Общение и искусство: музыкальное переживание

Найдено 1 определение:

Общение и искусство: музыкальное переживание

Эмоции, по мнению большинства исследователей, являются не только «окраской» муз. деятельности, но и цементирующей составляющей переживания музыкантом своей деятельности, координируют регуляцию всех видов этой деятельности, интегрируя эффект влияния мотивов, целей, установок, потребностей, художественных эталонов. Качественные, динамические характеристики музыкального переживания (М. п.) обусловлены ценностными ориентациями, мотивационно-потребностными характеристиками человека как субъекта деятельности. Художественные переживания композитора связаны с интеллектуальными эмоциями, сопровождающими процесс решения творческих задач. Сценические переживания исполнителей, сопровождающиеся часто стрессовыми эмоциями, доминирующую роль играют контролируемые чувства муз. сопереживания. В муз.-перцепт. деятельности слушателя, свободной от технол. моментов, переживание становится подлинно музыкальным - эстетическим. Конгениальность М. п. композитора, исполнителя, слушателя обусловлена единой аксиологической основой искусства звуков, а также свойствами музыкального языка. Б. М. Теплов рассматривал М. п. как своеобразную разновидность эмоционального познания, при этом особенности этого личностного процесса детерминированы не только муз. опытом человека, но и уровнем развития его муз. одаренности. Ядром М. п. являются эмоциональные образы муз. интонации, способной воплотить глубокие переживания и вызвать эмоциональный отклик воспринимающего. Процесс переживания муз. интонации глубоко личностный. Эмоциональные образы муз. интонации являются результатом диалектического взаимодействия внешнего, воплощенного в произведении и в его интерпретации, и внутреннего, связанного с индивидуально-типологическими особенностями личности слушателя, его опытом, муз. культурой. Типичные, закономерные черты, характерные для интонационного словаря каждой эпохи, для конкретной социальной и национ. среды, творчески переосмысливаются слушателем в процессе восприятия и переживания музыки. На начальных этапах слушательского восприятия первичным механизмом М. п. является эмоциональная оценка произведения, с ориентацией на сенсорные качества музыки, на ее свойства, обращенные к слуху. По мере развития операционных механизмов интонационно-образное обобщение, связанное с предметно-эмоциональными, художественными ассоциациями, позволяет обратиться к содержанию музыки, открывающемуся перед слушателем в одной из ее главных функций познавательной. На самом высоком уровне развития М. п. приобретает черты «надситуативности», приобщая субъекта к муз. опыту человечества. Гармоничное участие функц., операционных, мотивационных механизмов обеспечивает идентификацию целостного муз. образа с межкультурными, исторически детерминированными муз. эталонами, сложившимися в художественной практике человечества, что безусловно расширяет возможности индивидуального муз. опыта, открывая человеку новые социально-ценные чувства и идеалы, выраженные в музыке. Выступая на данном уровне - катарсического переживания - прежде всего, в своей воспитательной и психостатической функциях, музыка воздействует на человека во всем многообразии художественных средств и возможностей как эмерджентность, целокупность, тотальность. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев., 1975; Тарасов Г. С. Психология в художественных вузах. Психол. журн. Т. 5. № 1. 1984; Теплов Б. М. О музыкальном переживании. ПИ РАО (рукопись). Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного яз

Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна
Статья посвящена исследованию психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. Проанализированы возможности использования музыки в целях оптимизации учебного процесса по иностранным языкам. Предложена оригинальная программа, направленная на повышение мотивации подростков к изучению английского языка, в основе которой лежит музыкальное искусство.
Скачать PDF

Коммуникативный аспект восприятия музыкального искусства

Борисова Е.С.
В статье поднимается проблема социального функционирования музыкального искусства, его роли в современном мире. Автор анализирует психологические аспекты восприятия музыки как одной из форм человеческого общения. Основное внимание уделяется интонационно-семантическим особенностям музыкального искусства, факторам его воздействия на человека; рассматривается система акустической коммуникации.
Скачать PDF

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н.А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии. Определены основные критерии одаренности в музыке, дано обоснование выхода за рамки взаимосвязи "музыкальные способности музыкальная одаренность".
Скачать PDF

Рефлексия искусствоведа на диссертацию Аллы тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-я

Малинковская Августа
Скачать PDF

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении

Олейник Н.М.
Скачать PDF

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства

Нохрина Наталья Анатольевна
Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.
Скачать PDF

Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Нохрина Наталья Анатольевна
Проанализировано значение эмоциональных и рефлексивных процессов при визуальном восприятии произведений искусства. Рассматривается тип переживания как эмоциональный регулятор, дающий возможность субъектам по-разному воспринимать произведения с различающимися художественными эффектами. Представлены результаты исследования особенностей рефлексии образов Я испытуемыми при восприятии ими произведений искусства. У респондентов с разным типом переживания особенности рефлексии образов Я значимо отличаются друг от друга. Субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами с другими типами переживания.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: