ЛИЧНОСТЬ
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
— индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. Л. выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Л. бывают разные: гармонично и односторонне развитые, прогрессивные и реакционные, моральные и аморальные, здоровые и больные и т. д., развиваясь, а иногда деградируя. Л.— объект философии, социологии, этики, права, педагогики и других наук. Методологической основой изучения личности всеми науками является марксистско-ленинское учение о личности, историко-материалистическая концепция личности.
Л.— не дизъюнктивное и тем более не альтернативное психическое явление, а проградиентное. Поэтому формулировку «стань личностью» надо считать литературной метафорой и Синонимом «будь человеком!».
Поскольку, как указывал В. И. Ленин, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194), активность является атрибутом личности, а деятельность — ее основной функцией и наиболее полной объективизацией.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Хотя в настоящее время существует весьма значительное количество определений Л., в большинстве из них таковая связывается с социальным началом.
Существуют и другие подходы к рассмотрению данного понятия. Так, в идеалистической психологии Л. трактуется как особая неизменная духовная сущность; в психоанализе — как совокупность бессознательных влечений и др. С позиции теорий, рассматривающих деятельность в качестве условия развития человека, под Л. подразумевается продукт исторического развития индивида, прежде всего — в рамках совместной трудовой деятельности (А. Валлон, П. Жане, И. Мейерсон, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
В отечественной психологии под Л. понимается совокупность психических свойств, которые формируются и развиваются в процессе социального развития человека. Так, А. Н. Леонтьев считал, что Л. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе своей деятельности.
В настоящее время к основным свойствам Л. принято относить направленность, темперамент, способности, характер. Некоторые авторы добавляют к ним еще волю и чувства.
Литература
Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.; М., 1977.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Исследования личности имеют две основные цели. Первая — выявить различия между людьми, и прежде всего наиболее важные из них с точки зрения психологии. Вторая цель — на основе анализа сути этих различий понять, как их можно использовать для предсказания поведения людей в той или иной ситуации. Будет ли поведение Энджи и Джейн схожим в разных ситуациях? Например, в ответ на жалобу клиента проявит ли Джейн агрессивность, а Энджи мягкость и понимание? Такие вопросы задают психологи, исследующие личность человека.
В психологии есть несколько направлений, по-разному трактующих вопросы личности и индивидуальности. Среди них главными являются психодинамическое направление и теории личностных черт. Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Основное внимание они уделяют борьбе различных уровней мышления человека. Предполагается, что источниками всех его проблем являются именно такие подсознательные конфликты. Теории личностных черт, напротив, предполагают, что люди обладают набором определенный качеств, поэтому и ведут себя соответствующим образом. Так, если у человека наблюдается склонность к проявлению добродушия, то он будет оставаться добродушным в большинстве ситуаций. Примером данной теории может служить теория личности Ганса Айзенка. Он предположил, что личность можно описать при помощи трех основных черт, которые он называл экстраверсией, невротизмом и психотизмом.
См. также статьи «Айзенк, Ганс Юрген», «Интеллект», «Социальная психология», «Формирование впечатлений», «Фрейд, Зигмунд».
Источник: 101 ключевая идея психологии
"Достаточно, например, внимательно понаблюдать за кем-нибудь при различных обстоятельствах, чтобы открыть, как резко меняется его личность при переходе из одной среды в другую, причем каждый раз выявляется резко очерченный и явно отличный от прежнего характер <...> В соответствии с социальными условиями и необходимостями социальный характер ориентируется, с одной стороны, на ожиданиях и требованиях деловой среды, с другой стороны - на социальных намерениях и стремлениях самого субъекта. Обыкновенно домашний характер слагается, скорее, согласно душевным запросам субъекта и его потребностям в удобстве, почему и бывает так, что люди, в общественной жизни чрезвычайно энергичные, смелые, упорные, упрямые и беззастенчивые, дома и в семье оказываются добродушными, мягкими, уступчивыми и слабыми. Который же характер есть истинный, где же настоящая личность? У такого человека вообще нет настоящего характера, он вообще не индивидуален, а коллективен, т. е. соответствует общим обстоятельствам, отвечает общим ожиданиям. Будь он индивидуален, он имел бы один и тот же характер при всем различии в установке. Он не был бы тождествен с каждой данной установкой и не мог бы, да и не хотел бы препятствовать тому, чтобы его индивидуальность выражалась так, а не иначе как в одном, так и в другом состоянии. В действительности он индивидуален, как и всякое существо, но только бессознательно. Своей более или менее полной идентификацией с каждой данной установкой он обманывает по крайней мере других, а часто и самого себя, относительно того, каков его настоящий характер; он надевает маску, о которой он знает, что она соответствует, с одной стороны, его собственным намерениям, с другой - притязаниям и мнениям его среды, причем преобладает то один, то другой момент" (ПТ, пар. 697-698).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Л., акцентированная (от лат. accentus - ударение). Человек с выраженными особенностями характера, не достигающими степени психопатии, т. е. находящимися в границах нормальной психики и не препятствующими адаптации в семейной, трудовой и социальной среде.
Л., альтернирующая (от лат. alterno - сменяться, чередоваться). Психогенное (истерическое) изменение сознания и поведения целостной личности, которая в нормальном и трансовом состояниях демонстрирует в корне противоположные качества. Син. Альтернирующее сознание, « Смена» сознания.
Л., аффективная (от лат. affectus - возбуждение). Человек, действия и поступки которого определяются преимущественно эмоциональными переживаниями, а не соображениями разума.
Л., «двойная». 1. «Смена» личности при эпилепсии, истерии и гипнозе, во время которой больной ничего не знает о своем поведении и переживаниях в обычном состоянии. 2. Бредовая убежденность психически больного в существовании в нем другой личности, наблюдается при шизофрении. 3. Раздвоение личности психически больного, который одновременно живет в действительном и психотическом мире, симптом, характерный для шизофрении.
Л., дисгармоническая (от греч. приставки dys - плохо, неправильно и harmonia - соединение, связность, равномерность, созвучие). Человек с несоразмерностью развития отдельных психических сфер (аффекты, интеллект, воля, влечения, одаренность и др.), различные количественные соотношения которых обусловливают разнообразие дисгармонических личностей. Дисгармонические личности, у которых особенности характера развиты несоразмерно, называются психопатическими. См. Дисгармония психическая, Психопатия.
Л., дистонная (нем. dystone, Persen Lichkeiten) (от греч. приставки dys и tonos - напряжение). Понятие, введенное для обозначения личности, чей характер родствен шизопатическому и противоположен характеру синтонной личности. См. Личность, синтонная.
Л., зависимая. Этим понятием определяется расстройство личности, при котором наиболее существенные особенности характера данного человека сводятся к: 1. Побуждению или позволению другим принять на себя ответственность за важные стороны его жизни; 2. Подчинению собственных нужд нуждам других, от которых человек зависим и к желаниям которых он относится с чрезмерной уступчивостью; 3. Нежеланию предъявлять даже основательные требования к людям, от которых он зависим; 4. Убеждению, что он беспомощен, некомпетентен и невынослив; 5. Чрезмерной боязни быть покинутым и непрестанному желанию получать уверения в противном, в особенности когда он один; 6. Чувству опустошения и беспомощности в случае разрыва значимой для него связи; 7. Тенденции реагировать на свои беды, перебрасывая ответственность на других.
Л., замкнутая - см. Замкнутость личности.
Л., истерическая - см. Психопатия, истерическая.
Л., «множественная» - см. «Множественная» личность.
Л., «переломление» личности - см. «Переломление» личности.
Л., пограничная - см. Пограничная личность.
Л., синтонная (от греч. syntonia - созвучие, согласованность). Личность, чьим внутренним переживаниям, настроению, мыслям, желаниям, стремлениям присуща синтонность (см.).
Л., стеничная - см. Стеническая личность.
Л., сторонящаяся - см. Сторонящаяся личность.
Л., тимопатическая - см. Тимопат.
Л., устойчивость личности - см. Устойчивость личности.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Категория. Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
Специфика. Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.
Исследования. Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".
Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).
В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).
В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.
Структура. Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент.
В классификации свойств личности В.С.Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).
В современных исследованиях структуры личности - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям (трехфакторная теория личности, модель большой пятерки).
Диагностика. Для выявления особенностей личности используют тесты личности (проективные тесты, личностные опросники, анализ поведения, интервью).
Литература.. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;
Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972;
Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1972
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.М., 1977;
Психология личности. Тексты. М., 1982;
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982;
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983;
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984;
Хьюелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997
В структуру личности входят и все психологические характеристики человека и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность – качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, но лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми – в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Критерии сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого – способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом», однако действовать вполне нравственно);
2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивовцелей и принципов (в отличие от первого критерия здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).
В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:
1) система регуляции;
2) система стимуляции;
3) система стабилизации; 4) система индикации.
В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью, преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.
Личность характеризуется:
1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр.
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.
Термин «личность» трактуется нами исключительно как продукт воздействия среды: биологической, социальной, психологической и антропологической. Социальная среда оказывает влияние на каждого человека с момента его рождения и «заставляет» усваивать систему и структуру принявшего его общества. С самого начала существующие потенциалы индивида не могут реализоваться. Их энергия тратится на адаптацию (см. Адаптация) к требованиям социума. Именно в связи с этим возникают такие образования личности, как представления об отдельных особенностях среды, понимание значимости отдельных ситуаций. Возникают представления о постоянном контроле общества, о существовании определенных эталонов (образцов поведения - см. Образец), об общезначимых нормах (см. Норма).
Основными единицами воздействования и оперирования, которыми может воспользоваться каждая личность для регуляции своего поведения и влияния на окружение, являются качества (см. Качество). Они рассматриваются как единицы ведения тактики и достижения стратегических целей (см. Тактика, см. Стратегия).
Личность рассматривается как система (см. Система), т.е. имеет свои границы, возможности и пределы своих действий. Личность как система может находиться в трех состояниях (ипостасях): защиты, адаптации и экспансии по отношению к окружению.
Основным условием для реализации своих возможностей являются коммуникация (см. Коммуникация), которая рассматривается нами как условие, обеспечивающее осуществление тяготения одной личности к другой через общение и построение отношений (см. Отношения), таким образом, сформировавшиеся у каждой личности компоненты ее структуры выполняют функции, отражающие особенности адаптации, защиты или экспансии к среде. Формирование отдельных компонентов личности подчинено последовательное усвоения и принятия воздействий среды. Для создания личности все воздействия постоянно меняются: от простых, но биологически важных образований к более сложным, произвольным (развития личности).
Так на первом году жизни вырабатывается произвольное торможение, продолжается усвоение особенностей поведения в рамкам норм «требуется -запрещается», далее усваивается распределение в обществе функций-ролей и возможностей их реализации только по строгим правилам. Затем изучаются способы сопротивления этим воздействиям, определяются предпочтения и выбор («иерархия мотивов»). На следующем этапе (пребывание в школе) усложнения идет за счет расширения возможностей личности и ознакомления с информацией, отражающей опыт социума. В то же время это есть возможность упорядочения информации и обучение признакам ее меры. Одновременно это работа с собственным «местом» в социуме, выявление величин отклонений от нормативов и познание критериев «полноты» сведений (необходимое и достаточное).
Дальнейшее усложнение идет по линии развития собственного опыта в области состязания за правильность понимания и представления реальных отношений в обществе. Именно в этот период усваиваются действия личности в общем социокультурном плане (усвоение ценностей, образцов, норм). Наконец, личность овладевает наивысшим образованием - способностью самостоятельно строить планы и программы поведения, а также навыками видения, общественных проблем и нахождением способов их решения. Таким образом, личность постоянно «строится» обществом с учетом не только ее возможностей овладения, путем усложнения структур, но и создания потребности в действиях для общества, т.е. создания творческих конструкций. Таким образом, социум, формирующий личность «по своему образу и подобию», вначале искажает потенциалы, заложенные в индивиде, создавая преграды и сопротивление. Общество, в свою очередь, создает регулируемую личность, обеспечивает возможность «тренировки» ее инструментальных свойств. В этом смысле общество развивает индивида. Некоторые люди так и остаются на уровне «личностей», и они никогда не выходят за рамки привычных личностных типов поведения (паттернов поведения). Практически только немногие личности могут в конечном счете выйти за рамки предписываемых правил созздать свои собственные творческие композиции, которые общество может принять на данном уровне. В связи с этим говорится, «индивидуальность отстаивает себя».
Таким образом, личность является основательно развившимся конструктом, но развившимся под стандарт или под роль, требуемые социумом. Поэтому личность как таковая, будучи стандартной или с небольшими вариантами разнообразия, практически является только общественным образованием. Хорошо сформировавшейся личности никогда не выйти за рамки предписаний общества. Последние данные по анализу личностных структур свидетельствуют о том что социум создает многочисленные варианты личностей, каждый из которых выполняет строго свою миссию.
Диагностировать личность - значит выявлять не только несколько вариантов ее особенностей, отличий от других, но и устанавливать ее социальные функции и прогнозы успешности реализации этих функций.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);
2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:
1) система регуляции;
2) система стимуляции;
3) система стабилизации;
4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:
1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:
1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;
3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Теории типов. Самая старая из них – теория Гиппократа, который вы
двинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангви
ническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось поло
жение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид пред
ставляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее
полной типологической теорией была теория В.Г. Шелдона, который утверж
дал (но неубедительно), что типы тела тесно связаны с развитием личности.
См. конституциональная теория для обсуждения. Подход Карла Юнга, хотя
и принадлежит на самом деле к психоаналитическим теориям (см. ниже), иногда классифицируется как теория типов из-за его акцента на классификации индивидов по типам, например интроверт-экстраверт.
Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т.д. Ранние теории чертпредставляли собой немногим более, чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают "реальные структурные влияния, определяющие личность". Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.
Обратите внимание, что подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга и, действительно, можно утверждать, что это две стороны одной монеты. Теории типов, прежде всего, имеют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Однако они, конечно, приводят к очень разному пониманию базового термина личность.
3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные
психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза и другие. Между ними имеется множество
различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них всех характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с имплицитным предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, так что ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов. Синоним – характер (2).
Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение теории научения на исследование личности. Хотя нет какой-либо влиятельной
чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало
других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы:
что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что
следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно
возникающих подкреплений? Не удивительно, что ученые, упоминаемые ниже, на которых в той или иной степени оказал влияние бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности, и в некоторой степени они ставят под вопрос необходимость термина личность.
Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было вос
принято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Та
кие мыслители, как Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации (2). Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности идеал начало движению человеческого потенциала.
Теории социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой
точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном контексте. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции – стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении на
учения как механизма, который может дать теоретически удовлетворитель
ное описание последовательного поведения в социальных контекстах.
Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального
научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Действительно, само понятие черты личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, и существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.
Интеракционизм. Эта позиция эклектична. Она допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных, более узко направленных теориях, и в ней утверждается, что личность возникает из взаимодействий определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно то, что, согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная "вещь". Скорее, это становится своего
рода офщим термином для обозначения сложных паттернов взаимодействия.
Интересно заметить, что вышеупомянутые теоретические подходы рассматриваться как представляющие два различных обобщения относительно самого термина личность, так как позиции 1-3 представляют обоснованный теоретический конструкт, гипотетическую, внутреннюю "сущность" с причинной ролью в поведении и, с теоретической точки зрения, с подлинной объяснительной силой. Позиции 4-8 рассматриваются как вторичный фактор, выведенный на основе постоянства поведения, – в то время как другие операции и процессы играют важную причинную роль в определении поведения – и, следовательно, как понятие, оно не подкреплено сильными аргументами.
Кроме приведенных выше, конечно, существуют и другие теоретические подходы, которые, каждый в свою очередь, были в центре внимания науки (например, см. экзистенциализм, теория поля). Но упомянутых теорий должно быть достаточно, чтобы дать представление о различии значений, которые может выражать термин личность. Этот термин также встречается в многообразных составных формах, наиболее часто используемые из них приводятся ниже.
1. конституциональные теории - берут начало в учении Гиппократа о смешении жизненных соков при формировании темперамента. Основная идея такого рода подходов заключается в том, что каждый индивид представляет собой определенный баланс неких природных основных элементов, сочетание которых определяет тип личности. Примерами конституциональной теории могут служить теории Э.Кречмера и В.Г.Шелдона о связи строения тела с развитием личности, отчасти также теория К.Юнга, в которой предпринята попытка разграничить определенные типы личности на основе гипотезы о таких врожденных ее качеств, как экстраверсия и интроверсия;
2. теории черт - все теории данного направления исходят из положения о том, что личность человека представляет собой компендиум (лат. compendium - сокращение, сбережение) черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и др. Современные теории черт, пытаясь выделить основные измерения личности, используют метод факторного анализа. Наиболее влиятельной считается теория Р.Б.Кэттела, базирующаяся на допущении о существовании набора глубинных черт, которые оказывают “реальные структурные влияния, определяющие личность”. Цель теорий личности, полагает Р.Б.Кэттел, состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения человека в различных гипотетических ситуациях;
3. психодинамические и психоаналитические теории - ряд детерминистических теорий, разрабатывающих предположение о том, что определяющим личность является природный фактор или ранний детский опыт. Существует множество отличий между упомянутыми теориями, но все они объединятся общей идеей, а именно: личность характеризуется в них посредством понятия интеграция. Сильный акцент обычно делается на факторах личностного развития с имплицитным предположением о том, что взрослая личность развивается постепенно, с течением времени и в зависимости от того, как происходит «интеграция различных факторов». Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, ни одно рассмотрение проблемы личности не считается при этом теоретически полезным без оценки мотивационных синдромов. Синонимом личности в данных теориях нередко считается термин характер.
4. бихевиоризм - основой этого направления является распространение теории научения на исследования человеческой личности. Бихевиоризм привлек внимание исследователей к вопросу о том, что именно из устойчивого поведения человека является следствием влияния внутренних факторов (типов, черт, динамики личности), а что - влиянием окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Ученые, на которых значительное воздействие оказал бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы теряют перспективу восприятия самой личности и вообще ставят под сомнение необходимость сохранения соответствующего термина;
5. гуманизм - данное направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма. Основатели гуманистического направления (особенно Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл) сосредоточили свое внимание на феноменологии (греч.phainomenon - являющийся), где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме (греч. holos - целое), противостоящем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления человека к самоактуализации. Основные проблемы этого направления касаются трудности научной проверки многих его теоретических положений. Более адекватным было бы, пожалуй, считать, что это проблема именно научной проверки, а не собственно личности, поскольку психология пока что не располагает методами исследования, которые были бы адекватны чрезвычайной сложности проблемы личности. Тем не менее данное направление остается важным, пожалуй, ведущим и ставшим в последние десятилетия на Западе и в нашей стране более популярным, нежели психоанализ и бихевиоризм, подходом многих психологов к изучению личности, давшем начало широкому движению человеческого потенциала;
6. теории социального научения - понятие личности рассматриваются здесь как те аспекты поведения, которые приобретены или проявляются в контексте социального взаимодействия. Данный подход являлся и до известной степени является преобладающим и в отечественной психологии, в чем нетрудно убедиться, ознакомившись с принятыми дефинициями термина «личность». Так, личностью называют “устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных....Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий” (Блейхер, 1995). А.Бандура основывает свою теорию социального научения на положении о том, что, хотя научение и оказывает решающее влияние на формирование личности, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, например, как социальные роли), по существу составляющих социальную структуру личности человека, необходимы факторы, отличные от простых связей типа стимул-реакция и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память и процессы саморегуляции. Многие исследования сосредоточивались на моделировании (здесь имеется в виду подражание) и наблюдении научения как тех искомых механизмов, которые могут дать теоретически удовлетворительное описание последовательного социального поведения;
7. ситуационизм - данное направление является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его последователи подчеркивают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними факторами или врожденными чертами личности. Само понятие черты личности является, с этой точки зрения, психической конструкцией стороннего наблюдателя и она существует лишь в его сознании. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, нежели внутреннему постоянству;
8. интеракционизм (теория взаимодействия) - это эклектичная теория, она допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных подходах к изучению личности, но, в отличие от них, в ней утверждается, что личность возникает посредством взаимодействия определенных качеств и предрасположений, с одной стороны, и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются, с другой. Личность, таким образом, не есть “вещь в себе”, но суть комплекс сложных паттернов взаимодействия индивида и внешней среды.
Существуют другие подходы к исследованию личности, в частности, экзистенциализм, настаивающий на том, что сущность человека суть центральное понятие персонологии и именно она составляет ядро, неотъемлемое качество личности. В качестве примера приведем определение понятия о личности, принадлежащее К. Ясперсу, одному из самых видных представителей экзистенциализма:”Личностью, - указывает он, - мы называем обладающую индивидуальным набором отличительных признаков характерную совокупность доступных пониманию взаимосвязей в пределах отдельно взятой психической жизни” (разрядка - В.А.).
