Общение и деятельность: категориальный подход Б. Ф. Ломова Общение и искусство : творческое вдохновение

Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства

Найдено 1 определение:

Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства

может рассматриваться как объект воздействия массовой культуры, коммерческой литературы и т. д., - т. е. объект воздействия в «искусстве для эмоций», не имеющем иного содержания, кроме того, что представлено в нем «прямым текстом». Тогда как истинное, глубокое, личностное О. носит диалогический характер, и тогда личность будет рассматриваться в кач. субъекта О. с истинным искусством, в к-ром поиск смысла требует выхода за пределы непосредственно изображенного, а изображенное «прямым текстом» выполняет функцию лишь вспомогательных построений, задающих направление поиска для внутренне активной личности. Лит.: Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Работник просвещения, 1926 ; Он же. Психология искусства 2-е изд. М., 1968; Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 6; Он же. Введение в психологию искусства. М., 1998; Он же. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000; Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа М., 1994. Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства

Нохрина Наталья Анатольевна
Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.
Скачать PDF

Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств

Близнецова Октябрина Ивановна, Шапенкова Ирина Петровна
Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.
Скачать PDF

Влияние индивидуальных особенностей личности учащихся школы искусств на их ценностно-смысловую сферу

Шапенкова Ирина Петровна
Рассматриваются индивидуальные особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств, выявленные на основе разработанного автором опросника; проанализировано влияние предметной эргичности на структурно-содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы. Обнаружена статистически значимая зависимость между уровнем предметной эргичности и ценностями-знаниями, ценностями-смыслами, ценностями познания и ценностями самоосуществления
Скачать PDF

Подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания

Мосунова Людмила Александровна
В статье ставится задача проанализировать и обобщить подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания. Рассматриваются идеи, разработанные в теории и реализованные на практике представителями смежных областей культуры: искусства и художественно-эстетического воспитания. Первый источник идей - работы ученых, исследовавших особенности художественного восприятия. Второй источник -труды выдающихся деятелей музыки и живописи.
Скачать PDF

Методические основы формирования личности ребенка средствами театрального искусства

Колупаева Е.И.
Скачать PDF

Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Нохрина Наталья Анатольевна
Проанализировано значение эмоциональных и рефлексивных процессов при визуальном восприятии произведений искусства. Рассматривается тип переживания как эмоциональный регулятор, дающий возможность субъектам по-разному воспринимать произведения с различающимися художественными эффектами. Представлены результаты исследования особенностей рефлексии образов Я испытуемыми при восприятии ими произведений искусства. У респондентов с разным типом переживания особенности рефлексии образов Я значимо отличаются друг от друга. Субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами с другими типами переживания.
Скачать PDF

Коммуникативный аспект восприятия музыкального искусства

Борисова Е.С.
В статье поднимается проблема социального функционирования музыкального искусства, его роли в современном мире. Автор анализирует психологические аспекты восприятия музыки как одной из форм человеческого общения. Основное внимание уделяется интонационно-семантическим особенностям музыкального искусства, факторам его воздействия на человека; рассматривается система акустической коммуникации.
Скачать PDF

Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности

Даниленко Ольга Ивановна, Янкелевич Марина Сергеевна
В статье излагаются теоретические основы изучения проявления ценностных ориентаций личности в отношении к произведениям художественной литературы и художественного кинематографа. Приводятся результаты эмпирического исследования, в ходе которого выделено четыре типа отношений личности к произведениям художественной литературы и кинематографа: «информационный», «эмоциональный», «эстетический», «смыслоориентирующий». Показано наличие психологически обоснованных взаимосвязей между этими типами отношений и ценностными ориентациями личности.
Скачать PDF

Когнитивные модели и коды культуры и искусства созерцание. Восприятие. Представление

Привалова Вера Михайловна
Статья посвящена вопросу когнитивной детерминации артефактов культуры и искусства, поскольку человек представляет собой единство своей биологической и социальной природы, одновременно. Основное содержание статьи направлено на выявление различных интегрирующих и дифференцирующих принципов культуры, которые позволяют существовать множеству системных стереотипов в единстве культурно-исторического контекста, а также направляют адаптацию человека к конкретной культуре в процессе жизнедеятельности.
Скачать PDF

Подход «Модель психического» как основа для изучения восприятия и понимания театрального искусства д

Набойченко Евгения Сергеевна, Рыжова Полина Валентиновна
В статье обосновывается актуальность применения подхода «модель психического» для изучения восприятия и понимания спектаклей дошкольниками.
Скачать PDF

Танцевальное искусство как средство развития креативной личности

Рыбакова Анна Ивановна, Тютькова Ирина Анатольевна
В статье показано, что феномен креативности является многоаспектным, а для развития креативной личности необходимо сочетание многих элементов. Танцевальное искусство представляет собой стимулирующую окружающую среду, оказывает влияние на когнитивные, личностные и мотивационные внутренние ресурсы личности, выступая эффективным средством развития ее креативности.
Скачать PDF

Восприятие художественно-эстетической информационной системы произведения искусства как психолого-пе

Локарева Галина Васильевна
Статья посвящена изучению психофизиологических свойств и механизмов восприятия художественно-эстетической информационной системы произведений основных видов искусства, которые обусловливают и обеспечивают осмысление необходимого типа информации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: