание себя в различных социальных контекстах. Показано, что через коммуникативные практики искусство раскрывает сущностные грани Другого, расширяет смысловые горизонты рефлексивного поля опыта субъекта и конструирует новую модель личной идентичности.
Скачать PDF

Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности

Бондаренко А.И.
В статье рассматриваются причины возникновения искусства и его роли в истории человека.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!