В заключение можно сказать, что учение о личности - персонология - находится ныне лишь в начальной, как бы аналитической стадии своего развития, она занята прежде всего поиском своих границ, методов изучения составляющих личность элементов и формулированием основных концептуальных идей, доступных проверке тем или иным образом. Главные события, а именно развитие адекватной методологии и синтез столь разных направлений в учении о личности, очевидно, еще только ожидают своих исследователей.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Личность безопасного типа / Асоба бяспечнага тыпу / Safe-type personality– человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Категория Л. безопасного типа обладает сложной поликомпонентной структурой, включающей мотивационные, ценностно-смысловые, когнитивные, поведенческие аспекты, эмоционально-волевую регуляцию и личностные качества. Л. безопасного типа является устойчивой системой, обладающей культурой чувств, знаний и нравственно-волевой саморегуляцией, которые обеспечивают необходимый уровень образованности в области безопасности и безопасного поведения. Для Л. безопасного типа характерны: поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха смерти, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Формирование способов безопасного поведения и Л. безопасного типа является непрерывным процессом, который происходит в течение всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит семье, примеру родителей, а также школе, т. к. основы здоровья и личности человека, установки на здоровье и безопасность для социума активно формируются начиная с младшего школьного возраста и продолжают формироваться в более старших возрастах. В юношеском возрасте формирование Л. безопасного типа может стать осознанной личностной задачей, и значительную роль в этом процессе будет играть обучение в вузе. С. Л. Кандыбович
Личность заведующего кафедрой / Асоба загадчыка кафедры / Рersonality of a Head of a Department– наряду с профессионально-важными знаниями и навыками комплекс качеств и свойств как руководителя и преподавателя, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. В структуре Л. заведующего кафедрой должны быть в достаточной степени выражены три основные группы качеств: нравственные, профессиональные и организаторские. Нравственные качества– чувство человеческого достоинства, добросовестность, справедливость, умение оценивать факты и явления с точки зрения гуманизации взаимоотношений на кафедре и др. Профессиональные качества руководителя кафедры сводятся, прежде всего, к его компетентности в области преподаваемых дисциплин и педагогическому мастерству. К этому следует добавить глубокое знание психологии и педагогики, интерес к педагогической деятельности, стремление к поиску новых форм и методов обучения и воспитания студентов, совершенствования квалификации преподавателей. Организаторские качества– это умение разбираться в людях, внимательность к их нуждам и запросам, распорядительность, требовательность, настойчивость, самостоятельность, демократичность, гуманистический склад ума.
Личность преподавателя вуза / Асоба выкладчыка ВНУ / Рersonality of a Universi ty professor– представляет собой сплав личностных и профессиональных характеристик, необходимых для оптимального функционирования и развития педагога в среде высших учебных заведений. Успешное вхождение в профессию преподавателя и существование в ней обусловлено выраженными педагогическими способностями оформляется в профессиональные качества, среди которых при работе со студентами важны интегральные характеристики, которые обусловливают эффективность педагогической деятельности в целом и профессиональное развитие преподавателя: педагогические направленность, компетентность, гибкость, такт. Сущность педагогической направленности отражается в эмоционально-ценностном отношении к профессии. Это интегральное качество личности включает интерес к содержанию педагогической деятельности, высший уровень развития которого– призвание, профессиональные позиции, профессионально-ценностные ориентации, мотивы педагогической деятельности и самосовершенствования, осознание трудностей и проблем педагогической деятельности и одновременно потребность в ней, осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям профессии, потребность в постоянном совершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства, а также общественную активность, доминантность и социальный оптимизм. Педагогическая направленность является каркасом, вокруг которого компонуются качества личности преподавателя (В. А. Сластенин). Педагогическая компетентность– это сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, культуры педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Имеет три подструктуры: 1) личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования); 2) деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности); 3) коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения). В общую структуру педагогической компетентности входит ряд ее частных видов: конфликтная компетентность как уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации; компетентность в области здоровья, экономическая и правовая компетентность. Педагогическая гибкость сочетает содержательные и динамические характеристики, обусловливающие способность преподавателя отказываться от несоответствующих ситуации и задачи способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности. Структура педагогической гибкости включает три тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных вида: эмоциональную, интеллектуальную и поведенческую гибкость. Педагогический такт определяется свойствами, отражающими взаимодействие преподавателя со студентами на основе уважения к их личности, субъект-субъектной позиции общения.
Личность руководителя / Асоба кіраўніка / Leader’s personality– совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной руководящей деятельности. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужны глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, самообладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность. В деятельности руководителя важна роль познавательных процессов, особенно речи и мышления. Речь руководителя проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью. Условием силы ее психологического воздействия является учет особенностей, опыта, настроений, установок людей. Важны самообладание, выдержка руководителя, недопустимы раздражение, неуверенность, грубость. Мышление руководителя должно отличаться целеустремленностью, гибкостью, глубиной, смелостью, прогностичностью. Руководителю необходимо программировать свою и общую деятельность, подвергать всестороннему, глубокому и объективному анализу процесс труда, различные и порой противоречивые данные, определять и предвидеть ход событий. Напряженная обстановка, недостаток времени могут толкать руководителя на путь принятия поспешных решений, не учитывающих все обстоятельства и возможные способы действий. Поэтому четкое мышление руководителя неотделимо от проявлений его воли, самостоятельности, организованности, выдержки, мужества. Это важно учитывать в психологической подготовке студентов к управленческой деятельности. Авторитет Л. руководителя повышается тогда, когда он показывает пример общей и профессиональной культуры, требовательности к себе, самокритичного отношения к результатам своей работы, правильно, объективно оценивает способности и заслуги других, их труд, когда его отличают скромность и общительность, чуткое, внимательное отношение к нуждам и запросам своих работников. Только на этой основе руководитель будет готов к сознательному выбору средств, приемов и методов деятельности, позволяющих при наименьшей затрате сил и средств дать наиболее эффективные результаты. Люди ценят руководителя как обаятельного человека, тонкого психолога, способного с профессиональной компетентностью решать поставленные задачи. Раскрытию особенностей Л. уководителя, стилю его работы большое внимание уделялось в социологии, этике, психологии.
Личность студента / Асоба студэнта / Student’s personality– это Л. молодого человека, который осуществляет обучение в высшем учебном заведении и получает подготовку к будущей профессиональной деятельности. В ходе обучения формируются необходимые для этого качества, знания, навыки, умения. С биологической точки зрения этот возраст характеризуется завершением роста и созревания всех физиологических характеристик организма, который при соблюдении определенных правил здорового образа жизни оптимально функционирует, способен выдерживать физические и психологические нагрузки. С психологической точки зрения студенчество представляет период психологической зрелости: устоявшийся темперамент и характер, определенная направленность и развитые способности; сформированная иерархия мотивов, пик развития познавательных и эмо ционально-волевых процессов. При этом все процессы отличаются высоким уровнем пластичности, что позволяет студенту достаточно легко формировать нужные компетенции. С социальной точки зрения студент является наиболее активным членом общества, выполняет множество социальных ролей, включен в большое количество социальных групп. Признаками социальной зрелости студента являются выраженная активность, гражданская позиция, профессионализм, грамотность, культура. Современные студенты, живущие в цифровую эпоху, отличаются рядом особенностей : личностные (инфантилизм, прагматизм, индивидуализм и гедонизм), когнитивные (клиповое мышление, изменение параметров внимания), эмоциональные (повышенная тревожность), социальные (переход с реального общения на виртуальное). О. Г. Ксенда
Л. можно эксплицировать и как специфическое качество-предикат, кот. приобретено субъектом в историко-социо-культурной среде в процессах его активности-деятельности-коммуникации-контактирования; существует множество, назовем их феноменологическо-герменевтизационнонных подходов, отражающих субъективно-объективно многообразие-полигранность проявлений человека в эволюционных факторах природы, истории обществ, государств и его собственной онтологии-экзистенции; например, проблемы эволюции человека как личности, индивида иссл. некот. учеными с позиций биогенетической теории, согласно концепциям которой человек-индивид наделен антропосо-генезисно-анатомо-физиологическими свойствами — такими как темперамент, задатки, биовозраст, способности, принадлежность к полу, конституция телосложения, специфика нейроконститутивных-нейродинамических свойств-функций мозга, особенности гомеостазных структур, кот. проходят, согласно идеям этих иссл., различные фазы эмбрионизации-созревания у индивида и генезисно-адаптированы под окружающую среду; социогенетической теории иссл. процессы-функции онтосо-социализации субъекта, гностическо-ориентировочные его акты, сынтенционированные на освоение им соционорм, социопредписаний, социоролей, социодеятельности, социоустановок и эгоценностных ориентаций, как социо-феноменов продуцирующих социальную адаптацию субъекта; стор. персоногенетической концепции иссл. проблемы самосознания-активности-креативные акты личности, формирование индивидуально-человеческого Эго, его мотивационную сферу, индивидуальный характер его способностей, проблемы, связанные с самосознанием личности, с дефиницией, смысло-поисковых индексов-денотатов-смыслоуказателей, влияющих на самореализацию субъекта, на его индивидуально-личностный выбор в обществах, экзистенции, самой жизни; дискурс полагаем – дискурс верифицируем, что личность необходимо изучать мультимодельно-тотально-полиаспектно, с учетом всех выше дескрептированных-прокомментированных концепций, а также с базальной ориентацией на обстоятельственно-ситуативные факторы, трансформирующие объекты-предметы, перцепцию, реакцию, психику индивидов, сам социум, бытие, феномены онтологии; в своем Эго-бытии-Эго-экзистенции субъект проходит, как минимум, пять этапов-стадий Я-эволюции: 1) интродукция-подготовка индивидом собственного организма к мобилизации и адаптивным факторам; 2) действие адаптивных феноменов, когда усваиваются ценности-ориентиры-нормы-критерии-предписания и субъект овладевает инструментами-формами-модусами деятельности-активности; 3) стадия-этап эго-персонализации, когда субъект в качестве самореализации-саморепрезентации вступает в противоречие-оппонентацию с самим собой или же с другими индивидами, ориентируясь-самооценивая те или иные социоэтические феномены в бытии, обществах, группах, альянсах, минигруппах; 4) эта стадия характеризуется, как правило тем, что субъект желает-стремится выделиться своими особенностями, значимо-индивидуальными свойствами личности в сличении-сравнении своих достоинств, свойств-предикатов психики относительно достоинств, имеющихся у других индивидов, ЧТО способствует его самосовершенствованию, или же феноменам регрессии-деградации; 5) этот этап обычно связан с асертичностью-самоутверждением своего Это, своей личности субъектом в социуме, обществах, группах, с эго значимой целью-задачей-замыслом самоутвердить-самореализовать себя, свое Эго, свои жизненные позиции-установки-концепции в группах, союзах, бытии, социуме, в сферах наука, искусства, культуры.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией. (См. также Конституция человека.)
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок (см. Ат-титюд) и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии. (См. также Базисная структура личности, Маргинальная личность, Психология социальная.)
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается общая психология Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности (см. Конвергенции теория). В рамках культурно-исторического системнодеятелъностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как "безличные" предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.
Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не "фактор", непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. Деятельность детская).
Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. Ведущая деятельность), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см. Деятпелъностного опосредствования межличностных отношений теория).
В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л. 1-я фаза - адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза - индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью "быть таким, как все" и стремлением Л. к максимальной персонализации. 3-я фаза - интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности, лживости. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе, уверенность в себе и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.
Особо значимый период в возрастном развитии Л. - подростковый возраст (отрочество) и ранняя юность, когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств Л., как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания (см. Аффекты).
В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения др. людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся Л.
Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения, в качестве которой выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие Л. человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)
Добавление ред.: Почти общепринятый перевод слова Л. к&кpersonality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality - это, скорее, индивидуальность. В петровские времена персоной называли куклу. Л. - это selfhood, self ness или self, что близко к рус. слову "самость". Более точного эквивалента слову "Л." в англ. яз. не существует. Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что Л. подлежит тестированию, манипулированию, формированию и пр. Извне сформированная Л. становится наличностью того, кто ее сформировал. Л. - не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием Л., конституирующих ее. Синонимом Л. является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле Л. выше государства, нации, она не склонна к конформизму, хотя не чужда компромисса.
В рос. философской традиции Л. есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); "Л. же, разумеемая в смысле чистой Л., есть для каждого Я лишь идеал - предел стремлений и самопостроения... Дать же понятие Л. невозможно... она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики Л... Что же касается до содержания, то оно не м. б. рассудочным, но - лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном самопостроении Л., в тождестве духовного самопознания" (Флоренский П. А.). М. М. Бахтин продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием Л. мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: "субъектность Л.", "психологический субъект". По поводу последнего откровенно язвил Г. Г. Шпет: "Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света... стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво - психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект - это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект - смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а Л. - олицетворяют. Не случайно Лосев связывал происхождение слова Л. с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Л., как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, Л. может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть). А. А. Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что Л. - это функциональный орган индивидуальности, ее состояние. Следует добавить - состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н. А. Бернштейн, говоря, что Л. - это верховный синтез поведения. Верховный! В Л. достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.
Итак, Л. - это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов, совокупности ее потребностей, творчеству, перекрестью деятельностей, аффектам, смыслам, субъекту, индивиду и т. д. и т. п.
Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. - это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Бу-якас выделяет др. черты: Л. - это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Вполне понятно, что объем эмпирических исследований, так или иначе связанных с проблемой личности поистине огромен. При этом, как совершенно справедливо отмечает Г. М. Андреева, «проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук... . В настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимаются и этика, и педагогика, и генетика»1. Не случайно в зарубежной психологии широко используется термин персонология, охватывающий не только весь спектр собственно психологических концепций личности, но и представления о ней смежных наук.
В этой связи необходимой, хотя и достаточно трудноразрешимой, задачей является вычленение именно социально-психологической специфики изучения личности. С точки зрения Г. М. Андреевой, «социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т. е., прежде всего, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой — каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)»2. Для решения этой задачи, по мнению Г. М. Андреевой, необходимо изучить традиционные для социально-психологических исследований проблемы группы, но при этом рассмотреть их именно под «личностным», а не «групповым» углом зрения и при этом отдельно исследовать ряд специфических проблем: социальной установки, социальной идентичности личности и т. п.
В зарубежной социальной психологии, наряду с разработкой трех обозначенных Г. М. Андреевой проблем, большинство собственно социально-психологических исследований личности так или иначе связано с Я-концепцией индивида. Надо сказать, что понятие Я-концепции достаточно широко трактуется различными авторами, однако, если обобщить наиболее распространенные взгляды, ее можно охарактеризовать как совокупность представлений индивида о себе самом, или, иными словами, сумму значимых личностных идентификаций.
С известной степенью условности можно утверждать, что Я-концепция формируется на основе информации, получаемой из двух источников — внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты).
Термин «самовосприятие» был предложен психологом Д. Бемом для обозначения склонности людей (на основании рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов) делать обобщающий вывод о тех или иных своих личностных особенностях. Например, если человек периодически бурно реагирует на несогласие с собственной точкой зрения, он может характеризовать себя как вспыльчивого, эмоционального и т. п. При этом, как считал сам Д. Бем, «многие важные стороны собственного “Я” имеют ясные внутренние референты в форме устойчиых убеждений, установок и аффективных предпочтений, поэтому существует вероятность того, что самовосприятие в качестве источника знания о себе применимо в основном к второстепенным, а не к значимым сторонам собственного “Я”»1.
Внешние источники информации, на основе которой формируется индивидуальная Я-концепция достаточно разнообразны, но основными из них являются два: отраженная оценка и обратная связь.
Отраженная оценка предполагает, что люди рассматривают свое социальное окружение как своеобразное «зеркало» и оценивают себя в зависимости от реакции окружающих. При этом существенно важной является референтность для индивида субъекта, воспринимаемого им в качестве «зеркала» (это справедливо и при получении обратной связи). О том, что это действительно так, отчетливо свидетельствуют результаты эксперимента, проведенного группой социальных психологов в одном из университетов США. Одной из двух экспериментальных групп, состоявших из студентов-католиков, показывали фотографию нахмурившегося Папы Римского, в то время как другой — фотографию также нахмурившегося совершенно незнакомого человека. Контрольной группе, состоявшей из студентов, не являвшихся приверженцами католицизма, предъявлялась та же фотография Римского Папы, что и первой экспериментальной группе. Затем «студентов попросили оценить некоторые из присущих им самим личностных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека»2.
Данный эксперимент также наглядно продемонстрировал, насколько отраженная оценка как источник информации о себе самом подвержена атрибутивным, проективным и иным искажениям в субъективном восприятии индивида. Совершенно очевидно, что «хмурость» Папы Римского на фотографии не имела и не могла иметь никакого отношения к испытуемым. Тем не менее реакция тех студентов, для которых Папа являлся референтной фигурой, была таковой, как если бы невербально выраженное неодобрение главы католической церкви адресовывалось им лично.
С этой точки зрения, обратная связь в большинстве случаев является более достоверным источником информации, поскольку предполагает достаточно прямую и адресную реакцию социального окружения на те или иные поступки индивида и его личностные качества. При этом, наряду с непосредственной обратной связью, существуют ее косвенные формы. Так, например, своеобразной обратной связью являются приглашения (или, напротив, неприглашения) к деловому сотрудничеству, совместному проведению досуга и т. п.
Под влиянием внешней и внутренней информации формируется такой важнейший с практической точки зрения элемент Я-концепции, как самооценка. По практически единодушному мнению социальных психологов, специализирующихся в самых разных прикладных сферах — от организационного до семейного консультирования, «люди, обладающие высокой самооценкой, имеют четкое представление о том, какими личностными качествами они обладают, думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, используют обратную связь для повышения самооценки и успешно справляются с трудными ситуациями. С другой стороны, люди с низкой самооценкой обладают менее ясными Я-концепциями, думают о себе плохо, часто останавливают свой выбор на нереальных целях или вообще избегают каких-либо целей, склонны к пессимистичному отношению к будущему, им также свойственны более неблагоприятные эмоциональные реакции на критику или иные виды негативной обратной связи и они более обеспокоены собственным социальным влиянием на других людей»1.
Широко известным подтверждением справедливости последнего утверждения является тот факт, что имеющиеся практически в каждой школе по-настоящему проблемные ученики, реально склонные к деструктивному и асоциальному поведению, как правило, крайне невысоко оценивают свои не только интеллектуальные, но и морально-нравственные качества. Не случайно один из наиболее известных в мире специалистов в области психотерапии детей и подростков — В. Сатир — рассматривала повышение самооценки как одно из основных средств модификации проблемного поведения.
Однако значение самооценки велико не только применительно к детским и детско-родительским отношениям, но и к гораздо более широкому социально-психологическому контексту. В этой связи совершенно закономерным выглядит тот факт, что большое количество исследований в зарубежной социальной психологии было направлено на изучение механизма поддержания самооценки в процессе межличностного взаимодействия. Одна из наиболее интересных концепций, описывающих такого рода механизмы, была разработана Э. Тессером. Он пытался понять, каким образом достижения значимых других влияют на самооценку индивида (стоит добавить, что отношения межличностной значимости рассматриваются в рамках данной концепции преимущественно, но не исключительно, с точки зрения аттракционных предпочтений). Э. Тессер пришел к выводу, что реакция на успех значимого другого зависит не только от степени его аттракционной привлекательности и референтности, но и от того, насколько сфера деятельности, в которой этот успех достигнут, соответствует самоопределению индивида. В зависимости от сочетания этих двух факторов будет иметь место или эффект сравнения, или эффект отражения. Разница между ними в концепции Э. Тессера сформулирована следующим образом: «Эффект сравнения. Когда другой человек превосходит нас в деятельности или определенном типе поведения релевантных нашему самоопределению, то чем больше его успех и чем ближе наши отношения, тем более велика угроза нашей самооценке. Мы чувствуем ревность, фрустрацию и даже гнев. Эффект отражения. Когда другой человек привосходит нас в деятельности или поведении нерелевантных нашему самоопределению, то чем больше его успех и чем ближе наши отношения, тем благоприятнее это отражается на нашей самооценке. Процесс отражения заставляет нас чувствовать себя позитивно и испытывать гордость за успех другого человека»1.
Концепция Э. Тессера получила подтверждение в целом ряде исследований. Повседневный жизненный опыт также свидетельствует о ее справедливости. Покупка нового автомобиля соседом, с которым поддерживаются добрые отношения, гораздо чаще вызывает у людей зависть и фрустрацию (при том обязательном условии, что они также автомобилисты), чем аналогичное приобретение незнакомого человека, проживающего на другой улице.
В целом основные положения Я-концепции, хотя и далеко не исчерпывают предметное содержание социальной психологии личности, позволяют практическому социальному психологу существенно упростить процедурную сторону оценки личностных особенностей тех или иных членов конкретного сообщества и дают ему интерпретационные «ключи», позволяющие сделать достоверные выводы на основе информации, полученной в процессе включенного и внешнего наблюдения, интервью и других относительно простых и экономичных методов исследования личности.
Это тем более важно в силу того, что практический социальный психолог, работающий с группами и организациями, решая практикоориентированные и прикладные проблемы управления, должен опираться на психологически выверенные теоретические наработки, в том числе и в сфере социальной психологии личности, без чего ему будет попросту невозможно решать даже самые «проходные», сиюминутные задачи профессионально адекватного сопровождения групповой жизнедеятельности.
Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007