Дискурс современного актуального искусства

Предыдущий термин:
Дискурс сетевой

Следующий термин:
Дискурс телевизионный

Содержание:

Найдено 1 определение:

Дискурс современного актуального искусства

представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической концепции, расширяющей рамки искусства и размывающей границы между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью. Своим происхождением понятие Д. с. а. и. обязано распространению идей постструктурализма и деконструктивизма (Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.), согласно к-рым под термином «дискурс» первоначально подразумевались специфические способы и правила организации речевой деятельности, напр., при создании письменных текстов, но впоследствии, когда понятие «текст» стало трактоваться достаточно широко (мир как текст, сознание как текст), а в совр. версии философии искусства в фокусе оказалась его коммуникативная функция, понятие «дискурс» стало применяться и к др. способам порождения и фиксации значения неречевых знаков, используемых человеком в коммуникативных целях. Автор художественного произведения, создавая новые, не существовавшие ранее формы, стремится наполнить свое невербальное сообщение максимально доступным для восприятия потребителя смыслом, надеясь на его включенность в нек-рый социальный и ситуативный контекст их создания или опыт восприятия таких изображений, т. е. создает опр. дискурс. Художественный дискурс направлен на изменение, обновление и совершенствование существующего. Именно на достижение этой цели ориентированы новые направления в искусстве, разрушающие сложившиеся стереотипы. В совр. условиях роль языка живописи как одного из языков культуры, а также производимых посредством его художественных дискурсов в информационном пространстве и коммуникативных процессах очень велика. Творя собственный художественный дискурс и концентрируя смыслы в едином изображении, художник высказывается более крупными смысловыми кусками, чем это возможно при посредстве слов, и т. о. ускоренно передает информацию. Информация, передаваемая языком искусства, выполняет важные коммуникативные задачи: запечатление образцов действительности (либо в точной проекции, либо в трансформированном виде с целью акцентирования их сущности) для прагматического применения знания о них, для памяти (в т. ч. и будущих поколений), а также для порождения творческого, переосмысляющего восприятия ситуаций, явлений, образов и предметов. Совр. актуальное искусство означает нечто происходящее, изобретаемое «здесь-и-сейчас» (в смысле наиновейшее и самое значимое) и представляющее собой что-то прежде небывалое. Оно не довольствуется обычными, традиционными способами отображения действительности в духе реализма, а ищет новые формы выражения творческого замысла и коммуникативного сообщения аудитории (вплоть до «беспредметных», абстрактных изображений). Характерной чертой такого искусства является его преходящий смысл - недолговечность, сиюминутность и одномоментность. Осн. жанрами совр. актуальных художников являются художественный жест, художественная акция, инсталляция, хэппенинг, перформанс и др. Обычно художественное произведение представляет собой некое «пространство», организованное по воле художника доступными изобразительными средствами. В числе наиболее важных понятий и приемов Д. с. а. и. следует назвать «авторскую маску» и «двойное кодирование» (авторская игра с неск. разными смыслами, из к-рых наименее подготовленный зритель считывает лишь «верхний», самый очевидный и доступный); принцип «нонселекции» и деконструктивизма (нарочитая противоречивость, дискретность, фрагментарность изображаемого, специально создаваемая «коммуникативная затрудненность»); прием «пастиша» (пародийное и самопародийное смешение разл. жанровых форм и художественных течений); прием провокационного художественного жеста и преодоление разного рода границ и условностей - как жанровых, так и мировоззренческих; ироничность как один из способов дистанцироваться; прямое и скрытое цитирование широко известных изображений и произведений искусства; повышенное внимание к знанию социального контекста и т. д. Т. о., характерной особенностью Д. с. а. и. является программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) провокационного воздействия на массы ради пробуждения людей от «оков» здравого смысла. В процессе восприятия таких художественных произведений у зрителя возникает мощный эмоциональный резонанс. Неожиданное осознание новых ценностей служит важным событием в человеческой жизни; овладение ими помогает отойти от прежнего мировосприятия, способствует формированию новых духовных интересов. Лит.: Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. М., 2007; Ильин И. П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины; Кармин А. С., Новикова Е. С. Восприятие художественного произведения // Культурология. СПб., 2004. М., 1996 ; Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А. А. Грицианов, М. А. Можейко. Минск, 2001; Тинякова Е. А. Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма. М., 2003; Фрай М. Азбука современного русского искусства // Книга для таких, как я. СПб., 2002. М. С. Андрианов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Дизайн современной детской книги как искусство

Позднякова Ольга Витальевна
Рассматривается актуальный вопрос, не имеющий однозначного ответа, о необходимости присутствия печатной книги в жизни современного ребенка.
Читать PDF

Формирование дискурсивных умений студентов посредством современных интернет-технологий

Евстигнеева Илона Алексеевна
Рассматривается проблема развития дискурсивных умений студентов языкового вуза с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.
Читать PDF

Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды

Николаев Е.Л., Суслова Е.С.
Понятие дискурса было первоначально связано исключительно с областью лингвистики. Сегодня оно является предметом междисциплинарных исследований.
Читать PDF

Подготовка к семейной жизни современной молодежи в условиях проекта «Школа семейного искусства»

Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В.
В статье рассматриваются категории «понимание», «безопасность», «психологическая безопасность семьи», используемые в современной научной литературе.
Читать PDF

Концепт «Смысловые барьеры в обучении студентов» в современном научно-педагогическом дискурсе

Осипова А.А., Зеленов А.А.
В статье рассматривается такая проблема профессионального образования, как влияние психологических барьеров на эффективность обучения.
Читать PDF

Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода

Буцык Сергей Владимирович
Рассматривается актуальная проблема информатизации высших учебных заведений сферы культуры и искусств.
Читать PDF

Информатизация вузов культуры и искусств: проблемы и перспективы современного периода

Буцык Сергей Владимирович
Рассматривается актуальная проблема информатизации высших учебных заведений сферы культуры и искусств.
Читать PDF

Различные формы музыкального искусства как фактор формирования творческой направленности современной

Калимуллина О.А.
В статье раскрывается творческая направленность личности, формирование творческой направленности сов ременной молодежи через различные музыкальные формы.
Читать PDF

Термин «Профессионализм» в современном политико-управленческом дискурсе

Шпекторенко Игорь Валентинович
В статье рассматривается содержание категории «профессионализм» в контексте структуры профессиональной мобильности персонала.
Читать PDF

Проблема инноваций в современном образовательном дискурсе

Коряковцева Ольга Алексеевна, Тарханова Ирина Юрьевна
В статье проводится анализ семантического пространства педагогической инноватики, дается теоретическое осмысление открытости инновационной проблематики, описываются результаты эмпирического изучения о
Читать PDF

Современный театр на пересечении искусствоведческой и культурологической парадигмы

Сальникова В.П.
В статье рассматриваются культурологические основания эстетического образования и воспитания современного студенчества посредством театрального искусства.
Читать PDF

Современный театр на пересечении искусствоведческой и культурологической парадигмы

Сальникова В.П.
В статье рассматриваются культурологические основания эстетического образования и воспитания современного студенчества посредством театрального искусства.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: