ЛИЧНОСТЬ: АКТИВНОСТЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Активность личности
способность человека производить социально значимые преобразования в мире, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика А. л. — активная жизненная позиция человека. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЛИЧНОСТЬ: АКТИВНОСТЬ
способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Ее интегральная характеристика - активная жизненная позиция (-> активность; активность надситуативная; деятельность).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
от латинского activus – «деятельный»; от праславянского likъ – «лик, лицо» проявляется в волевых актах, в самоопределении и самополагании, когда человек для выполнения общественно значимой задачи, прикладывает усилия, не планируемые им до ее решения. А.л. в значительной степени зависит и детерминируется (как психологический процесс) уровнем духовнонравственного потенциала личности.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. А. л. зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента. А. л. может иметь разную направленность: быть социально полезной, прогрессивной или вредной, наносящей моральный и материальный ущерб другим людям. Ценными формами активности личности являются: защита гуманистических принципов, борьба с проявлением зла, самовоспитание у себя общечеловеческих качеств.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Активность личности
лат. activus — деятельный] — форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека как источника своего существования и развития; А. л. проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность "продолжает" себя в других людях, приобретая в них свою "отраженность". В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, А. л. характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, и/или действуя "надситуативно" т.е. за пределами своих исходных побуждений и целей. В.А. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью самоактуализации (А.Маслоу), самореализации (Ш.Бюлер) и трактовалась скорее как внутренняя движущая сила развития личности, а не ее инициативы, направленные на самореализацию, объективацию
(Д. Н.Узнадзе).
В последнее десятилетие в отечественной психологии разработана концепция А. л. и ее определение, связанное с масштабами, временем и пространством жизненного пути личности (К.А.Абульханова). А. л. рассматривается как высшая жизненная способность субъекта, целенаправленно организующего свой жизненный путь, в соответствии с типом своей личности. Выделены и эмпирически исследованы две основные формы А. л. - инициатива и ответственность, обнаружен их типологический характер, состоящий в преобладании одной из них и разном способе их связи у разных типов. В структуру А. л. включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность (в отличие от диады притязания - достижения у К. Л евина и Ф.Хоппе). Данная структура позволяет вскрыть особенности саморегуляции как совокупности процессов реализации притязаний и выявить механизм обратной связи удовлетворенности с притязаниями, обеспечивающий повышение или понижение их уровня и активности в целом.
А. л. проявляется в познании, в общении, в деятельности. Различие активности и деятельности заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность - личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (В.Н.Мясищев).

Источник: Акмеологический словарь.

Активность личности
от лат. activus — деятельный] — форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте — причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире. Более того, согласно концепции персонализации, «активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность “продолжает” себя в других людях, приобретая в них свою “отраженность”. В отличие от общественно значимых, однако стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели и/или действуя надситуативно, то есть за пределами своих исходных побуждений и целей»1. Подобная надситуативная активность — не что иное, как готовность и способность человека не ограничиваться заданными конкретной ситуацией требованиями и ориентироваться на непрагматические цели, существенно превышающие по своему уровню конкретную актуальную задачу. Помимо того, что в рамках реализации надситуативной активности личность, как правило, относительно легко преодолевает различные психологические барьеры, она способна подняться до подлинно творческой деятельности, интеллектуального «прорыва», продемонстрировать склонность к действенному альтруизму, «бескорыстному» риску, добиться резкого качественного повышения эффективности своей деятельности. Одна из форм проявления надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности — сверхнормативная активность. Это один из важнейших показателей высокой эффективности группы, характеризующий деятельность общности высокого уровня социально-психологического развития. Сверхнормативная активность может проявляться, например, в превышении средней индивидуальной и групповой нормы выработки. В группах низкого уровня развития предъявления индивидуальной сверхнормативной активности, как правило, воспринимаются негативно и оцениваются как предательство групповых интересов, рассматриваются как демонстративное поведение, имеющее целью выделиться, самоутвердиться за счет других членов общности, завоевать признание вне группы в ущерб ее престижу. Экспериментально сверхнормативную активность можно зафиксировать лишь в тех видах деятельности, где имеются четко разработанные официальные нормативы ее выполнения.
В современной социальной психологии проблема личностной активности получила наиболее детальное освещение в рамках теории спонтанности. Под спонтанностью понимается адекватная реакция индивида на новую для него ситуацию и новая, креативная реакция на старую, привычную ситуацию (Дж. Морено, Г. Лейтц и др.). По сути дела, и в первом, и во втором случаях речь идет именно о способности индивида воспринимать себя как субъекта. При этом, по мнению Дж. Морено, «индивид с высокой степенью спонтанности будет извлекать максимум из ресурсов, находящихся в его распоряжении, — из интеллекта, памяти или навыков, и может оставить далеко позади обладателя лучшими ресурсами, но наименьшим образом их использующего. В творчески одаренного индивида проникает спонтанность и вызывает в нем реакцию. На свет было произведено намного больше Микеланджело, но лишь один из них стал автором великих картин, из всех рожденных Бетховенов лишь один написал великие симфонии и лишь один из многих смог стать тем самым Иисусом из Назарета. Всех их объединяют творческие идеи, мотивация, интеллект, навыки и образование, а разъединяет та самая спонтанность, которая в удачных случаях дает возможность ее носителю воспользоваться в полном объеме имеющимися у него ресурсами, в то время как неудачники остаются в проигрыше, будучи обладателями своих сокровищ: они испытывают недостаток в разогревающих процессах (согласно теории спонтанности каждый по-настоящему значимый деятельностный акт требует предварительного “разогрева” (по полной аналогии с обязательной разминкой спортсмена перед стартом — В. И., М. К.)»1.
Для тестирования индивидуального уровня спонтанности Дж. Морено была разработана достаточно сложная поэтапная экспериментальная процедура. С использованием психодраматических техник моделировался ряд экстремальных, постепенно усложняющихся ситуаций типа: «в Вашем доме возник пожар — огонь подбирается к комнате, где спят ваши дети — ваша жена охвачена «паникой — телефон не работает — замок входной двери заклинило и т. д.» Ассистенты Дж. Морено фиксировали реакцию испытуемых и время, затраченное ими на принятие решения после очередной «вводной». На первом этапе эксперимента, таким образом, было протестировано более 300 испытуемых. На основе анализа их результатов и сопоставления с отчетами о поведении людей в реальных ситуациях аналогичных моделируемым в ходе эксперимента были выведены критерии оценки реакций по трем параметрам: временному, пространственному и содержательному. При этом, с точки зрения Дж. Морено, «расчет времени для реакции на возникающую ситуацию оказался главным фактором уместности. Необходимо было установить амплитуду минимальной и максимальной допустимой продолжительности каждого отдельного процесса разогрева в акт и общую ситуацию. ... Субъект получал положительную оценку, если его действия находились в пределах временного диапазона; отрицательная оценка давалась при продолжительности конкретного действия ниже минимума или выше максимума. Если процесс разогрева в представлении об опасности для детей проходит слишком медленно, то возникающее действие — вынести их в безопасное место — может запоздать. С другой стороны, при поспешности процесса разогрева каждое действие невозможно выполнить полностью, и результатом будет хаотичная серия непоследовательных действий»1.
Не менее важной при оценке реакции применительно к моделируемым в эксперименте ситуациям исследователям виделась и способность испытуемых к четкой ориентации в пространстве. В силу этого, «на основе наблюдений реальных ситуаций была также создана пространственная схема положений индивидов и их движений относительно изменяющихся целей. На нее наносили план дома и окрестностей, позицию субъекта в начале теста, позиции любого другого субъекта, входящего в ситуацию, местоположение каждого объекта в тесте, а также наиболее короткие маршруты к целям, раковина на кухне, комната детей, соседи и т. д. Для каждого акта была установлена амплитуда допустимых обходных путей, начиная от наиболее короткого из них. Субъект получал положительную оценку при попадании его движений в допустимые пределы и отрицательную, если лишние движения вредили цели действия»2.
Наиболее интересными с точки зрения характеристик активности личности представляются содержательные параметры оценки реакций. Как отмечает Дж. Морено, «огромное разнообразие реакций требовало системы подсчета, определяющей наибольшее соответствие действий в данный момент, в пределах систем ценностей, доминирующих в нашей культуре. ... Наименее допустимым было бегство с целью спасения собственной жизни, соседствующее с другим, наименее допустимым, — спасение собственности; на высшем уровне оказался человек, спасающий чью-либо жизнь (в одном из вариантов эксперимента, согласно сценарию, в доме ночуют несколько гостей — В. И., М. К.), и близко к высшему — роль родителя (спасающего жизнь родного человека). В структуре допустимых ролей были классифицированы альтернативы соответствующих реакций для каждой роли. Несмотря на одну и ту же цель, управляющую действиями нескольких субъектов, — первым делом спасти детей — их действия различались в соответствии. Один выводил их из дома к соседям; другой переносил в следующую комнату, оставляя их в опасной зоне; третий пытался выпрыгнуть из окна с обоими детьми на руках, что было излишним риском»3.
На втором этапе исследования реакция испытуемого на каждую вводную экспериментатора оценивалась по трем указанным параметрам и если она не вписывалась в допустимый диапазон по любому из них, участие индивида в эксперименте на этом заканчивалось. Индивидуальная спонтанность оценивался через уровень ситуативной сложности с которым мог справиться испытуемый. Как пишет Дж. Морено, «при обращении к высшим уровням спонтанного соответствия большое значение имеет выносливость субъекта при принятии непредвиденных ситуаций и в адекватной реакции на них»4. По результатам эксперимента была выявлена «группа субъектов, не сумевшая пройти первую ситуацию, поскольку они выбегали наружу, спасаясь или призывая на помощь. Другая группа субъектов с большей или меньшей адекватностью прореагировавшая на первую ситуацию, добралась до второго случая, когда в доме появлялась мать субъекта или мать детей. Здесь их спонтанная находчивость истощалась; «они теряли головы», позволяя обезумевшей матери войти в комнату малышей, или слишком поздно спохватывались звонить пожарным.
Следующая группа субъектов без труда дошла до третьего уровня чрезвычайности; еще меньшее количество — до четвертого и совсем мало — до пятого уровня. По мере накопления уровней чрезвычайности выяснилось, что количество неожиданностей, преодолеваемых субъектом, было показателем диапазона его спонтанности. Незаметно подкрадывающееся начало спада и потери спонтанности характеризовалось неадекватным восприятием роли, плохим расчетом времени и пустой тратой движения»1.
Основываясь на результатах описанного эксперимента и собственном психотерапевтическом опыте, Дж. Морено пришел к двум важным выводам. Во-первых, спонтанность является универсальным и врожденным человеческим качеством, которым изначально обладает каждый ребенок. Однако эта способность проявлять личностную активность может быть серьезно депривирована в результате дисфункционального родительского воздействия, негативного личностного опыта, деструктивного социального научения и т. п. Во-вторых, спонтанность можно восстанавливать и развивать посредством специальных методов психотерапевтического и психокоррекционного развития. Конечной стратегической целью психодрама-терапии и является, по сути дела, полное воссоединение индивида со своей природной спонтанностью.
Также необходимо отметить, что спонтанная личностная активность в целом ряде случаев может стимулироваться и сугубо социально-психологическими методами. К ним следует в первую очередь отнести мероприятия, направленные на создание высокофункциональных групп типа команда — коллектив, демократический стиль лидерства, делегирование полномочий и предоставление членам сообщества свободы действий на пути движения к общей цели. Последнее особенно важно. Как отмечает Т. Амбайл, «внутренняя мотивация — а соответственно, и творческая активность — резко повышаются, когда люди получают право самостоятельно выбирать способы достижения цели, но не цель как таковую»2. Здесь же выделяются шесть наиболее значимых, с точки зрения стимулирования творческой активности личности в организационном контексте, факторов: постановка задачи, свобода действий, ресурсы, состав рабочей группы, поощрение непосредственных руководителей и организационная поддержка. Практика организационной психологии и психологии менеджмента отчетливо показывает, что без проявлений и целенаправленного использования надситуативной личностной активности попросту невозможны разработка и внедрение сколько-нибудь значимых инновационных проектов, принятие ответственных решений, поиск эффективных выходов из сложных ситуаций.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что активность личности, если она совершенно не соответствует социальным нормам и при этом полностью игнорирует интересы других людей, приобретает отчетливо выраженный деструктивный характер. По справедливому замечанию Г. Лейтц, «...сама по себе спонтанность еще не способствует творческому процессу. Без смысловых связей и связью с действительностью она нередко оказывает такое же деструктивное действие, что и спонтанный недеференцированный рост клеток раковой опухоли, который не подчиняется принципам формирования организма»1. Наиболее отчетливым примером разрушительных и социально опасных проявлений в этом плане является надситуативная активность психопатов и социопатов.
Практический социальный психолог в качестве одной из своих профессиональных задач должен видеть всяческую поддержку личностной активности особенно в ее надситуативных проявлениях, в то же время не упуская из вида тот факт, что нередко надситуативная активность может иметь и асоциальную, а порой и антисоциальную направленность, а последствия связанного с подобной активностью индивидиуально-специфического влияния могут пагубно влиять и на социально-психологический климат в сообществе в целом, и на развитие личности отдельных его членов.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.92 кб

Социальная активность личности и риски

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждается проблема риск-потенциала социальной активности личности; раскрыты характеристики инстанций личности с позиции риск-порождения и социальной активности; развивается авторский подход к изучению субъективной оценк
Читать PDF
295.26 кб

Мотивационная сфера личностной активности

С. А. Шавель
Рассматриваются социологические аспекты мотивации личностной активности, мотивационная сфера личности как система мотивов, понимание мотива как личностного смысла и побуждения, индуцированного стимулом.
Читать PDF
177.91 кб

Стереотипы психической активности личности

Берулава Г.А., Берулава М.М.
В статье излагаются основы теоретической концепции стереотипов психической активности. Рассматривается роль сферы бессознательно в функционировании стереотипных форм психической активности.
Читать PDF
225.96 кб

Социальная активность личности пожилых людей

Остапчук Н.В., Сурнина О.Е., Лебедева Е.В.
В статье приводятся данные эмпирических исследований, посвященные социальной активности личности пожилых людей, определены ведущие потребности в позднем возрасте и их взаимосвязь с деятельностью.
Читать PDF
344.14 кб

Генезис радикальной протестной активности личности

Гусейнов Александр Шамильевич
В статье в рамках субъектно-бытийного подхода рассматриваются причины радикальной протестной активности личности.
Читать PDF
219.19 кб

Творчество как способ и условие активности личности

Макарова Татьяна Алексеевна
Творчество рассматривается чаще всего безотносительно к субъекту, хотя реализация и развитие сущностных сил, его творческих способностей и является, по сути, основной целью и сущностью творчества, в данной статье предпринимается п
Читать PDF
337.06 кб

Уточненная модель инновационной активности личности

Терехова Татьяна Александровна, Попов Станислав Алексеевич
В статье представлена уточненная модель инновационной активности личности, призванная обеспечить большие предсказательные возможности по сравнению с концептуальной моделью, описанной в журнале «Психология в экономике и управлении»
Читать PDF
375.55 кб

Компетентность как потенциальная активность личности

Ильязова Марьям Даниловна
Рассматривается построение модели выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к результатам образования. Представлены результаты теоретического этапа исследования.
Читать PDF
255.12 кб

Концепция структуры инновационной активности личности

Терехова Татьяна Александровна
В статье выделена структура инновационной активности личности.
Читать PDF
138.56 кб

Субъектная активность как условие личностного здоровья

Сокольская Марина Вячеславовн
В статье анализируется уровневая структура психического здоровья человека и предлагается авторская концепция одного из уровней данной структуры личностного здоровья, описывается его интегративный критерий субъективное благополучие
Читать PDF
261.50 кб

К проблеме стереотипов психической активности личности

Берулава М.М.
Предложен новый методологический подход к анализу и исследованию стереотипных форм психической активности личности, актуализируемых через сферу бессознательного.
Читать PDF
356.34 кб

СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Бехтер Анна Александровна, Филатова Олеся Анатольевна
В статье рассматривается совладающее поведение личности в контексте психологии субъекта и субъектной активности.
Читать PDF
89.57 кб

К вопросу о детерминации активности в развитии личности

Кубарев Вячеслав Сергеевич
В статье анализируется проблема детерминации активности в процессе развития личности. Рассматриваются типы активности, классифицируемые на основании их временного источника.
Читать PDF
2.71 мб

Учебная активность студента как фактор развития личности

Левина Мария Михайловна
Читать PDF
207.07 кб

Активность в структуре духовности личности студентов РУДН

Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.

Похожие термины:

  • принцип активности сознания личности

    принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный ре